Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерный гений»

ФИО: Бобков А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1854
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерный гений»
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

«КОМПЬЮТЕРНЫЙ  ГЕНИЙ»

Направленность: техническая

Уровень: базовый

Возраст учащихся: 12-17 лет

Срок реализации: 1 год

Составители: 

методист Баркова К.И.,

педагог дополнительного образования Бобков А.Н.

Норильск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы …………………………………………. 3
  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………….
3
  1. Цель и задачи программы …………………………………………………………………………………
4
  1. Содержание программы ……………………………………………………………………………………
5
  1. Учебный план …………………………………………………………………………………………..
5
  1. Содержание учебного плана ………………………………………………………………………
5
  1. Планируемые результаты …………………………………………………………………………………
10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ………………………………….. 11
2.1. Календарный учебный график ………………………………………………………………………… 11
2.2. Рабочая программа …………………………………………………………………………………………. 11
2.3. Условия реализации программы ……………………………………………………………………… 12
2.4. Формы аттестации и контроля ………………………………………………………………………… 12
2.5. Оценочные материалы ……………………………………………………………………………………. 13
2.6. Методические материалы ……………………………………………………………………………….. 14
Список литературы для педагога ……………………………………………………………………………… 19
Список литературы для родителей и учащихся ………………………………………………………… 20
Приложения ……………………………………………………………………………………………………………. 21

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерный гений» (ДООП) имеет техническую направленность.

Уровень сложности осваиваемого материала – базовый. 

Содержание программы позволяет познакомить учащихся с основами технической стороны процесса программной настройки компьютера. В процессе обучения подростки получают все необходимые знания и умения, позволяющие им выполнять основные работы по настройке компьютерного оборудования. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с требованиями к безопасности при использовании компьютера, основами авторского права на программное обеспечение, осваивают технические приёмы по обслуживанию компьютеров и учатся самостоятельно устранять возникающие неисправности, связанные с программным обеспечением.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и возможностей учащихся к дальнейшему самостоятельному развитию.

Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования, а именно:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196, с изменениями от 30.09.2020 № 533);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242);
  • Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Региональный модельный центр Красноярского края, 2021);
  • Устав и локальные акты учреждения.

Актуальность. Информационные технологии развиваются очень быстро. Они стали настолько доступны, просты и связаны с нашей повседневной жизнью, что уже мало кто считает компьютеры устройствами для профессионалов. 

Компьютер прочно вошёл в жизнь людей, начиная с самого раннего возраста, помогая не только овладевать информацией, но и общаться и решать различные глобальные задачи. Это открывает новые возможности в обучении и развитии, и весьма полезно для учащихся. Можно делать домашние задания, удобно вести исследовательскую работу, просматривая различные энциклопедии в интернете, пользоваться обучающими программами, смотреть познавательные фильмы. Сегодня человек признается грамотным, если он умеет работать с компьютером, который считается средством общения с окружающим миром. С помощью компьютера человек чувствует себя более комфортно как на работе, так и дома. Но когда столь важный рабочий инструмент выходит из строя, то многие не видят иного выхода и отдают компьютер в ремонт соответствующие сервисные центры. И в такие моменты как никогда полезными могут оказаться знания по способам диагностики своего оборудования и возможным приёмам самостоятельного устранения выявленных проблем.  

В территориально ограниченном городе Норильске, ДООП «Компьютерный гений» является уникальной практико-ориентированной программой, способствующей развитию реальных практических навыков учащихся в области настройки компьютерного программного обеспечения. В перспективе эти практические навыки пригодятся учащимся в учёбе и при выборе профессии из ИТ-области.

Отличительные особенности, новизна. Освоение программы обеспечивает понимание общих принципов устройства и работы компьютера, формирование умения настраивать операционную систему Windows при помощи специального программного обеспечения, которое позволяет осуществлять поиск и устранение неисправностей компьютерного оборудования. Также программа даёт понимание информационной культуры при работе в сети Интернет, помогает учащимся осознать, что неполадки в компьютерном оборудовании не являются чем-то секретным и не поддающимся исправлению. Она способствует повышению информационно-коммуникационных компетенций учащихся, расширению представлений о возможностях Интернета и возникающих рисках при его использовании.

Адресат программы. Программа ориентирована на подростков 12-17 лет, уверенно владеющих начальными навыками работы на персональном компьютере. Количество учащихся в группе должно соответствовать количеству компьютеров в учебном кабинете и не превышать 15 человек. 

Группы формируются из учащихся преимущественно одного возраста.  В случае набора разновозрастных групп, комплектование осуществляется исходя из уровня подготовки. Данный способ комплектования является наиболее оптимальным и будет способствовать лучшему усвоению учебного материала учащимися. 

Срок освоения – 1 год. 

Объём программы – 144 учебных часа. 

В зависимости от индивидуальных возможностей и интересов детей, уровня усвоения знаний, материально-технического оснащения и др., количество учебных часов, отведенное на изучение темы, раздела программы, может варьироваться (не более 30% от объема отведенных на тему или раздел часов) с сохранением общего количества часов на учебный год.

Форма обучения – очная, в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по ДООП в МБУ ДО «ЦВР». 

Формы реализации образовательной программы. Основная форма организации учебной деятельности – групповое учебное занятие. Основные формы работы на занятии: индивидуальная и фронтальная.

Реализация разделов или отдельных тем программы может осуществляться с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) (в соответствии с организационно-распорядительными документами Центра). 

Режим занятий. Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 минут. Продолжительность одного учебного (академического) часа составляет 45 минут. 

Кроме того, для осуществления дифференцированного подхода к обучению, с целью подготовки к конкурсам, развития проектно-исследовательских навыков учащихся желательно предусмотреть индивидуальные занятия со способными учащимися.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программыформирование технической и информационно-коммуникационной компетенций учащихся через освоение знаний и умений по настройке программного обеспечения компьютерного оборудования. 

Задачи курса обучения:

  • сформировать цельное представление о многообразии современной вычислительной техники;
  • научить устанавливать и настраивать операционную систему Windows и популярные прикладные программы; 
  • сформировать нормы информационной безопасности, избирательности и этики;
  • развивать логическое мышление, творческий и познавательный потенциал учащихся, их коммуникативные способности; 
  • воспитывать культуру общения пользователя компьютера, ответственность за выполняемую работу, толерантность.  

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план 

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего часов Теория Практика
1. Раздел 1. Введение в программу обучения. 8 4 4 фронтальная
2. Раздел 2. Операционная система Windows. 68 23 45
2.1. Вводное занятие. 2 1 1 комбинированная
2.2. Сохранение и резервирование информации. 10 4 6 комбинированная
2.3. Установка и настройка операционной системы Windows. 16 6 10 комбинированная
2.4. Виртуализация операционной системы. 10 2 8 комбинированная
2.5. Обслуживание и настройка операционной Windows. 14 4 10 комбинированная
2.6. Восстановление данных. 10 4 6 комбинированная
2.7. Подключение и настройка периферийного оборудования. 6 2 4 комбинированная
3. Раздел 3. Интернет и сети. 22 9 13
3.1. Вводное занятие. 2 1 1 фронтальная
3.2. Интернет. 14 6 8 комбинированная
3.3. Локальная сеть. 6 2 4 комбинированная
4. Раздел 4. Компьютерная безопасность. 22 9 13
4.1. Вводное занятие. 2 1 1 комбинированная
4.2. Защита компьютера от вирусов и других вредоносных программ. 10 4 6 комбинированная
4.3. Безопасность в интернете. 10 4 6 комбинированная
5. Раздел 5. Закрепление технических навыков. 12 12 индивидуальная
6. Промежуточная аттестация. 2 2 контрольное занятие
7. Итоговая аттестация. 2 2 зачёт
8. Культурно-просветительская деятельность. 8 8
Всего: 144 45 99

1.3.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в программу обучения. (8 ч.)

Теория. Профильные специальности. Востребованность специалистов, обладающих знаниями и навыками по ремонту и настройке компьютеров и в сфере компьютерной безопасности. Техника безопасности при работе с компьютерным оборудованием. Правила поведения в компьютерном классе. История создания и развития компьютерной техники. Начало и окончание работы.

