Построение и реализация наставнической деятельностис использованием приёма «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования

ФИО: Бригинец Е.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1865
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Построение и реализация наставнической деятельности с использованием приёма «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Управление образования администрации г. Кемерово

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной»

Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества»,

 в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

 

НОМИНАЦИЯ «ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА»   

Построение и реализация наставнической деятельности

с использованием приёма «математическое моделирование» 

при решении педагогических задач 

в образовательной организации дополнительного образования

(описанию опыта работы в рамках целевой (модели) наставничества)

В ФОРМЕ «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»

 

Разработчик: Бригинец Елена Борисовна

старший методист, руководитель структурного подразделения

МБОУ ДО «ЦДОД им.В.Волошиной»

Кемерово 2023

Построение и реализация наставнической деятельности с использованием приёма «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования

(описание наставнической деятельности) 

Необходимым условием модернизации системы образования РФ является решение первостепенной задачи – повышение качества кадрового потенциала, подготовка и формирование педагогического состава, в том числе закрепление в образовательной организации молодых специалистов. 

В настоящее время дополнительному образованию необходимы педагоги, владеющие современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования образовательной деятельности, умением прогнозировать свой результат, имеющие активную жизненную позицию. Данные требования предъявляются также к молодым специалистам, приходящим в учреждения дополнительного образования.

Одним из ведущих факторов, положительно влияющих на профессиональное развитие и закрепление молодых специалистов (наствляемых) в образовательной организации, является наставническая деятельность. Это разновидность индивидуальной работы с педагогическими работниками, имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательной организации от 0 до 3 лет. 

Наставническая деятельность в МБОУ ДО «ЦДОД им. В.Волошиной» (далее Учреждение) осуществляется в рамках действующей модели «Методическая служба на индивидуальной основе» [10] в соответствии со структурно-функциональной программой «Формула успеха» (далее СФП «Формула успеха») и положением «О наставнической деятельности Учреждения» (Приложение 1). Методистом (наставником) разработаны методические рекомендации для организации работы наставника с молодым специалистом. Методические рекомендации имеют положительные рецензии: Е.Л. Белоусовой, замдиректора по УМР учреждения, канд. педагогических наук; В.Ю. Флягиной, заведующий кафедрой ПВ и ДО ГАОУ ДПО (ПК)С «КРИПКиПРО», канд.ист. наук, доцент.; рекомендованы для руководящих и педагогических работников дополнительного образования, реализующих в образовательной организации наставническую деятельность (Приложение 2). Методические рекомендации знакомят с современным подходом к построению и реализации наставнической деятельности, посредством приёма «математическое моделирование» (инновационность в технологии) при решении педагогических задач в ходе реализации СФП «Формула успеха» (инновационность в содержании).

Поскольку наставническая деятельность – двусторонний процесс, то главным условием результативности обучения методистом-наставником молодого специалиста (наставляемого) профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче педагогического опыта, обладание профессиональными качествами и компетенциями:

  • умение вычленять главное из большого потока информации, разрабатывать и использовать в процессе работы модели педагогического взаимодействия (структурно-логическая схема, блок-схема, таблица, график, формула, графическое изображение, рисунок и т.д.); анализировать, планировать, контролировать, создавать новое; быть профессионалом в своей области;
  • умение выстраивать эффективное взаимодействие с людьми, понимать их, разбираться в особенностях их характера и поведения.

Обозначенные профессиональные компетенции методиста-наставника сопряжены с типами профессий «Человек-Человек» и «Человек-Знак» и позволили выстроить результативную наставническую деятельность с использованием приема «математическое моделирование» при решении педагогических задач. Прием «математическое моделирование» (структурно-логическая схема, блок-схема, таблица, графическое изображение, рисунок) имеет место в педагогической практике как российских, так и зарубежных педагогов (А.М. Пышкало, В.И. Загвязинский, Л.Б. Ительсон и др.).

Педагогическая целесообразность использования приема «математическое моделирование» заключается:

  • в наглядном отображении наиболее значимых частей образовательной деятельности, логики педагогического взаимодействия с методистом-наставником на всех этапах СФП «Формула успеха»;
  • в оптимизации структуры и объема изучаемого материала в рамках СФП «Формула успеха»;
  • в управлении познавательной деятельности и повышении познавательной активности молодого специалиста;
  • в управлении временем молодого специалиста на освоение информационного материала теоретического и практического характера;
  • в улучшении планирования педагогического взаимодействия с усилением рефлексивной функции обучения;
  • в актуализации возможности профессионального самообразования;
  • в представлении эффективных моделей для обсуждения в педагогическом сообществе.

