Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа – интернат для учащихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №32»
(«МКОУ школа – интернат №32»)
Программа
Школа наставничества
«Путь к вершинам мастерства»
2020-2024 учебный год
Авторы:
Ануфриева Н.А
Титоренко Н.С
- Аннотация
Настоящий образовательная программа раскрывает особенности создания условий
и реализации модели наставничества в МКОУ «Школе – интернат № 32»
Нормативной базой программы являются:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
– Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 17.12.2019 года. № 782 «О внедрении целевой модели наставничества в Кемеровской области»
– Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ на период до 2025 г;
– Указ Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
– Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
– Федеральный проект «Учитель будущего»
– Программа наставничества г.Прокопьевск МКОУ «Школа-интернат № 32» на 2020-2024 годы;
– Устав МКОУ «Школы – интернат № 32» г. Прокопьевск
Данная программа содержит этапы деятельности в МКОУ «Школе – интернат № 32» по созданию условий для реализации модели наставничества с наставляемыми ОУ.
Настоящая программа определяет стратегию оказания помощи наставляемым в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу; является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в МКОУ «Школе – интернат № 32»
Основные цели и задачи программы отражают образовательные, методические, социальные особенности образовательной деятельности ОУ.
Представленная программа ориентирована на педагогов в образовательной сфере, работающих в МКОУ «Школе – интернате № 32»
- Обоснование необходимости педагогической программы. Актуальность программы
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте. Никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов».
С.А. Макаренко.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В условиях обновления содержания образования, введения Федеральных государственных образовательных стандартов образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Очевидно, что в условиях изменений требований к содержанию и результатам профессиональной деятельности разные категории педагогов нуждаются помощи. Для этого может использоваться и традиционный, и инновационный инструментарий наставничества: обмен опытом, тренинги, коучинг, фасилитация, взаимопосещения уроков, индивидуальные образовательные маршруты и траектории и пр. При этом наставничество способствует преодолению поколенческого разрыва и передаче накопленного опыта в новых формах.
Начиная свою работу в ОУ, молодые специалисты испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, охват вопросов содержания и методики преподавания; контроля и оценки качества образования, внедрения инновационных педагогических технологий.
Исходя из анализа деятельности по данному направлению, в процессе определения актуальности темы данного проекта были выявлены следующие основные проблемы:
– проблемы входа в профессию, проблемы подготовки, проблемы удержания, компетентности и роста в профессии;
– несмотря на глубокие корни традиций наставничества, не существует единого устоявшегося определения этого термина. В настоящее время синонимичными являются понятия «супервизия», «менторство», «консультирование», «коучинг», «тьюторство»;
– необходимым становится не столько информационное и методическое, сколько организационное и кадровое совершенствование в ОУ.
Таким образом, появилась необходимость разработать модель наставничества как комплексное сопровождение субъектов образовательных отношений.
- Общие положения.
Молодой специалист – учитель, специалист – педагог с высшим или средним профессиональным образованием в течение 3 лет с момента окончания учреждения высшего или среднего профессионального образования.
Вновь прибывший педагог (учитель, специалист) – педагогический работник, имеющий непрерывный стаж педагогической деятельности более 3 лет в другой образовательной организации и поступивший на работу в школу.
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» – молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Приоритетного национального проекта «Образование», развития.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, – адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.
Не случайно к вопросу адаптации учителя в разное время обращались ученые, педагоги и психологи: Альберт А., Л.Г. Борисова, С.Г. Вершловский, Т.А. Воробьева, П.А. Жильцов, Н.А. Ершова, Л.М. Митина, A.Г. Мороз, Г.И. Насырова, М.И. Педаяс, П.А. Просецкий, М.И. Скубий, В.А. Сластенин, А.И. Ходаков и др.
Цель работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами: создание в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- Создать условия для профессиональной адаптации молодых и вновь прибывших учителей в коллективе.
- Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
- Обеспечить постепенное вовлечение молодых и вновь прибывших учителей во все сферы школьной жизни.
- Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
- Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
- Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
Основными принципами работы с молодыми специалистами являются:
– Обязательность – проведение работы с каждым молодым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
– Индивидуальность – выбор форм и видов работы с молодым специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
– Непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития молодого специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
– Эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития молодого специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
Обучение молодых специалистов ведется через:
1) обучение педагога на рабочем месте, практика наставничества, участие в работе педагогических объединений;
2) самообразование – самостоятельное изучение образовательной программы, работа по плану саморазвития;
3) обучение на курсах повышения квалификации;
4) организация методического сопровождения деятельности молодых специалистов.
Решать поставленные задачи нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.
Основная идея
Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
- Этапы работы.
I этап – 1-й год работы: теоретический (адаптационный).
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в их адаптации в школе, вопросах совершенствования теоретических знаний.
Адаптационная работа включает в себя:
– знакомство молодого специалиста его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ОУ, традициями, коллегами, материальной базой и т.д. За молодым специалистом закрепляется наставник.
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании.
Самообразование педагога – работа с научно-методической литературой, выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год), разработка индивидуального плана профессионального становления.
Деятельность призвана способствовать тому, чтобы из молодого специалиста за несколько лет «вырос» молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
II этап – 2-3-й год работы: теоретико-апробационный (проектировочный).
Цель: формирование потребности молодых специалистов в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков. Включает в себя:
- изучение опыта работы коллег своего и других ОУ;
- повышение своего профессионального мастерства,
- посещение открытых мероприятий: методические объединения педагогов, конкурсы профессионального мастерства и т.д.
- приобщение педагогов к проведению открытых уроков, участие в работе педагогических советов, семинарах конференциях;
- участие в педагогических мероприятиях, деловых играх, мастер-классы, тренинги и др.
- проведение семинаров-практикумов.
III этап – 4-й год работы: апробационный (контрольно-оценочный).
Цель: создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала, период создания собственной педагогической системы работы, внедрения новых технологий, прохождение курсов повышения квалификации и аттестации на квалификационную категорию.
- Модель работы МКОУ «Школа- интернат №32» с молодыми специалистами.
«Школа молодого педа- гога» | |
Учитель – наставник | |
Школьное предметное методическое объедине- ние | |
Школьная психологиче- ская служба | |
Администрация | |
- Содержание работы.
4.1. Работа с молодыми специалистами строится с учетом трех аспектов их деятельности:
- Учитель высшей квалификационной категории, руководитель ШМО – молодой специалист:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим объединением.
- Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
- Молодой специалист – учащиеся, родители: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом факторов:
- уровня базового образования;
- индивидуальных особенностей;
- уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться);
- практического опыта работы с детьми.
- Формы и методы работы с молодыми специалистами.
- беседы;
- собеседования;
- тренинговые занятия;
- встречи с опытными учителями;
- открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- тематические педсоветы, семинары;
- методические консультации;
- посещение уроков;
- взаимопосещение уроков;
- анкетирование, тестирование;
- участие в разных мероприятиях;
- прохождение курсов, посещение семинаров.
- Организация наставничества.
В современных условиях выпускник вуза должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя. Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и ОУ.
4.4. Психологическая поддержка молодых специалистов.
С первого же дня работы начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, не делаются скидки на молодость и неопытность. Новичок, не получивший в это непростое для него время поддержки, чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту. Страх и неудовлетворенность самим собой и своей деятельностью становятся привычным состоянием.
Чтобы этого не произошло, начинающему педагогу необходима целенаправленная психологическая помощь.
На первом этапе проходит индивидуальная встреча с каждым начинающим учителем.
Цель встречи – познакомить молодого специалиста с психологической службой, ее назначени- ем, направлениями ее работы.
На втором этапе, после адаптационного периода, начинается изучение личности молодо- го специалиста. Назначение диагностики заключается в том, чтобы с помощью исследований составить психологический портрет молодого учителя: степень готовности педагога к диалогу и сотрудничеству в условиях нового коллектива; выявить уровень психологической подготовки (знание возрастной психологии, специальной психологии, психологии общения), оценить профессиональную направленность.
Помощь психолога молодым специалистам состояла из следующих этапов:
1.Составление запросов к психологу и проблемы, решения которых являются первоочередными.
2.Расширение имеющихся ЗУНов, формирование понимания основных особенностей наблюдения, как метода диагностики, специфики распознания сигналов ребенка и особенностей установления контакта с ним.
