Проект «Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»

ФИО: Соколова В.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1919
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проект «Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара

Проект

«Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»

Тематика

«Сохранение психического, психологического здоровья»

Авторский коллектив:

Соколова В.М, воспитатель, высшая квалификационная категория

Груздева Н.Ю., воспитатель,высшая квалификационная категория

Помаз О.Н., учитель-дефектолог, первая квалификационная категория

Макарова Людмила Викторовна, педагог-психолог, первая квалификационная категория

Сыктывкар, 2022

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………… 3

1.Паспорт проекта ……………………………………………………………………5

1.1.Основные направления реализации проекта

2.Этапы реализации проекта…………………………………………………………

 

3.Заключение………………………………………………………………………….6

 

Литература …………………………………………………………………………11

 

Приложения ………………………………………………………………………..12

 

Введение

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутрисемейных отношений и социально-культурного сообщества, в которое он попадает в первые годы своей жизни.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие идёт бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребёнка.

Организованная своевременная работа по сохранению психического здоровья в общей системе воспитательно-образовательных развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения обеспечения психического и эмоционального благополучия ребёнка-дошкольника.

Сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья помогает психологическая компетентность родителей и педагогов. Одной из основных составляющих психологической компетентности является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы детей. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками. 

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому детское учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении психологического здоровья ребенка.

      Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. 

         Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи. С этой целью   был разработан проект  «Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»

      

  1. Паспортпроекта

 

Участники проекта педагог–психолог;учитель-дефектолог, воспитатели, родители, дети 4-5 лет
Полное наименование проекта «Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»
Цель проекта Помощь в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ОВЗ (путем содействия родителям в решении их личностных и межличностных проблем), вооружение родителей знаниями по эффективному взаимодействию с детьми.
Задачи 1.Обучать детей выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей.2.Формировать у детей модели правильного поведения в детском коллективе.3.Выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 4-5 лет с целью гармонизации детско-родительских отношений.4. Помощь в эмоциональном принятии своего ребенка и формировании навыка эффективного общения с ним. 
Сроки Долгосрочный (сентябрь 2022 года-май 2023года)
Ожидаемые результаты:
  • решение родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ; 
  • осознание родителями роли семьи и ее влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ; 
  • созданиеусловий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ; 
  • повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ; 
  • формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменение уровня родительских притязаний. 
Тип проекта Информационно – практико-ориентированный
По территории реализации Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения
Основные направления реализации проекта
  1. Тренинговые занятия, совместные игры-занятия «ребенок-родитель» 

для родителей (законных представителей) в клубе «Школа развития».

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Оснащение предметно-развивающей среды.
Этапы реализации проекта ПодготовительныйПрактическийАналитико-рефлексивный
Форма презентации Анализ результатов реализации проекта

 

2.Этапы реализации проекта

Мероприятия Цель мероприятия Участники
Подготовительный этап
Изучение литературы по теме: «Особенности взаимодействия родителей и детей»; «Проблемы взаимодействия с детьми в построении эмоциональных отношений в семье». Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса.Разработка анкет для родителей Повышать психологическую компетентность педагогов в работе с семьей, через самообразование.  ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психолог
Презентация проекта «Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ»на родительском собрании Познакомить родителей с целями, задачами и планом реализации проекта Заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии.  ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психологРодители
Практический этап
  • Открытие клуба «Школа развития»

Цель: помощь семьям детей с задержкой психического развития, где коррекционная работа с ребенком строится на основе семейно-центрированной модели, которая подразумевает взаимодействие не только с ребенком, но и с родителями (законными представителями).

  • Тренинговые занятия
Занятие 1«Спокойная мама – спокойный ребенок» – формировать положительную самооценку родителей, воспитывающих детей с ЗПР– способствовать поддержанию жизненного тонуса– познакомить с приемами снятия напряжения– формировать позитивные психологические установки Педагог-психологРодители
Занятие 2«Формировать послушание» – развивать умение анализировать причины поведения ребенка– расширить представление о дисциплине– расширить представление о способах модификации поведения ребенка Педагог-психологРодители
Занятие 3«Эффективное взаимодействие с ребенком» -сформировать навыки конструктивного общения с ребенком– познакомить с приемами активного слушания– способствовать овладению  приемамсаморегуляции поведения ВоспитателиПедагог-психологРодители
3 Семинар-практикум – Методика «Круг»
«Приветствие» Познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы. Создать атмосферу доверия, снизить напряженность и тревожность ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
«Мяч радости» Снижение тревожности, стимулирование эмоциональности ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
«Клубок» Обучать техникам, снимающим эмоциональный стресс, негативные переживания. Оказание психологической поддержки участникам группы, развивать навыки группового взаимодействия. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
«Дует ветер» Помогать родителям в осознании позиций в общении с ребенком и их эффективности. Раскрыть психологический смысл способов общения, их влияние на ребенка. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
Дидактическая игра «Прищепки»  Развивать мелкую моторики рук, закреплять сенсорныенавыки, пространственных представлений, развитие мышления, воображения, речи. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
Сенсорная игра «Колючий шарик» с использованием Су-Джока Обогащать знания ребенка о собственном теле, развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга, способствовать общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети

