Квест “Блокада Ленинграда”

ФИО: Паршина Е.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2073
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Квест "Блокада Ленинграда"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Блокада (1)

Квест – внеклассное мероприятие в 4 классе по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности 

Тема: Блокада Ленинграда.

Цель: создать условия для изучения основного события Великой Отечественной Войны – блокады Ленинграда.

Ход урока:

При входе в классное помещение(библиотеку/актовый зал) дети берут из коробочки бейджи с лентами красного и синего цвета и надевают их. Рассаживаются командами за два стола.

– Как вы думаете, почему сегодня к вам я пришла в образе солдата?

-Верно, чтобы совершить вместе с вами путешествие по страницам истории и помочь подробнее узнать о событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны. Сегодня мы остановимся на одном очень серьёзном фрагменте. Догадайтесь, о каком событии пойдёт речь:

Вы в сердце, ленинградские дворы

Тех дальних дней, жестоких и морозных, —

Все в отблесках трепещущих и грозных

Неладной той, блокадной той поры…(Блокада Ленинграда)

-Что бы вы хотели узнать по теме внеклассного мероприятия? (Узнать подробнее о событиях  блокады  Ленинграда)

– Ребята, откуда мы с вами можем узнать о далёких событиях Великой Отечественной войны?  (Мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций.)

– А еще из фронтовых писем. Внимание на экран. (Видео из музея)

(Мы, ученики 4 «А» класса принимаем участие в проекте «Письма с фронта». Фронтовые письма – это особый источник летописи Великой Отечественной войны. В пожелтевших от времени треугольниках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, вера в Победу…

Ребята, мы передаём вам фрагменты фронтового письма. 

Чтобы открыть его истину, вам необходимо на время стать историками-исследователями и  успешно пройти все этапы квеста «Поиск истины».

 Желаем вам удачи!)

– Для прохождения этапов квеста мы разделились на 2 отряда. Придумайте название отрядов.(Например: «Патриоты» и «Наследники Победы»)

-За правильно выполненные задания отряды будут получать фрагменты письма.

Давайте определим роли в отрядах(они написаны на бейджах):

    • командир отряда – отвечает за работу в группе 
  • чтец – читает текст вслух
  • докладчик – подаёт рапорт о выполнении задания главнокомандующему(мне)
  • рядовой(2 чел) – активный участник отряда
  • часовой – следит за временем, отведённым на выполнение заданий

(На фоне кинохроники из видеофрагмента)После нападения на нашу страну враг стремительно продвигался вглубь советской территории. Фашисты планировали захватить Ленинград, а после этого развернуть огромное наступление войск на Москву. 8 сентября 1941 года фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города. 

– Что такое фашизм?(Словарная работа QR код)

-Как вы понимаете значение слова «блокада»? Совместная  работа отрядов с картой и цветными верёвками: красной верёвкой отметить на карте границу фашистских войск, чёрной – завязать в круг и отметить границу города Ленинграда.

Прием «Фишбоун». 

На доске плакат «Блокадное кольцо» и карточки.

Проблема: блокада

Причины блокады: стремление уничтожить, стремление разрушить

Следствия: смерть, ужас, голод, страх

Вывод: прорыв и снятие блокады

-900 дней люди жили в ужасе, страхе, голоде!

– Основной едой в блокадном Ленинграде был хлеб, который ленинградцы получали по продовольственным карточкам раз в сутки.

Давно меч Победы кольцо разрубил,

Над городом – мирное небо.

Но мы не забудем, как дорог нам был.

КУСОЧЕК БЛОКАДНОГО ХЛЕБА.

1 этап квеста «Блокадный хлеб» На прохождение этого этапа 2 минуты.

Задание первому отряду – отрезать от булки кусочек хлеба весом 125гр, помогут вам точно отмерить весы. (Вывод: 125гр – это много или мало? Можно за целый день насытиться этим кусочком хлеба? Кроме этого кусочка хлеба есть было больше нечего!)

-Муки в хлебе почти не было. В основном в хлеб добавляли отруби, мучную пыль и даже кору дерева. 

Задание второму отряду – замесить тесто, из которого пекли хлеб в Ленинграде.(ИНСТРУКЦИЯ. Группа рассказывает, из чего месили тесто) (Вывод: на сколько съедобным получится этот хлеб, когда его испекут?) Похож на пластилин. Форму, в которой пекли такой хлеб смазывали техническим, не пищевым маслом.