3.Нахождение молодыми специалистами своего места в профессии, адаптация имеющихся у специалистов знаний к особенностям детей, формирование и поддержка умения работать в команде не теряя профессиональной индивидуальности.
4.Формирование умения анализировать и сопоставлять, получаемую от ребенка информацию. Учет психологических особенностей ребенка в учебной деятельности, работа с агрессивным поведением (причины агрессии, купирование агрессивного поведения и т.д.)
5.Формирование умений справляться со стрессовыми ситуациями, обучение техникам релаксации.
- Работа методической службы в помощь молодому специалисту.
Наиболее адекватной формой системы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций и важным звеном дополнительного педагогического образования остаются методические объединения.
Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы и учителями в целях овладения методами и приемами учебно- воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Основными задачами управления учебно-методического сопровождения молодых специалистов являются:
- формирование четких представлений о профессиональной деятельности, системности работы педагога;
- развитие психологической и профессиональной готовности к самостоятельной деятельности;
- содействие адаптации молодого специалиста на рабочем месте;
- согласование профессиональных предпочтений со спецификой и задачами ОУ;
- помощь молодому специалисту в организации взаимодействия с администрацией и педагогическим коллективом с целью создания социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся и других участников образовательного процесса;
- практическое ознакомление с содержанием работы в образовательной организации и развитие профессиональных умений и навыков по основным направлениям деятельности;
- развитие способности молодых специалистов анализировать и интерпретировать эмпирический материал, обобщать и делать выводы, объяснять полученные результаты, корректировать деятельность в зависимости от ситуации и пр.;
- проведение аттестации молодого специалиста по выяснению уровня готовности к самостоятельной деятельности.
В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы. Первое заседание МО посвящается вопросам по ведению документации, планированию, самообразованию, составлению поурочного плана урока, итогам диагностической работы.
Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
Каждый начинающий педагог начинает оформлять портфолио, где собрана вся документация, регламентирующая его педагогическую деятельность, представлена результативность работы, активность педагога в инновационной работе, разработки уроков, воспитательных мероприятий и т.д. Таким образом, методическая помощь молодым специалистам помогает им формироваться как специалистам.
Профессиональное становление молодого специалиста осуществляется постепенно. Присутствие на уроках и мероприятиях членов администрации, педагога-наставника, коллег, педагога-психолога, социального педагога помогают в организации учебной и внеучебной деятельности, способствуют снятию затруднений. Но главное, что такое системное сопровождение учит молодого педагога анализировать свою деятельность, т.е. работать в режиме постоянной сопровождающей рефлексии. Дальнейшая коррекция, планирование и опять анализ позволяют начинающему педагогу вместе с опытным педагогом добиваться хороших результатов в организации учащихся на уроке, применении именно тех приемов работы с этими детьми, которые являются наиболее эффективными. Положительная динамика в работе молодого специалиста, ситуация успеха – залог его педагогической и личностной состоятельности.
4.6. Организация мероприятий по повышению уровня квалификации молодых специалистов.
«Повысить квалификацию – это, значит, приобрести новое состояние, степень годности к какому-либо виду труда, стать достойным, деятельным, молодым, успешным». В.И. Даль, С.И. Ожегов
Целью повышения квалификации является развитие профессионального мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний всех педагогических работников в соответствии с преобразованиями, происходящими в современном обществе. Системообразующей идеей и функцией повышения квалификации является формирование направленности педагога на непрерывное профессионально-педагогическое саморазвитие, которое происходит по индивидуальной траектории, когда педагог самостоятельно определяет цели, формы, средства и время профессионального роста.
В школе имеют место быть следующие формы повышения профессионального мастерства учителя:
- самообразование;
- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
- разработка собственных средств наглядности;
- постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
- подготовка самоанализа по итогам года;
- посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
- персональные консультации;
- собеседования с администрацией;
- индивидуальная работа с наставником;
- выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения;
- посещение семинаров и тренингов;
- посещение курсов повышения квалификации.
Системный подход в управленческой деятельности позволит недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственного педагогического стиля.
Программа имеет блочно-модульное строение.
