Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок»
Лапина Наталья Михайловна, учитель – логопед
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО через метод проектов в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Аннотация
С первых дней жизни рождения ребёнок – первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость.
Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает очень и очень много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда ему доступно. На помощь ребёнку приходят взрослые: родители и педагоги.
Педагоги в работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно используют современные образовательные технологии. Одними из таких технологий являются проблемное обучение и проектный метод.
Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Образовательная область “Познавательное развитие” направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности.
«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.» … (А.Г. Асмолов, Председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования). На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность.
Экспериментирование и опыты как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что у старших дошкольников словесно-логическое мышление формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания, и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.
Поэтому исследовательская активность, как отмечает А.И.Савенков, – естественное состояние ребенка, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.
На базе нашего Ермаковского детского сада №2 комбинированного вида «Родничок» функционирует образовательная платформа познавательно-исследовательской деятельности «мини-лаборатории», в которых педагоги осуществляют с дошкольниками детского сада опытно-экспериментальную деятельность.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у ребёнка способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны и сложны в плане реализации для современной образовательной практики.
Мы разрабатываем и внедряем образовательные программы по познавательно-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.
Модель организации образовательной деятельности выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой мы вместе с воспитанниками погружаемся в предмет максимально глубоко.
При планировании педагоги распределяют выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов экспериментальной деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события.
Выбирая тему проекта, мы обязательно руководствуемся интересами детей, опираемся на часто задаваемые вопросы. Далее следует постановка цели, проблемы и разработка задач. В проектах реализуются три вида задач: развивающие, образовательные и воспитательные. Одной из важнейших задач является развитие и укрепление партнёрских отношений между педагогами и семьями воспитанников.
Затем начинаем подбор материалов для создания условий реализации проекта: художественная литература по теме, наглядные пособия, дидактические и развивающие игры, инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности (при необходимости); аудио и видео материалы. А также предметы и атрибуты для отражения темы проекта в развивающей предметно-пространственной среде. Проводится большая работа с интернет ресурсами для создания компьютерных презентаций для занятий.
Мы пришли к выводу, что формирования исследовательских умений у детей – это умения увидеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи. А где можно защитить и доказать свою идею? Конечно же, маленький исследователь защищает свой проект перед своими друзьями в группе, перед родителями. Но есть и особая форма обмена профессиональной информацией – участие с детьми в разнообразных конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
На конкурсе можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами, столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с педагогами и родителями, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в самостоятельные исследования и проектирование.
Сегодня хотелось бы познакомить вас не только с разработанными проектами по познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе, но и почему мы используем именно проектный метод с детьми (
).
Но и представить нашего воспитанника, юного исследователя Влада Ф. (6 лет), который заинтересовался, кто современник динозавров, и ему очень захотелось подружиться с ними, посмотреть на этих созданий вживую, а не через экран телевизора. И ребёнку это удалось! Конечно, ему помогали и взрослые: и мама, и педагог (https://disk.yandex.ru/i/uFzBctb3JjbjBw ).
Литература:
- Веракса Н.Е. «От рождения до школы» авторы, Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет.» – М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2016. – 80 с.
- Васильева Н. И., Михайленко С. Ю. Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 6. — С.43–46.
- Гуриненко Н.А. «Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.- 64 с.
- Иванова А. И. «Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
- Копина Анна Вячеславовна Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в «Вопросы дошкольной педагогики» №4 (10) октябрь 2017 г.
- Медведева Ксения Алексеевна, Нарышкина Анна Валентиновна Рубрика: Дошкольная педагогика. Опубликовано в IV международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
- Пашкевич Т. Д. «Таинство педагогического проектирования в ДОУ». Барнаул 2009г.
- Рыжова Н. Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание — 2002. — № 10.– С.50–56.
- Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования» – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 208 с.
- Савенков А.И., Обухов А.С.: Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».
11.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 128 с., иллюстрации.