План-конспект открытого урока по истории средних веков по теме: «Страны средневековой Азии» 6 класс

ФИО: Великанова М.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1937
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: План-конспект открытого урока по истории средних веков по теме: «Страны средневековой Азии» 6 класс
Итоговая оценка: 2 место,  62 баллов(-а)



ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 ТЕМА:  «СТРАНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АЗИИ»

6 КЛАСС

Урок 1.

Тема урока «Страны средневековой Азии»

Тип урока:  изучение нового материала

Оборудование: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» Москва, “Просвещение” 2021 г., интерактивная доска, презентация.

Основные термины и понятия: Великий шелковый путь, раджа, касты.

Методические приемы:

 – Словесный.

 – Наглядный.

– Практический

Оформление доски: тема урока

План урока:

  1. Организационный момент. 

П.Постановка целей и задач.

III. Изучение нового материала.

Закрепление.

Подведение итогов. 

Выставление оценок. 

Дача домашнее задание.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями стран средневековой Азии.

Задачи:

Образовательная: формирование представлений учащихся о географическом положении Китая и  Индии, знакомство с особенностями культуры данных стран.

Развивающая: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, текстом учебника (страница 256-257), таблицей, контурной картой, документом, иллюстрацией. 

Воспитательная: вызвать уважение к культуре Китая и Индии; воспитание сознательной дисциплины, трудолюбия к культуре труда.

 

Конспект урока

  1. Организационный момент. 

Учитель: Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. И взяв  в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карты двух больших стран.

Вопрос: Догадались ли вы, о каких странах идет речь?

Ответ: это Китай и  Индия.

Учитель: Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эти страны. С древнейших времен Китай называют «Поднебесной страной», а Индию «страной волшебных, сказочных богатств». Почему? В течение урока мы постараемся ответить на эти  вопросы. 

Чтобы ответить на них, нам необходимо обсудить следующее:

  1. Местоположение Китая и Индии
  2. Политические особенности этих стран
  3. Развитие культуры Китая и Индии в средние века.

 

  1. Изучение новой темы.

Учитель: Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Китая и Индии.

 

Работа с картой. 

Ученики получают схематическую карту «Китай и Индия в 11-15 вв.».  Я рассказываю, они ищут  на карте данные страны.

 

Учитель: Взглянув на карту мы можем сказать что на северо-востоке от Индии, расстилается обширная Восточно-Китайская равнина, а Индия лежит в южной части Азии, на полуострове Индостан.

В истории средневекового Китая выделяют два  больших периода : правление императорских династий: Тан (618-907), Сун (960-1279), которые считались Сыновьями Неба (т.к.  императоров считали обладателями земли и времени, а так же они поддерживали связь с божествами).

7 век положил начало правления династии Тан, в этот период произошел  подъем экономики Китая. Караванная дорога, соединявшая  Китай со странами Средиземноморья, получила название  Великий шелковый путь, так как из Китая вывозили шелк, чай и фарфор.

Для государственной власти средневекового Китая  характерна  власть императора. Основателями новых династий могли стать как потомки древнейших аристократических родов, так и простолюдины возглавлявшие крестьянские восстания, что безусловно является политической особенностью Китая, в отличии от Индии.

 

В 7 веке Индия представляла собой  около 70 самостоятельных княжеств.  Земля в Индии была собственностью государства, но владели землей раджи. Раджа – это княжеский титул. 

Особенность Индии заключалась в том, что общество делилось на касты. 

 

– Ребята а знаете ли вы что такое каста?

 

Учитель: Каста – это группы людей, различающиеся в имущественном  и правовом отношении. Касты раз и навсегда определяли место человека в обществе.   Жестокая кастовая система была причиной слабой политической власти. 

А так же в силу отсутствия письменных источников с трудом устанавливаются имена правящих династий. Особенность индийского общества заключалась в знаниях, которые передавались в устной форме из поколения в поколение.  

 

В отличии от Индии письменность в  Китае возникла очень рано. Носителями знаний были мудрецы, поэты, философы, которые занимали самое высокое место в обществе так как владели  иероглифической письменностью. Характер данной письменности состоял в трудоемкости техники письма и графических линий. 

 

Особую роль в Китае играла государственная религия – Конфуцианство. Эта религия основывается на учении Конфуция, которого считают духовным отцом китайцев. 

В Индии же на рубеже 4-5 веков распространяется такая религия как буддизм. 

– Ребята, а знаете ли вы что это за религия?

(Буддизм – это одна из мировых религий.)

– Ребята, а как вы думаете в чем разница между мировой религией и государственной? 