Модуль 1. Формы, приёмы и технологии обеспечения взаимодействия «опытный педагог – молодой специалист »
Модуль 2. Формы, приёмы и технологии обеспечения взаимодействия «опытный педагог классный руководитель – молодой специалист как руководитель школьного детского коллектива»
Модуль 3. Формы, приёмы и технологии обеспечения взаимодействия «молодой специалист как руководитель школьного детского коллектива – учащиеся – тьюторы»
Модуль 1. Опытный педагог – молодой специалист
Направления работы:
1.Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.
- Требования к организации современного урока
- Эффективные технологии на уроках в начальной школе.
- Приёмы и методы формирования положительной учебной мотивации учащихся.
- Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.
6.Требования к внешнему виду учителя, правила эффективной коммуникации с учащимися и родителями.
Технологии: педагогический коучинг, тьюторство, менторство, сетевые профессиональные сообщества, проектная деятельность.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная
Методы: проблемная и эвристическая беседа, собеседование
Приёмы: тренинги; встречи с опытными учителями; открытые уроки, мастер-классы; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимное посещение уроков; тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; участие в сетевых профессиональных сообществах, прохождение курсов, аттестации.
План работы с молодым специалистом
I этап (1 год работы)
Ведущая деятельность наставника.
№ | Тема | Мероприятия | Дата |
|
Начало деятельности. | Организационные мероприятия.
Диагностика умений и навыков молодого учителя. Общая характеристика основных затруднений и проблемных зон начинающего педагога. |
Август |
|
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору. | Сентябрь |
|
Чествование молодых специалистов | Традиционное чествование молодых педагогов – на торжественном мероприятии, посвященном Дню учителя. | Октябрь |
|
Лучший пример – личный пример | Организация работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста
Мастер-класс наставника. |
Октябрь |
|
Современный урок. Требования к организации. | Методические требования к уроку.
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. Соответствие методов обучения формам организации уроков. Примерная схема тематического плана урока. Неделя открытых уроков. Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников. |
Ноябрь |
|
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. | Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
Нормы оценивания учебной деятельности. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. |
Декабрь |
|
Эмоциональная устойчивость учителя. Коммуникации на уроке. | Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
Анализ различных стилей педагогического общения. Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ урока», «Методика проведения родительского собрания» Психологические тренинги совместно с психологом. |
Февраль-Апрель |
|
Подведение итогов. | Творческий отчёт молодых педагогов.
Творческий отчет учителя-наставника. Заседание творческой группы |
Май |
II этап (2 год работы)
Совместная работа наставника и молодого специалиста.
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Путь к вершинам мастерства » | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
|
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
|
Самообразование учителя – лучшее обучение. | Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой
Составление программы саморазвития. |
Октябрь |
|
Современные образовательные технологии | Выступление на МО учителей начальных классов «Современные образовательные технологии». | Ноябрь |
|
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. | Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока. Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи. |
Январь – Февраль |
|
Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. | Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
Система работы с одаренными детьми. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. |
Февраль – март |
|
Анализ урока. | Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
Совместный анализ урока учителем и наставником – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации |
Март |
|
Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
– открытые уроки; – выступление на научно-практической конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»; – методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности); |
Апрель–Май |
|
Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.
Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. |
В течение года | |
|
Подведение итогов работы | Творческий отчёт молодых педагогов.
Творческий отчет учителя-наставника. Заседание творческой группы |
Май |
III этап (3 год работы)
Ведущая деятельность – молодой педагог
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Путь к вершинам мастерства» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
|
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
|
Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
Портфолио аттестуемого |
Октябрь – Ноябрь |
|
Нестандартные формы урока.
Использование информационных технологий. |
Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта. |
Декабрь-Январь |
|
Внеклассная работа по предмету. | Разработка программы внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности | Февраль – Март |
|
Участие в конкурсах профессионального мастерства | Участие в конкурсах для педагогических работников | В течение года |
|
Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Путь к вершинам мастерства»:
Портфолио молодого учителя. Анализ карьерных перспектив молодого учителя. |
Май |
Модуль 2. Формы, приёмы и технологии обеспечения взаимодействия «опытный педагог классный руководитель – молодой специалист как руководитель школьного детского коллектива»
Направления работы:
1.Нормативно-правовые документы обеспечения внеурочной деятельности в образовательной организации.
