Программа наставничества: “Путь к мастерству”

ФИО: Санчыт С.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2121
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа наставничества: "Путь к мастерству"
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



 

ПРОГРАММА

наставничества для работы с молодыми педагогами 

МАДОУ №22 «Солнышко»

«Путь к мастерству»

Составитель: заместитель директора по УВР Санчыт Саяна Балчыр-ооловна

Кызыл

Содержание 

1. Паспорт программы 3
2. Пояснительная записка 6
3. Содержание программы

Система работы с молодыми педагогами

8
3.1.
3.2. Этапы реализации программы 9
3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом 14
3.4.     Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом 17
4. Выводы. 23
5. Использованная литература 24
Приложение 1. Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога 25
Приложение 2. Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога 26
Приложение 3. Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы 27
Приложение 4. Анкеты для молодого педагога 29
Приложение 6. Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога 34
Приложение 7. Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества за год 37

 

  1. Паспорт программы
Название программы Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования МАДОУ «Путь к мастерству»
Авторы  Заместитель директора по УВР Санчыт Саяна Балчыр-ооловна
Организация исполнитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 «Солнышко» комбинированного вида города Кызыла Республики Тыва
Целевая аудитория Воспитатели со стажем работы по должности менее 3-х лет.
Срок реализации 5 лет

(сентябрь 2022г. – май 2027г.)

Этапы реализации 1 этап – диагностический (сентябрь 2022г.)

2 этап – практический (октябрь 2023г. – апрель 2026г.)

3 этап – аналитический (май 2027г.)

Цель  Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.
Задачи      1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодых педагогов.   

     2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагогов, овладение современными педагогическими технологиями. 

     3. Способствовать планированию  карьеры  молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

     4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.

Основные направления     1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в моделировании воспитательно-образовательного процесса.

     2. Формирование навыка ведения педагогической документации.

     3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.

     4. Развитие профессиональной компетенции.

     5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов и анализ результатов работы наставничества. 

Условия эффективности     1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.

     2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога. 

     3. Сочетание теоретических и практических форм работы.

     4. Анализ результатов работы. 

     5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией.

Ожидаемые результаты     1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств  и ориентация на ценности саморазвития. 

     2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

     3.  Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. 

     4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

 

  1. Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма. 

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель образовательной организации, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса  необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Программа наставничества нацелена на работу с молодыми педагогами – воспитателями, имеющими опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения. Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагогов наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, педагогам.

 

  1. Содержание программы

3.1. Система работы с молодыми специалистами

Система работы с молодым педагогом начинается при трудоустройстве и начале его профессиональной деятельности.

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия Содержание взаимодействия
Старший воспитатель –

молодой педагог

1. Создание условий для адаптации педагога на работе.

2. Знакомство с нормативными и локальными актами.

3. Обеспечение необходимыми методическими материалами, литературой.

Молодой педагог –

воспитанники –

родители (законные представители)

1. Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и родителей (законных представителей).
Молодой педагог –

коллеги

1. Оказание поддержки со стороны коллег.

3.2. Этапы реализации программы

Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе. 

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:

1 этап. Диагностический

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных направлений работы с молодыми педагогами. 

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

– педагогическое образование;

– теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);

– наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;

– ожидаемый результат педагогической деятельности;

– выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

– опрос;

– собеседование;

– анкетирование;

– наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

1) воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку;

2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы. 

Примерные цели и формы работы:

Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку Воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда
Содержание и цели работы
Усвоение теоретического материала, формирование навыков практической работы. Овладение навыками практической работы с педагогами, родителями. Повышение интереса и положительного отношения к педагогической деятельности, помощь в осознании своей профессиональной значимости, степени ответственности за воспитание и обучение детей.
Формы работы
Консультации

Семинары-практикумы

Беседы 

Изучение методической литературы

Взаимопосещения

Коллективные просмотры педагогических процессов

Анализ педагогических ситуаций

Дискуссии 

Круглые столы

Тренинги 

Деловые игры

Убеждения, поощрения

беседы

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

2 этап – Практический.

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных, календарных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

Практический этап можно условно разделить на три ступени:

1 ступень (1-ый год работы, стажировка)

Содержание работы:

  • знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (от того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста);
  • анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
  • отбор форм и методы, которые будут содействовать профессиональному
  • становлению молодого специалиста;
  • совместная с зам дир по УВР или старшим воспитателем подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
  • систематическая оценка педагогической деятельности молодого воспитателя (молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда);
  • закрепление педагога-наставника за молодым специалистом (если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист);
  • составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
  • взаимодействие молодых педагогов разных детских садов;
  • помощь в организации работы по самообразованию (выбор методической темы, литературы).

