РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности« Гражданин-Патриот»

ФИО: Медведева Г.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1935
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности « Гражданин-Патриот»
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



       муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Большетелекская основная общеобразовательная школа

                                                                                                      

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности

« Гражданин-Патриот»

2022-2023 учебный год

                             Составитель:

                                                                                                           Старшая  вожатая 

 МКОУ Большетелекской ООШ

Идринского района

                                                                                                 Медведева Галина Александровна

село Большой Телек

2022г

 

  • Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. … Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности.

Через систему гражданско-патриотической работы школа предполагает воспитать в будущем гражданина России, через:

– чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

– высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;

      – чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной,  трудовой и досуговой сферах жизни;

– способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания;

– физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза (февраль, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля:

-изучение самооценки личности школьника;

-проектная методика «Автопортрет»;

-конкурс рисунков «Я и мой класс»;

-диагностика уровня воспитанности; 

Ценностные установки:

  • любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
  • долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
  • Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  • Четкое представление о принадлежности к РФ
  • Чувство гордости за родную страну
  • Представление о понятиях «гражданин» и «патриот»
  • Ценностное отношение к учебному труду, сформированности первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности
  • Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях
  • Ценностное отношение к природе, окружающей среде
  • Ценностное отношение к семье, старшему поколению
  • Участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей
  • Анализ воспитательной работы школы, достижения обучающихся

 

2 Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности 

Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления

Блок №1

«Я, моя семья и школа»

Цель: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.

Формы организации : беседы, классные часы, экскурсии,

Блок №2

«Моя малая Родина – село  Большой Телек ».

Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного села , его прошлому, настоящему, будущему.

Формы организации: тематические классные часы, выставки,общешкольные и районные мероприятия.

Блок №3

«Мой Край».

Цель: воспитание национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям.

Формы организации:беседы, конкурсы рисунков, акции.

Блок №4

«Я -гражданин России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Формы организации акции, уроки мужества,тематические классные часы.

Историко –  краеведческое.

Система мероприятий, направленных на познание историко – культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.

Духовно- нравственное.

Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско –  правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

 

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

 

 

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

3 Тематическое планирование

БЛОК Всего часов
1 «Я, моя семья и школа» 9
2 «Моя малая Родина – село  Большой Телек ». 8
3 «Мой Край». 8
4 «Я- гражданин России» 9
Всего часов  34

4    Календарно- тематический план работы по патриотическому воспитанию

Месяц Неделя Блок Тема Мероприятия по всем направлениям патриотического воспитания
сентябрь I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Мой второй дом –  моя Большетелекская школа» Урок «Наша школа» (о педагогическом составе, их заботе о детях- помочь ребенку осознать себя УЧЕНИКОМ;

Экскурсия «Здравствуй, школа»;

Игра «Будем дружить»;

Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу).

II Неделя «Моя малая Родина –

село  Большой Телек ».

«Прошлое и настоящее родной земли». Беседа о прошлом родного села;

Изготовление стенда «Моё село».

Конкурс рисунка «Мы рисуем своё село»

Игра «Знаешь ли ты свой край?».

Акция «Сделаю своё село чище»

III неделя «Мой Край». «Сибирская земля-край родной ». Беседа о родном крае ;

Знакомство с символикой Красноярского края (герб, флаг).

Изготовление альбома «Мой край родной»

IV Неделя «Я- гражданин России». «Я россиянин». Беседа о государстве – «Российская Федерация»;

Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране).

Час поэзии «Стихи о Родине» ;

Рисование русской березы (символ страны).

октябрь I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Моя семья». Поздравление бабушек и дедушек с праздником (День пожилого человека).

Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях – закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим

«Любовь к Родине начинается в семье».

Развлечение «Из бабушкиного сундучка».

Творческие рассказы детей на тему «Моя семья».

Изображение семейного древа.

Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных».

Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов

II Неделя «Моя малая Родина –

село  Большой Телек ».

«Земля хлеборобов». Рассказ педагога о сельских тружениках;

Викторина «Хлеб всему голова» ;

Подготовка к празднику «День работника сельского хозяйства»;

КТД «Трудом славен человек».

III неделя «Мой Край». «Города и районы Красноярского края». Рассказ о населенных пунктах района, области, об истории земли Сибирской. 

Просмотр презентаций «Земля Сибирская».

Конкурс рисунков, плакатов «Край мой – Красноярский».

IV Неделя «Я- гражданин России». «Как возникла Россия.

Символика страны – герб,

флаг, гимн»

Беседа о прошлом России, истории ее возникновения – проявлять интерес к прошлому России, познакомить с историей возникновения.

