Классный час «Образ матери сквозь века»

ФИО: Клименкова А.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2025
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Классный час «Образ матери сквозь века»
Итоговая оценка: 2 место,  60 баллов(-а)



Классный час «Образ матери сквозь века»

Клименкова Анастасия Игоревна

 

Эпиграф: Почитай  отца твоего  и матерь твою,

Чтобы тебе было хорошо

И чтобы  продолжились  дни твои  на земле

 

Цель: через систему художественных произведений и образов подчеркнуть необходимость доброжелательного отношения, любви к Женщине – Матери.

Задачи:

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к матери на основе создания идеального ее образа, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное.

Развития –  способствовать развитию творческих способностей и  эмоциональной сферы.

Воспитания – Воспитывать  понимание добродетельного образа Богоматери.
Воспитание уважения и доброго отношения молодого поколения к старшим.

Метод: объяснительно  – иллюстративный.

Литературный ряд: стихотворение А. Фета « Сикстинская мадонна».
Н. Гумилёв «Христос»,

«М.Ю. Лермонтова «Молитва»,

 Р. Гамзатов «Мама».

Живописный ряд: икона «Владимирская богоматерь,

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Рембрандт «Святое семейство»

Петров-Водкин «Петроградская мадонна»

Музыкальный ряд: тропарь   Владимирской иконе Божьей матери, Аве Мария

Оборудование:

Мультимедиа, презентация

 

Сценарий классного часа:

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по – своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. Когда я готовилась к этому классному часу, то перебрала многочисленные репродукции и думала, какое удивительное разнообразие в такой традиционной  теме: изображение матери с ребёнком. С древнейших времен до сегодняшнего дня во всех странах и на всех континентах с разными уровнями развития и культуры, с различными решениями находим мы этот образ, вдохновлявший  каждого художника. Давайте вместе с вами еще раз проследим путь постижения идеала женской красоты и  обаяния.

 

Мама-самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы  своих детей  – вот что с восхищением  и

чувством  великой  благодарности  стремились  запечатлеть живописцы  на своих картинах.

И на иконах. Наверное,  нам ближе  и более знаком  в силу многих причин, образ  Богоматери  византийской и европейской  традиции.  Его мы чаще всего  видим в репродукциях,  книгах,  иконах, невольно  забывая,  что прообраз  существовал в произведениях  искусства  Древней Греции и Египта, в доколумбовой   Америке в Индии,  Ассирии,  Вавилоне – везде, Каждая эпоха,  каждая страна        вносили  в этот образ свои  неподражаемые  черты.

Перед  нами икона  «Владимирская  Богоматерь – созданная в первой  поло-

вине XI веке. Она по приданию написана еще при ее жизни и написал ее один  из учеников  И. Христа  апостол Лука.  Эта  икона является покровительницей, защитницей Русской земли. Растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными  глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной таким вдохновенным живописным мастерством,  глубоко захватил русских людей того времени. Любуясь  невыразимо прекрасным ликом, созданным гениальным творцом,

 припоминая бесчисленные события – трагические и возвышенные вспоминаем  сказанное   поэтом  «Образ твой  над Русью вознесенный,  во тьме  веков указывал нам след»

 А вот всемирно  известная картина итальянского художника  XVl  века Рафаэля  Санти  «Сикстинская  мадонна» здесь  изображена  тоже Богоматерь с младенцем Иисусом. Но европейские          живописцы    его времени-эпохи  Возрождения  – не следовали  церковной  традиции,  а стремились изобразить тех о  ком рассказывает  Евангелие,  как обычных людей  в их повседневной жизни,  что – бы они стали близки  и понятны  всем.

  Мария идет по облакам, неся своего  ребенка, слава  ее ничем не подчеркну-

та, Ноги босы.  Но как повелительницу       встречает,  преклонив  колени,  папа Сиктс облаченный  в парчу; святая  Варвара опускает  глаза с благоговением,  а два ангелочка устремляют     вверх  мечтательно-задумчивый       взор. Она идет к людям  величавая,  юная, что-то тревожно  затаив в душе,  ветер  колышет  волосы  ребенка,  и глаза его глядят  на нас, на мир, с такой  великой  силой  и с таким озарением,  словно видит он и свою судьбу,  и судьбу  всего человеческого рода.

Художнику  позировала  необычайно красивая ,простая  крестьянская девуш-

ка. Ее облик  стал символом     материнства  – это  мать. И глаза  матери полны чувства, которые  в средние  века определяли  как радость святой печали. Свершится то, что должно.  Грядущее  неотвратимо.  Дитя вырастет и примет  мученический венец – пострадает за людей.  Мать это знает. В испытующем  взоре есть  и какая-то  смутная тайна  и не выразимая словами боль,  и влекущая загадочная  сила. Сын, сидящий  на правой  руке,  прижался округлым  личиком  к материнской щеке и его детские  глаза устремлены   к Марии.

