Сценарий интеллектуально – познавательной викторины для детей подготовительной к школе группы «Мой родной город – Чебоксары»

ФИО: Трофимова Л.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2183
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Сценарий интеллектуально - познавательной викторины для детей подготовительной к школе группы «Мой родной город - Чебоксары»
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики

Сценарий 

интеллектуально – познавательной викторины

 для детей подготовительной к школе группы  (6-7 лет)

«Мой родной город – Чебоксары»

                  

              

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Трофимова Людмила Юрьевна

  

2023

Цель: закрепление знаний о родном городе, привитие чувства любви и патриотизма к малой  Родине.

Задачи:

Образовательные:

-Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.

-Закреплять знания детей о жителях, прославивших наш город.

Развивающие:

– Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас дошкольников.

– Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию детей и умение работать в коллективе.

Воспитательные:

– Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории и культуре родного города, чувство гордости (я житель города Чебоксары).

Предварительная работа: беседы с детьми о Чебоксарах; рассматривание открыток, иллюстраций с видами города Чебоксары; чтение художественных произведений; рассказы об известных земляках; прослушивание национальных песен, исполнение чувашских танцевальных движений; экскурсии по городу.

Материал и оборудование:  мультимедийный экран для рассматривания слайдов о городе, 2 флажка, 2 набора разрезных картин с изображением герба города Чебоксары, бумага для рисования, цветные карандаши, песочные часы, дипломы и призы для участников. 

Методические приемы:

  1. Приветствие «День необычный сегодня у нас!».
  2. Сюрпризный момент – вход персонажа «Рассеянный», диалог с ним. 
  3. Представление жюри.
  4. Представление команд, капитанов команд.
  5. Приветствия команд: названия команд, девиз.
  6. 1тур «Разминка – путешествие по городу».
  7. 2 тур «Известные люди города».
  8. 3 тур «Собери правильно».
  9. Музыкальная пауза.
  10.  4 тур – «Знатоки города». Фото и видео – вопросы для команд.
  11.  5 тур «Секреты чувашского орнамента».
  12.  Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд.

Словарная работа: Шупашкар, чебоксарцы, «Акконд», тачанка, монумент.

Ход мероприятия.

(Под песню В. Давыдова – Анатри «Шура Шупашкарам» дети входят в музыкальный зал).

Ведущий. Ыра кун пултар ачасем! Здравствуйте, дорогие дети! Ыра кун пултар ханасем! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду! Собрались мы сегодня с вами на интеллектуально – познавательную викторину «Мой родной город Чебоксары».

День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать Вас.

Для умной игры собрались неспроста,

Игру – викторину начинать нам пора!

 (Раздаётся «гудок поезда», звучит песня «Поезд» музыка Метлова, входит персонаж – Рассеянный)

Рассеянный.

Это что за остановка?

Бологое иль Поповка?

Ведущий. Это всё совсем не так, вы попали в детский сад.

Рассеянный. Это город Ленинград?

Ведущий. Ничего не понимаю. Это что за чудак? Ребята, вы не знаете, кто этот человек?

(Ответы детей, они узнали персонажа из стихотворения С. Маршака Рассеянного)

Ведущий. Да, пожалуй, это он. Уважаемый Рассеянный, вы попали в город Чебоксары!

Рассеянный. Чебуреки знаю, Чебурашка знаю, а Чебоксары не знаю.

Ведущий.

Есть на свете город,

Всем нам дорогой,

С детских лет знакомый

Встал он над рекой.

Это наш любимый, добрый город Чебоксары.

Ведущий. Друзья, мы с вами живем в очень красивом, благоустроенном,  имеющем свою историю городе. Ну что, уважаемый Рассеянный, вам нравится  наш город? А сейчас вы ещё узнаете много интересного о Чебоксарах, потому что пришла пора начинать нашу викторину, посвященную нашему замечательному городу. 

Все вы знаете, что викторина – это игра умных и находчивых ребят. Сегодня будут соревноваться самые смелые и решительные, находчивые и веселые ребята двух команд «Любознайки» и «Почемучки». На этой игре команды покажут свои знания о родном городе.

А оценивать знания наших участников будут самые опытные и самые мудрые члены жюри, которым придётся принимать непростые, но очень важные решения. Поприветствуем их!

(Звучат фанфары, ведущий представляет жюри) 

Ведущий: За каждый правильный ответ команды получают баллы, чья команда наберет больше баллов, та и станет победителем. Уважаемое жюри, обратите внимание на критерии оценивания: если ответили правильно, то 2 балла; если не ответили – 0 баллов, если ответили на дополнительный вопрос – 1 балл.

Ведущий. А сейчас давайте поближе познакомимся с участниками.

Пора увидеть, пора узнать

Героев дня – участников викторины.

И так, встречайте первую команду «Любознайки» (аплодисменты)

(Выходят дети, представляют свою команду: название, девиз)

Капитан. Наша команда –

Все вместе: Любознайки – юные жители города Чебоксары!

Капитан. Наш девиз –

Все вместе: Мы ребята Любознайки,

Мы на месте не сидим, 

Все нам в мире интересно, 

Обо всем узнать хотим!

Вместе. 

Познавай, твори, играй

Свой город лучше узнавай!

Ведущий. Молодцы, ребята! Приглашаем команду «Почемучки»  (Выходят дети, представляют свою команду: название, девиз)

Капитан. Наша команда – 

Все вместе: «Почемучки»

Капитан. Наш девиз –

Все вместе:

Не унывать!

Вместе что-то узнавать.

Девиз команды такой:

Побеждаем с добротой!

(Команды занимают свои места)

Ведущий. Мы познакомились с командами-участниками и начинаем игру. Желаем нашим командам удачи в сегодняшней игре!

Чтобы игра прошла на славу, надо к ней подготовиться. Объявляем I  тур –  разминку. В состязании очень важна выдержка, поэтому нельзя подсказывать командам. Если вы знаете ответ – поднимите флажок.

I тур «Разминка – путешествие по городу».

Каждой команде поочередно буду задавать вопросы (всего командам задается по 4 вопроса).

1-ый вопрос команде «Любознайки», 2-ой вопрос команде «Почемучки»

  1. На какой реке расположен город Чебоксары? (река Волга).
  2. Как переводится Чебоксары на чувашский язык? (Шупашкар).
  3. Памятник какому чувашскому поэту расположен на Красной площади города Чебоксары? (К. В. Иванову).
  4. Чьё имя носит городской детский парк в центре города? (А. Г. Николаева)
  5. Как называется завод, где производят детали самолётов? (Элара)
  6. Назовите самую сладкую фабрику города Чебоксары? (Акконд)
  7. Какие птицы изображены на гербе города Чебоксары? (5 уток)
  8. Как называют жителей нашего города? (Чебоксарцы).

Ведущий: – Какие вы молодцы, ребята! И, конечно же, жюри оценивает ответы детей. Внимание, следующий тур «Известные люди города».

II тур «Известные люди города».

Ведущий: В нашем городе родились и выросли известные всей России люди. На слайде мы будем вам демонстрировать фотографии известных людей, а вы должны назвать их.  (На слайде: Надежда Павлова – советская и российская артистка балета, Валентина Чаплина – детская писательница, Василий Чапаев – легендарный герой Гражданской войны, Алексей Соловьев – заслуженный мастер спорта по кикбоксингу) 

Ведущий. Следующий тур «Собери правильно», вам необходимо собрать целый предмет, состоящий из частей.

III тур «Собери правильно».

(Участникам раздают разрезанные карточки с изображением Герба города Чебоксары, команды должны собрать их.) 

Ведущий. Молодцы ребята, а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и объявляю музыкальную паузу. Предлагаю каждой команде импровизировать под чувашскую мелодию танцевальные движения.

Музыкальная пауза.

Каждой команде будет предложена чувашская мелодия. Вам нужно услышать её характер и воспроизвести в чувашских танцевальных движениях. Итак, приглашаем первыми команду «Любознайки». Проходите, занимайте всё свободное пространство.  А теперь приглашаем команду «Почемучки».

Ведущий: Ребята, мы с вами постоянно путешествуем по родному городу, нами было проведено много познавательных экскурсий. Следующий тур называется «Знатоки города». 

IV тур «Знатоки города».

Внимание на экран, вам нужно вспомнить название достопримечательностей, которые вы  посетили.

Фото-вопрос для команды «Любознайки».

Назовите экспонат музея. (Тачанка Чапаева и пулемет Максим).

Фото-вопрос для команды «Почемучки».

В каком парке города Чебоксары можно увидеть монумент Воинской славы? (В парке Победы).

Фото-вопрос для команды «Любознайки».

В каком музее находится данный экспонат? (Чувашский государственный художественный музей).

Фото-вопрос для команды «Почемучки».

На каком монументе имеется надпись: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»? (На монументе «Мать-Покровительница»).

Видео-вопрос для команды «Любознайки». Это единственный в мире музей. (Музей Трактора).

Видео-вопрос для команды «Почемучки». Около какого завода стоит этот памятник и как он называется? (Около Агрегатного завода, памятник Машиностроителю).

Ведущий: Жюри оценивает конкурс.

V тур «Секреты чувашского орнамента»

Ведущий: Наш родной край славится чувашской вышивкой. Вышивка –  достояние и гордость чувашского народа. Предлагаем вам в этом туре вспомнить и нарисовать чувашские узоры на листе бумаги. Чем больше узоров вы нарисуете, тем больше баллов вы сможете набрать. На выполнение задания дается 3 минуты. Засекаем время при помощи песочных часов. ( Участникам предоставляют листы бумаги, на которых они изображают символы чувашской вышивки, в конце тура капитан команды относит лист бумаги членам жюри и объясняет значение каждого изображенного символа.)

Ведущий. Подошло время завершить нашу викторину «Мой родной город  – Чебоксары». Предоставляем слово жюри.

 (Дети обеих команд встают на круг почёта (полукругом). Выступление жюри, анализ деятельности детей. Награждение команд дипломами и призами).

Ведущий:  (вручает Рассеянному подарок – сувенир на память о городе) Уважаемый Рассеянный, вы рады знакомству с Чебоксарами?

Рассеянный. Очень рад, но пора мне в Ленинград! Пойду на поезд, куплю билет в маршрутке…

Ведущий. Вы снова всё перепутали. Езжайте на вокзал на маршрутке, там купите билет на поезд.

Рассеянный. А…ну…да… точно…(в задумчивости уходит)

Ведущий. А чемодан?

(Рассеянный возвращается, берёт чемодан и уходит)

Ведущий. Вот  и  прошел такой замечательный конкурс, где вы смогли показать интеллект, творчество, знания, полученные на занятиях и экскурсиях. Спасибо всем ребятам за участие в викторине. И нам, ребята, пришла пора прощаться, а на прощание давайте все вместе сфотографируемся.

(Все участники фотографируются)

Использованные источники:

  1. Мосалова, Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / Л.Л. Мосалова. – Санкт-Петербург: «Детство – Пресс», 2019 . – 80 c.
  2. Праздники на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Р.Б. Кузьминой – Чебоксары: Из-во Л.А. Наумова, 2006 – 204 с.
  3. Соловей, Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края» / Л.Б. Соловей. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015. – 72 с.