Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя

ФИО: Шумакова В.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2194
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 

«Основная общеобразовательная школа 

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»

(МКОУ «Школа № 2»)

(653050, Кемеровская область-Кузбасс,  г. Прокопьевск, ул. Обручева, 50)

Тел. 8(3846)65-66-06,  сайm www. shcolainternat2.ucoz.ru,  E-mail: msoy2.savinova@yandex.ru

Всероссийский конкурс педагогических работников

«Лучшие практики наставничества»

Номинация  «Эффективная система наставничества»

Наставничество как условие 

профессионального становления молодого учителя

(из опыта работы)

Автор:

Виктория Анатольевна Шумакова,

заместитель директора 

по учебно-воспитательной работе

 

Прокопьевск, 2023

 

Содержание

Введение 3

 

Наставничество как условие  профессионального становления молодого учителя 4

4 секрета адаптации молодого педагога. Методический коллаж 7

    Результативность профессиональной деятельности 9

    Приложение 1.

План мероприятий по привлечению молодых специалистов 11

Приложение 2. 

    Индивидуальный план профессионального развития педагога 13

Введение

Наставничество — это инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер

Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки.  Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко «теряется».  И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает  большие сложности  во всех аспектах работы педагога.

Большинство молодых учителей, в начале пути в системе специального образования, испытывают трудности в установлении контакта, межличностном общении с учащимися  с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, в определении особых образовательных потребностей данной категории детей.

В том, чтобы молодой учитель чуствовал себя комфорто, чтобы у него не было желания уйти из профессии, помогает универсальная технология передачи личностного, жизненного и профессионального опыта – наставничество. 

 

Наставничество как условие  профессионального становления 

молодого учителя

Работа с молодыми специалистами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. В условиях  кадрового  дефицита  в учреждении разработан  План мероприятий по привлечению и обучению  молодых специалистов в муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение   «Основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» (Приложение 1).

Опыт работы  показывает, что пользу получают все участники этого процесса:

наставник  развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает  репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена);
– педагог  получает своевременную помощь на этапе включения в образовательный процесс, поддержку в профессиональном развитии;
– школа  стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров),  формирует команду высококвалифицированных сотрудников.

Я,  как наставник,  сопровождаю ряд процессов: адаптация, управление эффективностью деятельности, контрольно-оценочный этап. 

  1. Адаптация. Каждый из нас когда-то оказывался в роли новичка, поэтому мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые  дни работы потребность в получении нужной информации. Моя  роль в процессе адаптации:

– помочь педагогу понять и принять свой новый статус;

– освоить новые нормы поведения;

– познакомиться с корпоративной культурой, традициями школы;

– помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;

– помочь педагогу сформировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей.

  1. Управление эффективностью деятельности. В основе данного процесса: постановка целей и разработка плана развития на основе плана мероприятий школы.

   Цели могут быть уточнены и скорректированы в середине года — во время процедуры промежуточной оценки деятельности. Мои  обязанности, как наставника, на данном этапе:

– скорректировать и утвердить цели работы  на год;

– оценить компетенции и возможности педагога;

– помочь разработать индивидуальный план развития. 

  1. Оценка деятельности (промежуточная и итоговая). Проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

С 2020 года являюсь персональным наставником педагога, учителя начальных классов Решетниковой Ксении Александровны. В своей работе с наставляемым педагогом выделила четыре направления.

№ п/п Наименование направления Действия наставника
1 Методическое Диагностика  профессиональных дефицитов наставляемого педагога. Корректировка траектории обучения.
2 Информационное Обеспечение  доступа  к информационным, справочным ресурсам.
3 Организационное Организация  повышения квалификации,  участия  педагога в работе  методического объединения, круглых столов, мастер-классов. Помощь в  подготовке  к участию в мероприятиях.
4 Коммуникативное Доверительное общение с педагогом, укрепление профессионального сотрудничества, обсуждение возникающих проблем.

Для успешного и быстрого включения в профессиональную деятельность разработан план работы с наставляемым педагогом (Приложение 2).  Выбирая формы наставничества, мы руководствовались актуальными проблемами нашей образовательной организации, связанными с повышением профессионального потенциала педагога и поддержкой обучающихся с особенными образовательными потребностями. В работе с педагогом    применялись следующие эффективные виды и формы деятельности:

– индивидуальное консультирование;  технология сотрудничества; методическое сопровождение; посещение уроков; участие в очных и дистанционных мероприятиях (семинарах, тематических педсоветах, вебинарах); участие в конкурсах профессионального мастерства.

