“Система работы наставника в поддержку молодого специалиста”

ФИО: Маханькова И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2201
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Система работы наставника в поддержку молодого специалиста"
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СОЛНЫШКО» 

Система работы 

наставника в поддержку молодого специалиста

Составил:

Маханькова Ирина Владимировна, 

воспитатель

Прокопьевский городской округ, 2022

Содержание

  1. Актуальность проблемы………………………………………………………3
  2. Цель и задачи………………………………………………………………..5
  3. Этапы работы…………………………………………………………………5
  4. Описание системы работы…………………………………………………7
  5. Индивидуальный план профессионального становления и развития…11
  6. Заключение………………………………………………………………….15
  7. Приложение………………………………………………………………..16

 

  1. Актуальность проблемы.

Социально-экономические реалии и тенденции современного российского общества, в том числе федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, стали вызовом отечественной системе образования, поставили перед ней новые задачи, такие, как развитие личности ребенка, индивидуализация образования, усиление практической направленности образовательных услуг. Для реализации поставленных задач необходимо создать гибкую систему методической работы с ориентацией на развитие у молодых педагогов познавательной активности, готовности к непрерывному самообразованию, социальной и профессиональной мобильности. 

Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Таким образом, остро встает вопрос то профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ. Не секрет, что за последние годы педагогический состав дошкольных учреждений стремительно “стареет”. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены исследования К. Ю. Белой, Л. М. Денякиной, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова и др. По их мнению, период вхождения начинающего педагога в профессию отличается большой напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. 

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Результаты исследований показывают, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать в ДОУ систему работы с молодыми педагогическими кадрами, которая в конечном итоге будет содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста

В нашем детском саду формой работы с молодым педагогом является – наставничество. Система наставничества позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник. Это позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. При этом используются разнообразные формы взаимодействия друг с другом, например, совместное планирование будущего рабочего дня и подведение итогов предыдущего. Помощь наставника при составлении подробного конспекта занятий помогает выбрать оптимальные методы и приемы, которые будут наиболее приемлемы на конкретном занятии. При возникновении конфликтных ситуаций предлагаются различные варианты их решения. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать, как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.

  1. Цель и задачи.

Цель наставничества

Создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. 
        Задачи: 

1.Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.

  1. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
  2. Совместно планировать работу с молодым педагогом.

Для реализации поставленных задач мной была разработана система работы по профессиональному росту молодого педагога с учетом его индивидуальных особенностей.

  1. Этапы работы.

I этап – адаптационно-диагностический;

II этап – коррекционно-развивающий

III этап – аналитический.

 

I этап – адаптационно – диагностический.

Период адаптации молодого специалиста. Основная задача –  предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Идет сбор и анализ информации о профессиональной компетентности педагога, его профессиональных затруднений и интересах (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы). На данном этапе выявляются проблемы и перспективы в профессиональной деятельности. Заполнятся информационная карта молодого специалиста.

II этап – коррекционно – развивающий.

Основная задача этапа – развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск наиболее эффективных методов работы с детьми. Формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Наставник разрабатывает и реализует программу профессионального роста молодого специалиста. Осуществляет корректировку его профессиональных умений и навыков, помогает выстроить собственную программу самосовершенствования. На данном этапе я использовала разнообразные формы методической работы с молодым педагогом в зависимости от выявленных проблем и перспектив в профессиональной деятельности. Были задействованы как традиционные формы работы: беседы, консультации, посещения и обсуждения занятий, так и новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, моделирование педагогических ситуаций, деловые игры, диспуты, мастер – класс, конкурсы, КВН, круглые столы совместно с родителями, ТРИЗ, разработка и презентация проектов, занятий с детьми. Так же данный этап включает в себя помощь наставника в выборе методической литературы по самообразованию.

III этап –  аналитический.

Определяется успешность педагогической деятельности и пути дальнейшего развития. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Проводится мониторинг результативности профессиональной деятельности молодого специалиста.  Итогом реализации программы наставничества является формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

 

  1. Описание системы работы.

В 2021 году мне предложили взять наставничество над молодым специалистом, окончившим КузГПА в 2020 г Файзуллиной Екатериной Александровной.  Имея большой педагогический опыт и высшее образование по специальности «Психология», я начала работу с выявления профессиональных затруднений в деятельности молодого воспитателя. Ей была предложена анкета для начинающих педагогов (см. приложение), а также была проведена диагностика на выявление проблем в деятельности молодого специалиста (см. приложение). Был проведен тест на определение педагогической стрессоустойчивости Н.В. Микляева (см. приложение).  Проанализировав первые результаты анкетирования и тестирования, я подготовила беседу, направленную на выявление мотивации к педагогической деятельности и потребности в достижении своего профессионального успеха.

