Проект «Моя страна – моя Россия», для детей подготовительной к школе группы

ФИО: Соловьева Ирина Александровна А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2094
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Проект «Моя страна – моя Россия», для детей подготовительной к школе группы
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

детский сад «Радуга» 

Проект художественно – эстетического развития, 

направленный на патриотическое воспитание дошкольников 

«Моя страна – моя Россия» 

для детей подготовительной к школе группы

Подготовили:

Соловьева И.А., учитель – логопед;

Алексеева Г.Ю., воспитатель;

Назарова А.Н., воспитатель.

Мариинский Посад

декабрь 2022г.

 

Введение

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?  В. Гудимов

 

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Для успешной реализации целей нравственно-патриотического воспитания важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, она единственная для тех, кто здесь родился. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной республикой, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное – зародить в детях это великое чувство – быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был реализован проект «Моя страна – моя Россия»

Пояснительная записка

Аннотация: Проект художественно – эстетического цикла направлен на развитие личности ребенка, его речевых, познавательных и творческих способностей, в рамках патриотического воспитания дошкольников. Предусматривает технологию создания мультфильмов, способствующую художественно – эстетическому и речевому развитию детей.

Актуальность: 

Актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству. 

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Но что же такое патриотизм? Как это понимают дети? 

Выяснилось, что слово патриотизм и его значение дошкольники понимают частично. Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В процессе занятий, проявляя творчество, читая стихи и рассказы, дети начинают понимать, что Родина это важное и необходимое для нас чувство. 

Инновационные методы работы позволяют раскрыть материал более красочно и объемно, поэтому мы решили применить технологию создания мультфильмов. Так как метод проектов позволяет дошкольникам усвоить сложный материал, через совместный поиск решения проблемы, тем самым мотивировать познавательный интерес, развивать творческие способности детей, мы решили реализовать проект «Моя страна – моя Россия». 

Гипотеза: Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, включать различные виды деятельности дошкольника. Используя инновационные технологии, на наш взгляд, является результативным приёмом для полноценного патриотического воспитания, а также развития речевых и художественно – эстетических навыков. 

Цель:

Раскрытие познавательных, художественных и творческих возможностей, через создание мультфильмов, способствующих патриотическому воспитанию и речевому развитию дошкольников. 

 

Задачи проекта:

– Привлечь внимание дошкольников к столице России – Москве, познакомить с историей города, его достопримечательностями.

– Прививать любовь к русской культуре, языку, традициям; подводить к пониманию красоты, созданной руками людей.

– Формировать у детей исследовательские навыки (поиск литературных произведений о Родине в различных источниках).

– Расширить объём знаний о государственной символике (гимн, герб, флаг);

– Развивать речь, путем разучивания стихов и пересказа детских произведений о Родине.

– Развивать творческие способности детей в рамках НОД;

– Познакомить с созданием и различными видами мультипликационных фильмов.

– Привлечь родителей в работу проекта.

 

Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский

Формы работы:

  • Непосредственная образовательная деятельность
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Игры 
  • Выставки
  • Художественная деятельность

 

Сроки реализации проекта: 3 месяца 

Декабрь 1 блок – «В Чувашии есть узор, отвести не сможешь взор»;

Январь 2 блок – «Моя страна»;

Февраль 3 блок – «Защитники Отечества».

 

Вид проекта: художественно – познавательный

Образовательные области: 

  1. Познавательно речевое развитие.
  2. Художественно-эстетическое развитие.
  3. Игровая деятельность.
  4. Музыка

 

Участники проекта:

Дети и родители подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед.

 

Техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, фотоаппарат, штатив, пластилин, цветные карандаши, и другие материалы для творчества.

 

Методический материал:

Подбор художественного, музыкального, иллюстрированного материала, бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр; мультипликационных фильмов для просмотра; ИКТ; лепбук.

 

Новизна проекта: Личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта посредством художественно-творческой деятельности и создания мультипликационного фильма.