  Ксения Александровна показывает высокие результаты профессиональной деятельности:

  1. Педагог умеет планировать учебную деятельность,  владеет методикой проведения уроков,  работает с классом на основе изучения личности ребенка, владеет системой контроля и оценки знаний и умений учащихся. 
  2. Выявляет  и развивает способности учащихся к творческой деятельности. Учащиеся  Ксении Александровны имеют тяжелые и множественные нарушения развития, у них  нарушены все структурные  компоненты речи, зрительно-моторная координация,  уровень продуктивности внимания,  запас знаний ограничен знанием предметов окружающего быта. Но стремление педагога  помочь «особым» детям реализовать свой творческий потенциал дает положительные результаты:

– 2022г., Александр В., международная  онлайн-олимпиада mir-olimp.ru. Диплом III степени;

– 2022г., Александр В., образовательный портал «Солнечный свет», онлайн-олимпиада «По стихам Агнии Барто», Диплом III место.

  1. Педагог принимает активное участие в работе методического объединения, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса: разработала и представила рабочие программы учебных предметов «Альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Человек». 
  2. Транслирует опыт практических результатов своей профессиональной деятельности, принимает участие в конкурсах профессионального мастерства.
  3. Систематически повышает квалификацию:

– 2019г., МАОУ ДПО «Институт повышения образования» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования», 72ч;

-2022г., АНО ДПО «Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по программе «Современные аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов с учетом требований ФГОС УО (ИН)», 72ч.

Наша совместная деятельность  позволяет  отметить   положительную динамику  развития наставляемого педагога:  повышение уровня удовлетворенности собственной работой, уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов,  стимул и ресурс для дальнейшего комфортного становления и развития.

 

4 секрета адаптации молодого педагога. Методический коллаж.

           Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что   даже      при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно, потому что  «Почти во всех делах самое трудное — начало». 

   Чтобы успех, маленькие победы не заставили себя ждать, мы  представляем    вниманию молодых педагогов  методический коллаж, т.е.  комбинацию основных элементов педагогического мастерства, которые позволяют им быстро войти в профессию и  пригодятся на протяжении  всей  профессиональной  деятельности  (Презентация).  

  • 1-я составляющая нашего методического коллажа – «Траектория успеха».

В школе   существует комплекс наставнических практик:   разработана  программа  наставничества «Траектория».

         Цель данной программы: планомерное раскрытие индивидуальных способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления.

        Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся по следующим модулям:  

– моделирование процесса обучения;

– моделирование воспитательного процесса;

– образовательные технологии и документация;

– развитие профессиональной компетентности педагога.

Продолжительность каждого модуля вариативна: прохождение всех модулей каждым конкретным молодым педагогом может быть необязательным с учетом его индивидуальных особенностей и профессиональных дефицитов. 

В свою очередь, наставник составляет индивидуальный план обучения педагога, исходя из его потребности в профессиональных знаниях и навыках, в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы.

  • 2-й элемент в технике методического коллажа: говорим на одном языке. 

            Мы работаем с детьми с интеллектуальными нарушениями. Работа с данной категорией детей имеет свою специфику:

– ведущими в нашей деятельности являются врачи и  узкие специалисты: они устанавливают диагноз, дают рекомендации по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса. Работа  с данной категорией детей, с одной стороны, сложна, с другой стороны – интересна тесной связью медицины и педагогики. Поэтому педагог школы  для детей с ограниченными возможностями здоровья  должен ориентироваться в шифрах болезней в соответствии с международной классификацией болезней. Если ребенок-инвалид – понимать степень ограничений ребенка в соответствии индивидуальной программой реабилитации инвалида.

  •  Мотивация к учению  – 3-й элемент в технике методического коллажа.     Мотивационная сфера у учащихся с интеллектуальными нарушениями  отличается  слабой выраженностью, кратковременностью побуждений к деятельности, что, в свою очередь, формирует у учащихся  стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогами  встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитания положительной мотивации учения, формирования положительных стереотипов. Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения. 
  • 40 минут серьезной работы …. А давно ли вы смеялись   на уроке?  И здесь на помощь приходит  прием, автором которого  считают известного психотерапевта и писателя Владимира Леви: «Комическая атака» – 4-й элемент методического коллажа. Нельзя не согласиться с мнением автора, что у многих  детей, как и у взрослых, существует масса комплексов, внутренняя неуверенность. Юмор для большинства ребят безотказно делает свое  доброе дело, помогает  освободиться от напряжения, и после своеобразной «встряски» вновь включиться  в работу.

          Эта схема не исчерпывает всех видов методической работы в школе с начинающими учителями,  и «опыт можно почерпнуть из книг, методической литературы, Интернета и других источников информации. Но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. Наставник, как проводник, сможет провести вас туда, где он уже был, а вы – еще нет».   

.

 

Результативность профессиональной деятельности

молодых специалистов

          Реализация Плана школы  по привлечению молодых специалистов, построение стратегии профессионального становления педагогов способствуют профессиональному росту педагога и его наставника.

