РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Родной русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения: технологический
для профессиональных образовательных организаций
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 21 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Родной русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 Машинист крана (крановщик).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК-1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК- 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК- 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК- 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК- 5 | Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК-6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК- 7 | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают: |
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПРб 01 | Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПРб 02 | Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПРб 03 | Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПРб 04. | Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
ПРб 05. | Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой |
ПРб 06. | Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка |
ПРб 07 | Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения |
ПРб 08 | Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях |
ПРб 09 | Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания |
ПРб 10 | Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Максимальная учебная нагрузка(всего) | 39 |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 39 |
Основное содержание | 39 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 11 |
практические занятия | 27 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем
в часах |
Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Основное содержание | |||
Раздел 1 | Раздел I. Коммуникативная компетенция | 15 | ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Основное содержание | |||
Тема 1.1.
Тема 1.2 |
Язык и речь. Виды речевого общения. Речевая ситуация | 1 | ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР 02, ОК… |
Практическое занятие №1
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе. |
1 | ||
Тема 1.3 | Практическое занятие №2
Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. |
1 | ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Тема 1.4
Тема 1.5. |
Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Научный стиль речи. Доклад, статья, сообщение, аннотация. | 1 | ||
Тема 1.6 | Практическое занятие №3
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Тема 1.7
Тема 1.8 Тема 1.9 |
Практическое занятие №4
Разговорный стиль, разговорная речь, сферы ее использования, назначение,признаки. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК… |
Практическое занятие №5
Художественный стиль и его признаки: образность, изобразительно- выразительные средства. |
1 | ||
Устная и письменная речь. | 1 | ||
Тема .1.10
Тема.1.11 Тема 1.12 |
Практическое занятие №6
Основные особенности устной и письменной речи. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР 08, ОК… |
Практическое занятие №7
Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. |
1 | ||
Практическое занятие №8
Диалог в ситуации межкультурной коммуникации. |
1 | ||
Тема 1.13
Тема 1.14 |
Совершенствование культуры восприятия устной речи (аудирование). | 1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Совершенствование культуры восприятия устной речи (аудирование). | 1 | ||
Тема 1.15 | Практическое занятие №9
Итоговая самостоятельная работа по разделу |
1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Основное содержание | |||
Раздел 2
Тема 2.1 |
Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенция | 19 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07,
МР 08, МР 09, ОК… |
Практическое занятие №10
Русский язык в современном мире. Русский язык в РФ. |
1 | ||
Тема 2.2
Тема 2.3 |
Практическое занятие №11
Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. |
1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК… |
Практическое занятие №12
Формы существования языка (литературный язык,просторечие, народные говоры и т. д). |
1 | ||
Тема 2.4
Тема 2.5 |
Литературный язык и язык художественной литературы. | 1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК… |
Система языка. | 1 | ||
Практическое занятие №13
Понятие о системе языка. |
1 | ||
Тема 2.6
Тема2.7 |
Практическое занятие №14
Текст и его место в системе языка и речи. Практическое занятие № 15 Редактирование и составление текста |
1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК… |
Практическое занятие № 16
Проблема, обсуждаемая автором исходного текста |
1 | ||
Тема 2.8 | 24. Практическое занятие №17
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. |
1 | ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Тема 2.9 | Понятие о точности, ясности, чистоте, логичности, образности, выразительности речи. Культура речи. | 1 | |
Тема 2.10 | Практическое занятие №18
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК… |
Тема 2.11 | Практическое занятие №19
Овладение речевой культурой с использованием технических средств. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК… |
Основные нормы современного литературного прзношения. | 1 | ||
Тема 2.12 | Практическое занятие №20
Лексические нормы. Употребление слова в соответствии с его лексическим значением. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК… |
Практическое занятие №21
Грамматические нормы. Правильное построение предложений с обособленными членами. |
1 | ||
Тема 2.13 | Практическое занятие № 22
Правильное построение предложений с обособленными членами. |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК… |
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. . Практическое занятие №23
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. |
1 | ||
Тема 2.14 | Практическое занятие №24
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста |
1 | ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09, ОК… |
Практическое занятие №25
Итоговая самостоятельная работа по разделу |
1 | ||
Раздел 3 | Культуроведческая компетенция | 5 | ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 08, МР 09, ОК… |
Основное содержание | |||
Тема 3.1
Тема 3.2 |
Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. | 1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК… |
Русские пословицы и поговорки. Русские имена. | 1 | ||
Практическое занятие №26
Русский язык и культура других народов. |
1 | ||
Тема 3.3 | Повторение
Практическое занятие № 27 Синтаксический практикум |
1 | ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 07, МР 08, ОК… |
Промежуточная аттестация (экзамен) | 1 | ||
Всего: | 39 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
- Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. – 409 с. – (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). – ISBN 978-5-4468-5987-0
3.2.2. Дополнительные источники
- Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
- Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
- Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
- Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Методы оценки |
ПРб 01
ПРб 02 ПРб 03 ПРб 04 |
Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена |