Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»
(МКОУ «Школа № 2»)
(653050, Кемеровская область-Кузбасс, г. Прокопьевск, ул. Обручева, 50)
Тел. 8(3846)65-66-06, сайm www. shcolainternat2.ucoz.ru, E-mail: msoy2.savinova@yandex.ru
Всероссийский конкурс педагогических работников
«Лучшие практики наставничества»
Номинация «Эффективная система наставничества»
Наставничество как условие
профессионального становления молодого учителя
(из опыта работы)
Автор:
Виктория Анатольевна Шумакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Прокопьевск, 2023
Содержание
Введение 3
Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя 4
4 секрета адаптации молодого педагога. Методический коллаж 7
Результативность профессиональной деятельности …9
Приложение 1.
План мероприятий по привлечению молодых специалистов 11
Приложение 2.
Индивидуальный план профессионального развития педагога 13
Введение
Наставничество — это инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко «теряется». И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает большие сложности во всех аспектах работы педагога.
Большинство молодых учителей, в начале пути в системе специального образования, испытывают трудности в установлении контакта, межличностном общении с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, в определении особых образовательных потребностей данной категории детей.
В том, чтобы молодой учитель чуствовал себя комфорто, чтобы у него не было желания уйти из профессии, помогает универсальная технология передачи личностного, жизненного и профессионального опыта – наставничество.
Наставничество как условие профессионального становления
молодого учителя
Работа с молодыми специалистами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. В условиях кадрового дефицита в учреждении разработан План мероприятий по привлечению и обучению молодых специалистов в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» (Приложение 1).
Опыт работы показывает, что пользу получают все участники этого процесса:
– наставник развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена);
– педагог получает своевременную помощь на этапе включения в образовательный процесс, поддержку в профессиональном развитии;
– школа стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров), формирует команду высококвалифицированных сотрудников.
Я, как наставник, сопровождаю ряд процессов: адаптация, управление эффективностью деятельности, контрольно-оценочный этап.
- Адаптация. Каждый из нас когда-то оказывался в роли новичка, поэтому мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые дни работы потребность в получении нужной информации. Моя роль в процессе адаптации:
– помочь педагогу понять и принять свой новый статус;
– освоить новые нормы поведения;
– познакомиться с корпоративной культурой, традициями школы;
– помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;
– помочь педагогу сформировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей.
- Управление эффективностью деятельности. В основе данного процесса: постановка целей и разработка плана развития на основе плана мероприятий школы.
Цели могут быть уточнены и скорректированы в середине года — во время процедуры промежуточной оценки деятельности. Мои обязанности, как наставника, на данном этапе:
– скорректировать и утвердить цели работы на год;
– оценить компетенции и возможности педагога;
– помочь разработать индивидуальный план развития.
- Оценка деятельности (промежуточная и итоговая). Проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
С 2020 года являюсь персональным наставником педагога, учителя начальных классов Решетниковой Ксении Александровны. В своей работе с наставляемым педагогом выделила четыре направления.
№ п/п | Наименование направления | Действия наставника |
1 | Методическое | Диагностика профессиональных дефицитов наставляемого педагога. Корректировка траектории обучения. |
2 | Информационное | Обеспечение доступа к информационным, справочным ресурсам. |
3 | Организационное | Организация повышения квалификации, участия педагога в работе методического объединения, круглых столов, мастер-классов. Помощь в подготовке к участию в мероприятиях. |
4 | Коммуникативное | Доверительное общение с педагогом, укрепление профессионального сотрудничества, обсуждение возникающих проблем. |
Для успешного и быстрого включения в профессиональную деятельность разработан план работы с наставляемым педагогом (Приложение 2). Выбирая формы наставничества, мы руководствовались актуальными проблемами нашей образовательной организации, связанными с повышением профессионального потенциала педагога и поддержкой обучающихся с особенными образовательными потребностями. В работе с педагогом применялись следующие эффективные виды и формы деятельности:
– индивидуальное консультирование; технология сотрудничества; методическое сопровождение; посещение уроков; участие в очных и дистанционных мероприятиях (семинарах, тематических педсоветах, вебинарах); участие в конкурсах профессионального мастерства.
Ксения Александровна показывает высокие результаты профессиональной деятельности:
- Педагог умеет планировать учебную деятельность, владеет методикой проведения уроков, работает с классом на основе изучения личности ребенка, владеет системой контроля и оценки знаний и умений учащихся.