Практика. Сочинение на тему: «Что я знаю о компьютере и зачем он нужен?», «Назначение и роль компьютера» и др. Задания на выявление начальных знаний и умений.

Форма контроля: фронтальная (устный опрос).

Раздел 2. Операционная система Windows. (68 ч.)

2.1. Вводное занятие. (2 ч.)

Теория. История развития операционных систем. Виды операционных систем, их назначение, возможности. Основные отличия и назначение операционных систем Windows, MacOS, Linux.

Аппаратная архитектура компьютера: материнская плата, процессор, оперативная память, жёсткий диск, графический адаптер, монитор, периферийное оборудование.

Обзор и характеристики основных аппаратных компонентов компьютера. Программная архитектура x86, x64.

Виды компьютерных программ, их назначение и область применения: прикладные, системные, инструментальные. Бесплатное программное обеспечение, программное обеспечение с ограниченным сроком действия.

Практика. Установить на компьютер программу бесплатного распространения, и такую же, полнофункциональную, но с ограниченным сроком действия. Выяснить ключевые отличия в функционале программы и провести анализ необходимости дополнительных опций в полной версии программы.

Перемещение данных из папки в папку с помощью комбинаций клавиш («горячие клавиши»). Поиск документов в указанной папке, поиск изображений на USB-флешке содержащих в своём имени определённые символы.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.2. Сохранение и резервирование информации. (10 ч.)

Теория. Перенос, сохранение и резервирование пользовательских данных. Цель и задачи резервного копирования.

Понятия «образ», «раздел», «диск». Клонирование или создание образа операционной системы. Обзор специального программного обеспечения для резервного копирования и создания образа раздела. Создание образа раздела с помощью специального программного обеспечения.

Использование облачных ресурсов для резервирования и синхронизации личных данных пользователя. Обзор бесплатных облачных ресурсов. Облачный ресурс Яндекс.Диск, другие облачные ресурсы.

Практика. Сохранить пользовательские данные с компьютера на внешний носитель. Создать полный образ операционной системы на внешнем носителе. Установить и настроить облачный ресурс OneDrive и Яндекс.Диск для синхронизации данных на разных компьютерах.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.3. Установка и настройка операционной системы Windows (16 ч.)

Теория. Понятие и общие сведения о системе BIOS, виды BIOS, отличия BIOS и UEFI BIOS, параметры и настройка BIOS материнской платы, рекомендации по основным настройкам, сброс пароля, восстановление установок, оптимизация настроек. Управление загрузкой компьютера. Обновление микропрограммы (firmware) BIOS материнской платы.

Создание загрузочной USB-флешки (разные варианты). Обзор носителей, с которых возможна установка операционной системы: сильные и слабые стороны USB-флешки и DVD-ROM.

Установка Windows с USB-флешки с необходимыми драйверами и текущими обновлениями. Установка, форматирование, разделение жёсткого диска на логические диски, изменение разделов. Файловая система NTFS и FATxx. Понятие логической структуры, загрузочная область жёсткого диска. Логическая структура MBR и GPT. Управление дисками, разделами и томами. Выбор логической структуры накопителя во время установки операционной системы.

Структура и назначение основных компонентов операционной системы. Настройка пользовательского интерфейса. Управление устройствами, драйверами устройств и службами. Настройка компонентов Windows, мобильности и параметров электропитания.

Обновление операционной системы до актуальной версии Windows 10 с сохранением ранее установленных приложений. Лицензионная операционная система, виды дистрибутивов Windows. Обновление Windows 7 до Windows 10 с сохранением лицензии. Активация Windows. OEM лицензия операционной системы и её особенности.

Поиск и установка драйверов. Использование «Диспетчера устройств» для просмотра состояния устройства. Настройка оборудования в операционной системе. Установка, обновление, откат и удаление драйверов.

Установка, настройка и удаление прикладных программ. Включение и отключение компонентов Windows через панель управления. Управление установленными компонентами Windows.

Практика. Создать загрузочную флэшку с Windows 7 и Windows 10. Установить Windows 7. Выполнить обновление Windows 7 до Windows 10. Установить и выполнить первичную настройку Windows 10. Установить драйвера для комплектующих компьютера с официального сайта-производителя. Обновить микропрограмму BIOS на ноутбуке. Обновить микропрограмму контроллера SSD диска.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.4. Виртуализация операционной системы (10 ч.)

Теория. Понятие виртуализации, виртуальные машины. Программное обеспечение для создания виртуальных машин. Установка, настройка.

Работа с виртуальными жёсткими дисками. Работа с виртуальными машинами (копирование, клонирование)

Практика. Установить и настроить программу для работы с виртуальными машинами. Установить и настроить виртуальную машину. Подключить к созданной виртуальной машине дополнительный виртуальный жёсткий диск и внешнюю USB-флешку.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.5. Обслуживание и настройка операционной Windows (14 ч.)

Теория. Особенности учётной записи в Windows. Учётная запись с правами Администратора. Изменение параметров учётных записей.

Отключение «шпионских» возможностей Windows 10. Меню «Параметры» – «Конфиденциальность». Управление средствами сбора информации о пользователе. Специальное программное обеспечение для управления параметрами сбора сведений о пользователе.

Оптимизация и исправление накопившихся ошибок в Windows, чистка содержимого жёсткого диска от ненужных файлов и данных (высвобождение места на диске). Ускорение работы компьютера. Обзор средств для оптимизации системы. Проверка диска на наличие ошибок. Использование специального программного обеспечения для удаления временных файлов. Дефрагментация данных – как выполнить, для чего и когда это делать не надо.

Последовательность загрузки операционной системы: основные ошибки и способы их устранения. Неисправности загрузочной области и способы их устранения. Идентификация и описание основных ошибок загрузки операционной системы.

Восстановление запуска операционной системы Windows. Параметры восстановления системы: обзор основных способов.

Системный реестр – назначение и структура. Создание контрольной точки восстановления и последующее восстановление из неё. Отображение меню дополнительных вариантов загрузки. Обзор и назначение дополнительных вариантов загрузки системы. 

Восстановление системы в исходное состояние с удалением или сохранением личных файлов пользователя. Создание образа системы. Восстановление из ранее созданного образа при сбое или вирусной атаке. ERD-диск. Использование безопасного режима загрузки системы для исправления некоторых ошибок настройки операционной системы.

Сброс забытых паролей на вход в операционной системе Windows.

Практика. Оптимизировать Windows 10 для быстрой работы. Сбросить пароль учётной записи на Windows. При помощи специального программного обеспечения исправить ошибки файловой системы, которые препятствуют нормальной загрузке Windows.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.6. Восстановление данных (10 ч.)

Теория. Структура и принципы работы: магнитных накопителей HDD, твердотельных накопителей SSD, USB Flash. Интерфейсы подключения устройств SATA, M.2, USB, Type-C.

Логические (физические) ошибки; bad-сектора (повреждённые сектора).  Технология S.M.A.R.T и анализ S.M.A.R.T.-атрибутов. Использование программного обеспечения Victoria для диагностики и восстановления накопителей.

Повреждение файловой структуры. 

Обновление (firmware) микропрограммы SSD и HDD-диска.

Методы восстановления данных с носителей информации (жёсткий диск, компакт-диск, USB-флешка). Специальное программное обеспечение.

Удаление данных без возможности восстановления.

Практика. Восстановить системный раздел на жёстком диске компьютера после удаления. Восстановить тестовые файлы на разделе жёсткого диска после форматирования. Восстановить удалённый файл с USB-флешки.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

2.7. Подключение и настройка периферийного оборудования (6 ч.)

Теория. Источники бесперебойного питания. 

Принтеры, сканеры, многофункциональные устройства. 

Подключение компьютера к телевизору, видеокамеры (веб-камеры) к компьютеру, смартфона к компьютеру – установка и настройка драйверов.