 

Ожидаемые результаты: 

  • Формировать интерес и творческие умения и навыки к изобразительной деятельности: аппликации из цветной бумаги и нетрадиционных материалов; лепки по тематике; рисования различными материалами; технологию создания мультипликационных фильмов;
  • Повысить уровень развития творческих способностей;
  • Дети должны знать и называть место проживания: республику, район, город; достопримечательности и символику родного города;
  • Познакомиться с русской культурой, традициями, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Дети должны знать флаг, герб, гимн России;
  • Обогатить словарный запас;
  • Закреплять и автоматизировать проблемные звуки;

 

Механизм реализации проекта

Работа по проекту проводится поэтапно

I этап – предварительный

Изучение и подготовка материала, методической и художественной литературы. 

Беседа с родителями и презентация проекта.

 

II этап – основной.

Разделение содержания на тематические блоки

 

1 блок: «В Чувашии есть узор, отвести не сможешь взор»

Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, воспитание любви и привязанности к своей малой Родине.

Образовательные

области

Содержание деятельности
Познавательно речевое развитие. 1 «Мой город, моя семья»;

2. Выдающиеся люди Чувашии;

3. Гербы и флаги – встреча с геральдистом Шипуновым В.;

4. Экскурсия в музей;

5. Оформление выставки книг «Люблю моё Отечество, Республику мою!»;

5. «Бабушкины сказки» по произведениям Г.Волкова;

6. Разучивание стихотворения «Рисунок» П.Синявского;

Художественно-эстетическое развитие. 1. Создание поздравительной открытки «Письмо солдату»;

2. «Семейный герб».

3. «Как оденусь, так и приглянусь»;

4. Беседа «Как создаются мультфильмы»;

5. Создание мультфильма «Родные узоры» (составление узора из геометрических фигурок);

Игровая деятельность.
  1. Чувашские народные игры;
  2. Д/и «Где эта улица?»;
Музыка
  1. Гимн Чувашской Республики;
  2. Слушание чувашских мелодий;
Формы работы с родителями. 1. Родительское собрание. Беседы о важности данной проблемы; 

2. Оформление выставки книг «Люблю моё Отечество, республику мою»;

 

Целевые ориентиры проводимых мероприятий:

Мероприя-тие Цель Задачи Форма проведен.-
1 «Мой город, моя семья»; Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. Обобщить знания детей о семье, ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Закрепить понятия: моя семья, мой город. Беседа 
2 Выдающиеся люди Чувашии; Знакомство детей со знаменитыми людьми, уроженцами Чувашской Республики и прославившие свою родину. Формировать у детей представлений о культуре и истории чувашского народа, способность воспринимать и понимать его. Развивать чувство ответственности  и гордость за достижения своего народа, его истории. Презентация 
3 Гербы и флаги – встреча с геральдистом Шипуновым В.; Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, традициям и обычаям своего народа. Проведение комплекс культурно-просветительских мероприятия, направленных на углубление знаний о знаменитых людях нашего города. Экскурсия 
4 Экскурсия в музей; Ознакомление детей с традициями народного быта, повышение культурного уровня воспитанников Сформировать представление о музее, расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края, развивать любознательность, воспитывать любовь к родному краю Экскурсия
5 Оформление выставки книг «Люблю моё Отечество, Республику мою!»; Познакомить с историей Чувашии, расширить кругозор в области истории развития государства, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свое Отечество. Привлечь внимание молодежи к книге, интерес к чтению литературы по истории Отечества. Выставка книг
6 «Бабушкины сказки» по произведениям Г.Волкова Реализация и поддержка творческого потенциала воспитанников. Развитие творческих способностей и познавательной активности воспитанников. Выявление и поддержка одаренных детей. Конкурс видеороликов по сказкам Г.Н.Волкова «Вдохновение»
7 Разучивание стихотворения «Рисунок» П.Синявского Формирование интереса и потребности к заучиванию художественных произведений и Любви к Родине. – формировать умение слушать и запоминать стихотворение.

– совершенствовать интонационную выразительность речи.

– расширять словарный запас детей.

– воспитывать интерес и любовь к  стихам о Родине.

