Практика наставничества в МБОУ “СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова” г. Чебоксары

ФИО: Шестакова Н.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2106
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Практика наставничества в МБОУ "СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова" г. Чебоксары
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Практики наставничества в форме «педагог-педагог».

Номинация: Эффективная система наставничества

Авторы: Шестакова Надежда Ивановна, директор МБОУ 2СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары

Филиппова Алина Вадимовна, заместитель директора МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары

Практика  наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ 

Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары

 

 «В каждом человеке есть солнце. 

Только дайте ему светить»

 (Сократ) 

Описание практики наставничества

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую деятельность. Проблема становится особенно актуальной в связи с обновлением ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью не ограничивается обучением в ВУЗе, а представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Практика показывает, что начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Кроме этого, необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого специалиста, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Актуальность  практики наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары выражается в создании гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражается жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Предметом наставничества является процесс развития и обогащения потенциала молодого специалиста, повышение уровня его самостоятельности и социализации, предприимчивости и инициативности посредством сопровождения наставником педагогической деятельности наставляемого, развитие его готовности к осуществлению самостоятельной педагогической деятельности.

Задачи наставников:

  1. Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
  2. Оказать помощь молодым педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения педагогической деятельности;
  3. Создать условия для передачи наставляемым ценностно-смысловых ориентиров, традиций, лучших педагогических практик, обеспечивающих преемственность и культуросообразность развития системы общего образования Чувашской Республики;
  4. Ускорение профессионального становления педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
  5. Снизить текучесть кадров в организации и мотивация работников к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

Функции наставников:

профессионально-образовательная. Учитель-наставник оказывает помощь молодому специалисту в совершенствовании его профессионального уровня, повышении уровня общенаучной и методической подготовки, в развитии педагогической наблюдательности и воображения, педагогического такта;

– воспитательная. Учитель-наставник активно влияет на формирование ценностных ориентиров молодого педагога, воспитывает в нем самостоятельность;

– влияние авторитета учителя-наставника. Основательно изучив способности молодого специалиста, его наклонности, интересы, отношение к коллективу и т.д., наставник пытается стать авторитетом для своего подопечного, стимулом для его самовоспитания, более быстрого вхождения в педагогический коллектив;

– самообразовательная. Учитель-наставник учится сам для того, чтобы помочь молодому специалисту быть в курсе новейших достижений в области образования.

Механизмы и инструменты наставничества. 

Отличительной особенностью наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары является наличие локальных актов, в которых представлены положения, отражающие роль наставника в школе, его задачи, функции, компетенции и желаемые результаты наставничества. 

Деятельность работы с молодыми специалистами в образовательной организации курирует заместитель директора.

Нормативными документами, регламентирующими деятельность наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары являются:

– Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары (Приложение 1);

– Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары (Приложение 2);

– План работы школы молодого учителя (Приложение 3);

– Индивидуальные программы наставничества над молодым специалистом (Приложение 4);

– Приказы директора МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары «О назначении учителей-наставников за  молодыми педагогами» (ежегодно в августе, в течение учебного года – по мере необходимости).

Наставничество мы рассматриваем как постоянное взаимоотношение молодого специалиста с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. От выбора наставника зависит дальнейшая педагогическая деятельность молодого учителя, поэтому к выбору наставника администрация образовательной организации подходит с психолого-педагогической грамотностью. Для того, чтобы совместная деятельность наставника и молодого специалиста приносила высокие результаты учителем-наставником становится не только человек, имеющий солидный опыт работы, а педагог, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению. 

В целях выявления профессиональных затруднений и принятия мер по их предупреждению в начале учебного года молодой специалист проходит анкетирование, собеседование. 

Ежегодно в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары за каждым молодым педагогом на основании приказа закрепляется опытный педагог-наставник, для каждого молодого специалиста разрабатываются индивидуальные программы с учетом его теоретической и методической подготовки (по итогам анкетирования и собеседования).

В целях оказания практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышения их педагогического мастерства в образовательной организации в течение всего учебного года функционирует Школа молодого учителя (далее – ШМУ). В работе ШМУ принимают участие педагоги со стажем работы до 3 лет, а также учителя-наставники и педагоги с многолетней практикой работы. План работы школы молодого учителя разработан на 3 года, каждый год обучения имеет соответствующую тематику, к примеру тематики на 2022-2023 учебный год:

– 1 год обучения – тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха обучающихся»;

– 2 год обучения – тема «Самостоятельный творческий поиск»;

– 3 год обучения – тема «Выбор индивидуальной линии». 