Использование приема «математическое моделирование» (Приложение 3) при решении педагогических задач позволяет реализовать основной дидактический принцип педагогического взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста; обеспечить системность знаний; выбрать оптимальный путь решения поставленной педагогической задачи с опорой на графическое изображение алгоритма ее решения; сформировать обобщенные трудовые функции, обозначенные в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 

Разработанные методистом-наставником структурно-логические схемы, блок-схемы используются в разных формах наставнической деятельности (Приложение 5). 

В разработку СФП «Формула успеха» адаптации и становления молодого специалиста положен принцип методической системы обучения, обозначенный в работах А.М. Пышкало, доктора педагогических наук, профессора (Рис. 1.), свидетельствующий о двухсторонней связи как между объектами (этапы программы), так и субъектами (заместитель директора по УВР, методист-наставник, педагог-наставник и молодой специалист) наставнической деятельности.

Цель программы: адаптация, профессиональное становление и рост педагога/наставляемого по форме «педагог-педагог» (роли: опытный-молодому, равный-равному) в соответствии с (целевой моделью) наставничества в условиях ОО дополнительного образования.

Задачи программы: 

  • выявлять затруднения и определять уровень сформированности профессионально-значимых качеств наставляемого; 
  • способствовать формированию у наставляемого потребности в проектировании своего развития, в совершенствовании профессионального уровня;
  • включать наставляемого для решения поставленных педагогических задач на основе обобщенных трудовых функций;
  • проанализировать педагогическое сотрудничество методиста-наставника и наставляемого от этапа адаптации до профессионального становления и роста.

В рамках СФП «Формула успеха» построение педагогического сотрудничества методиста-наставника и наставляемого имеет встречный характер, основывается на знаниях наставляемого и построено по вертикали (Приложение 6). Реализация СФП «Формула успеха» адаптации, становления и роста наставляемого к условиям профессиональной деятельности предусматривает 4 этапа (Приложение 6).

  1. Аналитический (адаптационный) этап профессионального становления молодого специалиста/наставляемого (1-3 месяца).

Цель: выявление затруднений, определение сформированности его профессионально-значимых качеств.

Задачи:

  • ознакомить с нормативными документами всех уровней, локальными актами ОО ДО (структура и традиции, нормативная этика); 
  • выявить профессиональные затруднения;
  • выработать программу взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста.

Педагогическое сотрудничество: использование диагностического инструментария (анкеты, опрос, беседа) «Опросник для молодого специалиста по работе с методистом-наставником Учреждения», «Анкета «Готовность педагога дополнительного образования к реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Тест самооценки «Выявление затруднений молодого специалиста в направлениях организации образовательной деятельности» (Приложение 7) для выявлений профессиональных затруднений; адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе, выстраивание отношений с администрацией, опытными и молодыми коллегами, родителями (законными представителями); выстраивание программы взаимодействия методиста-наставника и молодого специалиста

Результат: молодой специалист/наставляемый руководствуется в своей деятельности нормативными документами, локальными актами ОО ДО; выявлены профессиональные затруднения и составлена индивидуальная платформа развития молодого специалиста (Приложение 7). 

Методист-наставник заполняет «Электронный дневник педагогического сотрудничества методиста-наставника и молодого специалиста/наставляемого по результатам 1 этапа СФП «Формула успеха». Электронный дневник используется для автоматизации и повышения интенсивности обмена информацией, осуществления текущего, тематического, итогового контролей в наставнической деятельности Учреждения и является индивидуальным планом профессионального становления и развития молодого специалиста/наставляемого (Приложение 9).

  • Организационный (проектировочной) этап – (3-12 месяцев) 

Цель: формирование у молодого специалиста/наставляемого потребности в проектировании и совершенствовании своего профессионального развития и роста.