Коллективное разучивание стиха к мультфильму 
8 Создание поздравительной открытки «Письмо солдату»; Учить придумывать содержание познавательной открытки и осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности. Учить создавать подарки своими руками, выполнять изделия по образцу, развивать внимание, творческие способности. Аппликация
9 «Семейный герб». Познакомить воспитанников с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетание цветов. Дать представление об основных понятиях геральдики. Ознакомить с алгоритмом разработки семейного герба.  Рисование 
10 «Как оденусь, так и приглянусь»; Учить создавать чувашскую народную одежду по образцу, рисовать фломастером народную вышивку. Познакомить детей с новым приемом рисования (акварель, фломастер). Знакомство с костюмами Чувашской Республики (масмак, платье, рубашка). Рисование 
11 Беседа «Как создаются мультфильмы»; Ознакомление с трудом мультипликаторов Дать представление детям о том, как создаются мультфильмы; познакомить с профессиями сценарист, художник мультипликатор и т.д. развивать познавательный интерес, внимание Беседа
12 Создание мультфильма «Родные узоры» (составление узора из геометр. фигурок); Способствовать развитию творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста через создание мультфильма. Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов, формировать художественные навыки и умения. Создание мультфильма
13 Чувашские народные игры Обогащение двигательной активности национальными подвижными играми Вызвать у детей интерес к чувашским народным играм, продолжать знакомить детей с играми народов Чувашии, развивать ловкость, смекалку, быстроту.
14 Д/и «Где эта улица?» Формировать умение    детей воспринимать реальный мир города, улицы, правильного поведения на ней. Познакомить детей с названиями улиц, достопримечательностью города, формировать навык ориентирования в своем городе, воспитывать чувство патриотизма и гордость за свой город. Дидактическая игра
15 Гимн Чувашской Республики; Формирование начал национального самосознания ,уважительного, доброжелательного отношения к чувашскому гимну Развитие интереса к чувашской национальной музыке, культуре .Воспитывать уважительное отношение к гимну Чувашской республики. прослушивание
16 Слушание чувашских мелодий; Популяризация чувашского языка и ознакомление с чувашским национальным искусством Развитие интереса детей к чувашскому язык, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, развитие кругозора, творческой фантазии Подборка чувашской мелодии для созданного мультфильма
17 Родительское собрание. Беседы о важности данной проблемы Создать условие для осознания родителями роли семьи в воспитании патриотических чувств у детей Закреплять духовно- нравственные отношения к малой родине на основе приобщения к культуре, традициям родного края .Вовлечь родителей в совместную деятельность по патриотическому воспитанию собрание

 

2 блок: «Моя страна»

Цель: Закреплять знания детей о нашей Родине – России.

Образовательные

области

Содержание деятельности
Познавательно речевое развитие. 1.Москва – столица нашей Родины. 

2. Мы живём в России

3. Беседа «Какие народы живут в России» 

Художественно-эстетическое развитие.
  1. Лепка «Дымковская барыня»
  2. Рисование «Русская матрешка» 
  3. Аппликация «Ночной город»

6.  Создание мультфильма «Зимние забавы» (пластилиновые объемные фигурки)

Игровая деятельность.
  1. Создание и использование лепбука «Моя страна» в игровой деятельности
  2. Д/И «Укрась кокошник»; 
Музыка
  1. Гимн России. 
  2. Слушание песен о Родине;
  3. «В мире русских народных инструментов».
Формы работы с родителями. 1. Оформление выставки «Новая жизнь валенку»

2. Выставка магнитов с изображением городов России.

 

Целевые ориентиры проводимых мероприятий:

Мероприятие Цель  Задачи  Форма проведения
Москва – столица нашей Родины. Формировать у детей знания о стране, в которой они родились дать детям представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что это главный город нашей Родины, столица. презентация
Мы живём в России Формирование представлений о символах страны. – знакомить с символикой и гербом России. презентация
Беседа «Какие народы живут в России  Формирование представлений о народах, проживающих на территории России. – познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Беседа 
Лепка «Дымковская барыня»  познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки – барыни.   Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина.

Развивать умение лепить дымковскую барышню, изучая работы мастеров Дымково.