- Основы создания и организации деятельности школьного детского объединения
- Эффективные технологии формирования 4К компетенций учащихся и педагогов
- Критерии результативности деятельности школьного детского объединения
Технологии: тьюторство, проектная деятельность, проблемная технология, игровые, технология коллективных творческих дел.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная
Методы: проблемная и эвристическая беседа, дискуссия, социальная акция, праздник.
Приёмы: тренинги; встречи с опытными учителями; мастер-классы; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимное посещение мероприятий; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; участие в сетевых профессиональных сообществах, прохождение курсов, аттестации, участие в конкурсах
I этап (1 год работы)
Ведущая деятельность наставника.
№ | Тема | Мероприятия | Дата |
|
Начало деятельности. | Организационные мероприятия.
Диагностика умений и навыков молодого учителя. Общая характеристика основных затруднений и проблемных зон начинающего педагога. |
Август |
2. | Изучение нормативно-правовой базы обеспечения внеурочной деятельности в образовательной организации. Ведение документации. | Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору. | Сентябрь |
3. | Ведение документации. | Требования к оформлению документов классного руководителя и руководителя школьного детского объединения | Октябрь |
4. | Посещение занятий наставника | Мастер-класс учителя наставника, обсуждение приёмов и методов организации деятельности учащихся на каждом этапе занятия | Октябрь |
5. | Современные подходы к внеурочной деятельности | Методические требования к занятиям
Подробный анализ типов и структуры занятий в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. Соответствие методов формам организации занятий Примерная схема тематического плана занятия Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников. |
Ноябрь |
6. | Основы создания и организации деятельности школьного детского объединения | Исследование предпочтений учащихся для создания школьного детского объединения
Виды школьных детских объединений Формы внеурочной деятельности |
Декабрь |
7. | Эффективные технологии формирования 4К компетенций учащихся и педагогов | Подборка литературы для изучения 4К компетенций в образовании.
Составление «педагогического портфеля эффективных технологий» Отработка технологий на конкретных занятиях |
Февраль-Апрель |
8. | Подведение итогов. | Творческий отчёт молодых педагогов.
Творческий отчет учителя-наставника. Заседание творческой группы |
Май |
II этап (2 год работы)
Совместная работа наставника и молодого специалиста.
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Путь к вершинам мастерства » | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
|
Создание социальной группы в ВК | Определение формы группы, тематики.
Обсуждение порядка информационного наполнения группы |
Сентябрь |
|
Самообразование учителя – лучшее обучение. | Требования к составлению авторской программы внеурочной деятельности | Октябрь |
|
Современные образовательные технологии | Подготовка выступлений на методических объединениях и педсоветах | Ноябрь |
|
Технология коллективных творческих дел | Изучение технологии И.П. Иванова.
Модернизация технологии применительно к требованиям современного подхода к воспитанию Методика проведения коллективных творческих дел Направления и тематика коллективных творческих дел |
Январь – Февраль |
|
Формы социальной практики | Этапы подготовки и требования к проведению социальной акции
Этапы подготовки и требования к праздников, соревнований |
Февраль – Март |
|
Анализ современного внеклассного мероприятия | Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
Совместный анализ мероприятия учителем и наставником – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации |
Март |
8. | Методическая выставка достижений молодого учителя. | Творческое портфолио молодого педагога.
Консультации по составлению творческого портфолио. Презентация портфолио |
Апрель–Май |
III этап (3 год работы)
Ведущая деятельность – молодой педагог
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Путь к вершинам мастерства» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
2 | Разработка авторской программы «Школа – тьюторов» | Цель и задачи программы
Отбор содержания программы Составление тематического планирования |
Сентябрь |
|
Анализ и планирование деятельности социальной группы в вк «Мы – дети будущего» | Количественный и качественный анализ участников группы.