Задачи: 

  • выстраивать педагогическое сотрудничество методиста-наставника  и наставляемого на репродуктивном уровне в комплексе с творческими, иллюстративными и продуктивными методами обучения;
  • организовывать работу молодых специалистов/наставляемых в разных формах методической деятельности (творческие группы, методические объединения, педагогические мастерские, педагогические советы и т.д.);
  • выстраивать взаимодействие с опытными педагогами, педагогом-наставником по направленности дополнительного образования;
  • ориентировать на повышение квалификации и (или) переподготовку.

Педагогическое сотрудничество: разработка конспектов разных типов учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, оценочных материалов к программе и др. (блок-схема «Алгоритм составления плана-конспекта занятия», Схема самоанализа учебного занятия, блок-схема «Алгоритм составления досугового (воспитательного) мероприятия») (Приложения 12-15). 

Участие молодых специалистов/наставляемых:

  • взаимопосещение учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий (самоанализ выявление проблем и затруднений в ходе проведения учебных занятий);
  • в творческих группах по изучению вопросов, например «Изучение нормативной документации по вопросам образования (обучения и воспитания)», «Методика проведения различных видов занятий» и др.;
  • в заседаниях методического объединения молодых педагогов «Адаптация молодого специалиста в условиях дополнительного образования», «Имидж педагога дополнительного образования», «Современные подходы к разработке дополнительных общеразвивающих программ», «Эффективные формы повышения профессионализма педагога как фактор обеспечения творческих результатов детского коллектива», «Роль конкурсов профессионального мастерства в развитии личностно-профессиональных качеств педагога» и др.;
  • в работе педагогических мастерских, включающих информационный блок: «Информационно-методическая поддержка и удовлетворение потребностей молодых педагогов», «Помощь педагогам в самообразовании с целью развития творческого потенциала, повышение профессионального мастерства», «Сопровождение адаптации начинающих педагогов в новом коллективе» и практическую часть: тренинги и ролевые игры и упражнения на отработку навыков коммуникации с использованием приема «математическое моделирование», применяя блок-схемы: «Технология разработки дополнительной общеразвивающей программы», «Алгоритм составления плана-конспекта занятия» и др. (Приложения 10-11). 

Молодые специалисты проходят курсы повышения квалификации на базе ГОУ ДПО (ПК) С «КРИПКиПРО», МБОУ ДПО «НМЦ» и др. согласно «Графику прохождения курсовой подготовки» в Учреждении. 

Результат: педагогическое сотрудничество методиста-наставника и молодого специалиста/наставляемого выстраивается на репродуктивном уровне (воспроизводить и применять полученные знания, приемы действий и алгоритмы) в комплексе с творческими, иллюстративными и продуктивными методами обучения с опорой на имеющиеся знания и опыт. Посредством педагогического сотрудничества формируются профессиональные компетенции: самоорганизации, позитивного принятия выбранной профессии, самостоятельности и активности, и стимулирование форм образовательной деятельности. Продолжается заполнение разделов наставнической деятельности в Электронном дневнике (Приложение 9).

  • Содержательный (методический) этап – (13 месяцев)

Цель: развитие имеющихся профессиональных компетенций, реализация деятельности молодого специалиста/насатавляемого по выполнению обобщенных трудовых функций, обозначенных в нормативном документе профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 

Задачи:

  • составить программно-методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы (разработка конспектов разных типов учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, оценочных материалов к программе и др.);
  • содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора (публикации в СМИ, участие в методическом объединении (МО) для молодых специалистов, выездные тематические занятия (ВТЗ), педагогические чтения, семинары для молодого педагога, конференции, участие в конкурсе для молодых специалистов);
  • составить и реализовать план воспитательной работы в объединении;
  • продолжить взаимопосещение с последующим анализом: учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий.

Педагогическое сотрудничество: разработка методических продуктов к дополнительной общеразвивающей программе с опорой на схему «Структура формирования учебно-методического комплекта к дополнительной общеразвивающей программе» (Приложение 15). Взаимопосещение учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий, (самоанализ, выявление проблем и затруднений в ходе проведения учебных занятий). Организация и проведение комплексных учебных занятий (совместное учебное занятие опытного педагога и молодого специалиста) по сквозным темам дополнительных общеразвивающих программ. 