2 ступень – 2–5-й годы работы (развивающий): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе,  авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в “Творческой тетради”. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.

    3 ступень – 5-6 -й годы работы (становление):

  • складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами;
  • появляются собственные практические разработки;
  • педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • происходит совершенствование, саморазвитие;
  • появляется устойчивый интерес к профессии, необходимость в проявлении творчества;
  • совершенствуются навыки самооценки, самоконтроля;
  • имеется желание повышать своё образование и квалификационную категорию, возможность обобщить опыт работы.

3 этап-Аналитический

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста молодого педагога;
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы, перспективы в работе.

3.3. Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов,  используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

Формы работы с молодыми педагогами
Другие организации Уровень ДОУ
1.Курсы повышения квалификации.

2.Городские  методические объединения.

3.Городские семинары, конференции.

4.Вебинары.

5.Конкурсы профессионального мастерства.

6.Общение, обмен опытом в профессиональных интернет-сообществах.

1.Диалог, беседа.

2.Индивидуальная, групповая консультация.

3.Самоанализ собственной деятельности.

4.Обучающие семинары.

5.Практикумы.

6.Анкетирование, опрос.

7.Мастер-класс педагога наставника.

8. Педагогические мастерские (обмен опытом 

работы педагогов, имеющих разные 

квалификационные  категории).

9. Тренинги по совершенствованию

 профессиональных умений.

10.Взаимопосещения, открытые просмотры.

11.Анализ педагогических ситуаций.

12.Работа по самообразованию, изучение методической литературы.

 13.Деловая игра.

14.Круглый стол.

15.Конкурс профессионального мастерства.

Основные аспекты взаимодействия с молодыми педагогами:

Старший воспитатель-молодой педагог:

 

– создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

 

– обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; 

– обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

Молодой специалист-родитель и его ребенок:

– формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

 

Молодой специалист- коллега:

 

– оказание поддержки со стороны коллег.

 

    В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Наставничество – одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте.

-Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового работника в должность.

-Заключается в практической передаче профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника – менее опытному.

Цель наставничества в ДОУ – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи наставничества:

1.Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;

  1. Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  2. Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;
  3. Организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам:

– в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;

– проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;

– формировании умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;

– формировании умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения;

– формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики дошкольного

образования.

Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки,

коммуникативными навыками и гибкостью в общении, иметь опыт работы в дошкольном учреждении не менее 5 лет.

Кандидатуры наставников утверждаются руководителем образовательного

учреждения.

Назначение наставника производится и утверждается приказом руководителя с указанием срока наставничества (не менее одного года).

Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных.

Систематическая работа наставничества обеспечивает:

– отработку усвоенных в период обучения содержания и методов педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

– сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения к другому;

– повышение качества образовательной работы за счет применения опыта талантливых педагогов.

3.4. Примерный план работы педагога наставника с молодым педагогом

№ п/п Мероприятие Деятельность наставника Ожидаемый результат
1 год
1. Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого педагога  Подбор, разработка диагностических материалов.

Осуществление диагностических процедур.

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога (далее – ИП)
2. Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение педагогической  документации.

Деятельность по изучению нормативных актов, локальных актов.

Составление рабочей программы.

Обучение правилам ведения документации.

Компетентность молодого педагога относительно современных требованиях к дошкольному образованию и педагогу дошкольного образования, в ведении документации.
3. Обеспечение каналов многосторонней связи с молодым педагогом. Создание на личном сайте наставника страницы для молодого педагога; организация общения посредством каналов электронной связи. Возможность  постоянного взаимодействия и общения.
4. Проектирование и анализ образовательной деятельности.   Открытые  занятия наставника,  других педагогов, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа ООД.

Разработка инструментария  для самостоятельного проектирования ООД.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе ООД.
5. Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с диагностическим инструментарием, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных. Журнал мониторинга, индивидуальные образовательные маршруты.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповом помещении. Анализ РППС в группе в соответствии с требованиями. РППС, соответствующая ФГОС ДО.
7. Формирование позитивного имиджа педагога Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению педагогических ситуаций

Культура общения с педагогами, родителями (законными представителями), воспитанниками, освоенные эффективные приемы.
8. Мониторинг профессионального роста  молодого педагога. Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга. Коррекция ИП.
9. Определение технического задания Разработка технического задания (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год) Коррекция ИП.
10. Итоги реализации программы Подготовка отчета наставника.
2-4 год
1. Моделирование воспитательного процесса в группе.  Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в группе (проектирование целей, выбор методов и форм, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Разработка рабочей программы.
2. Моделирование культурно-досуговой деятельности воспитанников. Изучение годового плана и планирование отдельных мероприятий. Проведение развлечения, праздника на основании разработанного сценария.
3. Описание темы по самообразованию. Оказание методической помощи наставником. План работы по самообразованию.
4. Освоение современных

педагогических технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и других педагогов.