Количественный анализ периодичности просмотра информации в группе |
Октябрь – Ноябрь |
4. | Участие в инновационной деятельности школы | Выполнение обязанностей в рамках стажировочной площадки
Подготовка видео, презентаций |
Декабрь-Январь |
5. | Создание и деятельность ШИК
(школьного информационного клуба) |
Разработка программы внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности | Октябрь – Май |
6 | Критерии результативности деятельности школьного детского объединения | Индикаторы результативности деятельности школьного детского объединения
Методики деятельности школьного детского объединения Проведение исследований совместно со специалистом психологической службы школы |
Модуль 3. Формы, приёмы и технологии обеспечения вертикального взаимодействия «молодой специалист как руководитель школьного детского коллектива – учащиеся – тьюторы»
Направления работы:
- Создание и организация деятельности школьного детского объединения «Мы – дети будущего»
- Обучение учеников – тьюторов основам социальной практики
- Внедрение форм социальной практики в объединение
Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, технология индивидуального ведения ученика, групповая технология, технологии саморазвития личности А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко, технология коллективно творческих дел И.П. Иванова, технология проектной деятельности.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная,
Методы: методы организации и самоорганизации, методы делового и товарищеского общения, взаимодействия и взаимовоздействия, методы детской самодеятельности, методы педагогического и психологического воздействия
Приёмы: мозгового штурма, социальная практика.
I этап (1 год работы)
Ведущая деятельность наставника
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Азбука тьюторства | Организация воспитания в древней Спарте, древнем Китае, средневековой Англии, ланкастерская система, система Макаренко, советская система вожатых, студенческое тьюторство в современной России. Смысл и цели ученического тьюторства. Кто такой ученик – тьютор. Роли ученика – тьютора. Эксперт планирует , возможно совместно с педагогом, мероприятия, анализирует программы и их корректирует. Наставник транслирует собственный жизненный опыт. Фасилитатор обеспечивает успешную групповую коммуникацию, разрешает конфликтные ситуации. Консультант и инструктор оказывает помощь участникам объединения в решении сложных проблем. Идеи тьюторского сопровождения. | Сентябрь – Ноябрь |
2 | Тренинги личностного роста | правила коллективного взаимодействия. Способности и пути их развития. Способы самореализации личности. Самосовершенствование: как и с какой целью? Стили поведения в команде. | Декабрь-Январь |
3. | Я – тьютор. | знакомство с основами коллективно-творческого дела. Рассмотрение этапов КТД и форм деятельности тьюторов и членов школьных объединений на каждом этапе. Стили поведения в команде. Что такое социальная практика. Правила подготовки интересного социального проекта. Движение в массы, или интересная передвижная выставка. Как провести социальную акцию. | Февраль – Март |
4 | Ключи к человеку. | как подготовить и провести интересную игру? Индивидуальность и индивидуализация. Могут ли все люди мыслить одинаково? Я – личность. Современные реалии детства. | Апрель |
II этап (2-3 год работы)
Мастерская полезных дел
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Как подготовить интересное совместное «дело» | Знакомство с технологией КТД.
Выработка собственных этапов КТД. |
Сентябрь |
2 | Составление плана проведения КТД | Проведение мозгового штурма.
Определение направлений КТД. Назначение ответственных в КТД. |
Октябрь |
3. | Внедрение социальной практики | Планирование и проведение социальных акций, праздников, соревнований, турниров, проведение лекционных занятий. | Весь период |
4 | Информационное освещение деятельности учеников – тьюторов в социальной группе «Мы – дети будущего» | Создание ШИК. Обучение учащихся навыкам киносъёмки, монтирования видео, наложение музыки, конвертация. | Апрель |
5 | Подведение итогов работы «Школы тьюторов» | Защита индивидуальных и групповых портфолио. | Май |
Оценка результативности программы наставничества
В основе оценки эффективности программы наставничества лежит модель Дональда Киркпатрика
Критерии | Содержание | Форма |
Оценка реакции участника (оценка эмоциональной удовлетворенности | На данном уровне используется анкета. Участнику предлагают заполнить её сразу после завершения каждого из этапов обучения и всего курса наставничества. Обычно вопросы отражают: информированность о наставничестве; время, место и условия проведения; полезность наставничества; квалификацию наставника; возможность и готовность применять полученные знания в повседневной деятельности. | Анкетирование |
Оценка полученных знаний (оценка изменений уровня знаний | Оценка знаний путем сравнения того, что знал наставляемый до обучения и что усвоил в результате обучения. Этот этап помогает определить, помимо конкретного объема приобретенных навыков и умений, будет ли сотрудник использовать новые знания на практике. | Тестирование |
Оценка изменения поведения | Результаты исследования дают информацию об эффективности наставничества. Определяется объект измерения и оценивается изменение поведения наставляемого.
