КОНСПЕКТ ООД «ПОЧЕМУ ГОД КРУГЛЫЙ»
Цель ООД: познакомить дошкольников с новым произведением – сказкой-загадкой Владимира Даля «Старик-годовик».
Задачи ООД:
понимание смысла и отгадывание загадок необычной сказки В. Даля «Старик-годовик» в процессе ее обсуждения;
выполнение игровых заданий по содержанию произведения;
уточнение знаний детей о временах года;
развитие умений отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ;
воспитание желания познавать новое;
обогащение и активизация словаря детей;
формирование навыков детей работать в группе.
Ход ООД:
- Приветствие.
- Мотивация. Ребята, сегодня рано утром я подбирала мелодию, ритмичную, бодрую, для того чтобы провести зарядку, но вместо этого услышала вот что… (звучит мелодия, передающая шум метели). Что вам напомнили эти звуки? Не хотела бы я оказаться в такую метель и непогоду в лесу. А вы? Вспомните историю девочки из далёкой горной страны Богемии, которую злая мачеха отправила в январе, под вечер, в лес за подснежниками для сестрицы-именинницы. Наверное, мачеха перепутала времена года, да к тому же очень жадной она была. Взрослые тоже могут ошибаться. Для того чтобы что-то кому-то объяснить, надо самому многое знать (словацкая сказка в обработке С. Маршака). Нам поможет в этом нам другое произведение. Какое? Вы сами сможете назвать его, когда решите шифровку.
- Основная часть. Дети занимают свои места вокруг четырёх столов (у каждого эмблема с подснежником, земляничкой, снежинкой, подснежником, четыре стола обозначены такими же эмблемами).
а) Разгадывание шифровки (найдите соответствие буквы и цифры, расположите в том порядке буквы, на какой указывает цифра).
старик годовик сказка загадка
123456 1234567 123456 1234567
б) Разгадывание загадки. Какое произведение будет сказкой?
А что такое загадка?
Кто такой старик годовик? (воспитатель показывает иллюстрацию в книге), похож на Деда Мороза.
Махнул старик годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Команда снежинок получает свой планшет с заданиями.
Махнул старик годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы. Команда подснежников получает свой планшет с заданиями.
Махнул старик годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Команда земляничек получает свой планшет с заданиями.
Махнул старик годовик четвертый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы. Команда кленовых листочков получает свой планшет с заданиями.
Что же это за птицы? Времена года. В группе найдите эмблему своей команды и выполните задание: проведите звуко-буквенный анализ слов: зима, осень, лето, весна (каждая команда выполняет своё групповое задание).
Докажите, что год круглый. Дети чертят в воздухе круг из четвертинок – зима, осень, лето, весна и всё дальше повторяется по кругу.
в) Разминка.
В году четыре времени (показать 4 пальца правой руки)
И все они дружны (ладони обхватывают друг друга).
И эти четыре времени (обхватывают 4 пальца левой руки)
Ребята знать должны (указательный палец приставить ко лбу)!
г) Разгадывание загадки. Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать, как зовут каждую птицу. Почему их по три? Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Необходимо выбрать из двенадцать листочков с названиями месяцев только те, которые относятся к вашему времени года.
Почему у каждой сказочной птицы по четыре крыла? В каждом месяце по четыре недели. На каждом планшете крепятся по четыре полоски, недели.
Почему на каждом крыле по семь перьев? В каждой неделе по семь дней. Почему у вас на планшете пять дней недели напечатаны одним цветом, а два – другим? Пять – это рабочие дни, будни, а два – выходные.
д) Разминка. Дети произносят стихотворение, сопровождая слова движениями.
Первый – понедельник, зайка-рукодельник,
За ним приходит вторник, соловей-задорник,
За вторником – среда, лисичкина еда,
За средой – четверг, волк глазами сверк,
За четвергом к нам пятница колобком прикатиться,
За пятницей – суббота, баня у енота,
За субботой – воскресенье, целый день у нас веселье!
е) Разгадывание загадки. Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? На каждом планшете есть изображение пера. День светлый – белый цвет пера на крыле. Ночь темная – черный цвет пера на крыле. Расположите над белой и чёрной полосой пера нужные небесные светила (солнце и месяц – если растущий, напоминает букву Р, если стареющий – на букву С).
Вот и разгадана еще одна загадка старика-годовика. Молодцы. Посмотрите, у меня в руках календарь, он состоит из листочков, их 365, столько, сколько дней в году.
ж) Теперь мы знаем про круглый год всё. Вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Мальчик Митя в записной книжке папы записал свои четыре желания: летом он хотел, чтобы оно никогда не заканчивалось, осенью – чтобы она была всегда, зимой – зима, а весной – весна. Каждое время года ему казалось самым лучшим.
з) ТРИЗ. На доске вывешивается лист с текстом:
Я ЛЮБЛЮ_______________,
ПОТОМУ ЧТО____________.
Дети читают и предлагают свои варианты ответов.
и) Задание для девочек. От каждой команды по одной девочке проходит к оформленным столикам с различными предметами и выбирает тот предмет, который относится к её времени года (сухие дубовые листочки, веточки с молодыми листочками, пластиковые ягоды, снежки, букет ярких искусственных цветов, еловая веточка с новогодним шариком). Девочки, молодцы. ТРИЗ. А если я возьму просто еловую веточку и пройду к команде осень, я буду не права? Нет, всё верно, можно эту ветку взять и команде лета, и к команде весны, говорят, зимой и летом одним цветом).
к) Подведём итоги. На календаре природы прикалываем табличку с временем года (весна), названием месяца (март), с названием дня недели (среда) и сегодняшним числом (22).
л) Сторителлинг. Дети рассаживаются за столы, у каждого ребёнка – альбомный лист с заранее наклеенными четырьмя картинками. Придумайте небольшой рассказ по вашей работе, чтобы все четыре картинки были использованы в вашей истории. Дети отвечают. Теперь ваша задача – дорисовать детали, которые относятся к вашему времени года: снежинки, дождик, солнышко, жёлтые листочки, цветы.
- Заключение. Спасибо за внимание. Надеюсь, что наша сегодняшняя работа поможет злой и жадной мачехе исправиться, стать доброй и не жадной.