Профессиональное становление и рост наставляемого осуществляется через разные формы наставнической деятельности (Приложение 4): 

  • областные педагогические чтения по теме «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования детей»;
  • постоянно действующие семинары МБОУ ДПО «НМЦ» «Проектирование профессиональной деятельности педагога», «Профессиональный стандарт как средство формирования профессиональных компетенций педагога ДО» и др.;
  •  методическое объединение художественной направленности;
  • тематические педагогические советы «Мониторинг и диагностика образовательных результатов учащихся по дополнительной общеразвивающей программе», «Индивидуальная траектория профессионального развития педагогов», «Современное учебное занятие в УДО» и др.

Распространение совместного с наставником опыта наставляемого через публикации в СМИ, МО художественной направленности, открытые учебные занятия в рамках ВТЗ для слушателей КРИПКиПРО, областные педагогические чтения, семинары для молодого педагога, конференции. Например, межрегиональная НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление» (МБОУ ДПО «Научно-методический центр»), участие в муниципальных конкурсах для молодых специалистов, например конкурс статей «Взгляд», «Молодой педагог» (МБОУ ДПО «Научно-методический центр»), локальный конкурс «Академия успеха» для молодых педагогов и локальный конкурс педагогического мастерства «Траектория успеха» для опытных педагогов Учреждения.

Муниципальные, областные, Всероссийские конкурсы профессионального мастерства для опытных педагогов (роли: равный-равному), например, муниципальный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; городской конкурс «ИТ – педагог Кузбасса 21 века», городской конкурс «Мой лучший урок», городской конкурс «Молодой педагог» , областной конкурс «СЦЕНАрист» . областной конкурс «Педагогические таланты Кузбасса», конгрессно-выставочное мероприятие «Кузбасский образовательный форум», региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» ; областной конкурс разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ; конкурс статей «Взгляд» VIII Межрегиональная НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», Всероссийский конкурс «Педагогические таланты России», научно-образовательный центр пед.проектов, г. Москва, номинация «Мой педагогический опыт» и др.

Результативной формой работы методиста-наставника с наставляемыми учреждения является методическое сопровождение педагогов для участия в конкурсе «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения (Приложение 16). Конкурс состоит из двух очных этапов. Первый этап конкурса – самопрезентация «Мой педагогический выбор»; второй этап – разработка и проведение учебного занятия согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеразвивающей программы.

В процессе подготовки к конкурсу «Академия успеха» для наставляемых Учреждения у наставляемых происходит профессиональный рост как в составлении дополнительной общеразвивающей программы, так и в приобретении опыта публичного выступления. Для этого методист-наставник проводит тематические групповые и индивидуальные консультации и др. (Приложение 17) с использованием приёма «математическое моделирование», на основе которого разработаны блок-схемы «Составление дополнительной общеразвивающей программы» (Приложение 15), блок-схема «Составление самопрезентации «Мой педагогический выбор» в рамках конкурса «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения (Приложение 18). 

Например, при проведении тематической консультации «Технология разработки учебного занятия» предлагается задание «Логическая цепочка», с использованием приема динамического решения задач (Приложение 19). 

Для проверки работы по карточке используется разные формы контроля. Например, правильный ответ выводится на экран, проводится самоконтроль (прием «сверка с образцом»), обсуждение и коррекционная работа. В ходе тематической консультации обсуждается каждый элемент из предложенного задания.

В процессе педагогического сотрудничества с целью предоставления оперативной информации создан сайт методического отдела Учреждения (https://metodcdod.wixsite.com/metodcdod) как инструмент коммуникации. На страницах сайта размещаются: нормативные документы (всех уровней), информация о методических мероприятиях (педагогический совет, МО, тематические консультации, аттестация и др.), методическая продукция (разработки мастер-классов, учебных занятий, досуговых (воспитательных) мероприятий) и др. Например, на странице сайта «Формула успеха» (https://metodcdod.wixsite.com/metodcdod/formula-uspeha) методист-наставник размещает материалы: памятки по разработке и оформлению методической продукции (локальные положения: о дополнительной общеразвивающей программе, о конкурсах для молодых специалистов, методические рекомендации, методические разработки, блок-схемы, карточки-задания). 

Результат: молодые специалисты/наставляемые приобрели опыт в: составлении дополнительной общеразвивающей программы, разработке и самоанализе учебного занятия, досугового (воспитательного) мероприятия. Повысилось качество преподавания по дополнительной общеразвивающей программе, в составлении УМК (дидактический, методический материал) и др. Также молодые специалисты (наставляемые) успешно адаптировались к новому коллективу, научились взаимодействовать с коллегами, учащимися, родителями (законными представителями). 

