Авторские материалы с описанием опыта работы Некрасовой О.А.

ФИО: Некрасова О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2154
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Авторские материалы с описанием опыта работы Некрасовой О.А.
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



Некрасова О.А.

учитель-дефектолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 

учреждение города Полярные Зори «Детский сад №7»

 

Эссе «Познание начинается с удивления».

Малыш воспринимает мир с высоты своего роста. 

Старайтесь смотреть на мир его глазами и 

наУчитесь удивляться всему на свете…

Мария Монтессори.

Когда-то давно мне в руки попала старенькая книжка из домашней библиотеки. Ее героями были дети – добрая девочка Женя и мальчик Витя. Он был не такой как все… Все дети бегали, играли во дворе, а он не мог этого делать. Но у девочки оказался сказочный цветок – Цветик-семицветик, и мальчик поправился самым волшебным образом. Я тогда поверила в существование такого чуда. Потом выросла и поняла, что чудо – это дело рук человеческих.  

И тогда я ощутила, что мечтаю стать неотъемлемой частью этого «волшебства». Это и повлияло на выбор моей профессии. Пройдя долгий, но интересный путь в педагогической деятельности от воспитателя до учителя-логопеда, я, наконец, стала учителем-дефектологом. 

Дети с особенностями развития другие –  они удивительные. В каждом из них свой особый хрупкий мир, целая Вселенная. Каждый день они поражают меня своим мужеством, бесконечной энергией и искренностью, а особенно – силой духа. Но как часто в их глазах боль, страх, мольба о помощи. Таким детям, чтобы раскрыться, нужна помощь чуткого, доброго наставника, где-то немножко даже волшебника…

Есть дети необычные на свете.

Для них путь в социум порой тяжёл и долог.

Им непременно нужен проводник

Особым детям нужен дефектолог.

(Марина Степанова)

Эти слова послужили для меня вектором в определении профессионального пути. Я хочу быть проводником в их особом мире, помочь им познавать и добиваться цели, радоваться и удивляться. 

Однажды великий философ Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». Всё в моей душе отзывается на это высказывание. Ведь удивление рождает любопытство   и   интерес, благодаря которым и происходит познание. И, чем сильнее любопытство, тем больше хочется узнать, что происходит в этом мире. Мы начинаем познавать мир ещё с младенчества; нам интересно все – от мала до велика. Жизнь разнообразна и сложна – для особых детей особенно. 

«…От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, …от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А. Сухомлинский). Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы обучения несостоятельны. А я верю в них, верю в себя.

Полно у дефектолога задач.

Но главная – очаровать ребёнка,

Чтоб мир вокруг его заворожил,

Чтоб смог, и он участвовать в процессе –

И я работать буду КАК УНИВЕРСАЛ,

В потенциал детей, как прежде, веря!

Альфред Хичкок когда-то произнёс: 

«Нет ничего страшней закрытой двери».

Но не страшны нам лабиринты стен,

Ведь Ральф Уолдо Эмерсон добавил:

«Мир открывает двери перед тем,

Кто знает путь, кто в цель стрелу НАМЕТИЛ.

(Марина Степанова)

Потому главное в моей работе – увлечь ребенка так, чтобы он смог применить новые навыки с пользой для себя; научить ребенка познавать этот мир, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребенок талантлив и успешен! Для достижения этой цели изучаю литературу и использую различные педагогические практики.

Опираясь на труды выдающихся ученых-дефектологов Т.А. Власовой, В.С. Кащенко, М.Ф.  Гнездилова, М.С. Певзнер и др., всецело разделяю основные принципы и подходы их деятельности: дети с особенностями развития обладают значительными потенциальными возможностями. Мне, как педагогу, важно создать все условия, чтобы коррекционно-образовательный процесс стал для каждого ребенка успешным, зажечь в них интерес к познанию, а также научить ребенка жить в современном мире и быть частью этого мира.

Работа с особым ребёнком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методик и образовательных технологий. На практике убедилась в эффективности включения элементов сенсорной интеграции в игровую деятельность детей, структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку, а сделать занятие удивительным, увлекательным, гармоничным и продуктивным мне помогают игровые технологии и метод Логоритмики. 

Всякий раз, встречая новый день, я жду чего-то очень интересного и удивительного. Каждый день по дороге в детский сад думаю: “Какие ещё счастливые мгновения общения с моими воспитанниками познаю сегодня? О чем они меня спросят? Смогу ли я ответить на их вопросы? Смогу ли я удивить их?» Сегодня я ясно осознаю, что педагог тоже может сказать: «Я не знаю ответа, давайте найдём его вместе!» И, о чудо, в глазах моих воспитанников загорается искра познания и желание найти ответ. Порой мне кажется, что не я веду детей к знаниям, а они удивляют, управляют мной, «подкидывая» порой очень сложные задачки. 

Планируй занятие, но действуй по ситуации – такой принцип работы задают мне мои воспитанники.  

Еще Аристотель смел утверждать: «Детей умей удивлять фактом, методом, игрой. И смело веди их за собой!» Я – педагог с активной жизненной позицией. Учусь сама, участвую в различных конкурсах и семинарах, развиваю своё мастерство. Умею и сама удивляться и восторгаться, видеть прекрасное в природе, в искусстве и в поступках людей. Пусть мои дети подражают мне в этом восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красоты и гармонии.

Одной из особенностей детей с ОВЗ, которая затрудняет развитие и обучение, является дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия. Поэтому считаю важным обеспечение развития нравственности и патриотизма в воспитания ребенка. Конечно, на том уровне и в том объеме, которые доступны малышу. Решить такую довольно сложную задачу мне помогает технология «Круга». В ходе совместной деятельности стараюсь создавать условия, при которых ребенок имеет возможность понимать чувства и эмоции другого человека; мы обсуждаем с детьми понятия «дружба», «доброта» и «сострадание».  В народе говорят: «Дерево держится корнями, а человек семьёй». И для меня родители – помощники и партнеры. Вместе мы учимся радоваться первым небольшим победам малыша.   

Понимаю, что сама выступаю в качестве образца поведения для воспитанников. Дефектолог – это не просто работа для меня, это образ жизни и мышления. В некоторых городских проектах для особых детей я участвую как волонтер. Быть дефектологом – значит быть абсолютно уверенным в результате своей работы! А иначе не стоит начинать. Если у ребенка ограниченные возможности здоровья, это ещё не значит, что он не может быть успешен…надо только помочь ему сделать первый шаг, шагать с ним рядом, и верить, что у нас всё получится! Верю, что каждого малыша ждет успех, пусть маленький, но такой важный:

И я зову: «Идёмте же скорей!»

Я буду вам показывать дорожки

И положу ключи от запертых дверей

В доверчивые детские ладошки…
(Марина Степанова)