Педагогический проект “Мир воды” для подготовительной к школе группы

ФИО: Захаренко Е.Л.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1875
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Педагогический проект "Мир воды" для подготовительной к школе группы
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Синявинская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект 

«Мир воды»

Тип проекта: исследовательско-творческий, познавательный

Группа: подготовительная к школе группа

Сроки реализации: 17.03.2023 – 31.03.2023

Воспитатели: Захаренко Елена Леоновна

                        Марчук Елена Станиславовна

Учитель-логопед: Кочкина Галина Анатольевна

гп.Синявино

2023 г.

Постановка проблемы: 

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3%. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство.

По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему «Мир воды».

Цель проекта

Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу.

Задачи: 

Образовательные:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
  • Познакомить с круговоротом воды в природе.
  • Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
  • Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
  • Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и формы работы

  • наблюдения за разным состоянием воды;
  • беседы о воде;
  • исследования, эксперименты с водой;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций;
  • отгадывание загадок;
  • физкультминутки;
  • дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры;
  • творческая мастерская – рисование, лепка;
  • показ мультфильмов, презентаций по теме;
  • информационные листы для родителей.

Ожидаемые результаты: 

  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
    • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
    • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.
    • Будут знать свойства воды и смогут о них рассказать.
    • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

 

План-график мероприятий

I этап – предварительный 

Мероприятие Цель Сроки проведения
Подбор художественной литературы по теме. Разработка плана реализации проекта. 17.03.2023
Подбор энциклопедий, карт, схем.
Подбор подвижных и речевых игр.
Подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми.
Информирование родителей о начале работы над проектом, приглашение к участию.  20.03.2023
Подготовка оборудования для опытов с водой. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

II этап – основной

Мероприятие Цель Сроки проведения
Беседа «Зачем и кому нужна вода?» Создание условий для формирования у детей и о значении воды в жизни человека 20.03.2023
Изготовление персонажа «Капелька»
НОД. ФЦКМ «Животный мир морей и океанов».
НОД. Лепка «На дне морском»
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Чтение художественной литературы:

Русская народная сказка «По щучьему веленью»

Опыты «Какая бывает вода?»

(Вода бывает тёплой, холодной, горячей)

Подвижная игра «Караси и щука»
Настольно-печатные и дидактические игры.
Рассматривание атласа «Водоёмы» Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. 21.03.2023
Беседа «Вода-волшебница» 
Просмотр презентации «Три состояния воды»
Опыты «Пар – это вода», «Лёд – твёрдая вода», «Получение инея», «Превращения воды» 
НОД  Рисование «Вода и её обитатели»
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Чтение художественной литературы:

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Просмотр мультфильма «Заяц Коська и вода»
Разгадывание ребусов.
Настольно-печатные и дидактические игры.
Рассматривание тематических альбомов «Обитатели морей и океанов», «Кто в воде живет?» Активизация и обогащение словаря детей.

Продолжить знакомство детей с некоторыми свойствами воды.

Развитие связной речи детей 

22.03.2023
Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»
Опыт «Свойства воды»

(Вода – это жидкость. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода не имеет вкуса. Вода не имеет формы. Вода может быть разной температуры)

НОД  Пересказ рассказа Е. Пермяка “Первая рыбка”
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Чтение интересных фактов про водных обителей.
Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»
Настольно-печатные и дидактические игры.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озёрной?» Показать, что вода является растворителем для некоторых веществ. Вода бывает солёной и пресной в разных водоёмах. 23.03.2023
Рассматривание альбома «Природные явления»
Опыты «Вода – растворитель»

(Вода растворяет сахар, краску, соль и др.)

Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Чтение художественной литературы:

Норвежская народная сказка «Почему вода соленая»

Работа с родителями.

Предложить родителям вместе с детьми нарисовать дома обитателей океанов, морей, рек, озер на заданную букву.