Таким образом, была собрана информация о профессиональной компетентности молодого специалиста. Диагностика выявила ее основные профессиональные проблемы: имеет недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, и как следствие недостаточное владение приемами и методами воспитательно-образовательной работы.  Выявлены трудности в профессиональной адаптации в коллективе. И мотивации на успех профессиональной деятельности.

Результаты обследования помогли мне наметить дальнейший план работы по наставничеству с молодым педагогом. На первом этапе я подобрала для нее методический материал для изучения воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. Были проведены консультации на тему «Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ», «Оформление документации группы», «Использование современных технологий в воспитательном процессе», на которых молодой специалист получила конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок интегрированных занятий, методические рекомендации. Познакомила с имеющимися методическими пособиями для организации образовательной деятельности и режимных моментов в ДОУ. Для более успешного вхождения молодого специалиста в педагогический коллектив я решила сделать акцент на его психологическую адаптацию. Для этого провела тренинги «Уверенность в себе» (см. приложение), «Азбука общения» (см. приложение). Для достижения положительных результатов в работе провела мини – тренинг успешности (см. приложение). Немаловажную роль в профессиональном становлении молодого педагога играет его успешное взаимодействие как с воспитанниками ДОУ, так и с их родителями. Поэтому, для активного освоения приемов работы с детьми и их родителями в своей системе я использовала беседы, консультации на тему «Планирование работы с родителями», «Оформление наглядной информации для родителей», «Организация и проведение родительских собраний», «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование». Помимо традиционных форм работы я использовала и нетрадиционные: дискуссию по теме «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями», мастер – класс ««Интегрированный подход в воспитании детей», моделирование проблемных ситуаций.

В нашем детском саду царит дух товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы и доброжелательного отношения, поэтому такая форма обучения молодого специалиста, как посещение занятий наставника и других опытных педагогов дали ему возможность увидеть на практике разнообразие форм и методов работы с детьми и особенности их использования. А участие молодого педагога в городских методических объединениях и методической работе ДОУ позволили ему, самостоятельно включится в образовательный процесс. С целью создания психологического комфорта и раскрытия своих внутренних потенциалов я проводила с подопечной релаксационные и тренинговые упражнения, направленные на самопознание, преодоление неуверенности, снятию эмоционального напряжения.

Для развития коммуникабельности и профессиональной компетентности привлекла свою подопечную к организации и участию в различных смотрах, конкурсах, как на уровне ДОУ, так и города, педагогических чтениях, дискуссиях, проведению детских праздников, тематических выставок. 

Как наставник, я несу ответственность за обучение молодого педагога, поэтому в своей работе  главным считала найти индивидуальный подход, к нему, то есть попыталась создать для своей подопечной насыщенную образовательную среду, разработала индивидуальный план профессионального становления и развития, постоянно взаимодействуя с ним, направляла и помогала ему в профессиональном становлении.
Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было более конструктивным, я заинтересована в постоянном целенаправленном общении с ним. Для этого я использовала средства ИКТ. По электронной почте отсылала молодому педагогу необходимый материал: планы, конспекты, методические рекомендации, памятки, мультимедийные презентации. С целью информационного и научно-методического сопровождения молодого специалиста познакомила его с такими сайтами как doshvozrast.ru,  MAAAM.ru,  leon4ik.ru,  vospitatel.com.uansportal.ru, dohcolonoc.ru, Удобным способом методической помощи молодому специалисту стало использование электронной почты, а также общение в программе «Skype», и в  мессенджере WhatsApp,: колоссальная экономия времени, практически мгновенный ответ на возникшую проблему молодого специалиста, возможность помощи во время подготовки к образовательной деятельности в вечернее время, моральная поддержка и совет в трудных ситуациях. Целью моего наставничества была подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя, ощутившего свое призвание и желание работать в дошкольном образовательном учреждении, т. е воспитателя – творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала. Поэтому, проведя адаптационно – диагностический этап  составила совместно с молодым специалистом индивидуальный план его профессионального развития, который включил в себя: изучение нормативных документов, ознакомление с методами и формами работы с детьми, система работы с документацией, тренинги, моделирование педагогических ситуаций, семинары, посещение занятий, разработка календарно – тематического планирования и конспектов занятий, участие в различных конкурсах, разработка и презентация проектов, заполнение листа самооценки, формы работы с родителями воспитанников, диспуты, мастер – классы и др.

