«Необычный питомец из Юрского периода»

ФИО: Лапина Н.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2172
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Необычный питомец из Юрского периода»
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида «Родничок»

 

Лапина Наталья Михайловна, учитель – логопед

 

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО  через метод проектов  в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи.

 

Аннотация

 

С первых дней жизни рождения ребёнок – первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Для него всё впервые: свет, тепло, движение, страх и радость. 

Достигнув пятилетнего возраста, наши маленькие исследователи становятся «почемучками». Вопросов возникает очень и очень много, а найти на них ответ или решить проблему ребёнку в этом возрасте не всегда ему доступно.  На помощь ребёнку приходят взрослые: родители и педагоги. 

Педагоги в работе с дошкольниками шестого года жизни (старший дошкольный возраст) грамотно и доступно используют современные образовательные технологии. Одними из таких технологий являются проблемное обучение и проектный метод.  

 Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна в контексте ФГОС ДО. Образовательная область “Познавательное развитие” направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности.

 «Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.» … (А.Г. Асмолов, Председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования). На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность.

Экспериментирование и опыты как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что у старших дошкольников словесно-логическое мышление формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания, и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. 

Поэтому исследовательская активность, как отмечает А.И.Савенков, – естественное состояние ребенка, которое порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

      На базе  нашего Ермаковского детского сада №2 комбинированного вида «Родничок» функционирует образовательная платформа познавательно-исследовательской деятельности «мини-лаборатории», в которых педагоги осуществляют с дошкольниками детского сада опытно-экспериментальную деятельность. 

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у ребёнка  способность искать новое?  Как научить видеть проблемы, конструировать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны  и сложны в плане реализации для современной образовательной практики. 

Мы разрабатываем и внедряем образовательные программы по познавательно-исследовательской деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. 

Модель организации образовательной деятельности выстраивается по принципам проектной деятельности, когда педагог вместе с детьми изучает волнующую их тему, на базе которой мы вместе с воспитанниками погружаемся в предмет максимально глубоко.

При планировании педагоги распределяют выбранное содержание образования на совместную и самостоятельную деятельности. Детям предоставляется право и возможность выбора видов экспериментальной деятельности, в том числе и тех, которые не включены в план образовательного события. 

Выбирая тему проекта, мы обязательно руководствуемся интересами детей, опираемся на часто задаваемые вопросы. Далее следует постановка цели, проблемы и разработка задач. В проектах реализуются три вида задач: развивающие, образовательные и воспитательные. Одной из важнейших задач является развитие и укрепление партнёрских отношений между педагогами и семьями воспитанников. 

Затем начинаем подбор материалов для создания условий реализации проекта: художественная литература по теме, наглядные пособия, дидактические и развивающие игры, инструменты и материалы для опытно-экспериментальной деятельности (при необходимости); аудио и видео материалы. А также предметы и атрибуты для отражения темы проекта в развивающей предметно-пространственной среде. Проводится большая работа с интернет ресурсами для создания компьютерных презентаций для занятий. 

Мы пришли к выводу, что формирования исследовательских умений  у детей – это умения увидеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, способность выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, работать с текстом, структурировать материал, защищать и доказывать свои идеи. А где можно защитить и доказать свою идею? Конечно же, маленький исследователь защищает свой проект перед своими друзьями в группе, перед родителями. Но есть и особая форма обмена профессиональной информацией – участие с детьми в разнообразных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. 

На конкурсе можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами, столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с педагогами и родителями, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в самостоятельные исследования и проектирование.  

Сегодня хотелось бы познакомить вас не только с разработанными проектами по познавательно-исследовательской деятельности в нашей группе, но и почему мы используем именно проектный метод с детьми (

https://www.youtube.com/watch?v=jJ-qEEvVM-Y&t=111s

)

Но и представить нашего воспитанника, юного исследователя Влада Ф. (6 лет), который заинтересовался, кто современник динозавров, и ему очень захотелось подружиться с ними, посмотреть на этих созданий вживую, а не через экран телевизора. И ребёнку это удалось! Конечно, ему помогали и взрослые: и мама, и педагог (https://disk.yandex.ru/i/uFzBctb3JjbjBw ). 


Литература: 

  1. Веракса Н.Е. «От рождения до школы» авторы, Галимов О. Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет.» – М.: «МОЗАЙКА – СИНТЕЗ», 2016. – 80 с.
  2. Васильева Н. И., Михайленко С. Ю. Эколого-коррекционный проект // Дошкольная педагогика. — 2004. — № 6. — С.43–46. 
  3. Гуриненко Н.А. «Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.- 64 с.
  4. Иванова А. И. «Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
  5. Копина Анна Вячеславовна Рубрика: Воспитание и развитие. Опубликовано в  «Вопросы дошкольной педагогики»  №4 (10) октябрь 2017 г.
  6. Медведева Ксения Алексеевна, Нарышкина Анна Валентиновна Рубрика: Дошкольная педагогика. Опубликовано в IV международной научной конференции «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
  7. Пашкевич Т. Д. «Таинство педагогического проектирования в ДОУ». Барнаул 2009г. 
  8. Рыжова Н. Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание — 2002. — № 10.– С.50–56.
  9. Рыжова Л.  В. «Методика детского экспериментирования» – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 208 с.
  10. Савенков А.И., Обухов А.С.: Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников  «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ».

11.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016. – 128 с., иллюстрации.