Просмотр видеофильма о природных явлениях.
Настольно-печатные и дидактические игры.
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Создание аквариума в группе.
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, пустыни.  24.03.2023
Беседа» Что было бы, если бы с Земли ушла вся вода?»
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Слушание «Шум воды»
Опыт «Вода усиливает звук»
Чтение художественной литературы:

Г. Снегирёв «К морю», «Пингвиний пляж»

Составление описательного рассказа про водных обитателей.
Настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки
Разгадывание кроссворда.
Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек»
Беседа «Кому нужна вода?» Формирование представления о значении воды в жизни природы и человека. 27.03.2023
Рассматривание альбома «Кому нужна вода»
НОД.  ФЦКМ «Комнатные растения»
Опыт «Растения пьют воду»
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т. д.)
Чтение художественной литературы:

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Изготовление альбома «Водная азбука»
Настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки
Подвижные игры «Море волнуется», «Караси и щука»
Рассматривание иллюстраций про водные растения Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.  28.03.2023
Беседа «Какие водоёмы на планете ты знаешь?»
Опыт «У растений внутри есть вода».
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т.д.)
Рисование «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!»
Чтение художественной литературы:

И. Гурина «На реке»

Настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки
Подвижные игры 
Беседа «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде. 29.03.2023
Изготовление плаката «Откуда берутся реки?»
Подвижная игра «Ходит Капелька по кругу»
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т.д.)
Настольно-печатные и дидактические игры.
Подвижные игры «Море волнуется», «Караси и щука»
Чтение стихотворений про воду.
Беседа «Где живут капли воды в детском саду?»

Рассматривание капелек воды через лупу, микроскоп.

Размещение «капелек» в группе там, где пользуются водой.

Прививать бережное отношение к воде.

Учить детей беречь водопроводную воду. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Закрепление знаний детей по теме.

30.03.2023
НОД «Берегите воду»
Раскраски на тему «Берегите воду»
Опыт «Очистка грязной воды
Работа с календарем погоды. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой, во время прогулки (изморозь, иней, сосульки, капель, дождь, снег, ручейки и т.д.)
Оформление папки для родителей «Опыты с водой»
Подвижная игра «Ручеек». 
Игра-викторина «Мир воды». Итоговое мероприятие
Беседа с детьми «Что нового вы узнали о воде?» Подведение итогов по проекту 31.03.2023
Вручение медалей всем детям за участие в проекте.
Создание лепбука о воде.

III этап  – заключительный

Мероприятие Цель Сроки проведения
Выставка совместной творческой деятельности детей и родителей «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!» 
Игра-викторина «Мир воды».
Альбом «Водная азбука»
Создание лэпбука «Всё о воде»

Результат работы

Мероприятие Цель
Создание презентации «Мир воды» Обмен опытом для воспитателей на педсовете.
Размещение информации в группе «Звездочки» социальной сети ВК Информирование родителей.

 

Приложения.

  • Приложение 1. Беседы.
  • Приложение 2. Опыты с водой.
  • Приложение 3. Наблюдения.

Приложение 1

БЕСЕДЫ О ВОДЕ.

№1. Беседа «Зачем и кому нужна вода»

Цель: расширение представлений детей о значении воды в жизни человека.

Ход беседы.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Правильно, это вода.

Ни умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

– Ребята, а что же такое вода? (показываю стакан с водой) (ответы)

Вода – это жидкость без цвета, без вкуса и без запаха. А еще вода – волшебница! Она может превращаться летом в дождь, когда очень жарко, то в пар, зимой в лед, а весной в сосульки.

Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды – жить нельзя нам без… (воды)

– Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.

И сегодня наши гости – это не просто гости, это капельки воды. Посмотрите.

А сейчас я хочу познакомить вас еще с одной капелькой. Смотрите и слушайте внимательно, потому что потом я буду задавать вам вопросы.

Просмотр мультфильма «Вода» (м/ф «Фиксики»)

– Кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)

– Как животные используют воду? (пьют, живут в воде, живут у воды, моются)

– Как растения используют воду? (пьют) Растения любят, когда их опрыскивают, когда их моют, поливают.

– Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)

– Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)

– А еще вода находится в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях.

