муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большетелекская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности
« Гражданин-Патриот»
2022-2023 учебный год
Составитель:
Старшая вожатая
МКОУ Большетелекской ООШ
Идринского района
Медведева Галина Александровна
село Большой Телек
2022г
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. … Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности.
Через систему гражданско-патриотической работы школа предполагает воспитать в будущем гражданина России, через:
– чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
– высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать своё общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;
– чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
– способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой-либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания;
– физическое совершенство; умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
С целью контроля реализации программы, ее эффективности организуется мониторинг внедрения программы, который проводится 2 раза (февраль, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.
Формы и средства контроля:
-изучение самооценки личности школьника;
-проектная методика «Автопортрет»;
-конкурс рисунков «Я и мой класс»;
-диагностика уровня воспитанности;
Ценностные установки:
- любовь к России, своему народу, своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
- Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- Четкое представление о принадлежности к РФ
- Чувство гордости за родную страну
- Представление о понятиях «гражданин» и «патриот»
- Ценностное отношение к учебному труду, сформированности первоначальных навыков общественно полезной и личностно-значимой деятельности
- Мониторинг участия в общественно полезных делах, акциях
- Ценностное отношение к природе, окружающей среде
- Ценностное отношение к семье, старшему поколению
- Участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей
- Анализ воспитательной работы школы, достижения обучающихся
2 Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа включает в себя следующие тематические блоки и направления
Блок №1
«Я, моя семья и школа»
Цель: воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Формы организации : беседы, классные часы, экскурсии,
Блок №2
«Моя малая Родина – село Большой Телек ».
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе родного села , его прошлому, настоящему, будущему.
Формы организации: тематические классные часы, выставки,общешкольные и районные мероприятия.
Блок №3
«Мой Край».
Цель: воспитание национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории, традициям и обычаям.
Формы организации:беседы, конкурсы рисунков, акции.
Блок №4
«Я -гражданин России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Формы организации акции, уроки мужества,тематические классные часы.
Историко – краеведческое.
Система мероприятий, направленных на познание историко – культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Духовно- нравственное.
Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
3 Тематическое планирование
№ | БЛОК | Всего часов |
1 | «Я, моя семья и школа» | 9 |
2 | «Моя малая Родина – село Большой Телек ». | 8 |
3 | «Мой Край». | 8 |
4 | «Я- гражданин России» | 9 |
Всего часов | 34 |
4 Календарно- тематический план работы по патриотическому воспитанию
Месяц | Неделя | Блок | Тема | Мероприятия по всем направлениям патриотического воспитания |
сентябрь | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Мой второй дом – моя Большетелекская школа» | Урок «Наша школа» (о педагогическом составе, их заботе о детях- помочь ребенку осознать себя УЧЕНИКОМ;
Экскурсия «Здравствуй, школа»; Игра «Будем дружить»; Составление схемы «Дорога в школу» (дорога из дома в школу). |
II Неделя | «Моя малая Родина –
село Большой Телек ». |
«Прошлое и настоящее родной земли». | Беседа о прошлом родного села;
Изготовление стенда «Моё село». Конкурс рисунка «Мы рисуем своё село» Игра «Знаешь ли ты свой край?». Акция «Сделаю своё село чище» |
|
III неделя | «Мой Край». | «Сибирская земля-край родной ». | Беседа о родном крае ;
Знакомство с символикой Красноярского края (герб, флаг). Изготовление альбома «Мой край родной» |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Я россиянин». | Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
Рассматривание карты России (что может рассказать карта о нашей стране). Час поэзии «Стихи о Родине» ; Рисование русской березы (символ страны). |
|
октябрь | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Моя семья». | Поздравление бабушек и дедушек с праздником (День пожилого человека).
Беседа о взрослых членах семьи, и их родителях – закреплять представления о семье, уточнить знания о старших членах семьи (бабушках, дедушках), чем они занимались, где они жили, воспитывать уважение к старшим «Любовь к Родине начинается в семье». Развлечение «Из бабушкиного сундучка». Творческие рассказы детей на тему «Моя семья». Изображение семейного древа. Подбор фотографий для альбома «Я в кругу своих родных». Изготовление (совместно с родителями) семейных гербов |
II Неделя | «Моя малая Родина –
село Большой Телек ». |
«Земля хлеборобов». | Рассказ педагога о сельских тружениках;
Викторина «Хлеб всему голова» ; Подготовка к празднику «День работника сельского хозяйства»; КТД «Трудом славен человек». |
|
III неделя | «Мой Край». | «Города и районы Красноярского края». | Рассказ о населенных пунктах района, области, об истории земли Сибирской.
Просмотр презентаций «Земля Сибирская». Конкурс рисунков, плакатов «Край мой – Красноярский». |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Как возникла Россия.
Символика страны – герб, флаг, гимн» |
Беседа о прошлом России, истории ее возникновения – проявлять интерес к прошлому России, познакомить с историей возникновения.