«Герб, флаг России» час информации;

Тематические классные часы “Государственные символы России; “Обычаи и традиции моей страны”.

ноябрь I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Семья и родной дом». Знакомство с семейными традициями и праздниками;

Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме;

Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с родителями);

Семейный проект «Родословное древо»;

Сбор материала и оформление “Книги памяти» в классах;

II Неделя «Моя малая Родина – село  Большой Телек ». «Одной судьбою с Россией». Рассказ педагога об истории основания и развития села, о знаменитых односельчан, о строительстве школыв селе Большой Телек 

(как все начиналось и изменилось в наше время);

Час поэзии «Я люблю Россию»;

Конкурс сочинений, рассказов «Моё село в будущем».

III неделя «Мой Край». «Красноярск-главный город края ». Беседа «Город» (знакомство с городом Красноярском – вызвать интерес к городу, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах).

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.

Просмотр презентаций и видеофильмов о Красноярске 

IV Неделя «Я- гражданин России». «Я гражданин своей страны» Круглый стол по теме «Что значит быть гражданином своей страны?»;

Фотовыставки «Мы – дети твои, Россия»

декабрь I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Мои права и обязанности». Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения.
II Неделя «Моя малая Родина –

село Большой Телек

«Деньосвобождения от немецко-фашистских захватчиков» Встреча с участниками ВОВ, поздравление ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов ВОВ;

Акция «Никто не забыт, ничто не забыто»;

Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава”

III неделя «Мой Край». «Историческое

Богатство нашего края»

Беседа «Героические дни» ;

Викторина «Герои Красноярья ».

IV Неделя «Я- гражданин России». «Дни воинской славы России». Встречи с ветеранами.

Книжная выставка «Этих дней не смолкнет слава»;

Классные часы «Победные Дни России»;

Интеллектуальная игра «Герои России»;

Просмотр фильмов «Наши Победы».

январь I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Что такое дружба?» Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу – формировать понимание дружбы;

Детская игротека

«Ура, каникулы»,

«Давай дружить»;

Разучивание пословиц о дружбе;

Обсуждение ситуаций «Встреча с другом»;

Тематические классные часы

“Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”.

II Неделя «Моя малая Родина- село Большой Телек ». «Я люблю эту землю». Беседа о флоре и фауне нашего села – дать представление о растительном и животном мире.

Фотовыставка «Растения и животные родного края».

Составление фотоальбома «Времена года.

Акция «Покорми птиц зимой ».

III неделя «Мой Край». «Я знаю город будет, я знаю, саду цвесть!» Конкурс рисунков «Цвети мое село ».

Конкурс плакатов «Мое село !»

IV Неделя «Я- гражданин России». «Москва – столица России. Герб Москвы». Рассказ педагога о столице, объяснить символику герба Москвы;

Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь).

Слушание песен о Москве;

Конкурс- презентация «Сердце России».

Февраль  I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Папа, мама, я – спортивная семья!». Творческие рассказы мальчиков о настоящих мужчинах;

«Поделки для пап и дедушек»;

Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!».

II Неделя «Моя малая Родина – село Большой Телек ». «Афганистан – боль моей души» Урок мужества «Афганистан болит в моей душе..»;

Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан – боль моей души»;

Песни Афганистана.(участие в районном конкурсе афганских песен)

III неделя «Мой Край». «Защитники Отечества» Круглый стол «Армия – время возмужания» (встреча с выпускниками школы, отслужившими в РА).

Урок мужества «Они сражались за Родину»;

Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», «А, ну-ка, парни!» ;

Акция «Помощь солдатам».

Концерт, посвященный Дню защитника Отечества

IV Неделя «Я- гражданин России». «Сильны и могучи богатыри славной Руси». Беседа «Кто такие богатыри?»;

Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»;

Рассказ приглашенного воина- выпускника школы о службе в Армии.

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

март I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Женщина – мать». Беседа о мамах – воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей;

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»;

Изготовление подарков для мам, бабушек;

Заучивание песен и стихотворений о маме;

Выставка рисунков «Портрет мамы»;

Концерт для мам, бабушек.

II Неделя «Моя малая Родина –

село Большой Телек

«Есть женщины в русских селеньях» Встреча ветеранами труда.

Поздравление труженников педагогического труда на дому 

III неделя «Мой Край». «Весна в родном краю» Беседа «Природа рядом со мной»;

Экскурсия «Живой мир нашего края»;

Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы»;

Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края»;

Акция «Кормушка»;

Весенние народные праздники (игры).

IV Неделя «Я- гражданин России». «Страна, в которой мы живем. Природа России». Беседа о природе России – дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать.

Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств России.

Народные праздники.