Без воды невозможна жизнь на Земле. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания. Жизнь человека во все времена самым тесным образом была связана с водой и не случайно большинство городов, сел, деревень возникало вокруг рек, озер, морей. Людям ежедневно нужна вода. Без еды человек может прожить 3 месяца, а без воды всего неделю. Мы пьем воду, когда хотим пить, но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Что может быть привычнее для нас, чем вода? Это самое обычное, самое распространенное вещество на поверхности земли.

Людям нужно очень много воды. И не только для того, чтобы утолить жажду и содержать в чистоте себя и свое жилище. Вода нужна для мытья улиц и машин, полива огородов и садов. По воде ходят корабли и лодки. Они перевозят людей и грузы в те страны и на те острова, куда нельзя добраться на самолете, автомобиле или поезде. От воды зависит работа многих крупнейших фабрик и заводов. Благодаря воде в наших домах есть электричество, потому что именно от воды работают гидроэлектростанции. Вот для чего нужна вода.

А сейчас давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Для чего нужна водица?»

– Братцы-братцы, где вы были? (кулаки сжимаются-разжимаются)

– Вместе по воду ходили (хлопки)

– Для чего нужна водица? (кулаки сжимаются-разжимаются)

– Для того, чтоб всем умыться! (Умываются)

– Для чего еще вода? кулаки сжимаются-разжимаются)

– Кашу варим мы сутра (водят по ладошке пальцем)

– А еще зачем водица? кулаки сжимаются-разжимаются)

– Чаю мы хотим напиться. (“чашку” из пальцев подносят ко рту)

– А не много ль три ведра?

– Грядки поливать пора (скрестить пальцы, водить вправо-влево)

– Остаются два ведерка.

– Будут стирка и уборка (кулачки трутся друг о друга)

– Для кого водица в плошке?

– Для любимой нашей кошки. (показывают «царапки»)

– Ну а в блюдце чья водица?

– Прилетит попить синица. (изображают крылья, машут)

– А мы с вами чаще всего где встречаем воду? (в кране)

– Хотите узнать, откуда пришла вода? Тогда послушайте стихотворение.

Стихотворение «Откуда пришла вода?»

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

– Откуда ты?

Вода в ответ: Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

– Поверь, и я из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

– Откуда ты? Ты кто такой?

– И я, дружок, из океана!

– Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

– Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в снежинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

№2. Беседа «Вода – волшебница»

Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде.

Ход беседы

– Ребята, давайте обсудим вопрос: «Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?» Оказывается, вода бывает очень разной. Может, как волшебница, превращаться в дождь, снег, туман, иней, лёд. 

Просмотр презентации «Три состояния воды»

– Что такое дождь? В каком состоянии здесь находится вода? 

(Рассмотреть это явление природы в аспектах положительного и отрицательного отношения к нему человека: дети могут ответить, что «дождь – это плохо», так как нельзя гулять; необходимо объяснить детям значение и пользу дождя. Можно прочесть стихи о дожде, прослушать аудиозапись из цикла «Звуки природы: шум дождя»).

– Что такое туман? В каком состоянии здесь находится вода?

– Что такое град? Что такое снег? В каком состоянии здесь находится вода?

Если воздух вокруг облаков очень холодный, водяной пар превращается в кристаллики льда или снежинки. И в виде града или снега падает из туч на землю. Снег почти всегда идёт зимой, а град может выпасть и очень жарким летним днём. Но если снег для всего живого – теплое одеяло, берегущее от мороза, то град – почти всегда стихийное бедствие: от него страдает урожай, а также крупный град может поранить человека и животных, нанести вред домам и машинам.

– Отгадайте загадку: «Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём». Объяснить, что осадки на землю не всегда выпадают из облаков. Роса — вид осадков, которые образуются на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар превращается в капли воды. Это происходит обычно летней ночью. Особенно много росы утром бывает на траве.

 

№3. Беседа «Водный транспорт»

Цель: Познакомить детей с водным транспортом, профессиями людей, связанных с водой, и значением водоёмов для перевозки людей и грузов.

Ход беседы:

Посмотреть и обсудить плакат «Водный транспорт». 

