Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы
Составитель: Клименкова А.И. социальный педагог ХТТБПТ. Г. Хабаровск
В настоящее время цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Если человек умеет добывать информацию и хорошо владеет навыками работы с ней, он начинает по-другому мыслить и оценивать проблемы.
В работе социального педагога очень важно идти в ногу со временем и быть «на одной волне» со своими подопечными. Особую роль в налаживании контакта играет использование социальных сетей. На втором месте после личного общения стоит переписка в WhatsApp. Это позволяет подопечному в любой момент связаться с социальным педагогом, попросить совета или увидеть его.
На третьем месте стоит Instagram. Этот ресурс позволяет поделиться со студентами частью своей жизни и посмотреть, чем они интересуются и живут. Использование социальных сетей позволяет не только наладить контакт, но и увидеть какие-либо проблемы в жизни ребенка.
При работе с родителями также очень важно использовать все ресурсы. Например, демонстрация части своей жизни социальным педагогом посредством публикации статусов или выкладывания фотографий позволяет законным представителям студентов больше узнать о курирующем их ребенка человеке, проникнуться к нему большим доверием. Это способствует облегчению в налаживании контакта.
В целом, работа с детьми группы риска и другими студентами проводится посредством реализации деятельности социально-педагогической направленности. Она включает следующие аспекты:
- профилактика;
- поддержка;
- реабилитация;
- контроль;
- работа с окружением подопечного.
В рамках этой работы обязательно проводятся следующие мероприятия:
- Мониторинг.
- Выявление имеющихся проблем.
- Оказание помощи в решении проблем.
- Помочь в реабилитации ребенка.
- Мониторинг (после восстановительного этапа).
Кроме личной работы, с помощью ИКТ проводятся также групповые и массовые мероприятия. Цифровые технологии позволяют дополнять традиционные методы обучения и воспитания и разрабатывать инновационные способы работы с детьми.
Использование вездесущего пространства Интернета позволяет социальному педагогу не только обучать и воспитывать детей, но и постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием. Это можно достигать следующими способами:
- Свободно пользоваться доступом к различным научно-методическим базам.
- Использовать в работе опыт других педагогов.
- Делиться опытом с коллегами посредством создания личных сайтов, публикаций своих исследований или размещения проводимых занятий.
- Составлять собственное электронное портфолио.
- Проходить различные курсы.
- Участвовать в мероприятиях городского, регионального, всеросийсского или общемирового уровней.
Непосредственная работа с детьми группы риска и другими обучающимися в разрезе использования ИКТ включает следующие аспекты:
- создание баз данных на обучающихся: дети с ОВЗ, многодетные, малообеспеченные, сироты под опекой, сироты из детских домов, дети из неполных семей, одаренные дети и дети, состоящие на учете;
- составление социального паспорта образовательного учреждения посредством анализа составленных баз данных (состав семьи, социально-бытовые условия, материальное положение и т.д.);
- контроль за количеством детей, получающих бесплатное питание в техникуме, организация питания;
- использование анимационных и наглядных материалов для проведения дополнительных занятий, открытых уроков, лекций, других внеурочных занятий.
Учитывая жесткие ограничительные меры, родительские собрания проводятся в дистанционном режиме. Поэтому ИКТ нередко являются единственным средством донесения информации до законных представителей и получения обратной связи.
Обобщая вышесказанное и делая выводы на собственном опыте работы, могу сказать, что использование ИКТ позволяет значительно упростить работу, сделать ее интереснее и доступнее. Можно не только улучшить качество своей работы, но и помочь в этом коллегам, родителям, детям.