 

Профессиональный  рост Дата Уровень, результат деятельности
Результативность профессиональной деятельности

заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Шумаковой Виктории Анатольевны

Региональный этап III Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». Номинация «Лучшая здоровьесберегающая  школа»  2020г. региональный, Диплом III место
Организация и проведение семинара-практикума «Дифференцированный подход к обучению обучающихся с ОВЗ (УО) с учетом особенностей и возможностей развития» 2020г. муниципальный, справка информационно-методического центра

 г. Прокопьевска

Конкурс «Лучший педагог – наставник»  2020г. региональный, сертификат  участника
Подготовка участников конкурса профессионального мастерства «Мои педагогические находки» 2021г. муниципальный
Организация и проведение заседания городского методического объединения школ для детей с ОВЗ по теме «Коррекционная работа по формированию устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с РАС» 2021г. муниципальный, справка информационно-методического центра 

г. Прокопьевска

Компетентностная интернет-площадка «Умные технологии – для качественного образования» 2021г. региональный, сертификат участника
Региональный форум «От молодого педагога – к вершинам мастерства» (в рамках ReФорума «Управляя будущим») 

Методический коллаж «Интеграция молодого специалиста в образовательном учреждении» 

2021г. ГОУ ДПО (ПК) С КРИПКиПРО 

г. Кемерово. 

Методическая площадка Прокопьевского городского округа «Наставничество как средство профессионального становления молодых педагогов», участник

Подготовка участника конкурса «Лучший руководитель методического объединения» 2022г. муниципальный, Диплом II место
Организация и проведение заседания городского методического объединения школ для детей с ОВЗ по теме  «Образовательные технологии в системе обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ»  2022г. муниципальный, справка информационно-методического центра г. Прокопьевска
Областной конкурс «Лучшие практики наставничества». Номинация «Педагог-педагог» 2023г. региональный, сертификат участника
Результативность профессиональной деятельности 

учителя начальных классов 

Решетниковой Ксении Александровны

Конкурс профессионально мастерства им. А.С. Макаренко 2020г. всероссийский, Диплом участника
Региональный форум «От молодого педагога – к вершинам мастерства» (в рамках ReФорума «Управляя будущим») 

Методический коллаж «Интеграция молодого специалиста в образовательном учреждении» 

2021г. ГОУ ДПО (ПК) С КРИПКиПРО 

Методическая площадка Прокопьевского городского округа «Наставничество как средство профессионального становления молодых педагогов», участник

Публикация методического материала. Конспект урока «Звук и буква Г». 2022г. международные онлайн олимпиады для школьников.

Свидетельство № 105090

Блиц-олимпиада «Обучение детей в начальной школе» 2022г. ФГОСкласс.рф Конкурс для детей и педагогов. Диплом лауреата № FK-193068
Международный проект для учителей mir-olimp.ru 2022г. международный, Благодарность за активное участие в работе проекта
Конкурс талантов. Номинация «Методическая разработка». «Дикие и домашние животные. Сравнение среды обитания». 2023г. всероссийский, Диплом участника (4 место). 

 

Приложение  1

                                                                       УТВЕРЖДЕН

      приказом МКОУ «Школа № 2»

       от 30.08.2020 г. № 42 

План

мероприятий по привлечению молодых специалистов 

в муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение  

«Основная общеобразовательная школа 

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 2»

на 2020-2025 годы

№ п/п               Мероприятия     Сроки Ответственные Результат 
I. Организация работы по привлечению молодых специалистов и условий их закрепления в школе
1.1 Анализ состояния кадрового состава, участие в ярмарке вакансий. ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы прогноз
1.2 Своевременное  размещение и обновление информации о вакантных местах педагогических работников на официальном сайте Управления образования администрации г. Прокопьевска, всероссийской базы данных Работа России. регулярно Администрация школы  прогноз
1.3 Обеспечение специальной выплаты молодым специалистам ежемесячно в течение 3 лет (в соответствии с п.2 ст.14 Закона Кемеровской области от 05.07.2013г. № 86 – ОЗ «Об образовании»). в соответствии с п.2 ст.14 Закона Кемеровской области от 05.07.2013г. № 86 – ОЗ  «Об образовании»). Администрация школы Кол-во  молодых специалистов-получателей выплаты в текущем году
1.4 Создание условий для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов (диагностика затруднений педагогов, методическое сопровождение, наставничество). В течение года Администрация школы План  работы
II. Обеспечение работы по повышению  квалификации педагогических   кадров в условиях обновления законодательства в сфере образования
2.1 Корректировка содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических  работников. ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы План работы
2.2 Планирование переподготовки и повышения квалификации молодых педагогов.  ежегодно с 2020-2025 гг. Заместитель директора по УВР Повышение квалификации
2.3 Осуществление системной работы по повышению квалификации педагогов школы (совместно с ИМЦ г. Прокопьевска, КРИПк и ПРО,  АНО ДПО (ПК) «ЦОВ», г. Кемерово). ежегодно с 2020-2025 гг. Заместитель директора по УВР План работы
III.  Совершенствование системы учебно-методического и информационно-методического обеспечения и стимулирования профессиональной культуры педагогических кадров.
3.1 Участие молодых педагогов  в работе профессиональных сообществ   школы и города. ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы План работы,
3.2 Распространение  педагогического  опыта  в рамках совершенствования модели внутришкольного  повышения квалификации педагогов (проведение открытых методических мероприятий, обобщение опыта работы педагогов, организация творческих проблемных групп, самообразование педагогов, участие в инновационной деятельности) c активным привлечением молодых специалистов. ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы, руководители методических объединений Обмен

