«Социально-значимые акции в воспитании нравственного сознания детей дошкольного возраста»

ФИО: Бронзова Э.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2138
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Социально-значимые акции в воспитании нравственного сознания детей дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



«Социально-значимые акции в воспитании нравственного сознания детей дошкольного возраста»

 

 «Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

 

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства.     Одной из эффективных форм, направленных на достижение цели развития социальной позиции является проведение акций.

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности дошкольника, а также на его социальную адаптацию. В ходе социальных и благотворительных акций идет воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей и взрослых. Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.

Цель: Формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.

Задачи:

  1. Развитие нравственных и личностных качеств дошкольников.
  2. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
  3. Воспитание желания сохранять и приумножить богатство своей страны.
  4. Создание условий для творческой самореализации ребенка.
  5. Приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром.
  6. Привлечение и объединение всех участников образовательного процесса (воспитателей, детей и родителей).
  7. Воспитание чувства взаимопомощи и милосердия у детей.
  8. Привлечение внимания общественности к социальным проблемам.

Социально-значимые акции.

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.

Социальная акция — это привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься. Это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.

Каждая акция состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовительный (организационный) этап. На этом этапе педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
  2. Основной этап (практический) – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
  3. Аналитический этап (итоговый)- подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Принципы социально-значимых акций:

  • Системность, последовательность – обязательная черта акций.
  • Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
  • Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
  • Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
  • Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.

В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?

  1. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
  2. С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
  3. Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
  4. Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.

Социальные акции бывают различной направленности:

  • исследовательские – проведение опроса разных групп населения;
  • благотворительные – сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;
  • патриотические – воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;

– помощь другим людям («Подари открытку», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);

– экология («Мы в ответе за тех кого приручили», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Не рубите елочку», «Крышечки доброты», «Сдай макулатуру-спаси дерево»);

– окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);

– значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).

Использование социально-значимых акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников – это одно из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Социально-значимая акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.

Благодаря тому, что в акциях участвуют представители различных возрастных и социальных групп, происходит восстановление психологических связей между поколениями, воспитание толерантности и эмпатии.

Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям. Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у маленького человека.

Закончить хочется словами Дмитрия Сергеевича  Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»