Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №203 «Непоседы»»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект индивидуального занятия по
дифференциации звуков [С] – [Ш] с ребенком старшего дошкольного возраста.
Составила:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Юрина Ирина Николаевна
Чебоксары 2023
Программное содержание:
Цель: дифференциация звуков [С] – [Ш].
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях;
- Учить различать эти звуки на слух и в произношении;
- Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля;
- Знать артикуляционные упражнения;
- Знать графический образ букв: «Ш» и «С»;
Развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Способствовать развитию логического мышления;
- Совершенствовать слуховое внимание, память;
- Развивать целостное восприятие;
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание стремления овладеть правильной речью;
- Воспитание самостоятельности и инициативности.
Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики; изображение замка Гласных звуков; картинки для «кочек» с изображением предметов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]; цветы с изображением предметов, в названии которых есть звуки [С] и [Ш], корзинки; буквы «С» и «Ш», лист с буквами для штриховки, карандаш.
Ход занятия
- Организационный момент.
Заходит ребёнок, здоровается!
– Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю тебя в деревню к бабушке погулять в волшебном лесу.
Ребенок и логопед садятся к зеркалу.
- 2. Артикуляционная гимнастика.
– Покажи, как ты рада, улыбнись. (Упражнение «улыбочка»).
(Упражнение «Качели»)
На качелях я качаюсь
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь в низ.
– Устал язычок. (Упражнение «Лопатка»).
Язычок лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
-Перестал язык нас слушать, наказать его нам нужно. (Упражнение «Накажем непослушный язычок»).
– Но перед тем как мы отправимся в лес, попьем у бабушки чай, давай посмотрим, какие у нее есть чашечки. (Упражнение «Чашечка»).
Язычок лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
- – А сейчас закрой глазки и представь, что мы в лесу. Открой теперь глазки и покажи, какие там большие деревья (поднимает руки).
-Подул теплый ветер-Ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелит пальчиками).
-Подул холодный ветер-С-с-с, закачались сосны (покачивается и машет руками).
-Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Характеристика звуков.
– Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш).
– Как подул холодный ветер? (С-с-с).
– Сегодня мы будем повторять звуки [С] и [Ш].
– Произнеси звук [С]. Где находится язычок? (внизу). В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (холодный).
– Какой у нас звук [С]? Звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
– В какой букве живет этот звук? Найди. (Перед ребенком на столе лежат три буквы, ребенок выбирает нужную.)
– Произнеси звук [Ш]. где находится язычок? (вверху). В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).
– Какой звук [Ш]? Звук [Ш] – согласный, твёрдый, глухой.
– В какой букве живет этот звук? Найди. (Перед ребенком на столе лежат три буквы, ребенок выбирает нужную.)
- Отработка в слогах.
– Решили звуки отправиться в путешествие по лесу. И мы отправимся вместе с ними. Вот подошли звуки к Красному замку, какие звуки в нем живут? (гласные).
– Давай подружим звуки С и Ш с гласными звуками. Звук С подружился со звуком А, что получилось? (слог СА)…(СО, СУ, СЫ, ША, ШО, ШУ, ШЫ)
- Динамическая пауза. Отработка в словах.
– Отправляемся дальше. Нам нужно будет перейти болотистое место по кочкам. Посмотри на кочку и правильно назови предметы. (На полу лежат большие картинки с изображение предметов со звуками [C] справа и [Ш] слева, ребенок называет что изображено, потом встает на картинку: санки, лиса, автобус, шапка, кошка, камыш.)
- – Мы дошли до цветочной поляны, здесь растут необычные цветы, а волшебные. Будем собирать их в корзинки. В одну корзинку положим цветы, где нарисован предмет, в названии которого есть звук [С], а в другую – в названии которого есть звук [Ш]. (На ковре лежат ромашки, вместо цветоложе у них нарисованы предметы, в названии которых есть звуки [С] и [Ш].)
- Отработка в предложениях.
– Молодец, мы собрали много цветов. Отнесем их нашей бабушке. А пока мы идем помоги вернуть звуки и слова на место и произнеси рифмовки правильно.
1) Кошка ловит «миску»,
Мама моет «мышку».
2) Пожарный носит «кашку»,
Саша ела «каску».
3) Танцует Миша в «Машке»
Конфету дали «маске».
– У тебя все получилось!
- Мелкая моторика рук.
– Вот и вернулись мы обратно. С какими звуками мы путешествовали? (Со звуками [С] и [Ш]).
– Cейчас мы их будем заштриховывать, а потом покажем бабушке. (Ребёнок штрихует буквы «С» и «Ш»).
– Молодец!
- Итог занятия.
– Тебе понравилось путешествие?
– Зачем мы это всё делали? (Мы учились различать звуки С и Ш.)
– Правильно. До свидания.
Список литературы:
- Борисова Е.А. Б82 Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Корона-Принт, 2014 г.