Конспект урока: «Совесть и раскаяние»

ФИО: Великанова М.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-1941
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект урока: «Совесть и раскаяние»
Итоговая оценка: 2 место,  66 баллов(-а)



 

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Материал ориентирован на 2 урока

Великанова Марина Андреевна 

учитель истории и обществознания 

МОУ СОШ №3 с УИОП г. Егорьевска

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Теоретическая часть «Совесть и раскаяние»…………………………3
  2. Практическая часть – урок «Зачем творить добро»…………………6
  3. Список литературы……………………………………………………..19

 

  1. Теоретическая часть.

СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю… И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: « истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!».

От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов. Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

– Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

– После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть — потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости.

Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый.

Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести.

Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений.

Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» — и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою — до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

 

  1. Практическая часть

УРОК: Зачем творить добро?

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса

Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радость

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока: 

– освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

– понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

 – обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры

Ход урока:

  1. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:

 – Какие доводы могут убедить людей творить добро?

 – Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»?

– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов? 

– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?

– Как на этот вопрос отвечают христиане?

  1. Работа с текстом учебника.

Статья учебника к уроку «Зачем творить добро» имеет две части; основные положения каждой из них должны быть осмыслены учащимися. Осмысление двух причин, которые лежат в основе убеждений христиан творить добро, могут быть не поняты учащимися: повседневная жизнь, жизненный опыт современных школьников не дают достаточных оснований для того, чтобы самостоятельно сделать вывод, что в основе добра лежит самоотвержение и что преображает человека и делает его по-настоящему счастливым духовная радость. В связи с этим статья требует перечитывания, обсуждения, ссылок на жизненный и читательский опыт учащихся.

 Ниже даны дополнительные материалы для обсуждения проблемы, которая так или иначе возникает на данном уроке: может ли добро происходить от корысти? Всегда ли сотворение добра требует самоотвержения? Бывает ли добрым эгоистический человек? Можно ли одновременно творить добро и быть эгоистичным?

II.1 Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»

  1. 2. Чтение статьи учебника. 

II.3. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий. 

 – Какие вопросы, связанные с содержанием текста  у тебя возникли? 

– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?

«Золотое правило этики» – сформулируй его

– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

  1. 4. После этой части урока учащимся могут быть показаны иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, или других художников, иллюстрацию с памятником Андрею Первозванному в Киеве.

Обсуждение картин и статьи учебника может быть продолжено по следующим вопросам.

Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить? 

Как может быть выражена  благодарность за подвиг Христа?

Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?

Что ты знаешь о преследованиях христиан 

Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис?  Почему это выражение вошло во все  языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения?

Необходима работа, направленная на осмысление этимологии и лексического значения слова «самоотверженность» 

Наиболее точным методическим приёмом для понимания значения слова будет самостоятельное составление учащимися словарной статьи. Однако пятиклассникам необходима помощь учителя в этой работе, которая может пройти примерно по такому плану:

Самоотверженность –  это …. (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе, записывается на плакате и вывешивается в классе.

Работа со словом может быть продолжена: среди ряда слов выбрать сходные по оценке, по ценностному смыслу  (рядоположные, не синонимы) и противоположные по ценностному смыслу:

Самолюбование, самоограничение, самолюбие,  самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность.

Слова можно расположить в таблице:

Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку Слова с основой «само», имеющие положительную оценку
Самолюбование

Самолюбие, 

Самолюбивость

Саможаление

Самомнение

Самонадеянность

Самоограничение

Самоотречение

Самостоятельность

Самоотверженность

 

Дополнительный материал.

Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления, и у учителя в данном случае может быть большой выбор дополнительного материала. В предыдущих темах уже было обращение к сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Возможно обращение к ней и при обсуждении содержания данного урока. Учащимся можно дать задание начертить «лестницу» самоотверженности Герды. Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает. Учащиеся могут проследить за тем, что каждое решение Герды связано с отказом от личного благополучия:

 

Поступки и решения Герды От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё
Просьба к реке вернуть названного братца От новых красных башмачков
Решение плыть в лодке дальше по реке Разлука с близкими, разлука с бабушкой
Побег от старушки От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце
Отъезд из разбойничьего замка Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница
Отъезд из дома финки Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

 

* Задание вполне доступно ученикам, и они должны выполнить его самостоятельно (в парах, маленьких группах), приведённая таблица является лишь вариантом выполнения задания. После выполнения задания, учащиеся вычерчивают линию самоотверженности Герды, приходя к выводу, что каждое новое испытание требовало всё большей степени самоотверженности.