(Мировая религия – это религия, которая получила широкое распространение в различных странах мира. 

А государственная – это  вероучение, статус которого подтверждён каким то отдельно взятым  государством).

 

Учитель: Религия сыграла огромную роль  в развитии  Китая и Индии.  И не могла не оставить свой след в культуре данных стран.

 

«Золотой век» культуры в Китае начался с 8 века. Уникальным  явлением была классическая китайская поэзия. Выдающимися поэтами были Ду Фу,  Ван Вэй и Ли Бо. 

 

– Ребята позвольте зачитать вам несколько строк китайского поэта Ли Бо.

 

«За сизой дымкою вдали 

 Горит закат, 

 Гляжу на горные хребты 

 На водопад. 

 Летит он с облачных высот 

 Сквозь горный лес – 

 И кажется: то Млечный Путь 

 Упал с небес».

 

В 10 веке в Китае рождается новый стихотворный жанр – романс. 

Сроднившись с музыкой этот жанр приобрел самостоятельность. 

Музыка в Китае всегда занимала почетно место. Средневековая китайская поговорка гласит: «Слова могут обманывать, люди могут притворятся, только музыка не способна лгать». 

В период правления династий Тан и Сун музыка была представлена двумя жанрами:

  1. исполнение на воздухе
  2. исполнение в помещении.

Популярными музыкальными инструментами того периода были арфа, флейта и лютни. 

– В художественной  культуре Китая литература, музыка и живопись  органически связаны.

– Китайская живопись сложна, Картины представляют собой горизонтальный и вертикальный свиток. Характер картины заключался не только в живописи, но и в поэтических надписях. Свитки создавались на шелке, тушью или водяными красками.   

– Среди направлений декоративно прикладного искусства, ведущее место занял фарфор. Распространение получили вазы  преимущественно зеленого и голубого цветов. 

– Великие открытия средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний.

– Ребята, открыв учебник на странице 255 и прочитав документ мы с вами познакомимся с наукой Китая (учащиеся работают с документом)

 

Учитель: Выдающимися открытиями того периода были: изобретение механических часов, пороха, компаса и  бумажных.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: 

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги – вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу  справа, слева (поворот головы влево вправо). 

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

 

Учитель: Ребята, мы с вами не случайно побывали в джунглях, так как  джунглях обитало большое количество разных животных,  а индийцы во все времена поклонялись слону. Слон и по сей день считается священным животным в Индии, символизируя мудрость и благоразумие. И говоря, о культуре Индия можно смело сказать что она  красочна и необъятна.

 

С 6 века в большинстве районов Индии развивалась литература на местных языках. Поэты в этот период пишут на «высоком» древнем литературном языке – санскрите. Алфавит этой письменности состоит из 48 знаков. 

С развитием литературы в 6 веке начинается активное строительство пещерных храмов. 

В 8 веке начинается строительство храмов пирамидной формой. Индийские росписи богаты сюжетами: от животных, птиц до повседневной жизни индийцев.

 На основе живописи формируются правила индийского танца и театра. 

Индийский танец имеет множество движений. Например помимо 24 движений рук, 24 движений головой, 26 движений глаз, существовало 100 жестов пальцев.

Кроме того в индийском танце особое значение имело актерское мастерство. В основу представлений легли драма, мифы и  легенды. 

– Искусство танца и театра оказало огромное воздействие на декоративно – прикладное искусство Индии, особенно на ювелирные украшения, статуэтки, ткани. Благодаря этим товарам у европейцев сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии.

3.Закрепление

Учитель: Ребята вчера нам пришла посылка из Китая и Индии, только есть одна проблема, открыв ее я увидела что все предметы  в ней перепутаны. Давайте вместе попытаемся восстановить историческую несправедливость.

 

Приглашаются 2 учащихся, демонстрируя  классу предметы находящиеся в посылке и пытаются определить, что относится в культуре Китая, а что к культуре Индии.  

 

Заключительное слово 

Итак, сегодня на уроке  мы с вами узнали об особенностях культуры  Индии и Китая.  

Но на этом наше путешествие по  странам средневековой Азии  не заканчивается. Вы  продолжите путешествие   и окажитесь в удивительной стране под названием Япония, но уже самостоятельно.

 

Рефлексия.  

                      1.Довольны ли вы сегодня собой?

  1. Что удалось вам сегодня сделать?
  2. Какое задание вам больше всего понравилось?
  3. Какое вызвало у вас затруднение?

                       5.Чтобы вы сказали  учителю?

 

 Выставление оценок 

Домашнее задание на доске.