Рабочая программа по родному русскому языку для СПО.

ФИО: Коновалова Ю.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1834
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Рабочая программа по родному русскому языку для СПО.
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Родной русский язык» (базовый уровень)

профиль обучения: технологический

для профессиональных образовательных организаций

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                                                                  5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Родной русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.17 Машинист крана (крановщик).

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: 

Код Наименование результата обучения
ОК-1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК- 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК- 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК- 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК-  5 Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК- 7 Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

 

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).

Коды результатов Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
ЛР 01 российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
ЛР 04 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире
ЛР 06 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
ЛР 07 навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
ЛР 09 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
ЛР 13 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
МР 02 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты
МР 04 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
МР 08 владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
МР 09 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
ПРб 01 Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике
ПРб 02 Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
ПРб 03 Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
ПРб 06. Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
ПРб 07 Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
ПРб 08 Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
ПРб 09 Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
ПРб 10 Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

 

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем в часах
Максимальная учебная нагрузка(всего) 39
Объем образовательной программы учебной дисциплины 39
Основное содержание 39
в т. ч.:
теоретическое обучение 11
практические занятия  27
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) 1

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем

в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы
1 2 3 4
Основное содержание
Раздел 1 Раздел I. Коммуникативная компетенция 15 ПРб 02, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание
Тема 1.1.

Тема 1.2

Язык и  речь. Виды речевого  общения. Речевая  ситуация 1 ПРб 02, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, 

МР 02, 

ОК…

Практическое занятие №1

Речевое общение как форма  взаимодействия людей в процессе.

1
Тема 1.3 Практическое занятие №2

Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное.

1 ПРб 02, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, 

ОК…

Тема 1.4

Тема 1.5.

Речевая ситуация и ее компоненты. 1 ПРб 02, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, 

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, 

ОК…

Научный стиль  речи. Доклад, статья,  сообщение, аннотация. 1
Тема 1.6 Практическое занятие №3

Основные  жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Тема 1.7

     Тема 1.8

     Тема 1.9

Практическое занятие №4

Разговорный стиль, разговорная речь,  сферы ее использования, назначение,признаки.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, 

МР 08, 

ОК…

Практическое занятие №5

Художественный стиль и  его признаки: образность, изобразительно- выразительные средства.

1
Устная и письменная речь. 1
    Тема .1.10

Тема.1.11

Тема 1.12

Практическое занятие №6

Основные особенности устной и письменной речи.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, 

МР 08, 

ОК…

Практическое занятие №7

Развитие умений монологической и  диалогической речи в разных сферах общения.

1
Практическое занятие №8

Диалог в ситуации межкультурной  коммуникации.

1
Тема 1.13

Тема 1.14

Совершенствование  культуры восприятия устной   речи (аудирование). 1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 06, ЛР 07, 

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Совершенствование  культуры восприятия устной  речи (аудирование). 1
Тема 1.15 Практическое занятие №9

Итоговая самостоятельная работа по разделу

1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание
Раздел 2

Тема 2.1

Языковая и лингвистическая (языковедческая)компетенция 19 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, 

МР 08, МР 09, 

ОК…

Практическое занятие №10

Русский язык в современном мире. Русский язык в РФ.

1
Тема 2.2

Тема 2.3

Практическое занятие №11

Русский  язык в кругу языков народов России.  Русский язык в ПМР.

1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09, 

ОК…

Практическое занятие №12

Формы существования языка (литературный язык,просторечие, народные говоры  и т. д).

1
Тема 2.4

Тема 2.5

Литературный язык и язык  художественной литературы. 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 08, МР 09, 

ОК…

Система языка. 1
Практическое занятие №13

Понятие о системе языка.

1
Тема 2.6

Тема2.7

Практическое занятие №14

Текст и его место в системе языка и речи.

Практическое занятие № 15 

Редактирование и составление текста

1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13,

МР 08, МР 09, 

ОК…

Практическое занятие № 16

Проблема, обсуждаемая автором исходного текста

1
Тема 2.8 24. Практическое занятие №17

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Тема 2.9 Понятие о точности, ясности, чистоте, логичности, образности, выразительности речи. Культура речи. 1
Тема 2.10 Практическое занятие №18

Основные аспекты культуры речи:  нормативный, коммуникативный и  этический.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,

ОК…

Тема 2.11 Практическое занятие №19

Овладение  речевой культурой с использованием технических средств.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 01, ЛР 04, 

МР 04, МР 09, 

ОК…

Основные нормы  современного литературного  прзношения. 1
Тема 2.12 Практическое занятие №20

Лексические нормы. Употребление слова в соответствии с его лексическим значением.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 01, ЛР 04, 

МР 04, МР 09, 

ОК…

Практическое занятие №21

Грамматические нормы. Правильное построение предложений с обособленными членами.

1
Тема 2.13 Практическое занятие № 22 

Правильное построение предложений с обособленными членами.

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 01, ЛР 04, 

МР 04, МР 09, 

ОК

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. . Практическое занятие №23

Орфографические нормы. Разделы русской  орфографии и основные принципы написания.

1
Тема 2.14 Практическое занятие №24

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста

1 ПРб 01, ПРб 03, 

ЛР 01, ЛР 04, 

МР 04, МР 09, 

ОК…

Практическое занятие №25

Итоговая самостоятельная работа по разделу

1
Раздел 3 Культуроведческая компетенция 5 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, 

ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание
Тема 3.1

Тема 3.2

Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. 1 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, 

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК

Русские пословицы и поговорки. Русские  имена. 1
Практическое занятие №26

Русский язык и культура других народов.

1
Тема 3.3 Повторение

Практическое занятие № 27

Синтаксический практикум

1 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02,

ЛР 07, 

МР 08, 

ОК… 

Промежуточная аттестация (экзамен) 1
Всего: 39

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.  

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • комплект электронных видеоматериалов;
  • задания для контрольных работ;
  • профессионально ориентированные задания;
  • материалы экзамена.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор с экраном.

Залы:

Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные издания

  1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. – 409 с. – (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). – ISBN 978-5-4468-5987-0

3.2.2. Дополнительные источники 

  1. Лобачева, Н.А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
  2. Лобачева, Н.А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1. 
  3. Лобачева, Н.А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4. 
  4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

 

  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения Методы оценки
ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03

ПРб 04

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров, сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц, сочинений, эссе (в том числе профессионально ориентированных), заданий экзамена