Практика. Подключить бесперебойный блок питания к системному блоку и монитору. Подключить и установить драйвера на многофункциональное устройство.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

Раздел 3: Интернет и сети. (22 ч.)

3.1. Вводное занятие. (2 ч.)

Теория. История развития компьютерных сетей, основы компьютерных сетей.

Практика. Просмотр видеороликов по истории компьютерных сетей и Интернета.

Форма контроля: фронтальная (устный опрос).

3.2. Интернет. (14 ч.)

Теория. Настройка сетевого подключения компьютерного оборудования. Подключение компьютера к Интернету с помощью кабеля или с помощью смартфона.

Сети Wi-Fi: сферы применения беспроводных сетей, плюсы и минусы беспроводных сетей. Настройка устройства точки доступа Wi-Fi, роутера. 

Разновидности браузеров: преимущества, недостатки и отличия. Установка и настройка браузеров Яндекс.Браузер, Opera, Mozilla Firefox. Синхронизация закладок и паролей в браузерах.

Дополнения (расширения) в браузере. Установка и настройка дополнений в браузер, обеспечивающих комфортный веб-сёрфинг.

Поиск необходимой информации в Интернете, достоверность информации. Надёжные сайты. Возможности поиска в Интернете.

Онлайн-обучение. Что такое онлайн-обучение: плюсы и минусы. Онлайн обучающие курсы и учебные ресурсы: бесплатные и платные.

Поиск и установка необходимой программы из Интернета. Контрольная сумма файла. Обзор сайтов с программным обеспечением. Авторское право в интернете.

Онлайн и офлайн переводчики с разных иностранных языков.

Удалённое управление компьютером. Разновидности программ для удалённого управления компьютером.

Практика. Настроить устройство точки доступа Wi-Fi, роутер. Создать сетевое подключение на компьютере и настроить Интернет. При помощи специального программного обеспечения осуществить удалённое подключение по Интернету к другому компьютеру. Установить дополнения (расширения) в браузер Opera, Mozilla Firefox, Яндекс.Браузер.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

3.3. Локальная сеть. (6 ч.)

Теория. Создание локальной сети. Создание домашней сети, настройка общего доступа. Управление настройками общего доступа и сетевого обнаружения. Понятие МАС-адрес и IP-адрес. 

Использование интерфейса Windows для просмотра сетевых настроек.

Сетевой кабель «витая пара», виды монтажа, обжим коннектора. Проверка сетевого соединения специальными приборами и программными средствами.

Устранение неполадок подключения к сети. Возможные виды неисправностей соединения и низкой скорости.

Практика. Создать локальную сеть между двумя компьютерами и обменяться тестовыми файлами между ними. Обжать коннектор на сетевом кабеле категории 5е, протестировать качество выполненной работы специальным прибором.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

Раздел 4: Компьютерная безопасность. (22 ч.)

4.1. Вводное занятие. (2 ч.)

Теория. Изучение основных способов настройки браузера для безопасной работы в Интернете, изучение особенностей беспроводного подключения.

Практика. Настройка браузеров Opera, Mozilla Firefox, Яндекс.Браузер для безопасного использования в Интернет. Настройка Wi-Fi сети с безопасным шифрованием на точке доступа.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

4.2. Защита компьютера от вирусов и других вредоносных программ. (10 ч.)

Теория. Мифы о безопасности компьютерных систем. Что такое вредоносная программа. Разновидности вирусов и шпионских программ. Варианты заражения компьютерных устройств вредоносными программами и степени их уязвимости. Как защитить свой компьютер. Виды антивирусных программ и специальных программ для защиты данных. Критерии выбора антивируса для компьютера и сотового телефона.

Практика. Установка антивирусной программы «Антивирус Касперский». Удаление антивирусной программы. Лечение компьютера от вирусов антивирусным и другим специальным программным обеспечением.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

4.3. Безопасность в интернете. (10 ч.)

Теория. Виды мошенничества в интернете, и как им противостоять. Правила безопасного поведения в интернете. Способы защиты от негативной информации в интернете.

Дополнения в браузере, обеспечивающие безопасность использования сети Интернет. Установка и настройка блокировщиков рекламы (AdGuard Антибаннер, uBlock Origin).

Анонимность в глобальной сети. Обзор различных способов для анонимного подключения к сети Интернет. Как устроена VPN-сеть. 

Безопасность аккаунтов. Что такое аккаунт. Как взламывают аккаунты. Как защитить аккаунт, безопасность паролей. Способы сохранить свои данные и личность в безопасности онлайн.

Интернет-покупки. Безопасные онлайн платежи. Выманивание денег. «Официальные» письма и другой почтовый спам с выгодными предложениями. Поддельные магазины. Выманивание телефонного номера. Что нужно знать о банковской карте. 

Практика. Установить дополнения в браузере, обеспечивающие безопасность использования сети Интернет. Установка и настройка блокировщиков рекламы. Создание безопасного аккаунта в популярной соцсети. Упражнения на отработку безопасного поведения в интернете. Настройка VPN в браузере Opera.

Форма контроля: комбинированная (устный опрос, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

Раздел 5. Закрепление технических навыков. (12 ч.)

Практика. Отработка практических технических навыков, умений и информационно-коммуникационных компетенций по настройке программного обеспечения компьютерного оборудования, в том числе настройке программного обеспечения в области компьютерной безопасности при использовании сети Интернет. 

Форма контроля: индивидуальная (выполнение практических заданий на компьютере).

  1. Промежуточная аттестация (2 ч.)

Практика. Проверка и оценка знаний учащихся по итогам полугодия. 

Форма контроля: контрольное занятие (тестирование и опрос учащихся).

  1. Итоговая аттестация (2 ч.)

Практика. Проверка и оценка ЗУН учащихся по итогам освоения программы. 

Форма контроля: зачёт (тест, индивидуальное выполнение практических заданий на компьютере).

  1. Культурно-просветительская деятельность. (8 ч.) 

Практика. Работа с детским коллективом, родителями в каникулярное время.

1.4. Планируемые результаты 

Содержание программы ориентировано на достижение трёх групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.

Перечень предметных результатов представлен в виде теоретических знаний и практических умений, которыми учащиеся должны овладеть по окончании курса обучения.

К концу курса обучения учащиеся должны знать:

  • основные понятия об архитектуре компьютера, назначение комплектующих компьютера и периферийного оборудования;
  • общие сведения, назначение и функции операционной системы Windows; 
  • возможности и приёмы работы в программах для Windows, используемых для устранения неисправностей компьютерного оборудования; 
  • основы работы в сети Интернет, возможности для использования Интернет в повседневной жизни;
  • основные угрозы, связанные с использованием Интернета.

К концу курса обучения учащиеся должны уметь:

    • устанавливать и настраивать операционную систему Windows и основные прикладные программы; 
    • использовать антивирусные и специальные программы для устранения вирусных угроз;
  • устранять основные неполадки подключения к сети;
    • выполнять поиск и установку необходимой программы из Интернета;
  • настраивать браузер для обеспечения безопасного использования сети Интернет;
  • осуществлять безопасный поиск необходимой информации в Интернете, определять её достоверность.

Личностные результаты: 

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли учащегося творческого объединения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса; 
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

По окончании обучения, учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с компьютерной техникой и применять их в практической деятельности и повседневной жизни, демонстрировать безопасное поведение в сети Интернет.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года: 1 сентября. 

Окончание учебного года: 31 мая. 

Количество учебных недель: 36 недель.

Календарный учебный график ежегодно утверждается приказом директора учреждения.

Количество учебных дней зависит от утверждённого в начале года расписания группы, установленных государственных праздничных и нерабочих дней, выходных.

2.2. Рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение года в виде рабочей программы для каждой учебной группы. Рабочие программы разрабатываются педагогом на начало учебного года по следующей форме: 

Тема занятия Кол-во часов Применение ЭО и ДОТ Форма контроля Дата Примечание

Рабочая программа согласуется с заведующим отделом по соответствующему направлению деятельности.

2.3. Условия реализации программы 

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие условия, включающие материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.

1.Материально-техническое обеспечение.