За период работы методиста-наставника с наставляемыми в образовательную деятельность Учреждения внедрены дополнительные общеразвивающие программы художественной направленности: «Конструирование и моделирование одежды», «Репертуарная хореография», «Азбука балета», «Танцевальное искусство», «Текстильный дизайн», «Пение с движением», «Основы детского танца», «Первые шаги в музыке», разработанные в соответствии с современными требованиями, вошедшие в реестр сертифицированных программ персонифицированного финансирования дополнительного образования (реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка»). При разработке данных программ методистом-наставником осуществляется организационно-методическая работа (индивидуальные консультации, беседы, методическое сопровождение и поддержка), которая фиксируется в разделах Электронного дневника (Приложение 9). 

За девять лет существования конкурса «Академия успеха» для молодых педагогов Учреждения в нем приняли участие 15 молодых специалистов. Победители конкурса представляют опыт в городском конкурсе «Молодой педагог», принимают участие в областных педагогический чтениях по теме «Мои профессиональные шаги в учреждении дополнительного образования детей», в межрегиональной НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», конкурсе статей «Взгляд» в рамках межрегиональной НПК «Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление», ВТЗ и др. 

  • Контрольно-оценочный (результативный) этап – (5 месяцев)

Цель: повышение профессиональной компетентности и закрепление молодого специалиста/наставляемого в Учреждении.

Задачи:

  • проводить итоговую диагностику молодых специалистов;
  • обобщать опыт педагогической деятельности молодого специалиста за 3 года, период реализации СФП «Формула успеха»;
  • способствовать прохождению процедуры аттестации на присвоение квалификационной категории молодого специалиста/наставляемого.

Педагогическое сотрудничество: проведение итоговой диагностики, использование диагностического инструментария (анкеты, опрос, беседа) (Приложение 9). Анализ наставнической деятельности за период работы с молодым специалистом/наставляемым. Выстраивание перспектив его профессионального развития через разные формы методической деятельности в Учреждении.

Результат: на основании итогового анкетирования молодых специалистов/наставляемых были определены удовлетворенность молодых специалистов профессиональной деятельностью и их готовность к реализации трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Удовлетворенность профессиональной деятельностью оставляет 83% (5 из 6 чел.). Самоанализ и самооценка собственной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта показали: 4 чел. – 67% имеют степень владения компетенциями на достаточно высоком уровне, т.е. компетенции явно выражены; 2 чел. – 33% педагогов, оценили степень владения компетенциями от 0-3 баллов (по 6-ти бальной шкале). 

Согласно результатам диагностики адаптации молодых специалистов/ наставляемых Учреждения к новому коллективу, умению взаимодействовать как с молодыми, так и с опытными коллегами, с администрацией, учащимися и с родителями (законными представителями) за период с 2018/2019 уч.г. по 2021/2022 уч.г., молодые специалисты/наставляемые стали: менее недоверчивыми; снизилась боязнь быть непонятыми. В конфликтной ситуации молодые специалисты/наставляемые Учреждения стали больше придерживаться стиля компромисса, а компромисс предполагает умение идти на уступки друг другу, отказывать себе в чем-то. Это хорошая позиция, т.к. заставляет человека ставить себя на место другого и сохранять доброжелательные отношения с окружающими. Также результаты диагностики показали положительные изменения в стиле соперничества, что может говорить о положительном настрое на окружающих и желании разрешить конфликтные ситуации. 

Качественный анализ адаптации молодых специалистов/наставляемых показал, что для них не составляет труда сформулировать свой жизненный принцип и поделиться с коллегами. 83 % (5 чел.) ответов респондентов содержат в себе глагол действия, что значит, человек принял на себя ответственность за высказывание и живет по нему; 67 % (4 чел.) молодых специалистов учреждения представляют четкие цели профессиональной деятельности (создание стабильного коллектива, передача опыта детям, развитие творческих способностей обучающихся); 83 % (5 чел.) респондентов имеют активную жизненную позицию: стремление работать на результат и уверенное отношение к личному опыту.

Посредством активного участия молодых специалистов/наставляемых в разных формах методической деятельности в Учреждении и сопровождения методиста-наставника накоплен методический, дидактический и диагностический материалы, необходимые для осуществления стабильной результативной образовательной деятельности в Учреждении и повышения квалификации. 