«Герб, флаг России» час информации; Тематические классные часы “Государственные символы России; “Обычаи и традиции моей страны”. |
|
ноябрь | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Семья и родной дом». | Знакомство с семейными традициями и праздниками;
Чтение поговорок и пословиц о семье и о родном доме; Составление рассказов детьми «Традиции и любимые занятия моей семьи» (совместно с родителями); Семейный проект «Родословное древо»; Сбор материала и оформление “Книги памяти» в классах; |
II Неделя | «Моя малая Родина – село Большой Телек ». | «Одной судьбою с Россией». | Рассказ педагога об истории основания и развития села, о знаменитых односельчан, о строительстве школыв селе Большой Телек
(как все начиналось и изменилось в наше время); Час поэзии «Я люблю Россию»; Конкурс сочинений, рассказов «Моё село в будущем». |
|
III неделя | «Мой Край». | «Красноярск-главный город края ». | Беседа «Город» (знакомство с городом Красноярском – вызвать интерес к городу, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах).
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе. Просмотр презентаций и видеофильмов о Красноярске |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Я гражданин своей страны» | Круглый стол по теме «Что значит быть гражданином своей страны?»;
Фотовыставки «Мы – дети твои, Россия» |
|
декабрь | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Мои права и обязанности». | Беседа о правах и обязанностях ребенка «Что я знаю о своих правах?» – способствовать формированию основ правовых знаний; разъяснить общепринятые нормы и правила поведения. |
II Неделя | «Моя малая Родина –
село Большой Телек |
«Деньосвобождения от немецко-фашистских захватчиков» | Встреча с участниками ВОВ, поздравление ветеранов труда, тружеников тыла, ветеранов ВОВ;
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто»; Тематический классный час “Этих дней не смолкнет слава” |
|
III неделя | «Мой Край». | «Историческое
Богатство нашего края» |
Беседа «Героические дни» ;
Викторина «Герои Красноярья ». |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Дни воинской славы России». | Встречи с ветеранами.
Книжная выставка «Этих дней не смолкнет слава»; Классные часы «Победные Дни России»; Интеллектуальная игра «Герои России»; Просмотр фильмов «Наши Победы». |
|
январь | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Что такое дружба?» | Беседа о доброжелательности и терпимости друг к другу – формировать понимание дружбы;
Детская игротека «Ура, каникулы», «Давай дружить»; Разучивание пословиц о дружбе; Обсуждение ситуаций «Встреча с другом»; Тематические классные часы “Кто я? Какой я?” “Я среди людей, люди вокруг меня”. |
II Неделя | «Моя малая Родина- село Большой Телек ». | «Я люблю эту землю». | Беседа о флоре и фауне нашего села – дать представление о растительном и животном мире.
Фотовыставка «Растения и животные родного края». Составление фотоальбома «Времена года. Акция «Покорми птиц зимой ». |
|
III неделя | «Мой Край». | «Я знаю город будет, я знаю, саду цвесть!» | Конкурс рисунков «Цвети мое село ».
Конкурс плакатов «Мое село !» |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Москва – столица России. Герб Москвы». | Рассказ педагога о столице, объяснить символику герба Москвы;
Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь). Слушание песен о Москве; Конкурс- презентация «Сердце России». |
|
Февраль | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Папа, мама, я – спортивная семья!». | Творческие рассказы мальчиков о настоящих мужчинах;
«Поделки для пап и дедушек»; Спортивная эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья!». |
II Неделя | «Моя малая Родина – село Большой Телек ». | «Афганистан – боль моей души» | Урок мужества «Афганистан болит в моей душе..»;
Встреча с воинами-интернационалистами «Афганистан – боль моей души»; Песни Афганистана.(участие в районном конкурсе афганских песен) |
|
III неделя | «Мой Край». | «Защитники Отечества» | Круглый стол «Армия – время возмужания» (встреча с выпускниками школы, отслужившими в РА).
Урок мужества «Они сражались за Родину»; Спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!», «А, ну-ка, парни!» ; Акция «Помощь солдатам». Концерт, посвященный Дню защитника Отечества |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Сильны и могучи богатыри славной Руси». | Беседа «Кто такие богатыри?»;
Рассматривание картины Васнецова «Богатыри»; Рассказ приглашенного воина- выпускника школы о службе в Армии. Спортивное развлечение «Вместе с папой». |
|
март | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Женщина – мать». | Беседа о мамах – воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к женщине-матери, стремление помогать ей;
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»; Изготовление подарков для мам, бабушек; Заучивание песен и стихотворений о маме; Выставка рисунков «Портрет мамы»; Концерт для мам, бабушек. |
II Неделя | «Моя малая Родина –
село Большой Телек |
«Есть женщины в русских селеньях» | Встреча ветеранами труда.
Поздравление труженников педагогического труда на дому |
|
III неделя | «Мой Край». | «Весна в родном краю» | Беседа «Природа рядом со мной»;
Экскурсия «Живой мир нашего края»; Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы»; Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного края»; Акция «Кормушка»; Весенние народные праздники (игры). |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Страна, в которой мы живем. Природа России». | Беседа о природе России – дать знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать.
Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств России. Народные праздники. |
|
апрель | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Традиционная русская семья, её обычаи и традиции» | Беседа «Русские народные праздники – Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала и др.»
Знакомство с русской кухней и обычаями стола. Знакомство с народными играми, развлечениями, гуляниями, посиделками. Выставка – ярмарка семейного творчества «Крепка семья – крепка Россия». |
II Неделя | «Моя малая Родина- село Большой Телек». | «История улиц». | Экскурсия по улицам села.
Творческие рассказы детей об истории своей улицы. Рисование «Моя улица». Изготовление макета по правилам дорожного движения. |
|
III неделя | «Мой Край». | «Наши космонавты» | Беседа о космонавтах – закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине.
Пословицы и поговорки о космонавтах. Рассуждения «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?». Конкурс рисунков «Космический мир» |
|
IV Неделя | «Я- гражданин России». | «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить!” | Круглый стол «Мы наследники Великой Победы».
Акции «Жить, чтобы помнить!» Фотовыставка «Ветеран». Конкурс сочинений, стихов «Я вижу МИР». Участие в военизированной игре «Зарница». |
|
май | I Неделя | «Я, моя
семья и школа». |
«Война в истории моей семьи» | Рисование «Ваш подвиг будет жить в веках!».
Конкурс рассказов о бабушках и дедушках «Героическая молодость». |
II Неделя | «Моя малая Родина- село Большой Телек | «Этот День Победы». | Встреча с ветеранами ВОВ на празднике посвященному Дню Победы
Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного края. Прослушивание фронтовых песен. Акция «Букет ветерану» Акция «Бессмертный полк» Акция «Георгиевская ленточка» Тематический классный час “Слава тебе, победитель солдат!”, “Есть такая профессия – Родину защищать” |
|
III неделя | «Мой Край». | «На пороге взрослой жизни» | Конкурс рисунков и поделок «Моя школа в ХХI веке».
Операция «Родной школьный двор». Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы». «Последний звонок» . Фотовыставка «История моей школы». Классные часы «Дорога в жизни», «Моя профессия». |
|
IV Неделя | «Я гражданин России». | «Я –житель планеты Земля» | Акция «Береги природу – наш дом».
Круглый стол «Я – житель планеты Земля» . Конкурс плакатов, рисунков по экологии «Наша зеленая планета». «День здоровья» на природе. |
Традиционные мероприятия
гражданско-патриотической направленности, проводимые в школе в течение учебного года.
№ | Дата проведения | Название | Тип мероприятия |
1 | сентябрь | «Беслан: как это было…» | Урок Мужества |
2 | октябрь | «Государственные символы России; “Обычаи и традиции моей страны”. | Классный час |
3 | ноябрь | «День народного единства» | Классный час ча |
4 | декабрь | 9 декабря ДЕНЬ героев Отечества
12 декабря День Конституции РФ |
Урок Мужества
Классный час |
5 | январь | «Блокада Ленинграда»
«Холокост» |
Урок Мужества
Урок Мужества |
6 | февраль | День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г)»
«Афганистан болит в моей душе…» «Есть такая профессия родину защищать» |
Урок Мужества
Урок Мужества Классный час |
7 | март | «Кто такие богатыри?»; | Беседа |
8 | апрель | «Их имена навеки в нашей памяти»
«Гагаринский урок» |
Конференция
Классный час |
9 | май | «Мы помним, мы гордимся» | Урок Мужества |
10 | июнь | «Подвигу народа жить в веках» | Классный час |
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
- Акция «Ветеран живет рядом».
- Акция «Письмо солдату».
- Игра «Зарница».
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
- Возложение цветов к Памятным местам.
- Акция «Бессмертный полк», Акция «Обелиск»
- Акция Георгиевская ленточка»
- Митинг, посвященный Дню Победы.
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
- Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
- Изучение символики округа, города, школы.
- Изучение традиций, истории России
- Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
- Шефская помощь ветеранам.
- Изучение основ государства и права.
- Изучение культуры народов России.
- Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий
- Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».
- Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
- Исследовательская деятельность
- Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
- Игра «Зарница».
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Единые классные часы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
“СЕЛО , В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ”
Цель: Привить чувство любви к родномуселу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:
- “Мое село , мой дом”.
- Селу- …. лет.
- Мы хозяева села , школы.
“БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ”
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:
- “Землянам чистую планету”.
- “В здоровом теле здоровый дух”.
- Мир моих увлечений.
“А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН”
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:
- “Ты и закон”.
- «Я гражданин и патриот своей страны».
- Мои права и обязанности.
”ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН…”
Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:
- “Юность, опаленная войной”.
- “С чего начинается Родина?”
- “Достойное поколение”.
- Славные сыны Отечества.
- По полю Русской Славы.
- Мы – защитники мира.
“СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА”
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:
- Твои истоки.
- Я и Вселенная.
- Мой дом, мои родные, близкие.
“НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО”
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:
- «День Победы».
- «Ветеран живет рядом».