“Слово застывшее в веках”

ФИО: Егорова М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1929
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: "Слово застывшее в веках"
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



01*Вокализ*

– С каждым годом мы все дальше и дальше от того самого страшного дня в истории нашей Родины – 22 июня 1941 года. Дня, когда началась Великая Отечественная война. Война, которая унесла миллионы жизней, война, разрушившей города и деревни до основания, война, сжавшая в страшном блокадном кольце Ленинград, война, которой казалось не будет конца… 

– В этот день не проводят праздничных мероприятий, не гремят салюты, мы вспоминаем тех, кто не вернулся из боя, тех, кто погиб защищая свою родину, тех, кто трудился в тылу… 

– Память – это то, что должно быть в сердце каждого. На территории Советского Союза, пожалуй, не осталось ни одной семьи, кого бы не коснулась война. И мы, уже внуки и правнуки тех героев, бережно сохраняем письма и дневники, в которых, может быть на первый взгляд и нет ничего героического… но в них застыло живое слово.

– Письма и дневники того времени – самые честные свидетели страшных событий. 

И сегодня, для того, чтобы воскресить в памяти чувства, чаяния, и думы героев тех времен перелистаем страницы старых фронтовых писем, попробуем прочитать между строк… 

– Заглянем в их дневники, которые стали свидетелями самой страшной войны…

– Попробуем разобрать неровные, процарапанные на стенах слова, в которых есть сила и ярость, мужество и отвага, беспримерный подвиг каждого, кто встал на защиту страны…

02 Песня=От героев былых времен=

03*МУЗЫКА*

СЮБрестская крепость – памятник Второй мировой войны, символ несгибаемой стойкости советских солдат. Я закрываю глаза, и предо мною из предрассветного тумана проступают очертания Крепости. В действительности я никогда её не видел, но иногда мне кажется, что я один из её безымянных солдат, и что Крепость не где-то далеко во времени и пространстве, а внутри меня, в моём сердце. Я могу говорить о ней только с большой буквы. Как о чём-то очень Важном. Иначе невозможно. Ведь Крепость – это не бетон и кирпич. (!!!) Крепость – это люди: их мысли, чувства, вера, поступки, их жизнь и смерть. Та Крепость, о которой я говорю, это крепость человеческого Духа…

(Попов) БОЕЦ 1 – На кирпичах наружной стены близ Тереспольских ворот в 1944-ом красноармейцы прочли надпись: «Нас было пятеро. Мы приняли первый бой 22.VI.1941. Умрем, но не уйдем!».

СЮ – Обратите внимание на слово «было». Живые люди писали о себе как о мёртвых. Эти русские солдаты спокойно и осознанно принимали смерть как лучшее из всего возможного

(Георгий) БОЕЦ 2 – В западной части казарм на стене была найдена такая надпись: «Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умрем как герои. Июль. 1941».

 «Я остался один. Товарищи, отомстите за нас!»- написать справа

«Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина» – написать слева

 

МВ – По плану Гитлера в соответствии с «военной арифметикой», гарнизон Крепости должен был капитулировать через 6-10 часов,..

Однако сопротивление гарнизона Крепости было сломлено лишь к утру 30 июня. И после этого Крепость продолжала защищаться. Лишь 23 июля, потеряв всех своих бойцов, обессиленный, в плен к немцам попал последний командир Крепости – майор Гаврилов. Немцы были так поражены его невероятным сверхчеловеческим героизмом, что не расстреляли его, а привезли как некое русское чудо для демонстрации немецким генералам и офицерам. Уже тогда о нём ходили легенды. Но последний командир Крепости не был её последним защитником. Потеряв всех своих офицеров, русские солдаты продолжали сражаться без приказов и руководства. Вермахт смог окончательно сломить сопротивление твердыни лишь 26-27 июля.

СЮСамый известный символ обороны Брестской крепости – надпись на стене, датированная 20 июля 1941 года: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Когда Муссолини перевели эту надпись, он долго молчал, а потом сказал: “Этот народ победить нельзя.”

04.ПЕСНЯ «Ты же выжил солдат»

05*МУЗЫКА*

СЮ – Слово застывшее в камне – это последнее слово солдата, который осознавал, что смерть – неизбежна, это слово – победившее саму смерть и увековечившее имя его в веках. Но были еще солдатские письма, в которых было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент сама жизнь!

Солдатские письма… Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». 