Необходим хорошо проветриваемый кабинет, оборудованный компьютерными и учебными столами, стульями. Также кабинет должен быть оснащён учебной доской, демонстрационными стендами, комплектом инструментов, приспособлений и расходных материалов, шкафом для хранения методических материалов и учебных пособий, проекционным оборудованием и другими техническими средствами обучения. Кабинет должен быть оборудован тестовым стендом для демонстрации учебного материала согласно программе. 

Учащимся необходимо иметь тетрадь и пишущие принадлежности для записей, съёмные носители информации (USB флеш-носители или карта памяти с картридером).

  1. Информационное обеспечение. 

Педагоги самостоятельно разрабатывают и (или) формируют электронные образовательные, информационные ресурсы, задания, необходимые для обучения в соответствии с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой, рабочей программой. 

Педагогу необходимо иметь:

  • методическую литературу;
  • специальное программное обеспечение (полностью бесплатное, с ограниченным сроком использования или бесплатное для учебных учреждений);
  • наглядные пособия: презентации, таблицы, схемы, карточки для самостоятельной работы, тесты и задания на компьютере.
  • Кадровое обеспечение.  

В реализации программы участвуют работники (педагоги дополнительного образования), имеющие профессиональный уровень, соответствующий требованиям профессионального стандарта, обладающие профессионально-личностными компетенциями, необходимыми для оказания качественных дополнительных образовательных услуг, и способные к организации обучения детей в области технического обслуживания компьютерного оборудования.

2.4. Формы аттестации и контроля

Текущий контроль качества знаний, уровня умений и навыков осуществляется на каждом занятии в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. 

Формы контроля: 

  • фронтальная (задание предлагается всей группе, учащиеся дают краткие ответы с места);
  • групповая (группа разделяется на подгруппы, каждая подгруппа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно);
  • индивидуальная (у каждого учащегося своё задание, которое нужно выполнить без чьей-либо помощи);  
  • комбинированная (сочетает в себе три предыдущих). 

В рамках вышеперечисленных форм контроля возможно использование следующих методов контроля: 

Устный контроль (опрос с целью проверки усвоения теоретического материала).

Письменный контроль, который позволяет оценить знания всех учащихся одновременно (тестирование и др.).

Практический контроль, который применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы (воссоздание методов и алгоритма действий по поиску и устранению неисправности компьютерного оборудования, программной настройки операционной системы и прикладных программ, выполнение теста на заданную тему по работе в сети Интернет).

Программированный контроль (контроль с применением компьютера).

Самоконтроль, который позволяет самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения поставленных познавательных задач, искать способы их устранения. Для реализации данного метода необходимо предварительное обучение учащихся данному виду контроля через систематические упражнения в анализе и взаимоанализе выполняемых работ. 

Педагогический анализ и оценка учебно-воспитательного процесса также происходит посредством педагогического наблюдения. Содержание педагогического наблюдения определяется поставленными педагогическими задачами, для решения которых собираются конкретные факты.

По итогам полугодия проводится промежуточная аттестация в форме контрольного занятия, которое позволяет определить степень освоения программного материала и уровень развития умений учащихся (устный опрос, выполнения практической работы на компьютере). 

Результаты промежуточной аттестации фиксируются в карте контроля ЗУН (Приложение 4). Оценка каждого критерия в карте осуществляется по 3-х бальной шкале, где 1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень, при этом учитываются так же результаты текущего контроля.

По окончании программы проводится итоговая аттестация в форме зачёта, предусматривающего проверку теоретических знаний и практических умений и навыков (тестирование и индивидуальное практическое выполнение работы на компьютере).

Дополнительным критерием результативности обучения является участие работ учащихся в творческих конкурсах и конкурсах по информационным технологиям.

Результаты проведения итоговой аттестации учащихся фиксируются в Протоколе итоговой аттестации за образовательный курс по ДООП.

2.5. Оценочные материалы

Процесс анализа личностных и метапредметных результатов происходит на основе педагогического наблюдения.  

Материалы к контрольному занятию за полугодие и итоговой аттестации разрабатывает педагог на основе обозначенных планируемых результатов и с учётом содержания всех разделов программы. Перечень вопросов для контрольного занятия за полугодие зависит от объёма изученного материала. 

При оценке предметных результатов учитываются теоретические знания, способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях и способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оценочные материалы к промежуточной и итоговой аттестации представлены в виде тестов содержащих перечень вопросов по пройденным темам и перечня практических заданий:

  • примерный тест и задания к промежуточной аттестации по итогам 1 полугодия (Приложение 2)

  • тест и задания к итоговой аттестации (Приложение 3).

Критерии оценивания тестов:

Высокий уровень – от 85% до 100% верных ответов.

Средний уровень – от 50 до 84% верных ответов.

Низкий уровень – до 49% верных ответов.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

Высокий уровень – учащийся овладел в полном объёме умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; выполняет задания самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с осознанием причинно-следственных связей, может их объяснить;

Средний уровень – учащийся овладел основными умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой; выполняет задания с помощью педагога; выполняет задания на основе образца;

Низкий уровень – учащийся в недостаточной мере овладел, предусмотренными умениями и навыками, испытывает серьёзные затруднения при выполнении заданий, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

На основе выявленных результатов и с учётом текущего контроля, реализуемого в процессе обучения, педагог принимает решение об уровне усвоения учащимися программы.

Демонстрация учащимися среднего и высокого уровня знаний является достаточным условием для получения зачёта по результатам итоговой аттестации.

2.6. Методические материалы

ДООП реализуется очно, в групповой форме, с возможностью реализации разделов или отдельных тем программы с применением ЭО и ДОТ (в соответствии с организационно-распорядительными документами Центра). 

Средства организации образовательной деятельности в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:

1) средства для онлайн взаимодействия с группой (сервисы для видеоконференций);

2) средства для других форм взаимодействия (электронная почта, мессенджеры, др.);

3) средства для разработки интерактивных заданий, упражнений и обучающих игр;

4) средства организации контроля (онлайн конструкторы тестов и опросов);

5) средства, предоставляющие определенное пространство для размещения подготовленных к занятию материалов (облачные хранилища). 

Основными принципами построения программы являются последовательность и преемственность в изучении материала, доступность и актуальность выполняемых работ.

Программа предусматривает использование следующих форм учебно-практической деятельности учащихся:

  • фронтальная – подача учебного материала всему коллективу учащихся; 
  • индивидуальная – самостоятельная работа учащихся с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднений, без уменьшения активности учащихся и при содействии выработке навыков самостоятельной работы; 
  • групповая – когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учащихся на создание так называемых мини-групп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы. 

Основные формы работы на занятии: индивидуальная и фронтальная. Вид и тип занятия зависит от цели занятия. Так, занятие обобщения и систематизации знаний (классификация по М.И. Махмутову) может проходить в виде викторины, квеста или практикума, занятие контроля ЗУН проводятся в виде устного опроса и практических упражнений на компьютере.

Наиболее часто используемый тип занятия – комбинированный.

Структура комбинированного занятия:

  1. Организационный этап (взаимное приветствие, подготовка технических компонентов занятия).
  2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия. Актуализация знаний (повторение пройденного материала).
  4. Первичное усвоение новых знаний (презентация нового материала).
  5. Первичная проверка понимания (устный опрос).
  6. Первичное закрепление (практическое задание).
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Возможно использование таких форм занятий как лекции, практикумы, самостоятельные работы, конкурсы.

Структура занятий состоит из теоретической и практической части, где применяются различные методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия) необходимы для формирования теоретических знаний;
  • наглядные (демонстрация приёмов работы, работа с учебными карточками) используются для повышения эффективности обучения, осознанности теоретических знаний;
  • практические (работа на компьютере, устные и практические упражнения) применяются с целью овладения навыками работы в компьютерных программах, проверки качества знаний и умений.

