Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
Богатырева А. Л., воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №28» г. Чебоксары.
В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, пути и средства воздействия на юное поколение. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика. Термин этнопедагогика впервые был введен профессором Г. Н. Волковым. По его определению, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.
Воспитание культуры имеет огромное значение воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного образовательного учреждения, которые используют разнообразные средства. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.
Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно-образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Отечественный исследователь Л. Боровиков отмечает, что «при отсутствии должного внимания к решению задач поликультурного воспитания в полиэтнических условиях могут возникать достаточно острые кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма» – тенденции судить о других культурах только по своим национально ориентированным стандартам».
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» – именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Очень важно также сохранение преемственной связи между ДОУ и школой в поликультурном и национальном воспитании детей. Национальная школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь – родного языка. При этом для истинно национальной школы характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации.
В республике Чувашии живут представители разных национальностей. Очень важно с детства научить ребёнка понимать, что люди должны жить в мире и согласии; донести до него то, что каждый народ имеет свои корни: язык, историю, традиции, обычаи, культуру; научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать в духе мира и уважения других народов.
Мы считаем, что формирование этнокультурной компетентности дошкольников является одной из основных задач работы педагогического коллектива нашего детского сада.
В нашем ДОУ воспитываются дети разных национальностей, но больше всего – это чуваши, русские, марийцы, татары. Поэтому в детском саду мы уделяем большое внимание культуре и традициям этих национальностей. Используемое нами содержание воспитания предусматривает погружение ребенка в отечественную культуру с непременным учетом этнокультурных особенностей республики Чувашии.
При организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ мы постарались обеспечить условия формирования национального самосознания.
Прежде, чем приступить к работе по направлению этнокультурного образования на первом этапе педагогами была проведена диагностика по выявлению теоретических знаний и практических умений, касающихся уровня сформированности знаний о предметах народного быта, праздников, традиций, народных игр, разных видов народно – прикладного творчества. Результаты показали отсутствие системы, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло на качество знаний детей. Воспитанники детского сада имеют низкий уровень знаний и умений, а имеющиеся представления отрывочны и поверхностны.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях чувашской и потом постепенно других культур. Основная работа была направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры, умении сравнивать культуры различных народов. Степень новизны заключается в вовлечение детей в разнообразные формы деятельности, которые проходят через все образовательные области («Познание», «Коммуникация», «Чтение детям художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество», «Музыка», «Физкультура», «Здоровье»), образовательные развивающие ситуации; через интеграцию различных видов деятельности.
Приоритет в работе с дошкольниками отдаётся игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к образовательной деятельности и стимулирующим познавательную активность детей. Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную деятельность, делают совместную образовательную деятельность интересной, насыщенной. Педагоги не дают детям готовых ответов, дошкольники сами, путём проб и ошибок, делают нужные выводы, находят правильные ответы.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как:
– родительские собрания, на которых активно обсуждают вопросы этнокультурного образования и воспитания детей («Любимые народные игры детей», «Родные сказки»);
-консультации для родителей («Русские или чувашские традиции в воспитании детей», «Семейное чтение», «Как смастерить народную игрушку со своим малышом» «Прогулки с мамой и папой по родному городу»);
-совместное творчество детей, родителей и педагогов (в рамках разработанного плана были организованы выставки продуктов совместного творчества взрослых и детей («Моя семья», «Туристические прогулки по городу», «Генеалогическое древо моей семьи » и д.р.);
-участие родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой, проводят совместно с воспитателем организованные образовательные ситуации по этнокультурному образованию и воспитанию дошкольников;
– создание мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.
В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы этнокультурного воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.
Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
Литература:
- Волков Г. Н. «Этнопедагогика»/ Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Коган, Л. Н. Социология культуры : учеб. пособие / Л. Н. Коган. – Екатеринбург : УРГУ, 1992. – 391 с.
- Крупская, Н. К. К вопросу о национальной культуре. – М. , 2008.