- Выявляет и развивает способности учащихся к творческой деятельности. Учащиеся Ксении Александровны имеют тяжелые и множественные нарушения развития, у них нарушены все структурные компоненты речи, зрительно-моторная координация, уровень продуктивности внимания, запас знаний ограничен знанием предметов окружающего быта. Но стремление педагога помочь «особым» детям реализовать свой творческий потенциал дает положительные результаты:
– 2022г., Александр В., международная онлайн-олимпиада mir-olimp.ru. Диплом III степени;
– 2022г., Александр В., образовательный портал «Солнечный свет», онлайн-олимпиада «По стихам Агнии Барто», Диплом III место.
- Педагог принимает активное участие в работе методического объединения, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса: разработала и представила рабочие программы учебных предметов «Альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек».
- Транслирует опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, принимает участие в конкурсах профессионального мастерства.
- Систематически повышает квалификацию:
– 2019г., МАОУ ДПО «Институт повышения образования» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», 72ч;
-2022г., АНО ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по программе «Современные аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов с учетом требований ФГОС УО (ИН)», 72ч.
Наша совместная деятельность позволяет отметить положительную динамику развития наставляемого педагога: повышение уровня удовлетворенности собственной работой, уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов, стимул и ресурс для дальнейшего комфортного становления и развития.
4 секрета адаптации молодого педагога. Методический коллаж.
Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, потому что «Почти во всех делах самое трудное — начало».
Чтобы успех, маленькие победы не заставили себя ждать, мы представляем вниманию молодых педагогов методический коллаж, т.е. комбинацию основных элементов педагогического мастерства, которые позволяют им быстро войти в профессию и пригодятся на протяжении всей профессиональной деятельности (Презентация).
- 1-я составляющая нашего методического коллажа – «Траектория успеха».
В школе существует комплекс наставнических практик: разработана программа наставничества «Траектория».
Цель данной программы: планомерное раскрытие индивидуальных способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся по следующим модулям:
– моделирование процесса обучения;
– моделирование воспитательного процесса;
– образовательные технологии и документация;
– развитие профессиональной компетентности педагога.
Продолжительность каждого модуля вариативна: прохождение всех модулей каждым конкретным молодым педагогом может быть необязательным с учетом его индивидуальных особенностей и профессиональных дефицитов.
В свою очередь, наставник составляет индивидуальный план обучения педагога, исходя из его потребности в профессиональных знаниях и навыках, в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы.
- 2-й элемент в технике методического коллажа: говорим на одном языке.
Мы работаем с детьми с интеллектуальными нарушениями. Работа с данной категорией детей имеет свою специфику:
– ведущими в нашей деятельности являются врачи и узкие специалисты: они устанавливают диагноз, дают рекомендации по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса. Работа с данной категорией детей, с одной стороны, сложна, с другой стороны – интересна тесной связью медицины и педагогики. Поэтому педагог школы для детей с ограниченными возможностями здоровья должен ориентироваться в шифрах болезней в соответствии с международной классификацией болезней. Если ребенок-инвалид – понимать степень ограничений ребенка в соответствии индивидуальной программой реабилитации инвалида.
- Мотивация к учению – 3-й элемент в технике методического коллажа. Мотивационная сфера у учащихся с интеллектуальными нарушениями отличается слабой выраженностью, кратковременностью побуждений к деятельности, что, в свою очередь, формирует у учащихся стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогами встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения.
- 40 минут серьезной работы …. А давно ли вы смеялись на уроке? И здесь на помощь приходит прием, автором которого считают известного психотерапевта и писателя Владимира Леви: «Комическая атака» – 4-й элемент методического коллажа. Нельзя не согласиться с мнением автора, что у многих детей, как и у взрослых, существует масса комплексов, внутренняя неуверенность. Юмор для большинства ребят безотказно делает свое доброе дело, помогает освободиться от напряжения, и после своеобразной «встряски» вновь включиться в работу.
Эта схема не исчерпывает всех видов методической работы в школе с начинающими учителями, и «опыт можно почерпнуть из книг, методической литературы, Интернета и других источников информации. Но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. Наставник, как проводник, сможет провести вас туда, где он уже был, а вы – еще нет».
.
Результативность профессиональной деятельности
молодых специалистов
Реализация Плана школы по привлечению молодых специалистов, построение стратегии профессионального становления педагогов способствуют профессиональному росту педагога и его наставника.