Ритмическая игра «Ты, веревочка, крутись»

Учить детей ждать своей очереди. Способствовать развитию зрительно-моторной координации и слухового внимания. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
Подражательные стихотворения Развивать эмоциональную и познавательную сферы ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
«Встретимся опять» Способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
4.Мастер –класс для родителей и детей «Лепим из соленого теста»
«Поделки из теста» Заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми, вызвать интерес к данному виду деятельности; развивать умение работать в команде. ВоспитателиУчитель-дефектологРодителиДети
Заключительный этап
Подготовка аналитической справки по результатам проекта Анализ результатов реализации проекта. ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психолог

 

3.Заключение

В проект«Эмоциональное благополучие семьи – залог психического здоровья ребенка с ОВЗ» включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование в деятельности специалистов эффективных форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

В процессе реализации плана работы  все педагоги подтвердили вывод о том, что ведущую роль в достижении ребенком определенных результатов, играет семья воспитанника, актуальное психологическое состояние родителей на этапе адаптации ребенка, степень их включенности в процесс.

Из заключительной беседы, со слов родителей, они стали более спокойными, уверенными в том, что у их семьи и ребенка есть позитивное будущее; они нашли хороших друзей в родительской тренинговой группе, а многие сказали, что «стали смотреть на мир другими глазами», поэтому мы запланировали  вести работу по данному направлению  более углубленно.

 

Приложения

Приложение 1

Содержание работы в клубе«Школа развития» Участники
1. Блок индивидуальной работы-Анкетирование

  • -проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей

-психологическое консультирование родителей -индивидуальные занятия с родителями 

ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психологРодители
2. Блок групповой работы

  • -психологические игры, упражнения совместно с детьми
  • -занятия для родителей с элементами тренинга
  • -семинары-практикумы
  • -групповые беседы, лекции
  • -консультации психолога
  • -родительские гостиные
ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психологРодителиДети
3. Блок наглядно-информационной формы работы-информационные проспекты для родителей-памятки-буклеты-презентации-представление материала на сайте группы «Теремок» ВоспитателиУчитель-дефектологПедагог-психологРодители

 

 Литература

1.Акатов Л.И.Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений //Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.,2004. 

2.Алексеева Е.Е. Психологические особенности семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии/Алексеева Е.Е.//Дошкольная педагогика.-2010. 

3.Арсенова Л.А. Зависимость психического развития детей с особыми потребностями от семейных отношений /Арсенова Л.А.//Коррекционная педагогика.-2006.-№5 

4.Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка со сложным или множественным нарушением// Дефектология.19996.№3 

5.Богданова Т.Г. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии /Богданова Т.Г., Жилина А.В.//Специальная психология.-2004.№1 

6.Варжавинова Н.А. Программа «Шаг в мир» психосоциального сопровождения семей с детьми, имеющими особенности в развитии/Варжавинова Н.А 

7.Васильева В.Н.Особенности эмоционального взаимодействия матери 

8.Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения /Велиева С.В.//Детский сад от А до Я.2009.-№3 

9.Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии/Иванова И.А.//Коррекционная педагогика:теория и практика.-2007.-№3 

10.Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья /Любезнова Е.В.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.-№1 

11.Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни :методические рекомендации.-Л., 1987 

12.Основы психологии семьи и семейного консультирования /под.ред..Н.ПосысоеваМ.:Владос-Пресс, 2004 

13.Сагдуллаев А.О. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 19996.№5 

14.Левошко И. Программа пситхокоррекционной работы с матерями детей с ограничениями в развитии// Школьный психолог, июнь 2010. 

15.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/ Под.ред. В.И.Селиверстова.М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2003. 

16.Посысоев Н.Н.Психолого-пндагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.-Ярославль: ГОАУ ИРО, 2011. 

17.Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия.-СПб.:Речь, 2007. 

18.Ткачева В.В.Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.:УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2004. 