МВ 

-На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

06*МУЗЫКА*

Катя  «Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю… А помнишь, как после выпускного бала мы пошли встречать рассвет? Все разошлись по домам, а мы никак не могли расстаться? Мы мечтали о будущем, таком светлом, таком близком… Я так хотела поехать в Москву, чтобы выучиться на артистку, а ты был готов со мной ехать, чтобы поступить в университет, но главное – быть вместе…»  

Ваня  «Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

Катя «Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

Ваня «Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Катя Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь! Я приду к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось! И если смерть будет рядом, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, пусть самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

07 ПЕСНЯ (Танго на полустанке)

СЮ – Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».

– Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев,

Писали их в окопах, блиндаже,

На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов…

О, письма фронтовые грозных лет —

Бесценней документов в мире нет!

МВ – Письма с фронта… оттуда, где свист пуль и взрывы, где земля закипает и небо превращается в сплошное зарево, где невозможно дышать и кажется, что именно так выглядит ад на земле, а на бумаге, в неровных строчках воспоминания о той, мирной жизни, надежды на скорую победу и планы на мирную жизнь…

СЮ – Измотанные, раненные солдаты в военных госпиталях находясь между жизнью и смертью диктовали свои письма медсестричкам, потому что верили, что обязательно увидят победу… а молоденькие девчонки, собрав волю в кулак писали, вселяя уверенность в каждого бойца, что он – обязательно вернется домой, к тем, кому сейчас пишет свое письмо…

08 ПЕСНЯ Медсестры 

09 Танец «Напиши, сестра»

 

СЮ – вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Письмо было коротким и простым. Вот что писал муж бабы Настасьи с фронта:

11 МУЗЫКА

МВ – “Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.

Курево выдают своевременно. Но вместо махорки – табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь – никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись – забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.

Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем не знаю.

Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.

С фронтовым приветом, твой муж Петр”.

Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Потому что никто давно не получал писем. А бабы были усталые и свирепые. 

12 МУЗЫКА

На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.

И вот тогда они требовали от Настасьи:

– Читай письмо!

13 МУЗЫКА

Настасья, поднималась на локте и хриплым голосом – в который раз! – начинала читать:

– “Здравствуй, жена моя Настасья!..”

И бабам чудилось, что в письме написано: “Здравствуй, жена моя Нюша!” или: “Здравствуй, жена моя Ольга!” Это их мужья здороваются с ними. Это их мужья были живы и здоровы. И не нравился им филичевый табак: 

И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:

– У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:

– Что тебе, соседка?

– Дай почитать письмо.

Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне…

Сидя над письмом соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.

– Ты не расстраивайся из-за портянок. К зиме обязательно новые выдадут. Я знаю…

И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых…

СУХОПЛЯС

14 МУЗЫКА

СЮ – Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы.

Письма писали все, от солдата до маршала. 

Рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: 

Павел«Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя».

СЮ – Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. 

Никита «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

СЮ – Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова

ГЕОРГИЙ – «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много».

СЮ – Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область

ДЕНИС – «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…»

СЮ – До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала:

Алина «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра»

 

СЮ –  «Дорогая моя мамочка! Хочу поделиться с тобой радостью: к нам на передовую приезжали артисты. Замечательные певцы есть, талантливые! Но больше всего понравился мне гармонист. Прошу тебя, родная моя, гармонь сбереги. Буду жив, приду назад – сыграю… Дожить бы только до Победы и до нашего свидания…»

15 МУЗЫКА ВАЛЕНКИ

СЮ – Милые и трогательные, пронизанные насквозь теплом материнской любви письма из родного дома… Мамы писали своим детям, что все хорошо и только просили беречь себя…эти письма – неприкосновенный запас жизни для солдата… 

ЛЕША – Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. Был мамин голос. Я слышал его даже в грохоте орудий.

Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

Под Новый год я увидел у себя дома елку. Мама подробно рассказывала в письме о елке. Оказывается, в шкафу случайно нашлись елочные свечи. Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. В комнате было темно, и только веселые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золоченые грецкие орехи.

Потом оказалось, что все это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стекла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. И она писала умирая. Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

А я поверил легенде. Держался за нее — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. Был слишком молод, чтобы читать между строк. Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишенная сил, для которой перо было тяжелым, как топор. Мать писала эти письма, пока билось сердце.

