Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Парусок»
«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Составила:
Максимова Маргарита Геннадьевна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
2023 г.
Слайд 1
«Формирование финансовой грамотности дошкольников
в игровой деятельности»
Слайд 2
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Слайд 3
Финансовая грамотность — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).
Слайд 4
Основные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас понятиями: « деньги», «цена», «товар», «услуга», «доход», «расход», «семейный бюджет» и т.д.; способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения; стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений; сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность; воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации; воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему .
Слайд 5
На слайде представлены Формы игровой деятельности по экономическому воспитанию сюжетно-ролевые игры ю дидактические игры ю интеллектуальные игры и развлечения ю театрализованные мини-постановки ю игровые образовательные ситуации
Слайд 6
Рассмотрим каждую из этих форм Сюжетно-ролевые игры.
«Магазин»; «кафе»; «аптека»; «сбербанк»; «поход в театр»; «цирк»; «магазин игрушек»
Цель: закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги, дать новое понятие «товар», «цена», «покупка»; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. В сюжетно-ролевой игре участники учатся действовать в различных профессиональных компетенциях, то есть примеряют роли специалистов: от продавца до бухгалтера, менеджера, кассира – оператора и др.
Слайд 7
Дидактические игры Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.
Есть готовые игры: «Лото по финансовой грамотности»
«Математические пазлы»
«Теневое лото по экономике»
Игры по Различным профессиям»
«Наполни копилку»
Дидактические игры, которые можно сделать своими руками:
«Что дешевле» Цель: Ориентировка в цене товара; «Что и когда лучше продавать» Цель: Спрос товара от времени года.
Слайд 8 «Круги Луллия по финансовой грамотности»; «Что можно и нельзя купить за деньги»;
Слайд 9 «Размен монет» и тд.
Слайд 10
Интеллектуальные игры и развлечения Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Развлечение «Азбука денег.» Интеллектуальные игры способствуют развитию мыслительных способностей ребенка, умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию. Набор заданий в интелектуальных играх могут быть математического характера, ребусы но соответствовать знаниям детей. Эти игры проводятся на завершающем этапе работы. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям.
Слайд 11
Театрализованные мини-постановки имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр. Театрализованные мини-постановки Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое. Сказка «Муха – Цокотуха» Чуковского; «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино» Толстого; «Огниво» Андерсен и многие другие.
Слайд 12
Теневой театр. Сказка «Как мужик корову продавал» Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Слайд 13 Игровые образовательные ситуации (обучение на примере разбора конкретной ситуации)
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Слайд 14
Ожидаемые результаты по формированию финансовой грамотности в игровой деятельности:
Дети должны понять, что… Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
Финансы – это интересно и увлекательно. заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.