Тонкие  уста  матери  сомкнуты,    но в уголках  мы ощущаем  горечь. Глаза, в которых сосредоточена  вся жизнь, устремлены  вдаль. Мария придерживает  левой рукой младенца, словно  пыталась  робко защитить  его от уготованной  ему судьбы.

 Прошли  века  и еще  пройдут  и ныне, как и века назад перед  великим  творением  останавливаются     люди  и пристально  глядят  в глаза той, что столько  вместила своем скорбном  и проницательном  взоре.

 

Стихотворение  «Владимирская Богоматерь» Максимилиан Волошин

 Не на троне — на Её руке,

 Левой ручкой обнимая шею, —

 Взор во взор, щекой припав к щеке,

 Неотступно требует… Немею —

 Нет ни сил, ни слов на языке…

 А Она в тревоге и в печали

 Через зыбь грядущего глядит

 В мировые рдеющие дали,

 Где закат пожарами повит.

 И такое скорбное волненье

 В чистых девичьих чертах, что Лик

 В пламени молитвы каждый миг

 Как живой меняет выраженье.

 Кто разверз озёра этих глаз?

 Не святой Лука-иконописец,

 Как поведал древний летописец,

 Не Печерский тёмный богомаз:

 В раскаленных горнах Византии,

 В злые дни гонения икон

 Лик Её из огненной стихии

 Был в земные краски воплощён.

 Но из всех высоких откровений,

 Явленных искусством, — он один

 Уцелел в костре самосожжений

 Посреди обломков и руин.

 От мозаик, золота, надгробий,

 От всего, чем тот кичился век, —

 Ты ушла по водам синих рек

 В Киев княжеских междоусобий.

 И с тех пор в часы народных бед

 Образ Твой, над Русью вознесённый,

 В тьме веков указывал нам след

 И в темнице — выход потаённый.

 Ты напутствовала пред концом

 Ратников в сверканьи литургии…

 Страшная история России

 Вся прошла перед Твоим лицом.

 Не погром ли ведая Батыев —

 Степь в огне и разоренье сёл —

 Ты, покинув обречённый Киев,

 Унесла великокняжий стол?

 И ушла с Андреем в Боголюбов,

 В прель и в глушь Владимирских лесов,

 В тесный мир сухих сосновых срубов,

 Под намёт шатровых куполов.

 А когда Хромец Железный предал

 Окский край мечу и разорил,

 Кто в Москву ему прохода не дал

 И на Русь дороги заступил?

 От лесов, пустынь и побережий

 Все к тебе за Русь молиться шли:

 Стража богатырских порубежий…

 Цепкие сбиратели земли…

 Здесь, в Успенском — в сердце стен Кремлёвых,

 Умилясь на нежный облик Твой,

 Сколько глаз жестоких и суровых

 Увлажнялось светлою слезой!

 Простирались старцы и черницы,

 Дымные сияли алтари,

 Ниц лежали кроткие царицы,

 Преклонялись хмурые цари…

 Чёрной смертью и кровавой битвой

 Девичья святилась пелена,

 Что осьмивековою молитвой

 Всей Руси в веках озарена.

 Но слепой народ в годину гнева

 Отдал сам ключи своих твердынь,

 И ушла Предстательница-Дева

 Из своих поруганных святынь.

 А когда кумашные помосты

 Подняли перед церквами крик —

 Из-под риз и набожной коросты

 Ты явила подлинный свой Лик:

 Светлый Лик Премудрости-Софии,

 Заскорузлый в скаредной Москве,

 А в грядущем — Лик самой России —

 Вопреки наветам и молве.

 Не дрожит от бронзового гуда

 Древний Кремль и не цветут цветы:

 В мире нет слепительнее чуда

 Откровенья вечной Красоты!

 

Все    в этой  картине  дышит добротой  и гармонией, все говорит  о величии материнского  подвига.  Но как объяснить,  что эта картина религиозная    по своему содержанию  волнует и восхищает  нашего современника  не меньше, чем некогда  верующего  католика?

 

Стихотворение Д. Фет « Мадонна»

 

     Я не ропщу на трудный путь земной,

     Я буйного не слушаю невежды:

     Моим ушам понятен звук иной,

     И сердцу голос слышится надежды

     С тех пор, как Санцио передо мной

     Изобразил склоняющую вежды,

     И этот лик, и этот взор святой,

     Смиренные и легкие одежды,

     И это лоно матери, и в нем

     Младенца с ясным, радостным челом,

     С улыбкою к Марии наклоненной.

     О, как душа стихает вся до дна!

     Как много со святого полотна

     Ты шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной!