опытом работы

3.3 Стимулирование профессионального роста молодых педагогов через участие в конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Самый классный классный», «Мои профессиональные  находки»  и др.) ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы Количество молодых

специалистов,

принявших участие в

конкурсах,

результативность

участия

3.4 Разработка учебно-методических пособий, рекомендаций по приоритетным научным направлениям в педагогике, психологии и методике преподавания предметов в целях повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования. ежегодно с 2020-2025 гг. Администрация школы Методические

рекомендации 

Приложение 2

План работы  с наставляемым педагогом

Форма  наставничества: «учитель – учитель».

Ф.И.О.,  должность наставляемого  педагога:  Решетникова Ксения Александровна, учитель начальных классов.

Ф.И.О.,  должность наставника: Шумакова Виктория Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Срок осуществления плана: «с «01» сентября 2020 г. по «15» июня 2021г.

Цель:  развитие профессиональных умений и навыков педагога.

Задачи: 

  1. Оказать методическую помощь:

 – в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности; 

 – в изучении нормативно-правовой документации; 

 – в ведении документации; 

–  в овладении современными подходами и педагогическими технологиями; 

–  в решении вопросов организации работы с родителями.

  1. Способствовать формированию индивидуального стиля педагогической  деятельности.
  2. Развивать  потребность  и мотивацию в непрерывном самообразовании.

Планируемые результаты:

  • динамика личностного развития,
  • самостоятельность,
  • ответственность,
  • сформированность базовых компетенций,
  • креативность.
№ п/п Направления деятельности Срок Задачи Фактический результат
1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления
1.1 Диагностика  на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития До 13.08. 2020г. Определить перечень дефицитных компетенций, требующих развития  
1.2 Диагностическая беседа для уточнения зон развития До 15.08. 2020г. Сформулировать перечень тем консультаций   
1.3 Разработка  мер по преодолению трудностей с учетом тем мероприятия раздела 2 В течение года Разработать меры по преодолению профессиональных трудностей  
Раздел 2. Вхождение в должность
2.1 Знакомство  с направлениями работы, особенностями работы с учащимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития. До 20.08. 2020г. Осуществить  знакомство с особенностями и направлениями работы   
2.2 Изучение  нормативных локальных  актов, регулирующие образовательную деятельность . До 23.08. 2020г. Изучить  Положение о разработке СИПР, Положение о рабочей программе учебных предметов (коррекционных курсов), Положение о текущей и промежуточной аттестации, Положение о системе оценивания, Положение о психолого-педагогическом консилиуме.  
2.3 Изучение  методики построения и организации результативного учебного процесса До 30.08.2020г. Изучить методику составления плана  урока  
2.4 Анализ результатов своей профессиональной деятельности До 30.08.2020г. Изучить  методы самоанализа урока.  
3. Направления профессионального развития педагогического работника
3.1 Изучение  психолого-педагогических особенностей учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития,  До 30.08.2020г. Изучить психологические и возрастные особенности учащихся   
3.2 Изучение основных функций и инструментов электронного журнала, технологии работы в электронном журнале До 30.08.2020г. Ознакомить   с   Положением  об электронном журнале и дневнике,   
3.3 Освоение эффективных подходов к планированию деятельности учителя В течение года Изучить современные требования к документам, особенности планирования  
3.4 Знакомство  с успешным опытом организации внеклассной  деятельности  В течение года Работа в рамках  методического объединения  классных руководителей
3.5 Изучение успешного опыта работы с родителями,  методики подготовки и проведения родительских собраний. Освоение приемов вовлечения родителей во внеурочную деятельность В течение года Совместно с наставником подготовить  и провести родительское  собрание. Провести  классный час с привлечением родителей 
3.6 Разработка системы профессионального развития педагога.   В течение года Выбор  форм профессионального развития на 2020/21 учебный год.