ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

ФИО: Алексеева А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2175
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  ГРУППЕ

ТЕМА: «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

                                                                   МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №133»

                                                                   Г. ДЗЕРЖИНСК, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ.

                                                                    ВОСПИТАТЕЛЬ: АЛЕКСЕЕВА А.Н.

Цель: экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах воздуха:
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Методы и приёмы:

Для дополнительной мотивации выбора темы использовался показ презентации «Воздух». Дети заинтересовались проблемой чистоты воздуха и его свойствами.

Этапы исследования – подумать самостоятельно; спросить у другого человека; посмотреть в книгах; посмотреть в Интернете были пройдены. Далее более детально приведена часть экспериментальной деятельность старших дошкольников Свойства воздуха” – наблюдение и эксперимент.

Индивидуальная работа и дифференцированный подход:

Дети индивидуально решают кто из них будет выполнять эксперимент;

Дети, посещающие лаболаторию выполняют работу повышеной сложности, требующую более сложных выводов.

 

Ход экспериментальной деятельности.

Ребята, приглашаю вас сегодня посетить волшебную лабораторию.             (1 слайд)

 Но сначала отгадайте загадку:  Через нос проходит в грудь                          (2 слайд)

                                                        И обратный держит путь.

                                                        Он невидимый и всё же-

                                                        Без него мы жить не можем.

                                                                                    (воздух).

Совершенно верно! И сегодня мы и поговорим о воздухе и его свойствах.    (3 слайд)

  1. «Воздух существует

Воспитатель: Сомните лист бумаги и затолкайте его в пластмассовый стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

Вывод: Воздух существует!

  1. «Воздух – невидимка»       (4 слайд)

Воспитатель: Ребята, положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложить детям ладошками зажать рот и нос, посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

  1. «Воздух не имеет вкуса»                                                                                      (5 слайд)

Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вы чувствуете вкус воздуха?

Вывод: Воздух – безвкусный.

  1. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

  1. «Воздух в природе и вокруг нас»

А где ещё мы можем встретить воздух? 

В природе: ветер дует и качает деревья, образует волны на море, смерчи и торнадо, облака плывут по небу тоже из-за движения воздуха.                                         (6 слайд)

В прошлом: воздушный шар наполнен воздухом, парусные корабли двигались при помощи воздуха, мельницы мололи муку с помощью воздуха, веер помогал охладиться с помощью воздуха на балу.                                                               (7 слайд)

Сейчас: по воздуху летают самолёты и вертолёты, воздушный шар, парусные яхты, есть воздушные электростанции, вентилятор приводит воздух в движение.    (8 слайд)

Вывод: воздухом заполнено всё пространство вокруг нас.

  1. «Свойства воздуха»

А какие ещё свойства воздуха вы знаете?

– Объём. Воздух занимает объём того предмета в который помещён.

-Воздух можно увидеть.

-Воздух можно почувствовать.

-Воздух может двигать предметы.

-Тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Ну раз вы такие умные, то я предлагаю вам разделиться на две научно-исследовательские группы и провести ряд опытов по изучению свойств воздуха. А потом рассказать об этом своим коллегам.

                    «УМНИКИ» «УМНИЦЫ»

  1. Движение воздуха                                                     1. Видимость воздуха
  2. Плотность                                                                   2. Объём

                              3.Необходимость для горения

         (где используется это свойство? В тушении пожаров)

А кому ещё нужен воздух для жизни, кроме огня?                                             (9 слайд)

-Животным, растениям, рыбам, насекомым, человеку, всем живым существам.

А как вы думаете, что может сделать воздух на нашей планете не пригодным для жизни?                                                                                                                 (10 слайд)

-газ от машин.

-заводы.

-пожары.

-курение.

Вывод : воздух над беречь и содержать в чистоте.

Воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать. 

Чтоб его увидеть глазом

В трубочки подули разом. 

Потом на радость детворы

Надували мы шары.

Всю эту так сказать работу

Назвали умным словом «опыт».

Ну что же, исследования проведены и осталось только их зарисовать . Каждый из вас сейчас зарисует схему того опыта, который ему больше запомнился. После зарисовки прикрепите свои схемы к доске магнитом определённого цвета:

-красный, знаю сам и могу рассказать другим;

-синий, если есть ещё над чем подумать;

-белый, если есть вопросы по данной теме.

Анализ и самоанализ.

Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас пойдём подышим свежим воздухом.

(11 слайд)