На первоначальном этапе обучения учащиеся овладевают основными навыками работы на персональном компьютере, поэтому на этом этапе обучения в основном используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения. Учащиеся слушают объяснения педагога, наблюдают за его действиями на компьютере и выполняют сходные задания. В дальнейшем, с накоплением знаний и овладением основными учащимися навыками, всё большее место в обучении начинают занимать проблемный и частично-поисковый метод (педагог расчленяет проблему на подпроблемы, а учащиеся находят решение, в итоге решая всю проблему). На данном этапе обучения всё чаще перед учащимися ставятся задачи самостоятельного решения той или иной проблемы. Исследовательские методы обеспечивают творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования опыта исследовательской деятельности.

Занятия строятся по следующему принципу: объяснение педагога, показ приёмов работы с компьютером, выполнение заданий по образцу, самостоятельное выполнение аналогичных заданий на компьютерах. Для проверки усвоения теоретического материала практикуется устный опрос и практическое выполнение заданий на компьютере. В процессе освоения программы, учащиеся знакомятся с архитектурой компьютера, овладевают навыками работы с операционной системой Windows и специальным программным обеспечением. В ходе занятий отрабатываются навыки аккуратного и безопасного обращения с компьютерным оборудованием, вырабатывается умение работать в специализированном программном обеспечении, которое позволяет устранять неисправности и оптимизировать работу операционной системы. 

В процессе усвоения основных принципов работы на компьютере учащимся предлагается самостоятельно разобраться с работой той или иной программы, выполнить практическое задание. Для облегчения работы над проблемной ситуацией, предлагается коллективное обсуждение хода выполнения задания или способа поиска возникшей проблемы при работе программного обеспечения или операционной системы Windows. Во время обсуждения педагог направляет учащихся, помогает определить последовательность выполнения работы и т.д. Для выполнения настройки программного обеспечения необходимо освоить определённые знания и умения: учащиеся должны не только знать, как установить и запустить ту или иную программу, но и также должны понимать, как первоначально настроить установленное программное обеспечение.

Детям даётся возможность закрепить полученные знания в процессе самостоятельной работы за компьютером. При обучении работе на компьютере несложно поддерживать у учащихся постоянный интерес к занятиям, так как для закрепления знаний используются не только множество игровых и познавательных программ, рассчитанных на каждый конкретный возраст, но и огромное количество практических занятий непосредственно с компьютерным оборудованием. Дети осознают, как необходимо правильно искать и использовать информацию в сети Интернет, как обезопасить свои данные и программное обеспечение на компьютере от мошенников. Одно из основных направлений на данном этапе обучения – практическая отработка навыков по оптимизации Windows, которая включает в себя также безопасность использования программного обеспечения в повседневной работе.

Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения по ДООП выбирается такой объект, который позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. 

Каждое учебное занятие предполагает подбор методического материала, состоящего из лекционного, дидактического и раздаточного материала, инструкционных карт, интерактивных заданий, а также материалов для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий; кроссворды.

В процессе обучения проводится контроль знаний, умений и навыков по итогу полугодия и всего курса обучения.

Контроль уровня усвоения учащимися программного материала и определения результативности занятий осуществляется посредством различных тестовых заданий, вопросников, контрольных упражнений и др.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в каникулярное время: мероприятия, игры, развлекательно-познавательные программы, экскурсии. Она направлена на решение задач нравственного воспитания, социализацию и сплочение коллектива.

Большое внимание уделяется решению воспитательных задач, как на занятии, так и во внеурочное время. С целью повышения интереса к обучению, сплочения коллектива возможно проведение общеколлективных занятий, особенно в каникулярное время. На каникулах проводятся разнообразные воспитательные мероприятия: праздники, походы, интеллектуальные игры, развлекательно-познавательные программы, беседы.

Воспитательная работа направлена на решение задач нравственного, эстетического и патриотического воспитания, на развитие творческих способностей и познавательной активности подрастающего поколения.

Среди методов воспитания можно выделить следующие:

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (воспитывающие ситуации, педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение);
  • методы формирования сознания (лекция, рассказ, объяснение, беседа как обсуждение, дискуссия и диспут, внушение, пример);
  • методы стимулирования поведения и деятельности (наказание, поощрение);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки (по сути, это методы диагностики личности: наблюдение, беседы, анкетирование).

Для повышения эффективности образовательного процесса целесообразно применять элементы различных педагогических технологий:

Технология 1. «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).

ИКТ расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности.

ИКТ обладают рядом функций, которые и определяют их роль в развитии современного образования. Самыми важными функциями являются дидактические, а именно:

  1. Организация различного рода совместных исследовательских работ учащихся – метод проектов, работа в малых группах и т.д.
  2. Организация оперативных консультаций учащихся дистанционно.
  3. Формирование у учащихся коммуникативных навыков и культуры общения.
  4. Формирование умения добывать необходимую информацию, обрабатывать её с помощью компьютерных технологий.

ИКТ обладает очень полезными дидактическими функциями, каждая из которых позволяет улучшить образовательный процесс. ИКТ важны для реализации таких общеучебных универсальных действий, как: поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; фиксация информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки с целью дальнейшего использования записанного; структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев; создание гипермедиа сообщений; подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой; построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ не могут реализовывать свои функции без средств. Ключевыми средствами ИКТ в первую очередь являются:

  1. Компьютер. Позволяет обрабатывать любую информацию. Кроме того, при помощи сети Интернет компьютер позволяет находить пользователю необходимую информацию.
  2. Проекционное оборудование. Необходимо для педагогической деятельности, так как повышает уровень наглядности на занятиях, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всей группе.
  3. Переносные носители информации (USB флешка, переносной внешний USB диск). Используется для хранения и быстрого переноса информации от одного компьютера к другому.
  4. Устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, веб-камера, телефон, планшет). Дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Сам факт применения ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения. Это обусловлено тем, что техническая поддержка занятий создаёт более комфортные психологические условия, снимает психологические барьеры, усиливает роль учащихся в выборе средств, форм и темпов изучения различных тем ДООП, повышает качество занятий вследствие обеспечения индивидуального подхода в обучении. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять.

Технология 2. «Здоровьесберегающие технологии». 

Здоровьесберегающие технологии на занятиях помогают сохранить и укрепить здоровье учащихся. 

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» — это не что иное, как разнообразие приемов, форм и методов работы, потому что постоянная смена деятельности снимает, как физическую, так и психологическую нагрузку, а значит, защищает здоровье учащихся от нанесения потенциального вреда.

На занятиях педагог должен максимально снизить негативное влияние нервно-физического напряжения, а для этого, «переключать» детей с одной деятельности на другую.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам его безопасного использования, которые нужно соблюдать не только на занятии, но и дома. Для понижения зрительного и общего утомления на занятиях необходимо соблюдать следующие рекомендации: 

  • оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером должна быть не более 20 мин; 
  • с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. 

Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме. 

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Физкультминутки способствуют снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Помимо физминуток педагогу необходимо уделять внимание соблюдению и других санитарно-гигиенических требований, таких как:

  • проветривание помещения;
  • соблюдение техники безопасности при работе с электрооборудованием, осветительной аппаратурой, компьютерами;
  • освещённость;
  • наличие парт, соответствующих возрасту учащихся;
  • проведение перемен и др.

Для достижения более высокого уровня знаний атмосфера занятий должна быть спокойной, доброжелательной. Связь между педагогом и учащимися должна быть двухсторонней. Все это требует от педагога высокого профессионального мастерства и личных качеств, позволяющих достичь поставленных целей и задач обучения.

Демонстрационные материалы необходимые для реализации ДООП могут быть представлены в электронном виде и демонстрироваться посредством проекционного оборудования.

Перечень методических видов продукции, необходимых для реализации ДООП: 

  1. Телеграм-канал с базой знаний по основным темам ДООП.