– Продовольственные карточки, их ещё называли «хлебные» были именные. Получали их раз в месяц по паспорту. В случае утери они не возобновлялись и тогда всей семье приходилось голодать и ждать выдачи карточек в следующем месяце.

С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Отрядам построится для сдачи рапорта о проделанной работе.

 

-Т.к. все въезды и выезды из города были заблокированы фашистами, у людей не было возможности испечь даже такой хлеб, потому что не было подвоза продуктов.

-Знаете ли вы, как смогли связать город с большой землей для подвоза продуктов?

(Для связи города с большой землей по Ладожскому озеру была проложена «Дорога жизни»)

Совместная работа отрядов с картой: синей верёвкой отметить границу Ладожского озера, жёлтой – дорогу жизни.

-Внимание на экран. ВИДЕО Дорога жизни

– Почему дорогу по льду по Ладожскому озеру назвали «Дорогой жизни»?(Эвакуация населения, подвоз продуктов – спасение жизни людей)

-Машины ехали по дороге жизни всегда с открытой дверью или вовсе без двери, – знаете ли, почему? (чтобы в случае, если машина начнет тонуть, шофер смог выпрыгнуть и спастись.)

Водители этих машин были очень внимательные, смелые, решительные.

Физминутка

-Представьте себя в роли шофёра такой машины, это задание для самых внимательных:

По команде «Лево руля» – делаем шаг влево,

По команде «Право руля» – делаем шаг вправо,

По команде «Полный ход!» – шаг вперед,

По команде «Стоп, машина!» – шаг назад.

По команде «Воздух!» – присесть.

2 этап квеста «Дорога жизни»

– Для выполнения следующего задания, отрядам необходимо изучить информацию текста, который находится в файле №1, так, чтобы вы могли ответить на вопросы по тексту. Время на чтение текста 2 минуты.

 

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. 

Для осуществления жестокого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Немцев поддерживала финская армия «Голубая дивизия».

Ударили сильные морозы. Страшная беда нависла над городом. Замерз ленинградский водопровод. Без воды люди могли погибнуть. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби, чтобы люди могли набрать воды.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, театры и музеи, школы. 

– Приглашаю по одному участнику из отрядов к доске. Отряды не помогают. Ваша задача – проехать по  «Дороге жизни» не попасть  в полынью или под обстрел, т.е. правильно ответить на мои вопросы. Доезжаете до метки, останавливаетесь, отвечаете правильно на (?) и едете дальше.  Если участник не справился, отряд отправляет другого участника, который начинает путь сначала. Фрагмент письма получит тот отряд, который доедет до финиша без потерь.

Вопросы:

  1. Как называли фашисты город Ленинград, если Москву считали сердцем России?
  2. Какая армия поддерживала немцев?
  3. Какая страшная беда нависла над городом с наступлением сильных морозов?
  4. Что спасло город, когда замёрз водопровод?
  5. Какая минимальная норма выдачи хлеба была установлена во время блокады для неработающего населения?
  6. Какие учреждения продолжали работать в осаждённом Ленинграде?

3 этап квеста «Подвиги ленинградцев»

– Посмотрите презентацию с заданием на нетбуках, оформите и представьте результат вашей работы. На прохождение этого этапа 4 мин.

1 отряд «Подвиг детей блокадного Ленинграда»

-Ребята, изучите информацию из презентации, выберите из предложенных карточек в файле №2 те, которые отражают подвиг детей в блокадном Ленинграде и приклейте их на плакат.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым в борьбе против фашистов.

  • Дети  дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. 
  • Дети работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.
  • Дети обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.
  • В двенадцать-пятнадцать лет дети вместе со взрослыми работали на заводах, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.
  • Дети рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

 

2 отряд «Подвиг взрослого населения блокадного Ленинграда»

-Ребята, изучите информацию из презентации на нетбуках, выберите из предложенных фотографий и карточек в файле №2 те, которые отражают подвиг взрослого населения в блокадном Ленинграде и приклейте их на плакат.

  • Все заводы Ленинграда очень быстро наладили выпуск различного вооружения, боеприпасов, снаряжения, новейшей техники для фронта. 
  • Спортсмены-альпинисты в 40градусный мороз маскировали исторические здания и купола храмов, чтобы спасти их от разрушений.
  • Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской». Эту музыку передавали по всем городским радиоприемникам. Она вселила в жителей Ленинграда уверенность и дала сил, чтобы выдержать испытание блокадой.
  • Сотрудники Института растениеводства остались и сохранили огромный запас зерновых культур, чтобы восстановить сельское хозяйство после войны. Во время блокады они не тронули ни одного пакетика с зерном, умирая от голода прямо на рабочих местах.
  • Во время эвакуации из ленинградского зоосада было вывезено 80 животных. А вот остальные обитатели остались голодать под бомбежками в городе. Сотрудники зоопарка, спасая животных от голода, заготавливали сено под обстрелами, разбивали огородные грядки прямо на территории зоопарка.