Объекты: технические навыки, исполнительские навыки, коммуникативные навыки. |
Опросники или анкеты |
Оценка результатов деятельности наставляемого для организации | Оценка позволяет выявить взаимосвязь наставничества и результатов подопечного, с целью дальнейшего использования данной системы в образовательной организации | Опросники или анкеты |
Приложение
АНКЕТА
для молодых педагогов
(итоги первого года работы)
- Удовлетворяет ли вас уровень методического сопровождения, взаимодействия с наставником?
- Да
- Нет
- Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите) ?______________________________________
- В каких направлениях организации образовательного процесса вы продолжаете испытывать трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении уроков
- проведении внеклассных мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с учащимися, их родителями
- другое (допишите) _________________________________________________________
- Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели урока
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность учащихся
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
- подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
- активизировать учащихся в обучении
- организовывать сотрудничество между учащимися
- организовывать само и взаимоконтроль учащихся
- организовывать своевременный контроль и коррекцию образовательных результатов учащихся
- развивать творческие способности учащихся
- другое (допишите)__________________________________________________________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- методическим неделям уровней образования
- предметным МО
- школе наставничества
- другое (допишите)_________________________________________________________
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- методы формирования положительной мотивации к обучению
- учет и оценка знаний учащихся
- психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
- другое (допишите) ________________________________________________________
Приложение
АНКЕТА
для изучения трудностей в работе молодого специалиста
№ п\п | Аспект педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
Очень сильная | Сильна | Средняя | Нет затруднений | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Тематическое планирование | ||||
|
Поурочное планирование | ||||
|
Овладение содержанием новых программ и учебников | ||||
|
Умение поставить цели урока | ||||
|
Умение отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью. | ||||
|
Использование разнообразных эффективных форм обучения | ||||
|
Использование элементов современных педагогических технологий | ||||
|
Проведение практических работ, предусмотренных программой | ||||
|
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении | ||||
|
Организация разноуровневой и индивидуальной работы с учащимися | ||||
|
Использование межпредметных связей | ||||
|
Владение диагностическими методами и инструментарием | ||||
|
Учет и оценка учебных достижений | ||||
|
Работа с одаренными детьми | ||||
|
Работа с неуспевающими | ||||
|
Обеспечение дисциплины и активного внимания на уроке | ||||
|
Умение провести самоанализ урока | ||||
|
Умение провести анализ урока другого учителя | ||||
|
Организация внеклассной работы по предмету | ||||
|
Развитие интереса к предмету, потребностей к знаниям | ||||
|
Планирование самообразования и
повышение педагогического мастерства |
||||
|
Описание собственного опыта работы |
Приложение
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ И НАСТАВНИКУ |
МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ:
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно – недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. 2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих. 3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: “Кто не выполнил домашнее задание?” – это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. 5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами. 6. Комментируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. 7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. 8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. 9. Удерживайтесь от излишних замечаний. 10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу. НАСТАВНИКУ: 1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним. 2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий. 3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем. 4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ. 5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать. 6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации. 7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы. 8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе. 9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк. |
Семь золотых правил для учителя.
- Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).
- Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).
- Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).
- «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
- Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).
- Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).
- Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).
Заповеди молодому учителю.
- Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.
- Будь приветливым – и будешь смелым.
- Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.
- Умей требовать и прощать.
- Верь в уникальные способности каждого ученика.
- Будь компетентен и будь уверенным.
- Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.
- Претворяй процесс обучения в радость.
- Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.
Памятка начинающему учителю.
- Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.
- Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.
- Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.
- Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.
- Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» – это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.
- Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.
- В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.
- В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.
Советы опытных коллег молодому учителю.
- Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.
- Рационально используйте каждую минуту урока.
- Объясните ученикам цель, задачи, урока.
- Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.
- Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.
- Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.
- На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.
- Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.
- Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.
- Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.
- Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .
- Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.
- Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.
АНКЕТА для молодых педагогов
ФИО специалиста
- Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
- Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватает в начальный период педагогической деятельности (допишите)?