Формировать интерес  к народному декоративно прикладному творчеству.

Лепка 
Рисование «Русская матрешка»  Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности. ∙ Формировать интерес к народному декоративно- прикладному творчеству продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина.

∙Развивать умение лепить дымковскую барышню, изучая работы мастеров Дымково.

Познакомить детей с разнообразием матрешек.

Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.

Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.

Рисование
Аппликация «Ночной город»  Научить детей создавать выразительный образ заснеженного города. Обучать вырезать прямоугольники и квадраты по контуру, формировать умение составлять сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров, обучать детей применять разные техники аппликации (симметричная, накладная). Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность. Аппликация
Создание мультфильма «Зимние забавы» (пластилиновые объемные фигурки) Способствовать развитию творческих, коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста через создание мультфильма Развивать творческое мышление, воображение, формировать художественные навыки и умения .Развивать связную речь и мелкую моторику Лепка
Создание и использование лэбука «Моя страна» в игровой деятельности Получение, расширение и закрепление знаний детей о Родине, государственной символике, народных промыслах, праздниках, что является неотъемлемой частью русской культуры. Уточнять и углублять знания и представления о России; закреплять знание президента, государственной символике РФ, столице нашей Родины – Москве. Обобщать и расширять знания о городах героях, учить узнавать их по иллюстрациям. Рассматривание лэбука
Д/И «Укрась кокошник»; Цель: продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры. Познакомить с русским национальным головным убором; продолжать учить составлять композицию на готовой заготовке; продолжать учить вырезать различные элементы, составлять узор; Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Игра
Гимн России. Слушание песен о Родине;

«В мире русских народных инструментов».

Формировать представление детей о государственных символах России, познакомить детей с главным музыкальным символом страны – гимном.  Способствовать – формированию музыкального вкуса, культуры слушания; – обогащению музыкальных впечатлений Слушание
Оформление выставки «Новая жизнь валенку» Формирование эффективной системы взаимодействия родителей и группой детского сада для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив. Установить партнерские отношения с семьей каждого; – объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Работа с родителями
Выставка магнитов с изображением городов России Формирование у детей основ гражданственности средствами культурных практик; коллекционирование магнитов «Города России»  Развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны, достопримечательностям городов России. Вовлекать родителей в активное сотрудничество. Выставка

 

3 блок: «Защитники Отечества»

Цель: Расширять знания детей о Российской армии, формировать уважение к защитникам Отечества. Рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Российскую армию. Закреплять представления об истории нашей страны.

 

Образовательные

области

Содержание деятельности
Познавательно- речевое развитие. 1. Беседа об армии и героях страны;

2. Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника;

3. Возложение цветов к памятнику воинам интернационалистам;

4. Составление рассказа по серии картинок «Пёс Полкан»;

5. Стихотворение Л. Калачевой «Письмо солдату» – видео прочтение в поддержку наших солдат;

6. Стихотворение В Степанова «На свете есть особый шар»;

Художественно- эстетическое развитие.
  1. «Русский богатырь Илья Муромец»;
  2. Лепка по составленному рассказу «Пёс Полкан»; 
  3. Творческая мастерская «Военная техника”;
  4. Создание мультфильма по стихотворению В. Степанова «На свете есть особый шар» (пластилин, плоскостная творческая работа);
Игровая деятельность. 1. Игра «Кто, где служит?»;

2. Дидактическая игра  «Узнай по описанию»;

Музыка 1. Подборка музыкального ряда для создания мультфильма о Родине;
Формы работы с родителями. 1. Оформление стенгазеты «Защитники Отечества»;

2. Презентация результатов проекта.