16 ПЕСНЯ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ

17МУЗЫКА

СЮ – Но были не только письма, были еще дневники… Каждый понимал, что он является свидетелем очень важных событий, того, что потом будет во всех учебниках истории, а еще потому, что человек чувствовал необходимость, запечатлеть свои мысли, думы, чаяния, надежды, на бумаге… чтобы помнили…

Из таких дневников была собрана «Блокадная книга», многие дневниковые записи вошли в «Черную книгу» – это свидетели ужаса и смерти, голода и холода… А еще – героического подвига каждого, кто жил в это время…

Самым известным дневником Ленинграда стала записная книжка маленькой девочки – Тани Савичевой – эта потрепанная записная книжка с записями, сделанными химическим карандашом – стала одним из важных доказательств на Нюрнбергском процессе… 

ДЕВОЧКИ – 

СЮ – в дневниках блокады не только отчаяние, но и великая сила любви, слова в них звучат как призыв, как молитва, как заклинание…

МВ – Слово в блокадном Ленинграде спасало и дарило надежду. Каждый день по радио люди слышали голос Ольги Берггольц. «Никто не забыт, ничто не забыто» – так много в немногих словах… И сжав зубы, собрав последние силы люди не только продолжали жить, но и работать на оборонных предприятиях, падая у станков, теряя сознание в хлебных очередях, обессилив в пустых и промерзших насквозь домах.

СЮ – Ленинград писал дневники и письма, и ждал ответа как и вся страна в это грозное время. Ждали каждый день, каждую минуту… С надеждой и тревогой выходили навстречу к почтальону…

МВ – Иногда письма задерживались на несколько недель или даже месяцев и приходили после похоронок. Тогда вся семья ждала и надеялась, что похоронка пришла по ошибке, что их сын, брат, муж и отец жив и он обязательно вернется домой.

 

18 ПЕСНЯ (Алексей, Алешенька)

МВ – А еще были такие письма, которые так и не написали.

АНЯ — Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня — лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я — против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

— Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

 

Надписи на Рейхстаге

Людей тех нет уже в помине

С тех пор прошел не день, не год

Но говорят, еще поныне

В немецком городе Берлине

Их слава грозная живет…

И, конечно, будет Победа! И в весеннем белокипении будет яркий, победный май! И дойдя до Рейхстага, наши солдаты оставят на нем слова Победы – как предупреждение всем последующим поколениям …

«Мы шли сюда четыре года», – коротко и емко напишет солдат о всей войне. И это не только дошедших до Берлина, но и тех, кто лег на родной земле, чью кровь вынесли в море воды Волги, Днепра, Двины и Невы, Днестра, Дуная и Вислы, кто пал в партизанских лесах, кто средь снегов ставил заводы и в цехах без крыш в лютый мороз точил снаряды и мины.

По надписям на стенах рейхстага можно будет проследить боевой путь многих соединений и частей. 

«Мы – с Волги», «А мы – из Москвы»,

«Ржев – Рига – Варшава – Берлин», 

«Мы защищали Одессу, Сталинград, пришли в Берлин. Летчики 2-й воздушной армии»

 «Мы пришли сюда, чтобы вы к нам больше не ходили».

Достаточно сказать, что маршал Г.К. Жуков, посетив Рейхстаг 3 мая 1945 г., поставит свою подпись сначала в «солдатском протоколе», расписавшись на одной из колонн, а уж затем – 8 мая – в «Акте о капитуляции Германских вооруженных сил».

Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены надписями наших воинов. В лаконичных фразах, в простых росписях солдат, офицеров и генералов чувствовалась их гордость за советских людей, за Советские Вооруженные Силы, за Родину, за то, что, преодолев неимоверные трудности, они пришли в логово фашизма – в Берлин и в трудных сражениях одержали победу.

Буквально везде, куда могла дотянуться рука, будут начертаны имена, фамилии, звания, а также даты, названия местности, откуда кто прибыл и каким путем, вроде: «Из-под Москвы через Прибалтику в Берлин», «Сталинград – Берлин», «Мы из Киева», «Были и мы из Якутии», «За родные города Кавказа».

Слово – это живое отражение дум, чаяний, надежд, самой жизни. Сохранить слово – это сохранить память. 

Надписи на Рейхстаге – это огненные письмена на стене, предупреждающие, чтобы мы никогда больше не допускали повторения войны.

ПЕСНЯ ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ (выход на поклон)