Беседа проводится в вопросно-ответной форме. Задать вопросы:

– Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный)

– Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход)

– Кто управляет кораблём. (капитан)

– Как называется место, куда приплывают корабли? (порт)

– Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан)

– Какие профессии, связанные с водой, вы знаете? (Рыболов, сантехник и др.)

Слушание песни «Про водовоза»

Физминутка «Мама тучка»

Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

– Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя).

– Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

– Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

– Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

– Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

 

№4. Беседа «Что такое водоём?»

Цель: Познакомить детей с естественными и искусственными водоёмами. Рассказать об источниках питьевой воды. 

Ход беседы:

– Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нём – голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. 

– Уточнить, какие водоёмы являются природными, а какие рукотворными. Ручей, родник, река, море, океан, пруд, озеро, болото – естественные водоёмы. Бассейны, искусственные пруды, фонтаны построил человек. 

– Вода не всегда течёт по поверхности, иногда и под землей. Оттуда вода поднимается на поверхность через тонкие каналы и образует родники. Родник – это подземная река. Вода в родниках очень чистая и пригодная для питья. Люди очень ценят такую воду, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. А вот морская вода – солёная. И для питья не годится…

Подвижная игра «Море волнуется»

Дидактическая игра «Кто это потерял?»

– Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён. (Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки, клыки моржа, фонтанчик кита).

 

№5.  Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной?»

Цель: 

Закрепить знания детей об обитателей океанов, морей, озер, рек.

Ход беседы.

Беседа проходит в виде игры «Интервью».

– Ребята, вы много знаете о нашей планете? Давайте поделимся своими знаниями в игре «Интервью».

Игра «Интервью» (беседа с микрофоном).

– Почему нашу планету называют голубой?

– Ч то на глобусе и карте обозначают голубым и синим цветом?

– Для чего нужна вода?

– Люди могут жить в воде? Почему?

– Кто живёт в морях, океанах, реках, озёрах?

– Чем отличается море от реки?

Физкультминутка.

Море бескрайнее, море беснуется,
Море всё время о чём-то волнуется.
(Дети становятся в круг и изображают волны)

Речка ведёт себя чуточку тише,
Издали в даль лентой воду несёт,
Жизнь и приют она многим даёт.
(Изображают реку – проходят змейкой).

Дидактическая игра «Кто живёт в море, а кто в реке?»

Командная игра. Одна команда выбирает картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали. (Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).

 

№6 Беседа «Вода нужна всем»

Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.

Ход беседы:

– Вопрос детям: «Что было бы, если бы с Земли ушла вода?»

– Обратить внимание на то, что все растения (и в уголке, и на улице) нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик. Воду даёт и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи людей. 

– Что произойдёт, если человек забудет полить комнатные растения?

Они засохнут без воды, листья завянут, потому что в них становится меньше влаги. Тоже происходит с животными. Без воды животные погибнут. В природе животные могут утолить жажду, напиться из ручья, речки, озера. В домашних условиях за птицами и животными необходим уход.

– Объяснить детям, что, не смотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле, очень мало. Какую воду мы пьём? Солёную или пресную? Человек не может пить солёную воду, а её на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!

Сейчас на Земле осталось мало чистой воды. Значит, воду надо беречь!

Речевая игра “Какая вода?” (с мячом)

– Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы, поймав его, скажете: какой может быть вода? (Чистой, прозрачной, мутной, вкусной, холодной, тёплой и т.д.)

 

№7. Беседа «Путешествие капельки»

Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход беседы

Рассмотреть плакат «Круговорот воды в природе». 

Сказка «Про капельку Капу».

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.

Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.

И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее ни как не получалось. Она попросила о

помощи ветер, он дул на воду, но у него ни чего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.

Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко, и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось

подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками, и их оказалось так много, целое облако.

Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.

Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко, любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.

Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие – круговорот воды в природе.

Динамическая пауза « Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют, впадают в большой океан. Выглянуло солнышко, пригрело. (Появляется солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка. Так проходит круговорот воды в природе.

Наблюдение за испарением воды.

