Санникова Валентина Павловна
МБУ ДО «Центр детского творчества «Радуга» НМР РТ
Педагог дополнительного образования
Методы установления положительной коммуникации
в разновозрастной группе детей школьного возраста.
Воспитательная работа с детьми – один из важнейших аспектов системы образования. В последние шесть лет работы я все чаще сталкиваюсь с проблемой отсутствия контакта между детьми разных возрастных категорий. И если в учебных классах группа детей отличается на год, реже на два года, то в творческих группах, таких как объединение, музыкальная группа, хореографический ансамбль, театральная группа, клубы по интересам, группы самоуправления и многие другие, разница в возрасте между членами может составлять от трех лет и более. И в таких случаях детям очень сложно найти общий язык друг с другом, они проявляют большее стеснение при общении – особенно, если это дети самой младшей возрастной категории.
Для того, чтобы устранить барьер общения, снять стресс от необходимости контактировать с более взрослыми или более младшими детьми, создать среди них комфортную психологическую атмосферу для дальнейшей успешной коммуникации в группе, необходимо показать им на практике, что вне зависимости от возраста, всегда можно найти много общего друг с другом. Здесь на выручку педагогам и наставникам часто приходят игровые технологии. В процессе игры лишние мысли уходят, страх уступает место сосредоточенности на цели игры, а после ее начала все внимание поглощает процесс. В этот момент просыпается азарт, стираются возрастные рамки и различия, дети начинают вести себя одинаково.
Невозможно одновременно радоваться и бояться, так же, как не получится одновременно плакать и весело смеяться, злиться и восторгаться. И преимущество игры как раз и состоит в том, что в процессе радость берет верх над другими эмоциями. Таким образом, раскрывшись в игре, дети по инерции начинают легче общаться между собой, вспоминают курьезные ситуации, смеются над процессом, который совсем недавно захватил их с головой. Так, постепенно, занятие за занятием, развивается чувство единства в разновозрастной группе, работать становится намного проще.
Игры, которые можно использовать для развития лучшей коммуникации:
- Игра «Амеба».
Суть игры: из группы выбираем человека-водящего, который и будет нашей первой амебой. Остальные, на счет, разбегаются. Задача водящего поймать и «поглотить» еще одного человека. После этого уже двое, как бы сливаясь, становятся одной амебой. Они догоняют третьего, после чего амеба уже состоит из трех человек – и так далее, пока все участники не окажутся связанными вместе. Главное правило для амебы – не распадаться.
Для групп с 16 и более количеством детей, можно дойти до амебы из четырех человек, которая затем распадается, и водящих становится четверо, после чего каждый водящий ловит себе новую команду – убежать становится гораздо сложнее, а внимание разбегается.
- Игра «Считай – хлопай».
Группа становится в круг, чтобы всем было видно каждого человека. Без выработки стратегии нужно считать вслух до 20 (число можно изменить в зависимости от количества участников), при этом нельзя произносить цифры друг за другом одному человеку, нельзя произносить цифры тем, кто стоит рядом по правую или левую руку от только что участвовавшего в счете человека, обязательно каждый ребенок должен сказать хотя бы одно число, произносить одновременно число нескольким людям не разрешается. Сохраняя темп счета, нужно досчитать до 20. Если кто-то из группы сбивается или допускает ошибку, счет начинается заново.
Более сложный вариант игры – вместо счета вслух, нужно прохлопать 20 раз по тем же правилам, не произнося вслух цифры.
Можно усложнять игру, прибавляя темп или задавая определенный ритм хлопкам, если дети справляются легко. Так же можно сделать раунд с закрытыми глазами, чтобы проверить восприятие друг друга на слух, но только после первых более простых, чтобы не сформировать комплекс неполноценности, если вдруг со сложной частью дети не справляются или справляются очень медленно. Здесь главное не перейти от игры с соперничество.
Данные игры дают детям возможность присмотреться друг к другу внимательнее, услышать и привыкнуть к звуку голоса, к жестам и бессознательным реакциям (которые могут, иногда, выбивать из колеи своей необычностью), к дефектам речи, к достоинствам и недостаткам. Особенно ребенок начинает стесняться своих речевых дефектов, поэтому в процессе игры, когда слух привыкает к ним, а критиковать никого не хочется, да и времени нет на это, то подобные недостатки начинают ассоциироваться с весельем и хорошим настроением, теряют свою «особенность» и сливаются со всеобщим ликованием. В игре все отличия детей друг от друга принимаются намного проще, а когда к ним привыкаешь – уже не кажутся чем-то другим и непохожим. Дети становятся друг другу «своими», им проще работать, они готовы выручить друг друга в любой ситуации.
Так, с каждым занятиям, складывается сплоченная команда, которая в дальнейшем успешно учится и работает вместе. А отношения выстраиваются на взаимоуважении и взаимопомощи. Ведь они помнят, как мы были одной амебой, какие ритмы создавали хлопками и как смогли, наконец, досчитать до 40 с закрытыми глазами, просто чувствуя и понимая друг друга. А может, у них появится и общий секрет, который группа будет с большим удовольствием хранить, загадочно друг другу улыбаясь при встрече.