Мастер-класс “Георгиевская лента”

ФИО: Кулакова С.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2092
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс "Георгиевская лента"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Класс 7

Раздел. Декоративно – прикладное творчество. 

Тип урока. Комбинированный. 

Цели урока: Усвоение и применение знаний о технике работы с лентами при создании декоративно-прикладных изделий.

Задачи урока: 

Образовательная: сформировать представление о свойствах атласных лент; обеспечить в ходе урока усвоение, закрепление техники работы с лентами. 

Воспитательная: способствовать воспитанию положительного интереса к изучаемому предмету, бережному отношению к традициям своего народа; побуждать обучающихся к деятельному участию в акциях памяти, оказания помощи ветеранам.

Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления.

Дидактические средства обучения: образцы различных лент, примеры изделий из атласных лент; электронные средства обучения.

Методы обучения: беседа, рассказ, фронтальный опрос, самостоятельная работа, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях.

Предметные: сформированность представлений о свойствах атласных лент, о технике работы с лентами; получение опыта изготовления броши в технике канзаши, изготовление броши с индивидуальным дизайном. 

Метапредметные: освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
    1. Приветствует учащихся.
    2. У вас на столе лежат ленты. Знаете ли вы как они называются?
    3. Чем отличаются эти ленты?
    4. Для чего применяют атласные ленты?
  • Знаете ли вы откуда такое название и цветовая гамма георгиевской ленты?
  • Дополняет рассказы учащихся исторической справкой о георгиевской ленте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  • Демонстрирует броши из атласных лент, мотивирует учащихся к созданию изделия – броши, заколки и т.д. (индивидуально)
  • Сможете ли вы изготовить брошь самостоятельно?    
  • Какую же цель нам надо поставить? Запишите в тетрадь. 
  • Обобщает результаты диалога.
  1. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока.
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Осуществляют самооценку и выявляют причины затруднения.

Формулируют тему и цель урока.

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Слушать, дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог Мобилизовать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
  • Предлагает попытаться самостоятельно сделать эскиз броши, заколки и т.д. (индивидуально по выбору). Определить и записать основные этапы изготовления.
    1. Вспомните свойства синтетических тканей. Определите технологические свойства атласных лент.
    2. Какие свойства тканей относят к недостаткам?
  • Предлагает сделать лепестки броши. Почему здесь возникло затруднение? Необходима ли вам дополнительная информация?
  • Физкультминутка.

  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

  1. Демонстрирует приёмы обработки атласных лент. 
  2. Знакомит с техникой канзаши. (ПРИЛОЖЕНИЕ  3 – Презентация)
  3. Организует обсуждение полученной новой информации.
  4. Оцените свои возможности и решите, будет ли работа индивидуальной или есть необходимость групповой работы. 
  5. Предлагает вспомнить правила техники безопасности.
  6. Предлагает изготовить лепестки из ленты по образцу.
  7. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь.
Самостоятельно делают эскиз. Определяют возможные способы изготовления проектного изделия. Осуществляют самооценку и выявляют причины затруднения.

Отбирают и используют

необходимую информацию.

Представляют сведения

o полученной информации.

Обобщают (осознают и

формулируют) то новое,

что усвоили.

Определяют оптимальные способы выполнения

предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами.

Выполняют практическую работу по изготовлению броши

Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов

Анализировать сведения o полученной информации. Выделять и

осознавать то,

что уже усвоено, что ещё

подлежит

усвоению;

осознавать качество и уровень усвоения

Осуществлять учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками

Ориентироваться в межличностных

отношениях.

Управлять

своей познавательной деятельностью

Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
  1. Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам.
  2. Какие возникли трудности при изготовлении броши.
  3. Как повлияла осыпаемость лент на вашу работу? 
  4. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  5. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке.
  6. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке.
  7. Предлагает записать домашнее задание:

Оформить в тетради технологическую карту изделия.

Обобщают то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют     степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

Записывают домашнее задание

Структурировать знания, выделять главное.

Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Самостоятель но анализировать условия достижения целей в учебном материале.

Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы.

 

Приложение 1

Почему “Георгиевская ленточка”?

Георгиевская ленточка является репликой традиционной Георгиевской ленты, черно-оранжевые цвета которой стали символом военной доблести и славы России. Цвета ленты — чёрный и оранжевый — означают «дым и пламень» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Георгиевские ленты занимают наиболее почетное место в ряду многочисленных коллективных наград (отличий) частей Российской армии.

Царская Россия.

Георгиевская лента изначально появилась с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Данный орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время. Это была исключительная воинская награда.

После окончания русско-турецкой войны (1877–1878) император Александр II именным указом 11 апреля 1878 года установил новый знак отличия. В указе, в частности говорилось: «Государь Император, имея в виду, что некоторые полки имеют уже все установленные в награду за военные подвиги знаки отличия, высочайше установить соизволил новое высшее отличие. Георгиевские ленты на знамена и штандарты с надписями отличий, за которые ленты пожалованы, согласно прилагаемым при сем описанию и рисунку. Ленты эти, составляя принадлежность знамен и штандартов, с них ни в коем случае не снимаются». 

Таким образом, русский военный орден и по своему имени, и по своим цветам имел глубокие корни в отечественной истории. До конца существования русской императорской армии награждение широкими Георгиевскими лентами оставалось единственным. 

 

В годы Великой Отечественной войны.

 В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трёх степеней. Его статус так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Орден Славы имеет три степени, из которых высшая I степень – золотая, а II и III – серебряные. Эти ордена выдавались за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности – от низшей степени к высшей. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские наградные медали и знаки. Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945  года», учрежденной указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года. Медалью награждались военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны.

Современная Россия.

2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР “О государственных наградах Российской Федерации” было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака отличия “Георгиевский крест”.

Георгиевская лента является частью «Ордена Святого Георгия» — высшей военной наградой Российской Федерации, которой удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций при нападении внешнего противника. Кроме этого, Георгиевская лента присутствует и на других боевых орденах, медалях, штандартах и знаменах.

Георгиевская лента — это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных боях. Это элемент награды, за которую многие разменивали собственную жизнь.

 

Литература

  • Абелян И. Цветок канзаши // Обруч. Образование: ребёнок и ученик.-2015.-№4.-с.33-34.
  • Журнал для детей «Филиппок»

 

Приложение 2

 

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

 

  1. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

 

  1. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.