19.Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология.1999.№3 

20.Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием//Дефектология.1999.№5 

21.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.:Питер, 1999 

 

Приложение 2

 

Тренинговые занятия

 

Занятие 1

«Спокойная мама – спокойный ребенок»

Задачи:

– формировать положительную самооценку родителей, воспитывающих детей с ЗПР 

– способствовать поддержанию жизненного тонуса

– познакомить с приемами снятия напряжения

– формировать позитивные психологические установки

 

Занятие 2

 

«Формировать послушание»

Задачи:

– развивать умение анализировать причины поведения ребенка

– расширить представление о дисциплине

– расширить представление о способах модификации поведения ребенка

 

Занятие 3

«Эффективное взаимодействие с ребенком»

Задачи:

-сформировать навыки конструктивного общения с ребенком

– познакомить с приемами активного слушания

– способствовать овладению  приемамсаморегуляции поведения

Приложение 3

 

Семинар-практикум – Методика «Круг»

Общая структура занятия включает в себя следующие разделы: 

  • ритуал приветствия (позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия); 
  • разминка (настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять тревогу.  Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности); 
  • основное содержание занятия (представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на развитие личностных качеств, формирования социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы); 
  • медитация-визуализация (снимает психическое напряжение, помогает аккумуляции положительных эмоций); 
  • рефлексия занятия (предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии); 
  • ритуал прощания (способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе). 

 

Приложение 4

 

Дидактическая игра «Прищепки»

Цель: Развивать мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, развитие мышления, воображения, речи.

Ход игры:

Из чудесного мешочка достаю изображения без определённых частей (солнышко, тучка, снежинка, кактус, морковь, ежик), для восполнения которых нужно прицепить прищепки к картинке в конкретных местах. То есть нужно дополнить изображение, чтобы оно стало полноценным. Например, изображение солнышко, ребенок дополняет его лучиками. Ежику нужно добавить иголки на спине, кактус – колючки и т.д. 


Сенсорная игра «Колючий шарик» с использованием Су-Джока

Цель:обогащать знания ребенка о собственном теле, развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, способствать общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Ход игры:

Из чудесного мешочка достаем Су – Джоки, разного цвета, каждый ребенок берет себе Су – Джок и называет его цвет, затем одновременно проговариваем стихотворение и выполняем упражнения в соответствие с текстом. 

 (1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел, (3) на твою макушку сел,
(2) Он летел, он летел, (3) на твою макушку сел.
(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (4) и к тебе на носик сел,
(2) Он летел, он летел (4) и к тебе на носик сел.

(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (5) и на твой животик сел,
(2) Он летел, он летел (5) и на твой животик сел.
(1) Вот он шарик маленький, смешной,
Хочет этот шарик поиграть с тобой.
(2) Он летел, он летел (6) и к тебе на ножки сел,
(7) Он попрыгал в ногах, а потом вдруг лопнул (8) – бах!
Для начала берем маленький шарик. Можно сесть.
1 – крутим шарик в ладонях
2 – берем его в одну руку, водим вверх-вниз
3, 4, 5, 6 – шарик “садится” на макушку, носик, животик, ножки
7 – шарик “прыгает” на ногах
8 – в одной руке шарик. Разводим руки в стороны и резко хлопаем.

 

Ритмическая игра «Ты, веревочка, крутись»

 

Цель: учить ждать своей очереди. Способствовать развитию зрительно-моторной координации и слухового внимания.

Ход игры:

Все, сидят в кугу, держатся обеими руками за веревку, связанную в круг, на которой есть игрушка –  рыбка. Дети начинают перебирать руками веревку в одну сторону, чтобы веревочка двигалась, и рыбка двигалась по кругу вместе с ней.  Говорятся следующие слова:

Ты, веревочка, крутись,
Рыбка остановись,
Мне в ладошку по-па-дись!

С последними словами тот, к кому ближе всего оказалась игрушка, играет с ней, нажимает ее, что бы игрушка прозвучала. При этом дети называют имя того, у кого оказалась игрушка. Игра продолжается, пока все не поиграют.

 

Приветствие

Я, твой друг и ты мой друг

Вместе сели мы все в круг

 Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Клубок

Ход игры:

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Мяч радости

Ход игры:

Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:

— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.

Дует ветер

Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта.

Ход игры:

Ветер по морю гуляет,

Ветер парус раздувает,

Парус / Васю / накрывает.

Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок.

«Встретимся опять»

Ход игры:

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»

Зажечь свечу (загадать желание)