  2. Наглядно-дидактический материал; 
  • информационные плакаты (ТБ при работе с электрическим током, ТБ при работе в компьютерном кабинете, компьютер и безопасность, цветовая схема обжима сетевого кабеля);
  • тематические плакаты (соединительные разъемы, виды кодировок, схемы подключения периферийного оборудования и тд.);
  • раздаточные и дидактические карточки по темам;
  1. Комплекс методических разработок по безопасному поведению в интернете.
  2. Сценарии воспитательных мероприятий.
  3. Демонстрационное оборудование и комплектующие.
  4. Тестовые приборы.
  5. Технические инструкции к оборудованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Барабанов А.В., Дорофеев А. В. и др. – Семь безопасных информационных технологий. – М.: ДМК Пресс, 2017 – 224с.
  2. Бирюков А.А. – Информационная безопасность: защита и нападение. – 2-е изд. – М.: ДМК Пресс, 2017. – 434с.
  3. Блам Эндрю – Сеть. Как устроен и как работает Интернет. – М.: АСТ, 2014 – 320с.
  4. Борисов Р.С., Лобан А.В. – Информатика базовый курс: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2014. – 196с.
  5. Ботт Эд – Windows 10 для IT-специалистов. – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2016. – 174с.
  6. Брукшир Дж. Гленн, Брилов Деннис – Компьютерные науки. Базовый курс, 13-е изд. – М.: Вильямс, 2019. – 992с.
  7. Исаченко О.В. – Программное обеспечение компьютерных сетей. – М.: Инфра-М, 2012 – 120с.
  8. Гладкий А. – Основы безопасности и анонимности во Всемирной сети. – М.: Феникс, 2012. – 256с.
  9. Идальго С.С. – Как информация управляет миром. – М.: Эксмо, 2016. – 256с.
  10. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие / Под ред. Романовой Ю.Д. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. – 145с.
  11. Кенин А.М., Колисниченко Д.Н. – Самоучитель системного администратора. – 5-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2019. – 608с.
  12. Колисниченко Д.Н. – Безопасный Android. Защищаем свои деньги и данные от кражи. – СПб.: БХВ-Петербург, 2015. – 160с.
  13. Конявский В.А., Лопаткин С.В. – Компьютерная преступность. – М.: РФК “Имидж-Лаб”, 2006. – 1400с.
  14. Куроуз Дж. – Компьютерные сети: Нисходящий подход. – 6-е изд. – М.: Издательство «Э», 2016. – 912с.  
  15. Леонтьев В.П. – Windows 10. Новейший самоучитель. – М.: «Эксмо», 2015. – 528с.
  16. Таненбаум Э., Остин Т. – Архитектура компьютера. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 816с.
  17. Таненбаум Э., Уэзеролл Д. – Компьютерные сети. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 960с.
  18. Олифер В., Олифер Н. – Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб.: Питер, 2020. – 1008с.
  19. Паризер Эли – За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 304с.
  20. Петров С.П., Петров В.П. – Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2007. – 228с.
  21. Ратбон Э. – Windows 10 для чайников. – М. ООО «И.Д.Вильямс», 2016. – 480с.
  22. Ривкин И.А. – Самоучитель Windows 7: русская версия. Быстрый старт. – М.: Издательство «Триумф», 2010. – 192с.
  23. Родичев Ю.А. – Информационная безопасность. Национальные стандарты Российской Федерации. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019 – 304с.
  24. Шнайер Б. – Секреты и ложь. Безопасность данных в цифровом мире. – СПб.: Питер, 2003. – 268с.
  25. Шаньгин В.Ф. – Защита информации в компьютерных системах и сетях. – М.: ДМК Пресс, 2012. – 592с.
  26. Шаньгин В.Ф. – Информационная безопасность и защита информации. – М.: ДМК Пресс, 2017. – 702с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

  1. Гукин Дэн. – Компьютер для “чайников”. Издание для Windows 7. – М.: Вильямс, 2017. – 336с.
  2. Гукин Дэн. – Ноутбуки для “чайников”. – М.: Вильямс, 2017. – 352с.
  3. Лебедев А.Н. – Windows 7 и Office 2010. Компьютер для начинающих. Завтра на работу. – СПб.: Питер, 2010. – 299с.
  4. Орлова Зинаида – Ноутбук. Обучись сам! С нуля. В любом возрасте, 2-е изд. – М.: АСТ, 2019 – 320с.
  5. Спира И.И. – Ноутбук. Визуальный самоучитель. – СПб.: Питер, 2015 – 112с.
  6. Левин Джон Р., Янг Маргарет Левин. Интернет для чайников. – М.: Вильямс, 2014. – 432с.
  7. Моррис Розенталь – Как собрать свой компьютер. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 256с.
  8. Чекмарев А.Н. – Windows 7 в домашней сети. – С.-П.: БХВ-Петербург, 2011. – 240с.
  9. Чекмарев А.Н. – Microsoft Windows 7 для пользователей. – С.-П.: БХВ-Петербург, 2010. – 560с.
  10. Русинович М., Соломон Д. и др. – Внутреннее устройство Windows. 7-е изд. – СПб.: ООО «Прогресс книга», 2018. – 945с.
  11. Шуман, Ханс-Георг. Компьютер для детей. – М.: Изд-во «Интерэксперт», 2004. – 272с.

 

Приложение 1

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аватар (аватарка, юзерпик; от англ. user picture – картинка пользователя). Фотография или изображение, которое является лицом пользователя в виртуальном мире. Может быть двухмерным изображением (картинкой, фотографией) в социальных сетях, на форумах, в чатах, мессенджерах, либо трёхмерной моделью в виртуальных мирах, многопользовательских играх.

Аккаунт (от англ. account – учётная запись, личный счёт). Личная учётная запись на любом интернет-ресурсе, где собрана необходимая информация о пользователе, заполняемая при регистрации.

Антивирус. Программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (вредоносных) программ. Используется для восстановления заражённых (модифицированных) файлов, а также для профилактики заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.

Аутентификация. Процедура проверки подлинности пользователя. Одним из самых распространённых способов аутентификации пользователя является использование уникальных для каждого пользователя логина и пароля.

Баннер (от англ. banner – флаг, транспарант). Графическое изображение рекламного характера.

Блог (от англ. weblog – сетевой журнал, дневник событий). Сайт, онлайн-дневник, содержащий регулярно добавляемые записи, ссылки, изображения или мультимедиа в обратном хронологическом порядке.

Браузер (от англ. web browser). Программа для просмотра веб-сайтов, то есть для запроса веб-страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой.

Вики-среда (от гав. wiki-wiki – быстро). Гипертекстовая среда, веб-сайт для сбора и структуризации письменной информации. Структуру и содержимое такого веб-сайта пользователи могут сообща изменять с помощью заранее предусмотренных инструментов.

Википедия. Свободная, общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://www.wikipedia.org/).

Вирус компьютерный. Разновидность вредоносных программ, отличительной особенностью которых является способность к самовоспроизведению.

Вредоносные программы. Программное обеспечение, предназначенное для получения несанкционированного доступа к информации, причинения вреда устройству, его программному обеспечению или его владельцу.

Всемирная паутина (от англ. World Wide Web, WWW). Единство информационных ресурсов, которые связаны между собой средствами телекоммуникаций и основаны на гипертекстовом представлении данных, разбросанных по всему миру.

Гаджет (от фр. gadget — забавная игрушка, штучка, техническая новинка, выдумка). Специализированное техническое приспособление (в том числе созданное с использованием цифровых технологий), обладающее повышенной функциональностью.

Гипертекст. Форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты.

Домен. Уникальный текстовый идентификатор компьютера, подключённого к Интернету. Состоит из наборов символов, написанных латинскими буквами и разделённых точками. Пробелов и других знаков препинания в доменных именах нет. Система доменных имён создана для удобства пользователей, которым легче запомнить доменный адрес, чем числовые значения IP-адресов.

Интернет (Инет, Нет, Сеть, Глобальная сеть, Всемирная паутина; от англ. Internet, сокр. от Interconnected networks – объединённые сети). Глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов.

Инфокоммуникационные технологии (ИКТ). Термин начала XXI века, термин нового информационного общества. Информатизация и связь XXI века объединены понятием инфокоммуникация, базируются на последних достижениях науки и техники.