Результаты наставнической деятельности, полученные в ходе реализации СФП «Формула успеха», способствуют успешному прохождению процедуры аттестации на первую квалификационную категорию. За период с 2017 по 2023 учебные годы в Учреждении 100% (15 чел.) молодым специалистам установлена первая квалификационная категория.

Анализируя рассмотренные выше 4 этапа наставнической деятельности в Учреждении, в рамках СФП «Формула успеха», можно вывести формулу успешности молодого специалиста/наставляемого с использованием приема «математическое моделирование»:

,

где

х – математическое действие произведение (педагогическое сотрудничество);

УМС – успешность молодого специалиста;

(З+ЛК)МС – З – знания (образование (высшее, среднее профессиональное)) молодого специалиста, ЛК – личностные качества молодого специалиста,

(ПО+ЛК)МН – ПО – педагогический опыт (совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогическим работником в ходе образовательной деятельности) методиста-наставника, ЛК – личностные качества методиста-наставника.

 

Практическая значимость представленного опыта:

  • во внедрении в методическую работу Учреждения СФП «Формула успеха», разработанной в соответствии с положением «О наставнической деятельности Учреждения» и современными требованиями к образовательной деятельности УДО;
  • в результативном использовании в разных формах наставнической деятельности приема «математическое моделирование» и разработанных структурно-логических схем и блок-схем для динамического решения педагогических задач;
  • в максимальном включении молодого специалиста/наставляемого в процесс педагогического сотрудничества, повышении их интереса к формированию компетенций и стремлению к самостоятельной активной познавательной деятельности; 
  • в повышении мотивации молодого специалиста/наставляемого к педагогической деятельности, качестве освоения методического материала, его понимании и запоминании в период прохождения этапов СФП «Формула успеха»

Готовность представленного опыта к распространению 

Трансляция опыта наставничества представлена широкой общественности. Разработанные методистом-наставником методические материалы размещены на сайте методического отдела Учреждения на странице «Формула успеха» (https://metodcdod.wixsite.com/metodcdod/formula-uspeha):

    • диагностические материалы, 
    • методические рекомендации для организации работы наставника с молодыми специалистами/наставляемыми (методические рекомендации «Построение и реализация наставнической деятельности с использованием приёма «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования» https://metodcdod.wixsite.com/metodcdod/kopiya-obobshenie-i-dessiminaciya-o) (Приложение 3), 
  • блок-схемы для динамического решения педагогических задач: «СФП «Формула успеха» адаптации и становления молодого специалиста в Учреждении, «Алгоритм составления плана-конспекта занятия», «Составление дополнительной общеразвивающей программы на основе локального положения», «Структура формирования учебно-методического комплекта к дополнительной общеразвивающей программе» и др.
  1. Предложения по развитию наставничества, проблемные вопросы наставнической деятельности

Продолжить реализацию структурно-функциональной программы «Формула успеха» в Учреждении:

  • способствовать развитию профессиональных компетенций молодых специалистов/наставляемых в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • выявлять, обобщать и распространять педагогический опыт в форме публикаций, открытых занятий, участия в профессиональных конкурсах;
  • продолжить разработку блок-схем на основе приема «математическое моделирование», апробировать в условиях Учреждения, систематически размещать на страницах сайта методического отдела Учреждения в разделе «Формула успеха»;
  • подать заявку в план редакционно-издательской деятельности МБОУ ДПО «Научно-методический центр» на 2023 год на издание методических рекомендаций «Построение и реализация наставнической деятельности с использованием приёма «математическое моделирование» при решении педагогических задач в образовательной организации дополнительного образования»;
  • представить опыт работы по наставнической деятельности на областной конкурс «Лучший педагог-наставник-2022»;
  • продолжить работу в рамках муниципальной инновационной площадки по теме «Внедрение целевой модели наставничества в образовательных организациях города Кемерово» на 2021-23 гг.
  • внедрить в Учреждении другие формы наставнической деятельности, обозначенные в (целевой модели) наставнической деятельности, разработать модули программы наставнической деятельности «Технология роста: от наставляемого до наставника»: «Траектория успеха» (по форме «работодатель – студент» и «работодатель – ученик»; «Лестница успеха (по форме «ученик-ученик»).