апрель I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Традиционная русская семья, её обычаи и традиции» Беседа «Русские народные праздники – Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.»

Знакомство с русской кухней и обычаями стола.

Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями,

посиделками.

Выставка – ярмарка семейного творчества «Крепка семья – крепка Россия».

II Неделя «Моя малая Родина- село Большой Телек». «История улиц». Экскурсия по улицам села.

Творческие рассказы детей об истории своей улицы.

Рисование «Моя улица».

Изготовление макета по правилам дорожного движения.

III неделя «Мой Край». «Наши космонавты» Беседа о космонавтах – закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Рассуждения «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?».

Конкурс рисунков «Космический мир»

IV Неделя «Я- гражданин России». «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить!” Круглый стол «Мы наследники Великой Победы».

Акции «Жить, чтобы помнить!»

Фотовыставка «Ветеран».

Конкурс сочинений, стихов «Я вижу МИР».

Участие в военизированной игре «Зарница».

май I Неделя «Я, моя

семья и

школа».

«Война в истории моей семьи» Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!».

Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость».

II Неделя «Моя малая Родина- село Большой Телек «Этот День Победы». Встреча с ветеранами ВОВ на празднике посвященному Дню Победы

Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края.

Прослушивание фронтовых песен.

Акция «Букет ветерану»

Акция «Бессмертный полк»

Акция «Георгиевская ленточка»

Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать”

III неделя «Мой Край». «На пороге взрослой жизни» Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке».

Операция «Родной школьный двор».

Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы».

«Последний звонок» .

Фотовыставка «История моей школы».

Классные часы «Дорога в жизни», «Моя профессия».

IV Неделя «Я гражданин России». «Я –житель планеты Земля» Акция «Береги природу – наш дом».

Круглый стол «Я – житель планеты Земля» .

Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета».

«День здоровья» на природе.


Традиционные мероприятия

гражданско-патриотической направленности, проводимые в школе в течение учебного года.

Дата проведения Название  Тип мероприятия 
1 сентябрь «Беслан: как это было…» Урок Мужества
2 октябрь  «Государственные символы России; “Обычаи и традиции моей страны”. Классный час
3 ноябрь «День народного единства» Классный час  ча
4 декабрь 9  декабря  ДЕНЬ героев Отечества 

12 декабря День Конституции РФ

Урок Мужества

Классный час 

5 январь «Блокада Ленинграда»

«Холокост»

Урок Мужества 

Урок Мужества 

6 февраль День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск  в Сталинградской битве (1943 г)»

«Афганистан болит в моей душе…»

«Есть такая профессия родину защищать»

Урок Мужества

Урок Мужества

Классный час 

7 март «Кто такие богатыри?»; Беседа 
8 апрель «Их имена навеки в нашей памяти»

«Гагаринский урок»

Конференция

Классный час

9 май  «Мы помним, мы гордимся» Урок Мужества
10 июнь «Подвигу народа жить в веках» Классный час 

                                                                                                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

  • Акция «Ветеран живет рядом».
  • Акция «Письмо солдату».
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Единые классные часы.
  • Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  • Возложение цветов к Памятным местам.
  • Акция «Бессмертный полк», Акция «Обелиск»
  • Акция Георгиевская ленточка»
  • Митинг, посвященный Дню Победы.

                                                                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  • Изучение символики округа, города, школы.
  • Изучение традиций, истории России
  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  • Шефская помощь ветеранам.
  • Изучение основ государства и права.
  • Изучение культуры народов России.
  • Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий
  • Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
  • Исследовательская деятельность
  • Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
  • Игра «Зарница».
  • Встречи с ветеранами.
  • Встречи с участниками современных воин.
  • Единые классные часы.

                                                                                                                                                   ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
“СЕЛО , В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ” 
Цель: Привить чувство любви к родномуселу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия. 
Темы:

  • “Мое село , мой дом”.
  • Селу- …. лет.
  • Мы хозяева села , школы.

“БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ” 
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны. 
Темы:

  • “Землянам чистую планету”.
  • “В здоровом теле здоровый дух”.
  • Мир моих увлечений.

“А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН”
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества 
Темы:

  • “Ты и закон”.
  • «Я гражданин и патриот своей страны».
  • Мои права и обязанности.

”ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН…”
Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение. 
Темы:

  • “Юность, опаленная войной”.
  • “С чего начинается Родина?”
  • “Достойное поколение”.
  • Славные сыны Отечества.
  • По полю Русской Славы.
  • Мы – защитники мира.

“СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА”
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:

  • Твои истоки.
  • Я и Вселенная.
  • Мой дом, мои родные, близкие.

“НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО”
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ. 
Темы:

  • «День Победы».
  • «Ветеран живет рядом».