Основными формами  работы с молодыми специалистами в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары являются:

– Коллективная работа:  Педагогический совет, Круглый стол, Педагогические конференции, День молодого учителя, Неделя успехов, заседания методических объединений;

– Групповая работа: консультирование, дискуссии, обзор  педагогической литературы, обзор нормативных документов;

– Индивидуальная работа: консультации, взаимопосещение уроков, моделирование уроков;

– Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: кейс-метод, мастер-класс, технология сотрудничества. 

Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать Учебный план, Годовой календарный учебный график, рабочие программы; помогает составить календарно-тематическое планирование, технологическую карту урока; подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным самоанализом и анализом. Наставниками разрабатываются памятки и положения, шаблоны технологической карты урока, электронные презентации.

Учителя-наставники с молодыми педагогами рассматривают инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов, апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания.

Для молодых специалистов проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, проводят анализ урока, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного. 

Свои наблюдения, профессиональные наработки молодые педагоги оформляют в Портфолио. У каждого молодого педагога имеются памятки: «Современный педагог: базовые ценности и вызовы времени», «Урок от А до Я», «Учитель: к успеху шаг за шагом», «В помощь молодому учителю», «История молодого учителя в пяти конфликтах». Багаж памяток ежегодно пополняется методическими рекомендациями. 

Молодые специалисты в портфолио собирают все документы по направлению своей деятельности: грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, методические разработки. В конце учебного года ежегодно проводится круглый стол для молодых педагогов по итогам учебного года, на котором проходит Ярмарка портфолио молодого педагога.

Результаты практики наставничества

К концу первого года молодые учителя уверенно входят в класс, при подготовке к уроку проявляют творчество и используют передовой педагогический опыт, умеют выделять главное на уроке, рационально используют каждую минуту учебного времени, не просто передают знания обучающимся, а учат их приобретать, стараются быть объективными в оценке знаний обучающихся.

Кроме этого, происходят изменения в личностном компоненте мотивации профессионального образования и самообразования. Раскрываются творческие возможности молодых педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.

Таблица 1. Доля молодых педагогов в ОО за 3 года

Доля молодых педагогов от общего количества педагогов 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год 2022-2023 учебный год
11% 12% 19%

Анализируя таблицу 1, мы видим положительную динамику роста количества молодых педагогов работающих в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары за последние три года. Данные свидетельствуют о том, что деятельность системы наставничества в образовательной организации дает положительные итоги. 

В школе функционирует Совет молодых педагогов, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о Совете молодых педагогов, плана работы на учебный год.

Конкретными результатами успешности практики наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары стали:

– Повышение эффективности практики наставничества: увеличение количества участников конкурсов различного уровня – 100%, из них призеров – 25%.

–  проведение Недели молодого специалиста в рамках муниципального проекта «Старт в профессию».  Открытые уроки успешно продемонстрировали все педагоги первого и второго года работы, все педагоги представили портфолио на методическую выставку портфолио «Учиться, чтобы делиться»;

– проведение школьного этапа городского фестиваля мастер-классов молодых педагогов «Педагогический старт – 2023», участниками стали педагоги со стажем до 3-х лет работы (9 педагогов);

– участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют», учитель физической культуры;  учитель начальных классов; учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы.

– победа в городском конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Прорыв года 2021-2022» – учитель начальных классов, участие – 5 молодых педагогов;

– призеры олимпиады для педагогических работников по материалам о выдающихся земляках, 2 учителя начальных классов;

– призер городского методического фестиваля-конкурса уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов города Чебоксары, учитель начальных классов;

– 100% участие в муниципальном проекте «Школа молодого учителя»;

– 100% участие в муниципальном проекте «Школа классного руководителя».

Возможность тиражирования практики наставничества

Распространение опыта развития наставнической деятельности педагогических работников осуществляется через публикации и научно-практические конференции, проведение методических семинаров, мастер-классов, положительные отзывы и публикации опыта практики наставничества в СМИ. 

К примеру, для молодых педагогов города Чебоксары проведен круглый стол по теме «Урок от А до Я» (Приложение 4). 

Практика наставничества МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары  позволяет тиражировать опыт на уровне республики, заключен договор с БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Образовательная организация является стажировочной площадкой, направленной на повышение качества образования через совместную реализацию ЧРИО и ОО программ стажировок, курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки; образовательных и методических мероприятий.