Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Практики наставничества в форме «педагог-педагог».
Номинация: Эффективная система наставничества
Авторы: Шестакова Надежда Ивановна, директор МБОУ 2СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары
Филиппова Алина Вадимовна, заместитель директора МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары
Практика наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ
Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары
«В каждом человеке есть солнце.
Только дайте ему светить»
(Сократ)
Описание практики наставничества
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую деятельность. Проблема становится особенно актуальной в связи с обновлением ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью не ограничивается обучением в ВУЗе, а представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Практика показывает, что начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Кроме этого, необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого специалиста, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Актуальность практики наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары выражается в создании гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражается жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.
Предметом наставничества является процесс развития и обогащения потенциала молодого специалиста, повышение уровня его самостоятельности и социализации, предприимчивости и инициативности посредством сопровождения наставником педагогической деятельности наставляемого, развитие его готовности к осуществлению самостоятельной педагогической деятельности.
Задачи наставников:
- Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
- Оказать помощь молодым педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения педагогической деятельности;
- Создать условия для передачи наставляемым ценностно-смысловых ориентиров, традиций, лучших педагогических практик, обеспечивающих преемственность и культуросообразность развития системы общего образования Чувашской Республики;
- Ускорение профессионального становления педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
- Снизить текучесть кадров в организации и мотивация работников к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
Функции наставников:
– профессионально-образовательная. Учитель-наставник оказывает помощь молодому специалисту в совершенствовании его профессионального уровня, повышении уровня общенаучной и методической подготовки, в развитии педагогической наблюдательности и воображения, педагогического такта;
– воспитательная. Учитель-наставник активно влияет на формирование ценностных ориентиров молодого педагога, воспитывает в нем самостоятельность;
– влияние авторитета учителя-наставника. Основательно изучив способности молодого специалиста, его наклонности, интересы, отношение к коллективу и т.д., наставник пытается стать авторитетом для своего подопечного, стимулом для его самовоспитания, более быстрого вхождения в педагогический коллектив;
– самообразовательная. Учитель-наставник учится сам для того, чтобы помочь молодому специалисту быть в курсе новейших достижений в области образования.
Механизмы и инструменты наставничества.
Отличительной особенностью наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары является наличие локальных актов, в которых представлены положения, отражающие роль наставника в школе, его задачи, функции, компетенции и желаемые результаты наставничества.
Деятельность работы с молодыми специалистами в образовательной организации курирует заместитель директора.
Нормативными документами, регламентирующими деятельность наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары являются:
– Положение о системе наставничества педагогических работников в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары (Приложение 1);
– Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары (Приложение 2);
– План работы школы молодого учителя (Приложение 3);
– Индивидуальные программы наставничества над молодым специалистом (Приложение 4);
– Приказы директора МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары «О назначении учителей-наставников за молодыми педагогами» (ежегодно в августе, в течение учебного года – по мере необходимости).
Наставничество мы рассматриваем как постоянное взаимоотношение молодого специалиста с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. От выбора наставника зависит дальнейшая педагогическая деятельность молодого учителя, поэтому к выбору наставника администрация образовательной организации подходит с психолого-педагогической грамотностью. Для того, чтобы совместная деятельность наставника и молодого специалиста приносила высокие результаты учителем-наставником становится не только человек, имеющий солидный опыт работы, а педагог, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению.
В целях выявления профессиональных затруднений и принятия мер по их предупреждению в начале учебного года молодой специалист проходит анкетирование, собеседование.
Ежегодно в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары за каждым молодым педагогом на основании приказа закрепляется опытный педагог-наставник, для каждого молодого специалиста разрабатываются индивидуальные программы с учетом его теоретической и методической подготовки (по итогам анкетирования и собеседования).
В целях оказания практической помощи молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышения их педагогического мастерства в образовательной организации в течение всего учебного года функционирует Школа молодого учителя (далее – ШМУ). В работе ШМУ принимают участие педагоги со стажем работы до 3 лет, а также учителя-наставники и педагоги с многолетней практикой работы. План работы школы молодого учителя разработан на 3 года, каждый год обучения имеет соответствующую тематику, к примеру тематики на 2022-2023 учебный год:
– 1 год обучения – тема «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха обучающихся»;
– 2 год обучения – тема «Самостоятельный творческий поиск»;
– 3 год обучения – тема «Выбор индивидуальной линии».
Основными формами работы с молодыми специалистами в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары являются:
– Коллективная работа: Педагогический совет, Круглый стол, Педагогические конференции, День молодого учителя, Неделя успехов, заседания методических объединений;
– Групповая работа: консультирование, дискуссии, обзор педагогической литературы, обзор нормативных документов;
– Индивидуальная работа: консультации, взаимопосещение уроков, моделирование уроков;
– Нетрадиционные формы работы с молодыми педагогами: кейс-метод, мастер-класс, технология сотрудничества.
