Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и Ш.

ФИО: Юрина И.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1830
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и Ш.
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад №203 «Непоседы»»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект индивидуального занятия по 

дифференциации звуков [С] – [Ш] с ребенком старшего дошкольного возраста.

Составила:

учитель-логопед 

первой квалификационной категории

Юрина Ирина Николаевна

Чебоксары 2023

Программное содержание:

 

Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях;
  • Учить различать эти звуки на слух и в произношении;
  • Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
  • Знать артикуляционные упражнения;
  • Знать графический образ букв: «Ш» и «С»;

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух;
  • Способствовать развитию логического мышления;
  • Совершенствовать слуховое внимание, память;
  • Развивать целостное восприятие;
  • Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • Воспитание стремления овладеть правильной речью;
  • Воспитание самостоятельности и инициативности.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики; изображение замка Гласных звуков; картинки для «кочек» с изображением предметов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; цветы с изображением предметов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш], корзинки; буквы «С» и «Ш», лист с буквами для штриховки, карандаш.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Заходит ребёнок, здоровается!

– Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю тебя в деревню к бабушке погулять в волшебном лесу.

Ребенок и логопед садятся к зеркалу.

  1. 2. Артикуляционная гимнастика.

– Покажи, как ты рада, улыбнись. (Упражнение «улыбочка»).

(Упражнение «Качели»)

На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз, 
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок. (Упражнение «Лопатка»).
Язычок лопаткой положи, 
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.

-Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно. (Упражнение «Накажем непослушный язычок»).

– Но перед тем как мы отправимся в лес, попьем у бабушки чай, давай посмотрим, какие у нее есть чашечки. (Упражнение «Чашечка»).

Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.

  1. – А сейчас закрой глазки и представь, что мы в лесу. Открой теперь глазки и покажи, какие там большие деревья (поднимает руки).

-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками).

-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками).

-Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Характеристика звуков.

– Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш).

– Как подул холодный ветер? (С-с-с). 

– Сегодня мы будем повторять звуки [С] и [Ш].

– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).

– Какой у нас звук [С]? Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.

– В какой букве живет этот звук? Найди. (Перед ребенком на столе лежат три буквы, ребенок выбирает нужную.)

– Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). В каком положении губы? (заборчик в улыбке).  Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

– Какой звук [Ш]? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.

– В какой букве живет этот звук? Найди. (Перед ребенком на столе лежат три буквы, ребенок выбирает нужную.)

  1. Отработка в слогах.

– Решили звуки отправиться в путешествие по лесу. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).

– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось? (слог СА)…(СО, СУ, СЫ, ША, ШО, ШУ, ШЫ)

  1. Динамическая пауза. Отработка в словах.

– Отправляемся дальше. Нам нужно будет перейти болотистое место по кочкам. Посмотри на кочку и правильно назови предметы. (На полу лежат большие картинки с изображение предметов со звуками [C] справа и [Ш] слева, ребенок называет что изображено, потом встает на картинку: санки, лиса, автобус, шапка, кошка, камыш.)

  1. – Мы дошли до цветочной поляны, здесь растут необычные цветы, а волшебные. Будем собирать их в корзинки. В одну корзинку положим цветы, где нарисован предмет, в названии которого есть звук [С], а в другую – в названии которого есть звук [Ш]. (На ковре лежат ромашки, вместо цветоложе у них нарисованы предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ш].)
  2. Отработка в предложениях.

– Молодец, мы собрали много цветов. Отнесем их нашей бабушке. А пока мы идем помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.

1) Кошка ловит «миску»,

Мама моет «мышку».

2) Пожарный носит «кашку»,

Саша ела «каску».

3) Танцует Миша в «Машке»

Конфету дали «маске».

– У тебя все получилось!

  1. Мелкая моторика рук.

– Вот и вернулись мы обратно. С какими звуками мы путешествовали? (Со звуками [С] и [Ш]).

– Cейчас мы их будем заштриховывать, а потом покажем бабушке. (Ребёнок штрихует буквы «С» и «Ш»).

– Молодец!

  1. Итог занятия.

– Тебе понравилось путешествие? 

– Зачем мы это всё делали? (Мы учились различать звуки С и Ш.)

– Правильно. До свидания. 

 

Список литературы:

  1. Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  2. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.