Организация работы педмастерской по проектированию ООД с  использованием конкретных технологий.

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении технологий.
5. Создание портфолио педагога. Презентация портфолио наставника. Наличие портфолио молодого педагога.
6. Введение в процесс аттестации.  Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Подготовка  к прохождению аттестации.
7. Проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО. Организация самостоятельного проектирования конспекта ООД. Видеосъемка ООД. Анализ и самоанализ ООД. Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе ООД.
8. Мониторинг профессионального роста  молодого педагога. Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга. Коррекция ИП.
9. Определение технического задания Разработка технического задания (с учетом результатов мониторинга или на основе перспектив работы на следующий год) Коррекция ИП.
10. Итоги реализации программы Подготовка отчета наставника.
5 год
1. Освоение современных

педагогических технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и других педагогов.

Организация работы педмастерской по проектированию ООД с  использованием конкретных технологий.

Самостоятельно разработанные конспекты ООД, планы воспитательно-образовательной деятельности с использованием конкретных педагогических технологий.
2. Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам. Самостоятельно составленные аналитическая справка, индивидуальные образовательные маршруты.
3. Проектирование  конспектов ООД в контексте  требований ФГОС ДО. Организация самостоятельного проектирования конспекта ООД. Открытые показы. Анализ и самоанализ ООД. Компетентность молодого педагога в самостоятельном проектировании и анализе ООД.4.
4. Разработка рабочей программы.  

Ведение педагогической документации.

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам. Самостоятельно разработанная рабочая программа. Компетентность в оформлении документации.
5. Реализация культурно-досуговой деятельности. Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам. Наличие самостоятельно разработанных сценариев.
6. Аттестация. Консультирование по оформлению документов. Аттестация молодого педагога на первую квалификационную категорию.
7. Диссеминация педагогического опыта. Оказание методической помощи в обобщении и презентации педагогического опыта. Публикация педагогического опыта, организация методической выставки достижений, участие в конкурсах профессионального мастерства, выступления на педсоветах, семинарах, конференциях.
8. Мониторинг профессионального роста  молодого педагога. Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга
9. Итоги реализации программы. Подготовка отчета наставника и молодого педагога.

Выводы:

         Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

 

Используемая литература: 

  1. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю.- М.:2020
  2. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение.- М.2007.
  3. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ.- М.2004. 5.
  4. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007, №2,3,4-2004.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11)
  6. [Электронный ресурс]

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. -М. 2004.

 

Приложение 1

Форма индивидуального плана профессионального становления молодого педагога

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Солнышко» комбинированного вида

города Кызыла Республики Тыва

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПЛАН

профессионального становления молодого педагога ___________ года работы 

          (первого; второго; третьего)

в должности «воспитатель»

______________________________

(Ф.И.О. молодого педагога)

 

на __________ учебный год.

Педагог-наставник ____________________________

                          (Ф.И.О. педагога)

20______

Цели: ______________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________

Дата проведения

(месяц, период)

Тема Вопросы для обсуждения Форма проведения Ожидаемый результат

Приложение  2

Показатели системы оценки 

профессиональной деятельности молодого педагога

1.Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.

2.Культура ведения документации.

3.Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.

4.Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.

  1. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
  2. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.
  3. Использование инновационных форм, методов образования.
  4. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды,

информационно-образовательной среды.

  1. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
  2. Участие в инновационной работе.
  3. Осуществление самообразования.
  4. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
  5. Дисциплинированность и ответственность.
  6. Достижения воспитанников.

 

Приложение 3

Анкета для педагога наставника

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.

К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы  оцениваете результат.

Вопрос Оценка

 (по шкале от 1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?
2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?
3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?
4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?
5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?
6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:
– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;
– освоение практических навыков работы;
– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;
– освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным? 

Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого
из методов:
– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по
электронной почте;
– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону;
– личные консультации в заранее определенное время;
– личные консультации по мере возникновения необходимости;
– поэтапный совместный разбор практических заданий

 

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации:

_________________________________________________________________________

 

 

Приложение  4

Анкеты для молодого педагога

Вводная анкета

1.Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

– Да 

– Нет 

– Частично 

2.Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?