 

№8.  Беседа «Берегите воду»

Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Ход беседы:

Объяснить детям, откуда берётся вода в кране: капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь, прежде, чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Люди очищают воду, и только после очистки она попадает в кран. Много людей потрудилось для этого. Что случится с рекой, если люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде? (Ответы детей). Поэтому воду необходимо экономить, всегда закрывать за собой краны.  

Работа со знаками «Берегите водоёмы».

– Ребята, а чтобы случилось, если бы не было водоёмов? Почему? (ответы детей)

– Объясните значение значков «Берегите водоёмы». (На одном значке изображена вода, по ней плавают бутылки, банки; на втором вода, в которую завод сливает грязную воду и погибшая рыба). (ответы детей)

 

№9. Беседа «Простые правила»

Цель: закрепить правила пользования водой.

Ход беседы.

Послушаете одну историю:

«Эта история произошла в городе… Вова пришел из школы. Помыл посуду и не закрыл до конца кран. Вода капала и капала. Вова сидел и делал уроки. И тут произошло невероятное, вода запела:

Кап – кап – кап – кап –

Не бережно дети относятся.

Кап – кап – кап – кап –

Воды реки уносятся.

Кап – кап – кап – кап –

Без пользы не хочется капать.

Кап – кап – кап – кап –

Крану приходиться плакать.

Кап – кап – кап – кап –

Вова, закрой кран.

Кап – кап – кап – кап –

Иначе вытечет океан.

Ничего себе, думаю, чудеса, вода заревела и запела. Я встал и закрыл кран. И с тех пор стал всегда закрывать кран до конца. Потому что воду нужно беречь!

Давайте и мы повторим правила пользования водой:

  1. Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  2. Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!
  3. Плотно закрывай кран.
  4. Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.

Воду нужно беречь и даже есть народная пословица «Капля воды дороже золота».

– Почему так говорят?

Нет на свете ничего драгоценнее, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Вода нам дает жизнь, здоровье. Вода дает всем жизнь.

Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди или совсем перестают болеть или заболевают гораздо реже: так укрепляет организм морская вода.

Размещение «капелек» воды в группе там, где пользуются водой.

Приложение 2

ОПЫТЫ С ВОДОЙ.

Опыт № 1 «Вода прозрачная»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В один стакан положить ракушку, в другой – ложку. В каком из стаканов они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода. В стаканчике с водой мы видим ракушку, а в стаканчике с молоком – нет.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №2. «У воды нет цвета, вкуса и запаха»

Описание опыта:

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.

Опыт №3. «Вода – жидкая»

Описание опыта:

Дать детям два стаканчика: один с водой, другой – пустой. И предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках. Предложить понаблюдать, как вода течёт из крана.

Вывод: Вода – жидкая, может течь.

Опыт № 4 «Вода не имеет формы»

Описание опыта:

Предложить детям рассмотреть кубик льда (напомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком. А жидкая вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, графин, пробирку, в стеклянную бутылку, в цилиндр.

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»

Описание опыта:

Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло? Кристаллики соли полностью растворились в воде. Песок осел на дно стаканчика.

Вывод: В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.

Опыт № 6 «Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах»

Описание опыта:

Напомнить, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Но вода может быть и другой. Перед детьми находятся стаканчики с водой. Дети растворяют в одном из них краску, рассматривают, как изменяется цвет воды.

Предложить детям добавить в один стакан с водой сок лимона. Что изменилось? Вода приобрела запах лимона.

Предложить детям растворить в воде кусочек сахара, размешать и попробовать на вкус через трубочку – вода стала сладкой.

Вывод: Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах.

Опыт №7. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Описание опыта:

Налить в стаканчики воды разной температуры. Дети пальчиками трогают стенки стаканчиков, определяя, в каком стаканчике вода самая холодная, в каком – самая горячая.

Как можно получить тёплую воду? Смешать в стакане горячую и холодную воду. Что получилось? – Тёплая вода.

Предложить детям опустить лёд в горячую воду и сравнить температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? – Её остудил холодный лёд.

Вывод: Вода может иметь разную температуру.

Опыт № 8 «Пар – это тоже вода»

Описание опыта:

Налить горячей воды в стакан. Понаблюдать, что происходит? – Над поверхностью воды в стакане вверх поднимается пар. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду нагреть до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности. Чтобы доказать, что пар – это тоже вода, нужно поместить над паром стекло. На нём выступят капельки воды.