Я дала рекомендации по проведению прогулок, сюжетно ролевых игр, методику проведения утренней гимнастики и проведение закаливающих процедур, (гимнастика в постели, игровой массаж, точечный массаж), размещение игрового       оборудования, демонстрационного материала.
Результатом методической работы в системе «Наставник – молодой воспитатель» явилось участие Файзуллиной Е. А. в рамках тематической недели ДОУ «Уроки безопасности», на которой она представила организацию совместной работы по данной теме с использованием словесных игр. Провела деловую игру с воспитателями «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр», а также игру тренинг «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения», участвовала в подготовке проблемного семинара «Как обеспечить безопасность дошкольников». Приняла участие в смотре – конкурсе предметно-развивающей среды, в котором она заняла 2 место. Организовала тематические выставки детских работ «Осень в гости к нам пришла», «Портрет моей мамочки». Приняла активное участие в подготовке и проведении детских праздников «Новый год у ворот», «8 Марта», театрализованном представлении «Веснянка». Подготовила для педагогов материал для музыкального салона по теме «В легком жанре», посещала городские методические объединения. Участвовала в международном конкурсе «Обучение с увлечением», награждена дипломом за активное участие во Всероссийском заочном конкурсе «Новогоднее творчество» в номинации «Новогодняя поделка». Подготовила воспитанников к международному конкурсу поделок «Мастера и мастерицы». Разработала проект «Здравствуй сказка».

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога. Работу с молодым специалистом организовала в 3 этапа адаптационно – диагностический, коррекционно – развивающий и аналитический, что позволило развить у него профессионально важные качества основе “Я – концепции”.

  1. Индивидуальный план профессионального становления и развития молодого специалиста.
Этапы Мероприятия Сроки
адаптационно– диагностический 1.Знакомство с молодым воспитателем. Беседа. Анкета для начинающих педагогов.

2. Диагностика на выявление проблем в деятельности молодого педагога.

3. Тест на определение педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева).

4. Подборка методической литературы.

5. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений.

6. Разработка индивидуального плана профессионального развития по результатам анкетирования (диагностики).

август

август

август

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

коррекционно– развивающий 1.Изучение нормативно-правового сопровождения ДОУ. 

2. Ознакомление с образовательной программой ДОУ. 

3. Консультация на тему «Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ», 

4. Консультация «Оформление документации группы»

5. Консультация «Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста»

6. Консультация «Использование современных технологий в воспитательном процессе»,

7. Тренинг «Уверенность в себе»

8. Моделирование проблемных ситуаций в общении с детьми и их родителями, пути решения.

9. Тренинг «Азбука общения» 

10. Семинар-практикум: «Принципы организации игровой деятельности с дошкольниками в ДОУ»

11. Беседа «Особенности психического развития детей старшего возраста»

12. Мастер – класс ««Интеграция областей развития воспитанников»

13. Творческая работа в коллективе в рамках подготовки к детским праздникам

14.  Консультация на тему «Планирование работы с родителями»

15. Тренинг «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» 

16Смотр-конкурс «Лучшее оформление зимней площадки ДОУ»

17. Микропреподавание педагога – наставника по организации предметно – развивающей среды в ДОУ.

18. Участие в творческих мастерских.

19. Совместное составление конспектов, планов мероприятий.

20. Интернет-общение молодого специалиста и наставника.

21. Секреты мастерства. Посещение занятий коллег, с целью перенять передовой педагогический опыт

22. Совместная разработка календарного – тематического планирования

23. Консультация «Оформление наглядной информации для родителей».

24. Мини – тренинг успешности

25. Консультация «Организация и проведение родительских собраний»,

26. Мастер – класс «ИКТ технологии в работе с детьми»

27. Круглый стол «Принципы организации индивидуальной работы с воспитанниками»

28. Консультация «Проектная деятельность педагога»

29. Консультация «Эффективные формы и методы работы с детьми»

октябрь

октябрь

октябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь – март

ноябрь

ноябрь

декабрь

ноябрь – март

декабрь

декабрь

ноябрь – январь

декабрь

ноябрь – март

декабрь

ноябрь – май

январь- февраль

ноябрь – апрель

январь

январь

февраль

февраль

март

март

март

аналитический 1. Просмотр занятий, родительских собраний, прогулок, режимных моментов у молодого специалиста.

2. Консультации по подготовке открытых мероприятий.

3. Подведение итогов проведённой работы с молодым педагогом, определение ориентиров дальнейшего развития воспитателя как профессионала. Диагностика профессионального мастерства педагога ДОУ.

4. Выбор методической темы для работы по самообразованию.

апрель

апрель

май

май

 

  1. Заключение.

На итоговом педсовете Файзуллина Е. А. рассказала о проделанной работе, какие были затруднения, успехи и планы на будущее. На заседании педагогического совета я рассказала коллегам об итогах реализации проекта «Наставник». Моя работа как наставника на сегодняшний день просто необходима.
Для меня наставничество стало эффективным способом самореализации, повышения своей квалификации, выходом на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет начинающему педагогу отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике, освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому. 

Анализ анкетирования в конце учебного года показал, каких успехов достиг воспитатель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо оказать.

Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. 

 

  1. Приложение.

Анкета молодого специалиста.