Информационное общество. Общество, для которого характерны следующие черты: увеличение роли информации и знаний во всех сферах жизни (техно логической, социальной, политической, экономической и культурной), интенсивное развитие средств для хранения, распределения и использования информации, создание глобального информационного пространства, определяющего доступ к мировым информационным ресурсам и обеспечивающего интенсивный обмен информацией, усиление влияния средств массовой информации.

Контент (от англ. content – содержание, содержимое). Любое информационно значимое наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса: текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д.

Контекстная реклама. Реклама, содержание которой зависит от запроса пользователя. Контекстная реклама основана на соответствии содержания рекламного материала контексту (содержанию) интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок, или ключевым словам поиска. Используется в поисковых системах и тематических страницах.

Копирайт (от англ. copyright – право на воспроизведение). Знак охраны авторского права, или конвенционный знак, – знак, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации обладатель исключительных авторских прав оповещает о свои х правах и который печатается на каждом экземпляре произведения. Знак состоит из трёх элементов: латинской буквы «C» в окружности (©), имени (наименования) обладателя исключительны х авторских прав, года первого опубликования произведения.

Логин (от англ. login). 1. Имя учётной записи пользователя в любой форме. 2. Процедура аутентификации пользователя в компьютерной системе, как правило путём указания имени учётной записи и пароля. 3. Программа для идентификации по логину и паролю.

Мессенджер (от англ. Instant messenger, IM). Программа для мгновенного обмена сообщениями по локальной или Глобальной компьютерной сети в реальном времени через службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS).

Мультимедиа. Соединение в одном цифровом представлении текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, а также возможность интерактивного взаимодействия с ней.

Облачные приложения и сервисы. Программы, которые располагаются и исполняются не на устройстве пользователя, а на специальном сервере, к которому пользователь обращается через Интернет.

Онлайн и офлайн (от англ. online, offline). Сленговое обозначение состояния подключения (онлайн) или отсутствия подключения (офлайн) пользователя или устройства к сети Интернет.

Поисковая система. Программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Пользовательское соглашение. Договор между владельцем компьютерной программы (или администрацией интернет-ресурса) и её пользователем.

Провайдер (от англ. Internet Service Provider, ISP – поставщик интернет-услуг). Организация, предоставляющая услуги доступа к Интернету и иные связанные с ним услуги. Обычно под этим термином понимают провайдера для размещения сайта (сервера) в Интернете (хостинг-провайдер) или провайдера доступа в Интернет (интернет-провайдер).

Протокол (протокол управления передачей, интернет-протокол). Согласованный заранее стандарт, служащий для обмена данными между двумя узлами (компьютерами в сети), вне зависимости от физической технологии передачи данных.

«Родительский контроль». Специализированное программное обеспечение, позволяющее управлять доступом детей в Интернет: устанавливать ограничения по времени и самостоятельно выбирать, какую информацию может видеть ребёнок в Сети.

Смартфон (от англ. smart phone – умный телефон). Отличается от обычных мобильных телефонов наличием продвинутой операционной системой.

Социальная сеть. Программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах, сайт, объединяющий отдельных людей или организации. Её участники реальны и связаны друг с другом теми или иными отношениями.

Спам (от англ. spam). Анонимная массовая рассылка по электронной почте коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений от неизвестных людей или организаций без согласия получателя.

Троянская программа (троян, троянец, троянский конь, трой; англ. trojan). Вредоносная программа, проникающая в компьютер под видом безвредной.

Фишинг (phishing, от англ. fishing – ловля на блесну, выуживание). Мошеннические действия или схемы, направленные на получение персональных данных пользователей.

Форум. Интернет-сервис для общения (обычно на определенную тему), где каждый пользователь может оставлять текстовые сообщения, доступные для прочтения другим. Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени.

Фэйк (фейк; от англ. fake – подделка). В широком смысле слова – любая подделка, выдаваемая за настоящую вещь. В интернет-среде – поддельная новость, призванная ввести в заблуждение читателя.

Хакер (от англ. hack — разрубать). Человек, способный к быстрому программированию, отлично разбирающийся в компьютерах и понимающий самые основы работы компьютерных систем. Это слово часто употребляется для обозначения компьютерного взломщика.

Хостинг (от англ. hosting — главенство, выполнение роли ведущего узла). Услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в Сети. Обычно под понятием услуги хостинга подразумевают как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено программное обеспечение, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер).

Чат (от англ. to chat — болтать, болтовня, разговор). Средство об мена сообщениями между двумя или более участниками по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Черви компьютерные (черви сетевые). Разновидность вредоносной программы, самостоятельно распространяющейся через локальные и глобальные компьютерные сети.

Электронная почта (от англ. email, e-mail, electronic mail). Система пересылки почтовых сообщений между абонентами, а также сами сообщения, пересылаемые между пользователями. Пользователь имеет закреплённое за ним дисковое пространство на сервере провайдера — почтовый ящик.

Электронные деньги. Электронная система платежей, которая позволяют оплачивать разнообразные товары и услуги в Интернете.

CAPTCHA (капча; от англ. Completely Automated Public Turing Test to Tel l Computers and Humans Apart). 1. Полностью автоматизированный тест Тьюринга, позволяющий отличить компьютер от человека. 2. Искажённое изображение с набором цифр и букв, которое требуется ввести в специальное поле для разрешения выполнения некоторого действия на сайте.

Ethernet. Технология передачи данных по специальному металлическому или оптическому кабелю, напрямую подключённому к аппаратуре провайдера.

URL (Uniform Resource Locator). Единый указатель ресурсов, стандартизированный способ записи адреса ресурса в сети Интернет.

Wi-Fi (от англ. Wireless Fidelity – точность беспроводной передачи данных). Технология беспроводной передачи данных в компьютерных сетях.

YouTube. Социальный сервис, предоставляющий услуги хостинга видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, видеоблоги.

Приложение 2

Примерный тест и задания

к промежуточной аттестации по итогам 1 полугодия

Вопрос 1. Процессор – это …

  1. Устройство для вывода информации на бумагу. 2. Устройство обработки информации. 3. Устройство для чтения информации с магнитного диска.

Вопрос 2. В каком виде процессор обрабатывает информацию?

  1. В текстовом виде. 2. В двоичном коде. 3. На английском языке.

Вопрос 3. Для чего необходима операционная система?

  1. Для управления компьютером и его устройствами, а также запускать программы. 2. Чтобы включить компьютер. 3. Для редактирования электронных таблиц, документов и фотографии.

Вопрос 4. Операционная система Windows имеет:

  1. Графический интерфейс. 2. Текстовый интерфейс. 3. Интерфейс-меню. 4. Объектно-ориентированный интерфейс.

Вопрос 5. Какие утверждения относительно разделов жёсткого диска являются правильными.

  1. Раздел – это непрерывная область жёсткого диска. 2. Каждый раздел может иметь свою файловую систему. 3. Разделы могут иметь разные размеры. 4. Разделы содержат только служебную информацию о файловых системах, а сами файлы разных файловых систем хранятся в общей части диска.

Вопрос 6. Что содержит раздел жёсткого диска?

  1. Основные параметры файловой системы. 2. Информацию об используемых блоках и их распределении между файлами. 3. Главный каталог раздела. 4. Файлы и каталоги, входящие в раздел.

Вопрос 7. Драйвер – это …

  1. Устройство сопряжения компьютера и внешнего устройства. 2. Программа, обеспечивающая взаимодействие операционной системы с физическим устройством. 3. Имя устройства. 4. Числовой код. 5. Программа диагностики.

Вопрос 8. Принтер – это …

  1. Устройство для вывода информации на бумагу. 2. Устройство для долговременного хранения информации. 3. Устройство для записи информации на магнитный диск.

Вопрос 9. Сканер – это …

  1. Многофункциональный компьютер. 2. Системная магистраль передачи данных. 3. Устройство ввода изображения с листа в компьютер.

Вопрос 10. Информация хранится на …

  1. Материнской плате. 2. BIOS. 3. Жёстком диске. 4. Блоке питания.