Вывод: Пар – это тоже вода. Это газообразное состояние воды.

Опыт № 9 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Описание опыта:

Напомнить, что лёд – это замёрзшая вода. От чего может растаять лёд? Предложить положить лёд на батарею, подержать в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды. Выяснить, где лёд растаял быстрее, где медленнее. Что произошло со льдом в процессе таяния? – Лёд превратился в жидкую воду.

Вывод: Лёд – твёрдая вода, тает в тепле.

Опыт №10. «Лёд – легче воды»

Описание опыта:

Задать детям вопрос «Что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчике с водой?» Дети высказывают предположения: он утонет, будет плавать или, может быть, сразу растворится?

Предложить детям поместить в стакан с водой лёд. Понаблюдать за ним. Что происходит? – Лёд плавает на поверхности воды.

Вывод: Лёд легче воды, поэтому он не тонет, не опускается на дно стаканчика.

Опыт № 11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые – опускаются на дно»

Описание опыта:

Предложить детям опускать в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Понаблюдать, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?

Вывод: Лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды тонут.

Опыт № 12. «В солёной воде предметы не тонут»

Описание опыта:

Предложить детям в одной широкой миске сделать солёную воду, растворив в ней соль. В другой миске остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в мисках небольшие предметы. Провести опыт с картофелиной и яйцом: в миске с пресной водой они сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежат на поверхности и не тонут.

Вывод: В солёной воде предметы не тонут

Опыт № 13. Игра-эксперимент «Цветное молоко»

Описание опыта:

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь, хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Опыт № 14. «Очищаем воду»

– Какой стала вода, после того как в неё попал песок? (грязная)

– Можно ли использовать грязную воду людям? (нет)

– Что нужно сделать, чтобы вода стала опять прозрачной? (очистить)

– С помощью чего мы можем очистить воду? (ответы детей)

– Для того, чтобы очистить воду нам нужен фильтр. У нас это будет салфеточка (можно взять ватный диск). 

– Нужно взять пустой сосуд, свернуть салфеточку в виде конуса, вставить и аккуратно наливать грязную воду. (показ воспитателя)

– Какая стала вода? (ответы детей).

– От чистоты воды зависит наше здоровье. Дома и на даче необходимо проводить дополнительную очистку питьевой воды.

Опыт №15. «Концентрация растворов».

Повторим всем известный опыт с кубиками картошки. Один положим в простую пресную воду. Второй – в чуть подсоленную воду. Третий – в сильно соленую воду (он даже не захочет тонуть, потому что его плотность получается меньше плотности воды). И подождем несколько часов. А потом проверим, что станет с кусочками картошки?

1-ый кусок: разбух (ведь концентрация соли в нем выше, чем в простой воде – вот она и прошла в его клетки)

2-ой кусок: остался как есть (ведь чуть подсоленная вода имеет концентрацию солей почти такую же, как и сама картошка)

3-ий кусок: утонул и втянулся внутрь (сильно соленый раствор соли в воде «вытянул» сок из картошки)

Вот так растения и «пьют воду» – благодаря осмосу она проникает в их клетки. Осмотическое давление распрямляет стебель и позволяет растению двигаться. Посмотрите, как быстро увядшее растение впитывает воду и снова становится упругим. Вода как бы «распирает» клетки изнутри и ветки распрямляются, а листья расправляются.

Приложение 3

НАБЛЮДЕНИЯ.

№1 Наблюдение за водой

Цель: Формировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.

Предложить детям запомнить, где и какую воду они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить детям подумать, где – в природе, в быту – ещё можно обнаружить воду. И для чего её используют (для питья, полива, мытья, стирки, приготовления еды, для передвижения по воде).

Вывод: Человеку необходима вода.

№2 Наблюдение за испарением

Цель: Формировать у детей элементарные представления о круговороте воды в природе.