Отрядам построится для ответа.

ИТОГ: дети работали наравне со взрослыми, а ведь сами они едва держались на ногах от голода.

– Казалось бы, а есть ли место подвигу в таких  тяжелых условиях? Ведь остаться в живых – уже подвиг! ВИДЕО ДЕТИ БЛОКАДЫ

Гордость победами – горечь утрат…

Вечная память защитникам города,

Вечная слава защитникам города,

Вечная слава тебе, Ленинград!

4 этап квеста «Память о блокаде»

– Следующий этап квеста называется «Память о блокаде». 

Предлагаю отрядам слепить из скульптурного пластилина мемориалы «Разорванное кольцо» и «Цветок жизни», рассказать о них. Организуем работу в командах так: 3 участника лепят памятник, остальные готовят рассказ о нём. Информация в файле №3.

На прохождение этого этапа 4 мин.

 

Отрядам построится для ответа.

1 отряд

Возвышающиеся в небо железобетонные полуарки символизируют разорванное кольцо блокады. Просвет между ними – Дорога жизни, соединившая осажденный Ленинград с Большой землей. На бетонном основании под аркой – следы автомобильных протекторов, ведущие по направлению к озеру. Мемориал напоминает о тяжелом и опасном труде людей, строящих и обеспечивающих переправку грузов и людей по «Дороге жизни» — строителей, водителей грузовиков, моряков и многих других. Установлен на берегу Ладожского озера.

Нам эта скупая земля дорога

И лучшей не нужно в награду:

Мы здесь наступали и гнали врага,

И здесь мы прорвали блокаду!

– Удалось ли защитникам Ленинграда решить проблему Блокады?

– Блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Эта дата в нашей стране установлена, как день воинской славы России.

 

2 отряд

Этот цветок – памятник детям, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие слова: «Пусть всегда будет солнце!» Это вечный цветок жизни, установлен в память о детях-юных героях Ленинграда. Находится он на знаменитой Дороге Жизни, по которой везли продукты и вывозили население из блокадного Ленинграда. Вокруг памятника высажено 900 берёз, по одной за каждый день блокады.

– Что является символом памяти о героях Великой Отечественной войны?(Георгиевская ленточка) На ленточке полоски оранжевые означают огонь, и черные- дым. Сегодня такие ленточки я дарю вам, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о боевых подвигах наших предков. Память о них мы должны свято хранить и передавать своим потомкам.

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

– Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой

Отечественной войны минутой молчания. Метроном

– Прошу всех садиться.

 

– Ребята, сосчитайте количество имеющихся у вас фрагментов фронтового письма. 

– Попробуйте из имеющихся у вас фрагментов собрать целое письмо. Получилось? Что необходимо сделать?(Отрядам объединиться)

– Приглашаю отряды к доске с фрагментами. Давайте узнаем его истину. Соберите письмо и прочтите обращение героев Великой войны к нашему поколению.

Пока дети собирают письмо:

За время блокады:

  • от голода умерло, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч;
  • погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей;
  • фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов;
  • из строя выведено 840 промышленных предприятий, разрушено 44 километра водопроводных труб и 75 километров канализационной сети, 500 школ, 170 лечебных учреждений;
  • было разрушено и сожжено более 3 тысяч зданий;

Текст письма: Сегодня ваша светлая обязанность – сберечь память о войне и передать её своим потомкам, сохранить правду о мужестве и стойкости нашего народа, потому что это общая память, без которой у нас нет будущего.

-Ребята, вспомните, чему вы хотели научиться сегодня на занятии? Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? Что вас удивило? Почему по прошествии 76 лет ВАЖНО знать, помнить и передавать память следующему поколению?

Рефлексия

-Ребята, кто знает, какую птицу считают символом мира на Земле?(Голубь)

Бумажные голуби белого и синего цвета на глобусе. Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

– Если на занятии всё было понятно вы хорошо запомнили новую информацию, возьмите белого голубя, если у вас остались вопросы по теме – возьмите синего. Подойдите к глобусу.(Обратить внимание на оставшихся на глобусе голубей!!!)