Профессиональный рост | Дата | Уровень, результат деятельности |
Результативность профессиональной деятельности
заместителя директора по учебно-воспитательной работе Шумаковой Виктории Анатольевны |
||
Региональный этап III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». Номинация «Лучшая здоровьесберегающая школа» | 2020г. | региональный, Диплом III место |
Организация и проведение семинара-практикума «Дифференцированный подход к обучению обучающихся с ОВЗ (УО) с учетом особенностей и возможностей развития» | 2020г. | муниципальный, справка информационно-методического центра
г. Прокопьевска |
Конкурс «Лучший педагог – наставник» | 2020г. | региональный, сертификат участника |
Подготовка участников конкурса профессионального мастерства «Мои педагогические находки» | 2021г. | муниципальный |
Организация и проведение заседания городского методического объединения школ для детей с ОВЗ по теме «Коррекционная работа по формированию устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с РАС» | 2021г. | муниципальный, справка информационно-методического центра
г. Прокопьевска |
Компетентностная интернет-площадка «Умные технологии – для качественного образования» | 2021г. | региональный, сертификат участника |
Региональный форум «От молодого педагога – к вершинам мастерства» (в рамках ReФорума «Управляя будущим»)
Методический коллаж «Интеграция молодого специалиста в образовательном учреждении» |
2021г. | ГОУ ДПО (ПК) С КРИПКиПРО
г. Кемерово. Методическая площадка Прокопьевского городского округа «Наставничество как средство профессионального становления молодых педагогов», участник |
Подготовка участника конкурса «Лучший руководитель методического объединения» | 2022г. | муниципальный, Диплом II место |
Организация и проведение заседания городского методического объединения школ для детей с ОВЗ по теме «Образовательные технологии в системе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ» | 2022г. | муниципальный, справка информационно-методического центра г. Прокопьевска |
Областной конкурс «Лучшие практики наставничества». Номинация «Педагог-педагог» | 2023г. | региональный, сертификат участника |
Результативность профессиональной деятельности
учителя начальных классов Решетниковой Ксении Александровны |
||
Конкурс профессионально мастерства им. А.С. Макаренко | 2020г. | всероссийский, Диплом участника |
Региональный форум «От молодого педагога – к вершинам мастерства» (в рамках ReФорума «Управляя будущим»)
Методический коллаж «Интеграция молодого специалиста в образовательном учреждении» |
2021г. | ГОУ ДПО (ПК) С КРИПКиПРО
Методическая площадка Прокопьевского городского округа «Наставничество как средство профессионального становления молодых педагогов», участник |
Публикация методического материала. Конспект урока «Звук и буква Г». | 2022г. | международные онлайн олимпиады для школьников.
Свидетельство № 105090 |
Блиц-олимпиада «Обучение детей в начальной школе» | 2022г. | ФГОСкласс.рф Конкурс для детей и педагогов. Диплом лауреата № FK-193068 |
Международный проект для учителей mir-olimp.ru | 2022г. | международный, Благодарность за активное участие в работе проекта |
Конкурс талантов. Номинация «Методическая разработка». «Дикие и домашние животные. Сравнение среды обитания». | 2023г. | всероссийский, Диплом участника (4 место). |
Приложение 1
УТВЕРЖДЕН
приказом МКОУ «Школа № 2»
от 30.08.2020 г. № 42
План
мероприятий по привлечению молодых специалистов
в муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»
на 2020-2025 годы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат | |||
I. Организация работы по привлечению молодых специалистов и условий их закрепления в школе | |||||||
1.1 | Анализ состояния кадрового состава, участие в ярмарке вакансий. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы | прогноз | |||
1.2 | Своевременное размещение и обновление информации о вакантных местах педагогических работников на официальном сайте Управления образования администрации г. Прокопьевска, всероссийской базы данных Работа России. | регулярно | Администрация школы | прогноз | |||
1.3 | Обеспечение специальной выплаты молодым специалистам ежемесячно в течение 3 лет (в соответствии с п.2 ст.14 Закона Кемеровской области от 05.07.2013г. № 86 – ОЗ «Об образовании»). | в соответствии с п.2 ст.14 Закона Кемеровской области от 05.07.2013г. № 86 – ОЗ «Об образовании»). | Администрация школы | Кол-во молодых специалистов-получателей выплаты в текущем году | |||
1.4 | Создание условий для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов (диагностика затруднений педагогов, методическое сопровождение, наставничество). | В течение года | Администрация школы | План работы | |||
II. Обеспечение работы по повышению квалификации педагогических кадров в условиях обновления законодательства в сфере образования | |||||||
2.1 | Корректировка содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы | План работы | |||
2.2 | Планирование переподготовки и повышения квалификации молодых педагогов. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Заместитель директора по УВР | Повышение квалификации | |||