Вместе с детьми налить воды в небольшие ёмкости. Отметить первоначальный уровень воды. Одну ёмкость поставить в солнечное место (подоконник), другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло или там, где прохладно? В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вод (испарилась, превратилась в пар).

Вывод: Капельки воды постоянно путешествуют.

№3 Наблюдение за растениями

Цель: Экспериментальным путём выявить зависимость жизнеспособности растений от воды.

В течение некоторого времени не поливать комнатное растение и наблюдать за его состоянием. Сравнить его с другими цветами, которые поливали. На прогулке наблюдать за растениями и уточнить представления детей о том, как растения в природе получают воду (поливает дождь).

Вывод: Без воды комнатные растения не могут существовать. Комнатным цветам, в отличие от природных растений, необходима помощь человека.

№4 Наблюдение за снегом

Цель: Выявить свойства снега. Определить, как он изменяется в зависимости от погодных условий.

Предложить детям определить цвет снега. Какого он цвета в солнечную погоду? В пасмурную? Когда блестит? Когда хорошо лепится? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. В какую погоду снег хрустит под ногами? Выяснить, в какой снег можно провалиться: в рыхлый или плотный? Рассмотреть снежинки, обратить внимание на красоту снежинок. Что происходит, если снежинка упадёт на ладошку?

Вывод: Снег – это твёрдое состояние воды. Снег бывает разным в зависимости от погодных условий. Снег тает от воздействия тепла.

№5 Наблюдение за таянием льда

Цель: Экспериментальным путём выявить, что процесс таяния льда зависит от воздействия тепла.

В две миски положить кубики льда. Одну поставить в более тёплое место, например, на столик, возле отопительной батареи. Другую миску, в более холодное, например, на подоконник. И в течение дня наблюдать, как тает лёд: с одинаковой ли скоростью протекает процесс таяния в мисках.

Вывод: Лёд растаял от тепла и превратился в воду: чем теплее, тем быстрее тает лёд. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

№6 Наблюдение за сосульками

Цель: Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне дома.

Найти самую маленькую и самую большую сосульку. Проследить, как в тёплую погоду с них стекают капли воды. Обследовать сосульку руками, выяснить, какая она – гладкая, шершавая. Выяснить прозрачная она или нет? Объяснить детям, почему сосулька такой формы (образуется в процессе стекания воды – растаявшего снега).

Вывод: Сосульки – это лёд, то есть вода в твёрдом состоянии. Сосульки образуются в результате воздействия солнечных лучей на снег, лежащий на крыше домов.

№7 Наблюдение за облаками

Цель: Выявить, что облака имеют различную форму и цвет. Развивать фантазию в процессе наблюдения за облаками.

Напомнить, что облака состоят из капелек воды, которая испарилась с поверхности земли. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Облака различны по форме, цвету. Тучи – дождевые и снеговые – тоже облака. Понаблюдать за движением облаков и скоростью движения: всегда ли и все ли двигаются одинаково. На что похожи облака?

Вывод: Облака бывают различными по форме, цвету, скорости движения. Тучи – это тоже облака.

№8 Наблюдение за дождём

Цель: Формировать представления о зависимости погоды (небо затянуто облаками, стало пасмурно) с возникновением природных явлений (пошёл дождь).

Напомнить, что тучи, которыми затянуто небо – это капельки воды, которая испарилась с поверхности земли. Дождь – это вода, в своём обычном, жидком состоянии. Дожди бывают разными по силе (мелкий моросящий, сильный проливной дождь), по продолжительности (короткий, затяжной).

Вывод: Дождь – это обычное, жидкое состояние воды. Дожди бывают разными по силе, продолжительности.

Список используемой литературы

  1. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. 
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2008.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е.А.Мартынова, И.Н. Сучова, Волгоград: – Учитель, 2011 г.
  4. Тугушева Г.А., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2007.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.
  6. Султанова М.  Простые опыты с водой. Хатбер-пресс, 2014.
  7. Веракса Н.Е, Галимова О.Р. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников. Москва – Синтез, 2012.
  8. Рекомендации по проведению исследовательской работы с водой в домашних условиях: https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/15-samyh-interesnyh-opytov-s-vodoj-dlya-detej/