– в календарно-тематическом планировании 

– в составлении рабочей программы

– в составлении перспективного планирования

– в составлении индивидуальных образовательных маршрутов

– в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой)_______________________________________________________________

– в проведении организованной образовательной деятельности

– в проведении педагогической диагностики

– в проведении культурно-досуговых мероприятий

– в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников 

– в проведении других мероприятий (укажите, каких)_______________________________________________________________

– в общении с коллегами, администрацией 

-в  общении с воспитанниками 

– в общении с  родителями воспитанников

– другое (допишите) _____________________________________________

  1. Что представляет для вас наибольшую трудность?

– целесообразно организовать рабочее пространство

– формулировать цели, задачи

– выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей организованной образовательной деятельности (ООД)

– мотивировать деятельность воспитанников

– формулировать вопросы проблемного характера 

– создавать проблемно-поисковые ситуации 

– подготавливать для воспитанников  задания различной степени трудности 

– активизировать деятельность воспитанников в ходе ООД

– организовывать сотрудничество между воспитанниками

– организовывать само и взаимоконтроль воспитанников

– реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

– развивать способности воспитанников

– другое (допишите)________________________________________________________

  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

– cамообразованию 

– практико-ориентированному семинару 

– курсам повышения квалификации 

– мастер-классам 

– творческим лабораториям 

– индивидуальной помощи со стороны наставника 

– школе молодого педагога 

– другое (допишите)__________________________________________________________

  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

– типы  занятий, методика их подготовки и проведения 

– методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе 

– приемы активизации познавательной деятельности воспитанников

– оценка достижений воспитанников, динамики развития

– психолого-педагогические особенности воспитанников  разных возрастов 

– урегулирование конфликтных ситуаций 

– формы работы с родителями 

– формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками 

– другое (допишите) ___________________________________________

 

Продолжение приложения 4

Анкета для молодого педагога

для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий  ответ или укажите свой вариант ответа.

  1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:

– каждый день;

– один раз в неделю;

– 2–3 раза в месяц;

– вообще не встречались;

– другое__________________________________________________________________

  1. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?

– 3,5–2,5 часа в неделю;

– 2–1,5 часа в неделю;

– полчаса в неделю;

– другое__________________________________________________________________

  1. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:

– 30–70 процентов;

– 60–40 процентов;

– 70–30 процентов;

– 80–20 процентов;

– другое__________________________________________________________________

  1. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?

– да, всегда;

– нет, не всегда;

– нет, никогда;

– другое__________________________________________________________________

  1. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?

– да, каждый раз после окончания задания;

– да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;

– да, раз в месяц;

– нет;

– другое__________________________________________________________________

  1. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
  1. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?

_________________________________________________________________________

  1. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________

Приложение 6

Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

Молодой воспитатель: _____________________________________

(Ф.И.О.)

Наставник: ______________________________________________

(Ф.И.О.)

Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:

3 – высокий уровень развития навыка;

2 – средний уровень развития навыка;

1 – развитие навыка не проявляется.

Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка.

Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты. 

Прогностические навыки Оценка
1 2 3
1 Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО 
2 Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО
3 Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО 
4 Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей
5 Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка
Организаторские и коммуникативные навыки
1 Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана
2 Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия 
3 Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО 
4 Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками
5 Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО 
6 Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества 
7 Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним
Аналитические навыки
1 Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО 
2 Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков
3 Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе
4 Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

 

 Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы 

полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.  

Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать _________________навыки, в особенности навыки__________________.

 

Приложение 7

Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества 

за _______ учебный год

 

Наименование ОУ
Ф.И.О. наставника, должность, № приказа и дата назначения наставника
Педагогический стаж работы наставника 
Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество
Даты начала и окончания работы наставника с молодым педагогом
Шкала оценок
1 2 3 4
не соответствует требованиям

(знания и владение навыками отсутствует)

частично соответствует

(знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно применяются на практике)

соответствует требованиям

(знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие дополнительной консультации, владение навыками достаточно уверенное)

превосходит требования

(знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике)

Профессиональные знания и умения
Наименование выполненных мероприятий по осуществлению наставничества Дата начала Дата 

окончания

Оценка наставника Оценка руководителя Коммен-тарии
1
2
3
4
5
Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок)
Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)
Руководитель _____________         ________________________________________  

                                         подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

Наставник  _____________         ________________________________________  

                                         подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.

Педагог с результатами наставничества ознакомлен

_____________         ________________________________________  

          подпись                                                                         Ф.И.О.

«______»_____________20____г.