2.3 | Осуществление системной работы по повышению квалификации педагогов школы (совместно с ИМЦ г. Прокопьевска, КРИПк и ПРО, АНО ДПО (ПК) «ЦОВ», г. Кемерово). | ежегодно с 2020-2025 гг. | Заместитель директора по УВР | План работы | |||
III. Совершенствование системы учебно-методического и информационно-методического обеспечения и стимулирования профессиональной культуры педагогических кадров. | |||||||
3.1 | Участие молодых педагогов в работе профессиональных сообществ школы и города. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы | План работы, | |||
3.2 | Распространение педагогического опыта в рамках совершенствования модели внутришкольного повышения квалификации педагогов (проведение открытых методических мероприятий, обобщение опыта работы педагогов, организация творческих проблемных групп, самообразование педагогов, участие в инновационной деятельности) c активным привлечением молодых специалистов. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы, руководители методических объединений | Обмен
опытом работы |
|||
3.3 | Стимулирование профессионального роста молодых педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Самый классный классный», «Мои профессиональные находки» и др.) | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы | Количество молодых
специалистов, принявших участие в конкурсах, результативность участия |
|||
3.4 | Разработка учебно-методических пособий, рекомендаций по приоритетным научным направлениям в педагогике, психологии и методике преподавания предметов в целях повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования. | ежегодно с 2020-2025 гг. | Администрация школы | Методические
рекомендации |
Приложение 2
План работы с наставляемым педагогом
Форма наставничества: «учитель – учитель».
Ф.И.О., должность наставляемого педагога: Решетникова Ксения Александровна, учитель начальных классов.
Ф.И.О., должность наставника: Шумакова Виктория Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Срок осуществления плана: «с «01» сентября 2020 г. по «15» июня 2021г.
Цель: развитие профессиональных умений и навыков педагога.
Задачи:
- Оказать методическую помощь:
– в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
– в изучении нормативно-правовой документации;
– в ведении документации;
– в овладении современными подходами и педагогическими технологиями;
– в решении вопросов организации работы с родителями.
- Способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
- Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Планируемые результаты:
- динамика личностного развития,
- самостоятельность,
- ответственность,
- сформированность базовых компетенций,
- креативность.
№ п/п | Направления деятельности | Срок | Задачи | Фактический результат |
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | ||||
1.1 | Диагностика на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | До 13.08. 2020г. | Определить перечень дефицитных компетенций, требующих развития | |
1.2 | Диагностическая беседа для уточнения зон развития | До 15.08. 2020г. | Сформулировать перечень тем консультаций | |
1.3 | Разработка мер по преодолению трудностей с учетом тем мероприятия раздела 2 | В течение года | Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей | |
Раздел 2. Вхождение в должность | ||||
2.1 | Знакомство с направлениями работы, особенностями работы с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития. | До 20.08. 2020г. | Осуществить знакомство с особенностями и направлениями работы | |
2.2 | Изучение нормативных локальных актов, регулирующие образовательную деятельность . | До 23.08. 2020г. | Изучить Положение о разработке СИПР, Положение о рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов), Положение о текущей и промежуточной аттестации, Положение о системе оценивания, Положение о психолого-педагогическом консилиуме. | |
2.3 | Изучение методики построения и организации результативного учебного процесса | До 30.08.2020г. | Изучить методику составления плана урока | |
2.4 | Анализ результатов своей профессиональной деятельности | До 30.08.2020г. | Изучить методы самоанализа урока. | |
3. Направления профессионального развития педагогического работника | ||||
3.1 | Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, | До 30.08.2020г. | Изучить психологические и возрастные особенности учащихся | |
3.2 | Изучение основных функций и инструментов электронного журнала, технологии работы в электронном журнале | До 30.08.2020г. | Ознакомить с Положением об электронном журнале и дневнике, | |
3.3 | Освоение эффективных подходов к планированию деятельности учителя | В течение года | Изучить современные требования к документам, особенности планирования | |
3.4 | Знакомство с успешным опытом организации внеклассной деятельности | В течение года | Работа в рамках методического объединения классных руководителей | |
3.5 | Изучение успешного опыта работы с родителями, методики подготовки и проведения родительских собраний. Освоение приемов вовлечения родителей во внеурочную деятельность | В течение года | Совместно с наставником подготовить и провести родительское собрание. Провести классный час с привлечением родителей | |
3.6 | Разработка системы профессионального развития педагога. | В течение года | Выбор форм профессионального развития на 2020/21 учебный год. |