Для достижения цели урока необходимо подвести детей к мысли, что повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей, учащихся читать. Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Старик сажал яблони. Ему сказали: “Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков”. Старик сказал: “Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут”.

II.5. Чтение и обсуждение 2-й части статьи учебника.

Радость духовная – это когда тебе купили игрушку? Сводили в аквапарк? Ты получил пятёрку? Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им? После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй? Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово?

Дополнительные материалы: к уроку

Прочитайте главы из повести Л.Н. Толстого «Детство» и выполните задания:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»

Воспоминания детства – источник лучших наслаждений.

Предположите, что такое мог вспоминать взрослый человек из времени своего детства, что и спустя годы является лучшим наслаждением? Представьте, что такое могло происходить в его прошлом? 

Свой ответ можно представить в виде рисунка.  (Такое задание можно было поручить в качестве домашнего на предыдущем уроке, а на этом уроке  –  устроить выставку рисунков учеников и выслушать их рассказы).

 Продолжение чтения главы «Детство».

«Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Мама говорит с кем-нибудь, и звуки её голоса так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!»

Что именно в приведённых воспоминаниях служит источником наслаждения для уже взрослого человека?

«Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь в кресло.

– Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне мама, – ты бы лучше шёл наверх.

– Я не хочу спать, мамаша, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь, пока тебя на разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя. По одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам. <…>

– Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

– Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

Как заканчивался вечер Николеньки? Что именно, какое действие следовало за описанной сценой? С каким чувством мальчик  засыпал?

«После этого, как, бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесно чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, – но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, – и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом».

В учебнике читаем о том, что 9 заповедей блаженств воодушевляют человека: вот на этих путях духовная радость встретится тебе. Какой заповеди блаженства соответствует радость Николеньки? 

Можно ли сказать, что Николенька «чист сердцем»? Как вы это понимаете?

Можно обсудить ещё один эпизод из «Детства» Л.Н. Толстого. Это эпизод наказания Николеньки няней Натальей Савишной за испорченную скатерть.

Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.

«После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки? Выбери верный ответ:

Старая няня повинилась перед мальчиком, т. е. он одержал над ней победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена его поведением, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Наталья Савишна начала увещевать его, пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.

Очевидно, что примеры высокой духовной радости мы находим в произведениях классики. Современная литература для детей пока не дала таких примеров (если она не является нарочито назидательной). Однако современная литература, в которой действую ровесники современных школьников, необходима. В связи с этим предложим для обсуждения отрывок из повести В. Железникова «Чучело», где показаны довольно типичные для современных школьников действия и предложим обсудить отрывок. 

 Как обычно проявляется человеческая радость? Радующиеся люди ……..(вставьте нужные глаголы)

Прочитайте отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?

Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?

Против каких заповедей Моисея поступают ребята? Против каких заповедей Христа они идут? 

Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках? Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята. (Заполнение таблицы после чтения поможет найти ответ на вопрос)

В. Железников. Чучело. Глава 5

— Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.

Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.

Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:

«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.

Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.

Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.

Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.

Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.

Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.

Валька закричал:

«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»

Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:

«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».

А Лохматый, давясь от смеха, спросил:

«Ты чья такая?»

«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.

Рыжий в восторге закричал:

«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»

Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.

— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.

— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»

«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»

«Звучно», — согласилась я.

Я подумала, что они веселые и любят пошутить.

«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.

«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».

«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, —говорит, — не держу собак, чтобы не пугать людей“.

Я обрадовалась:

«Вот, говорю, здорово».

И другие ребята тоже подхватили:

«Здорово, здорово!»

«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»

«Собираем», — подхватил Рыжий.

Все почему-то снова захохотали.

Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.

— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!

— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.

— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:

«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.

«Ну, ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»

А Валька подхватил:

«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моего прапрапрапра…»

Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:

«Бабушки!»

«Тетушки!»

И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.

Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы.

Заполните таблицу: «Отношение к жизни и людям героев повести 

В. Железникова «Чучело».

 

Одноклассники Лены Лена Бессольцева и её дедушка

 

Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими?

III. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учебника.

Обсуждение вопроса, предваряющего тему следующего урока:

К следующему уроку разберите состав слова «добродетель», попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.

Список литературы

 

  1. Архипова И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие учащихся 5 класса. — Изд-е 2-е, испр. — М.: ОПК, 2007.
  2. Архипова И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса. — М.: ОПК, 2008.
  3. Архипова И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2007.
  4. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Учебное пособие для основной и старшей ступеней образования. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви — Изд-е 5-е. — М.: ОПК, 2007.
  5. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5—6 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 220 с. ISBN 5903101011.