 

Давайте  продолжим  наше путешествие  по Италии и посмотрим  еще  на одну мадонну  Рафаэля  «Мадонна в кресле».  Эта вещь далека  от канонов.  Посмотрите сколько в ней живого  материнского   чувства.  Мадонна  изображена в костюме  римской простолюдинки,      она юна и прелестна, а пухлый  младенец,  которого  она обнимает,  сидя  в кресле, необычайно      серьезен.  Его пытливый,  несколько  тревожный  взгляд  обращен  на зрителя. Создается  ощущение,        что они обозначают     и предчувствуют  будущую разлуку,  оттого так крепки  и нежны  их объятия.  Пока

еще  их единение  нерасторжимо.  На них с благовонием  смотрит  маленький  Иоанн креститель.  Все три фигуры  соединены  в компактную        группу,  ритм округлых линий находит завершение  в круглой форме  картины  – она называется  тондо.

 Мастера Возрождения  любили  писать своих  Мадонн  в круге,  который символизировал    цельность  мира. В круге написал свою  Мадонну  и другой  великий мастер  Возрождения – Боттичелли.   Его        картина наполнена  несколько  холодноватой интонацией.    Вся композиция сосредоточена  вокруг Марии и младенца, они центр притяжения. Здесь нет взрыва чувств,  все притушено,  но сколько поэзии  и гармонии в этом хрупком,  полном внутреннего  волнения образе.

Ощущение  тепла  и нежности  материнской     любви в картине  Рембрандта

«Святое семейство» создается  при помощи  коричневато-красных            тонов.  Свет придает ей особую  легкость.  Фигура  Марии  нежно склонившейся    к сыну,  ее покровитель Иосиф, ангелы охраняющие         сон Христа  сливаются  в одно  целое.  Вся картина насыщена чувствами, эмоциями, переживаниями людей.

Но меняется  время, уходит  гармоническое  восприятие  мира, и ХХ  век ошеломляет своими  Мадоннами  – голодными, несчастными,  страдающими  не от предвидения будущего,  а от страданий  сегодняшнего  дня. Такие они у Дикса, Пабло Пикассо,  Кузьмы  Петрова-Водкина.  Может быть  наше время такое? Хотя у Петрова-Водкина   еще  не утрачена гармония  образа.  Его Мадонна своим  внутренним  светом  противостоит  жизни, которая возникает  за ее спиной. Но и XV век не был безмятежным:  кровавые войны, эпидемии  страшных  болезней  – чумы  и холера,  голод, казни и прочее. От-

чего же так светлы  произведения  художников        того  времени?  Может от того,  что была вера? Художники  обратились      к миру и воспели его красоту, видя  во всех этих явлениях действительности      проявления  божества  и божественного  порядка.  Субъективно  их действиями  руководила       вера, объективно    они открывали  мир и делали его предметом  своего творчества – так говорят ученые  мужы, и надо полагать

они  правы.

Но меняется  время, уходит  гармоническое  восприятие  мира, и ХХ  век ошеломляет своими Мадоннами  – голодными, несчастными,  случающимися  не от предвидения будущего,  а от страданий  сегодняшнего  дня. Такие они у, Дикса, Пабло Пикассо,  Кузьмы  Петрова-Водкина.

       Может быть  наше время такое?  Хотя у Петрова-Водкина еще  не утрачена гармония  образа.  Его Мадонна своим  внутренним  светом  противостоит  жизни, который возникает  за ее спиной.

Жизнь  человека  полна испытаний,  в ней всегда  есть  моменты,  от которых

можно прийти в отчаяние  и ощутить  непрочность  и зыбкость  своего  бьrтия.  Но глядя на прекрасные  женские  образы,  созданные художниками              разных времен, в  которых  воплотились  мысли о торжестве красоты  и гармонии,  о целесообразности, всего происходящего,      даже трагического,  постигаешь  радость от увиденного и понимаешь  необходимость творчества  оставляющего нам свидетельства  высоты человеческого  духа.

Студентка:

Природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

 От любой напасти заклиная

 (Ей то уж добра не занимать!)

  Нет, не Богоматерь, а земная,

 Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится  следами,                    

Сколь бы ты ни вышагал   путей,

Яблоня –  увешана плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках!

 

Классный руководитель:

Сегодня мы убедились в том, что ценности для человека во все времена остаются непреходящими. Мы очень часто обижаем самых близких. Нам кажется, что мамы нас не понимают, что-то нам навязывают. У нас в гостях женщины разных поколений. Это участница Великой Отечественной войны-

…..,дитя войны, наша неутомимая Белякова Валентина Александровна

Дорогие наши гости, вы не первый раз у нас в гостях, но сегодня я хочу, чтобы вы рассказали о своих мамах. Какую роль они сыграли в вашей жизни.

Спасибо вам за воспоминания и стихи о ваших самых любимых людях на земле

Вручение цветов гостям.

Ребята! Мне уже достаточно много лет и я к сожалению в молодости обижала свою маму. Как жаль, что я уже не смогу сказать ей «Прости». Помните, что всё нужно делать во время и наш разговор не будет впустую, если вы выйдя из аудитории просто позвоните маме и скажете «Здравствуй, мамочка, я тебя люблю»

 

Студент:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово  это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.