Вопрос 11. Бекап – это …

  1. Преобразование переменных. 2. Создание резервной копии информации. 3. Удаление старых модулей. 4. Взлом сетей.

Вопрос 12. Вспомогательная компьютерная программа для выполнения специализированных задач, связанных с работой оборудования и операционной системы.

  1. Баннер. 2. Дистрибутив. 3. Утилита. 4. FTP.

Вопрос 13. Информация какого типа содержится в файле с расширением «ехе»?

  1. Документ. 2. Архив. 3. Программа. 4. Временный файл. 5. Файл справки.

Вопрос 14. Архивный файл – это …

  1. Набор из одного или нескольких файлов, которые в сжатом виде помещаются в единый файл, из которого при необходимости можно перейти в исходное состояние. 2. Процесс сжатия информации и хранение в таком виде некоторое время. 3. Файлы, перемещаются в папку Windows после длительного срока хранения.

Вопрос 15. Какой из файлов с высокой степенью сожмёт программа архиватор:

  1. Графический файл (jpg). 2. Текстовый файл (txt). 3. Файл программы (exe). 4. Файл мультимедиа (avi).

Верные ответы:

  1. 2; 6. 1, 2; 11. 2;
  2. 2; 7. 2; 12. 3;
  3. 1; 8. 1; 13. 3;
  4. 1; 9. 3; 14. 1;
  5. 1, 2, 3; 10. 3; 15. 2.

Примерные практические задания:

  1. Создание загрузочной USB-флешки с операционной системой Windows.
  2. Сброс забытого пароля в операционной системе Windows.
  3. Установка операционной системы Windows на виртуальную машину. Первоначальная настройка операционной системы Windows.
  4. Создание образа операционной системы Windows на внешний USB-диск. Копирование созданного образа операционной системы Windows на другой компьютер.

 

Приложение 3

Тест и задания к итоговой аттестации.

Вопрос 1. Из каких частей состоит обозначение файла в операционной системе Windows? 1. Из двух частей: имени и расширения. 2. Из двух частей: имени и доменного имени. 3. Из одной части: имени. 4. Из трёх частей: имени, расширения и доменного имени.

Вопрос 2. Программа Мой компьютер предназначена для: 1. Работы с сетью Интернет. 2. Редактирования документов пользователя. 3. Просмотра содержания компьютера и сетевых ресурсов. 4. Настройки операционной системы и программ, установленных на компьютере.

Вопрос 3. Для чего невозможно использовать папки? 1. Для хранения файлов. 2. Для хранения папок. 3. Для хранения ярлыков. 4. Для хранения текста.

Вопрос 4. Какие действия выполняются при удалении файла? 1. Извлечение из записи в каталоге адреса первого блока файла или номера индексного узла. 2. Просмотр цепочки выделенных файлу блоков и освобождение их. 3. Удаление записи о файле из каталога. 4. Очистка всех выделенных файлу блоков от хранящейся там информации.

Вопрос 5. Обеспечивает ли форматирование жёсткого диска полное избавление от вирусов? 1. Обеспечивает полностью. 2. Обеспечивает при низкоуровневом форматировании. 3. Обеспечивает если выполнено быстрое форматирование. 4. Нет.

Вопрос 6. Какой компьютер называется сервером сети? 1. С наибольшей частотой процессора. 2. Предоставляющий доступ к клавиатуре и монитору. 3. С наибольшим объёмом памяти. 4. Предоставляющий доступ к ресурсам.

Вопрос 7. Вид программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи. 1. Пестицид. 2. BIOS. 3. Бактерия. 4. Вирус

Вопрос 8. Установка одновременно нескольких антивирусных программ повышает защищенность. Вы согласны с этим? 1. Да, если это антивирусы от известных производителей. 2. Да, если это антивирусы одного производителя. 3. Да. 4. Нет.

Вопрос 9. Для чего предназначено Резервное хранилище программы Антивирус Касперского? 1. Для хранения резервных копий антивирусных баз. 2. Для хранения лицензионных ключи. 3. Для хранения резервных копий файлов, поражённых вирусами. 4. Для хранения резервных копий вирусов. 4. Для хранения настроек программы.

Вопрос 10. Обновить антивирусную базу программы Антивирус Касперского можно следующими способами: 1. Воспользоваться командой контекстного меню «Обновить Антивирусный базы». 2. Воспользоваться командой контекстного меню «Обновить постоянную защиту». 3. Воспользоваться командой «Обновления» на вкладке «Настройка» главного окна программы. 4. Воспользоваться командой «Загрузка обновлений» на вкладке «Защита» главного окна программы. 5. Воспользоваться командой «Продление баз» на вкладке «Поддержка» главного окна программы.

Вопрос 11. Если компьютер работает в нормальном режиме, означает ли это что он не заражён? 1. Если антивирус ничего не показывает компьютер чист. 2. Если не изменилась скорость работы, компьютер совершенно чист. 3. Да. 4. Нет.

Вопрос 12. Что необходимо выполнять для контроля безопасности электронной почты? 1. Проверять страницу посещения. 2. Регистрировать почтовый ящик только в известных системах. 3. Устанавливать лицензированный антивирус. 4. Использовать сложные пароли. 5. Часто сменять пароли.

Вопрос 13. Что может привести к заражению компьютера? 1. Отправка сообщения по электронной почте. 2. Загрузка пиратского программного обеспечения. 3. Создание нового файла. 4. Получение сообщения по электронной почте.

Вопрос 14. Фильтрация контента, для чего она служит? 1. Отсеивает поисковый спам. 2. Отключает назойливую рекламу. 3. Защищает от скрытой загрузки вредоносного программного обеспечения. 4. Помогает быстро находить в сети требуемый контент сохраняя при этом много драгоценного времени.

Вопрос 15. Очень сложные пароли гарантируют 100% защиту? 1. Нет. 2. Да, если пароль не сохранен на компьютере. 3. Да, если после работы полностью очищать куки и не хранить пароль на компьютере.

Вопрос 16. Сколько минимально символов должен содержать безопасный пароль, состоящий из латинских строчных букв? 1. «10». 2. «8». 3. «15». 4. «6».

Вопрос 17. Безопасно ли сохранять пароли в автозаполнении браузера? 1. Нет. 2. Да, если пароль к входу в систему знаю только я один. 3. Да, если этим компьютером пользуюсь только я один. 4. Да.

Вопрос 18. На каких системах более динамично распространяются вирусы? 1. MacOS. 2. Linux. 3. Windows. 4. Android.

Вопрос 19. Как гарантировать 100% защищенность компьютера от заражения вирусами в сети? 1. Таких гарантий нет. 2. Установить новое программное обеспечение. 3. Посещать только сайты известных брендов. 4. Включить брандмауэр.

Вопрос 20. Можно ли хранить важную информацию на жёстком диске компьютера, в том числе пароли? 1. Нет. 2. Да, если компьютер не подключён к интернету. 3. Да, если это мой личный компьютер. 4. Да.

Верные ответы:

  1. 1; 6. 4; 11. 4; 16. 3;
  2. 3,4; 7. 4; 12. 1; 17. 1;
  3. 4; 8. 4; 13. 2; 18. 4;
  4. 1,2; 9. 3; 14. 3; 19. 1;
  5. 2; 10. 1; 15. 1; 20. 1.

Примерные практические задания:

  1. Восстановление случайно удалённых данных на USB-флешке.
  2. Установка и первоначальная настройка браузера. Установка и настройка дополнений (расширений) в браузер.
  3. Установка антивирусной программы «Антивирус Касперский». Обновление антивирусных баз программы «Антивирус Касперский».
  4. Обжим коннектора сетевого кабеля «витая пара». Проверка качества сетевого соединения специальным прибором.

Приложение 4

 

Карта контроля знаний, умений и навыков

Фамилия Имя учащихся Теоретическая подготовка (должен знать) Средний показатель Практическая подготовка (должен уметь)
Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4 Критерий 1 Критерий 2 Критерий 3 Критерий 4 Критерий 5 Критерий 6 Средний показатель
полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год полугодие учебный год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.