- В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- проведении уроков
- проведении внеклассных мероприятий
- общении с коллегами, администрацией
- общении с обучающимися, их родителями
- другое (допишите)
- Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цели урока
- выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
- мотивировать деятельность обучающихся
- формулировать вопросы проблемного характера
- создавать проблемнопоисковые ситуации в обучении
- подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
- активизировать обучающихся в обучении
- организовывать сотрудничество между обучающимися
- организовывать само и взаимоконтроль обучающихся
- организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН/УУД обучающихся
- развивать творческие способности обучающихся
- другое (допишите)
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- практикоориентированному семин
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- предметным кафедрам
- Школе молодого учителя
- другое (допишите)
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы уроков, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- приемы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся
- учет и оценка знаний обучающихся
- психолого-педагогические особенности обучающихся разных возрастов
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- формы и методы педагогического сотрудничества с обучающихся
- другое (допишите)
Примерный образец отчета
молодого специалиста о проделанной работе
ФИО –
Должность – Педагогический стаж –
Стаж работы в МКОУ «Школа-интернат №32» – Недельная нагрузка –
За отчетный 20…-20… учебный год мной осуществлялась работа по следующим направлениям:
- Самообразование
- Курсы повышения квалификации
- Участие в семинарах, конференциях (тема, когда и где)
- Изучение педагогической, научно-методической литературы
- Взаимопосещение уроков (сколько уроков посетили)
- Собственно-педагогическая деятельность:
- Открытые уроки (тема, дата, класс).
- Выступление на заседаниях ШМУ (ШМО), Педагогических советах (тема, дата)
- Участие в конкурсах, семинарах, конференциях (достижение)
- Работа с детьми:
- Классы, в которых работал(а)
- Качество успеваемости и знаний (в сравнительном разрезе по четвертям и за год)
- Работа с одаренными детьми (участие в конкурсах, указать достижения)
- Работа со слабоуспевающими обучающимися
- Работа с родителями, классное руководство
Выводы: итоги работы (степень выполнения плана работы, проблемы, с которыми столкнулись в течение года). Прогнозирование работы на новый учебный год (что планируете провести, где участвовать).
Примерный отчет наставника
- проделанной работе с молодым специалистом
ФИО молодого специалиста за 20 – 20 учебный год ФИО наставника –
Должность – Категория –
- Сколько уроков МС было посещено.
- Какая методико-педагогическая помощь была оказана МС в течение года.
- Какие недостатки были выявлены в работе МС.
- Над чем необходимо работать МС в дальнейшем в целях ликвидации выявленных недостатков.
- Прогнозирование работы на новый учебный год.
Список литературы
- Киркпатрик, Д.Л. Четыре ступеньки к успешному тренингу [Текст] / Д.Л. Киркпатрик, Д.Д. Киркпатрик. – М.: Эйч Ар Медиа, 2008. – 218 с
- Консультирование в управлении человеческими ресурсами: учебное пособие / Н.И. Шаталова, Н.А. Александрова, О.Ю. Брюхова, О.Б. Гилева; под ред. Н.И. Шаталовой. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 221 с
- Консультирование и коучинг персонала в организации: учебник и практикум / под ред.: Н.В. Антоновой, Н.Л. Ивановой. – Москва : Юрайт, 2015. – 372 с
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1989.- 128с
- Кязимов, К. Г. Внутрифирменное обучение и развитие персонала / К.Г. Кязимов. – М.: МИК, 2013. – 240 c
- Максвелл Джон Наставничество 101; Попурри – Мн., 2009. – 160 c.
- Маслова Л.В., Крупина И.В. Становление профессионального мастерства молодых учителей в процессе внутришкольной методической работы. Школа. – 1999. – №5. – С.6-8
- Моррис Д. Поощряем командное чувство // Отель. – 2011. – N 7. – С. 42-45
- Недвецкая М.Н.: Кто поможет молодому педагогу?. – М.: АПКиПРО, 2005 – 56 с.
- Пи, Дель “От успеха к удовлетворению”. Мудрость наставников из Гималаев / Дель Пи. – М.: Феникс, 2005. – 448 c.
- Рождение свыше. Наставничество. – М.: Христианская Миссия, 2013. – 128 c.
- Спичак С.Ф. Наставнику молодого учителя: (Методич. рек. в помощь лектору и методисту институтов усовершенствования учителей). -М.:Б.и., 1983. 22с.
- Цыпкин, Ю.А. Обучение персонала: учебное пособие / Ю.А. Цыпкин. – М.: «Юнити-Дана», 2011. – 544 с