Во время адаптационного этапа наставник молодого специалиста помогает ему проанализировать Учебный план, Годовой календарный учебный график, рабочие программы; помогает составить календарно-тематическое планирование, технологическую карту урока; подобрать материал для занятий, контроля знаний обучающихся; оказывает методическую помощь в подборе дидактических материалов, наглядных пособий, учебников и учебных пособий, дополнительной литературы, а также в выборе форм проведения занятий, контроля знаний, посещает уроки молодого специалиста с последующим тщательным самоанализом и анализом. Наставниками разрабатываются памятки и положения, шаблоны технологической карты урока, электронные презентации.
Учителя-наставники с молодыми педагогами рассматривают инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, способы применения новых педагогических технологий. Здесь преобладают такие формы работы как моделирование уроков, подготовка методических материалов, апробирование активных, интерактивных методов обучения и воспитания.
Для молодых специалистов проводятся открытые уроки, где учителя-наставники делятся своим опытом, учат молодых анализировать уроки, применять различные формы и методы. Молодые учителя после посещения открытых уроков говорят о впечатлениях, проводят анализ урока, учатся моделировать свои уроки на примере увиденного.
Свои наблюдения, профессиональные наработки молодые педагоги оформляют в Портфолио. У каждого молодого педагога имеются памятки: «Современный педагог: базовые ценности и вызовы времени», «Урок от А до Я», «Учитель: к успеху шаг за шагом», «В помощь молодому учителю», «История молодого учителя в пяти конфликтах». Багаж памяток ежегодно пополняется методическими рекомендациями.
Молодые специалисты в портфолио собирают все документы по направлению своей деятельности: грамоты, дипломы, сертификаты, удостоверения, методические разработки. В конце учебного года ежегодно проводится круглый стол для молодых педагогов по итогам учебного года, на котором проходит Ярмарка портфолио молодого педагога.
Результаты практики наставничества
К концу первого года молодые учителя уверенно входят в класс, при подготовке к уроку проявляют творчество и используют передовой педагогический опыт, умеют выделять главное на уроке, рационально используют каждую минуту учебного времени, не просто передают знания обучающимся, а учат их приобретать, стараются быть объективными в оценке знаний обучающихся.
Кроме этого, происходят изменения в личностном компоненте мотивации профессионального образования и самообразования. Раскрываются творческие возможности молодых педагогов, их готовность к творческому поиску, совершенствуется педагогическое мастерство, расширяется общая культура педагога, обогащается методический арсенал, формируется умение объективно оценить свою деятельность. Все это говорит о повышении профессионального уровня молодых коллег и их успешной адаптации в школьном микроклимате.
Таблица 1. Доля молодых педагогов в ОО за 3 года
Доля молодых педагогов от общего количества педагогов | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год | 2022-2023 учебный год |
11% | 12% | 19% |
Анализируя таблицу 1, мы видим положительную динамику роста количества молодых педагогов работающих в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары за последние три года. Данные свидетельствуют о том, что деятельность системы наставничества в образовательной организации дает положительные итоги.
В школе функционирует Совет молодых педагогов, который осуществляет свою деятельность на основании Положения о Совете молодых педагогов, плана работы на учебный год.
Конкретными результатами успешности практики наставничества в МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары стали:
– Повышение эффективности практики наставничества: увеличение количества участников конкурсов различного уровня – 100%, из них призеров – 25%.
– проведение Недели молодого специалиста в рамках муниципального проекта «Старт в профессию». Открытые уроки успешно продемонстрировали все педагоги первого и второго года работы, все педагоги представили портфолио на методическую выставку портфолио «Учиться, чтобы делиться»;
– проведение школьного этапа городского фестиваля мастер-классов молодых педагогов «Педагогический старт – 2023», участниками стали педагоги со стажем до 3-х лет работы (9 педагогов);
– участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют», учитель физической культуры; учитель начальных классов; учитель истории и обществознания, учитель русского языка и литературы.
– победа в городском конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «Прорыв года 2021-2022» – учитель начальных классов, участие – 5 молодых педагогов;
– призеры олимпиады для педагогических работников по материалам о выдающихся земляках, 2 учителя начальных классов;
– призер городского методического фестиваля-конкурса уроков и внеклассных мероприятий учителей начальных классов города Чебоксары, учитель начальных классов;
– 100% участие в муниципальном проекте «Школа молодого учителя»;
– 100% участие в муниципальном проекте «Школа классного руководителя».
Возможность тиражирования практики наставничества
Распространение опыта развития наставнической деятельности педагогических работников осуществляется через публикации и научно-практические конференции, проведение методических семинаров, мастер-классов, положительные отзывы и публикации опыта практики наставничества в СМИ.
К примеру, для молодых педагогов города Чебоксары проведен круглый стол по теме «Урок от А до Я» (Приложение 4).
Практика наставничества МБОУ «СОШ № 22 им. Героя РФ Н.Ф. Гаврилова» г. Чебоксары позволяет тиражировать опыт на уровне республики, заключен договор с БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Образовательная организация является стажировочной площадкой, направленной на повышение качества образования через совместную реализацию ЧРИО и ОО программ стажировок, курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки; образовательных и методических мероприятий.