 

Целевые ориентиры проводимых мероприятий:

Мероприятие Цель  Задачи  Форма проведения
Беседа об армии и героях страны; Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Формировать представление детей об армии, о рядах войск, об особенностях военной службы. Воспитывать уважение к Российским войнам. Беседа
Словарная работа: долг, защитник, служба, Отечество, армия, граница, летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника; Развитие речи у детей через единство развития словаря с развитием восприятия, представления и мышления Стимулировать речевую активность детей. Словарная работа
Возложение цветов к памятнику воинам интернационалистам; Воспитывать чувства гордости за героизм нашего народа и чувство благодарности к защитникам Родины. Расширять знания воспитанников о войне а Афганистане,  познакомить с павшими героями, воспитывать уважение к подвигу воинов. Возложение цветов к памятнику воинам интернационалистам
Составление рассказа по серии картинок «Пёс Полкан»; Упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, развивать монологическую речь. Продолжать работу по обучению составления рассказа о конкретном объекте. Составление рассказа
Стихотворение Л. Калачевой «Письмо солдату» – видео прочтение в поддержку наших солдат; Обратить внимание широкой аудитории на творчество современных поэтов, пишущих про СВО.  Формирование звуковой культуры речи, способствующие выработке четкой дикции. Разучивание стиха
Стихотворение В Степанова «На свете есть особый шар»; Развивать умение детей выразительно читать наизусть. Развивать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине. Разучивание стихотворения к мультфильму
«Русский богатырь Илья Муромец» Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, русских богатырях. Учить рисовать русского богатыря в доспехах, изображая характерные особенности костюма (шлем, кольчуга), развивать умение равномерно закрашивать рисунок в одном направлении. Рисование
Лепка по составленному рассказу «Пёс Полкан»;  Формирование умения детей выделять и передавать в лепке характерные особенности главного персонажа, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска пластилина и из частей и умение устанавливать фигуру на ногах. Развивать мелкую моторику, творчество детей, чувство композиции, продолжать создавать выразительные образы. Лепка
Творческая мастерская «Военная техника” Уточнить и расширить знания детей о видах военной техники; развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую армию, за свой народ; закреплять умение создавать изображение военной техники из бумажных деталей. Аппликация
Создание мультфильма по стихотворению В. Степанова «На свете есть особый шар» (пластилин, плоскостная творческая работа); Формировать и развивать чувство патриотизма, любовь к родине у детей дошкольного возраста через создание мультфильма. Развивать мелкую моторику, сенсорные и пространственные ощущения, восприятие. Создание мультфильма из пластилина
Игра «Кто, где служит?»; Обобщить и систематизировать знания детей о Защитниках Отечества, воспитывать уважение и благодарность к людям, служившим в рядах Российской Армии. Учить детей образовывать прилагательные от существительных, упражнять в подборе признаков и действий к предметам.  Игра 
Дидактическая игра «Узнай по описанию»; Закрепить, зная детей о родах войск Российской Армии. Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.). Игра 
Подборка музыкального ряда для создания мультфильма о Родине Пробуждать в каждом воспитаннике чувственное восприятие мира, формировать  у  детей  положительную  мотивацию  и  готовность  к восприятию  нового  материала. Формировать эстетические чувства красоты и гармонии в жизни и искусстве, прививать ответственное отношение к своей работе, воспитывать чувство удовлетворения от успешно выполненной работе. Прослушивание 
Оформление стенгазеты «Защитники Отечества»; совместная работа родителей  и  детей по изготовлению стенгазеты к празднику. Способствовать развитию творческих способностей и воображения воспитанников.
Развивать у детей доброе и заботливое отношение к своим близким.
Оформление стенгазеты
Презентация результатов проекта Обобщение опыта.

Подведение результатов.

Освещение результатов проекта. Презентация

 

III этап – заключительный

Подведение итогов по проекту: выставки творческих работ, обзор работы над проектом (дети), презентация отчетов по реализации проекта, выступление на педагогическом совете, на родительском собрании, на методическом объединении.

 

Оценка результатов работы.

Считаем, что работа проекту выполнена

  • Проведены беседы с детьми и родителями;
  • Посетили музеи и возложили цветы к памятнику воинам интернационалистам;
  • Подготовлены выставки творческих работ воспитанников группы;
  • Дети ознакомились с литературными произведениями о Родине;
  • Создано 3 мультипликационных фильма в разных техниках.
  • Проведена работа с родителями: родительское собрание и совместные творческие выставки.