  1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
            2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
            3.  С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь? 
  2. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
            5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
            6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
            7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
  3. Что Вас привлекает в работе коллектива:
  • Новизна деятельности 
  • Условия работы 
  • Возможность экспериментирования 
  • Пример и влияние коллег и руководителя 
  • Организация труда 
  • Доверие 

 

Диагностика на выявление проблем в деятельности молодого педагога.

  1. При проведении, каких занятий Вы испытываете трудности?
  • Познавательное развитие
  • Изобразительная деятельность
  • Развитие связной речи
  • Развитие элементарных математических представлений
  1. Какие причины, по-Вашему этих трудностей?
  • Материальные условия
  • Большое количество детей в группе
  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
  • Недостаток педагогического опыта
  • Нехватка методической литературы
  1. Испытываете ли Вы затруднения в общении: с родителями, детьми, руководством, коллегами?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Какие методы и приемы Вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?
  • На занятиях
  • В игровой деятельности
  • В труде
  • В художественной деятельности
  1. Оцените, пожалуйста, по 5 – бальной системе, в какой степени у Вас сформированы гностические умения:
  • Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
  • Умение диагностировать волевое развитие ребенка
  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
  • Умение видеть и понимать мотивы ребенка
  • Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать
  1. Какие задачи Вы ставите перед собой на ближайшее время?____________

_______________________________________________________________

  1. В какой методической помощи Вы нуждаетесь?
  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
  • В методических консультациях по отдельным разделам
  • В просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
  • В знакомстве с передовым педагогическим опытом

 

Тест для молодого воспитателя на определение

 его педагогической стрессоустойчивости  

(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)..

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

  1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп. 

  1. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают. 

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

  1. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

  1. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Если бы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

  1. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

  1. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

  1. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

  1. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почина.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

  1. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

     В. Вечер – плач, а утром – радость.

Ключ к тесту:
Если у Вас преобладают ответы:

“А” – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как “идеальном педагоге” (каким бы Вы хотели стать), “потенциальном педагоге” (каким бы Вы могли стать) и “реальном педагоге” (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

“Б” – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

“В” – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:
для ответов типа “А” –  нормальная.

для ответов типа ” Б” – неустойчивая.

для ответов типа “В” – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

(ответы воспитателя подчеркнуты)

 

Тренинг «Уверенность в себе».

Цель тренинга: самопознание и терапия, само исследование, самосовершенствование, личностный и профессиональный рост, познание своего, не выявленного потенциала.

Ход:

1.Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения: помочь участнику выстраивать адекватную самооценку.

Участнику дается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

  1. Упражнение «Событие»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает участнику рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало: 

удивление,

интерес,

радость.

  1. Рисунок «Я такой, какой я есть»

Цель упражнения: способствовать выработке у участника более объективной самооценки.

Участник рисует себя. После этого рисунок совместно обсуждается. 

  1. Упражнение «Если бы…, то я стал бы…»

Цель упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Ведущий ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. Например, «Если бы меня обсчитали в магазине…». Участник продолжает (заканчивает) предложение. Например, «… я стал бы требовать жалобную книгу».

  1. Упражнение «Я в будущем»

Участник рисует себя в будущем. Происходит защита своего рисунка.

Рефлексия:

  • Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?
  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?

 

Тренинг Азбука общения».

Цель: Продемонстрировать важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания.

Ход:

1.Упражнение «Стеклянная дверь»

Участник встает напротив ведущего. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из нас успел зайти внутрь, а второй – нет, когда двери закрылись. Мы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга мы уже не можем, но прекрасно видим собеседника. Тот, кто остался на перроне, хочет сообщить другому о времени и месте следующей встречи. На это есть 15 секунд – потом поезд уйдет». Участник становятся лицом к ведущему на расстоянии 1,5 – 2 метра, ведущий дает команду: «Двери закрываются», участник «разговаривает» сквозь них, через 15- 17 секунд ведущий говорит: «Поезд уехал!» – общение заканчивается. «Уехавший» говорит, какой он сделал вывод о времени и месте встречи, а оставшийся на перроне» либо соглашается, либо уточняет, что он все – таки имел в виду. 

  1. Упражнение «Смотрим в книгу, видим…»

Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Необходимый материал: лист бумаги, содержащий словесную информацию и картинку.

Участнику дается следующая инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст и картинка. В течение одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию».

  1. Упражнение «Четыре слова»

Цель: создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; помочь игроку развить воображение, метафорическое мышление, умение использовать символику языка и действия; развить способности к соединению идей из разных областей опыта, умение использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Необходимый материал: доска с письменными принадлежностями для записи задания.

Ведущий. В волшебном лесу все заколдованное, и слова тоже. Давайте попробуем их разгадать.

На доске записываются четыре слова. Логически они должны быть, как можно меньше связаны между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном числе (хотя не исключен и другой вариант грамматических форм или частей речи: скажем, список из четырех глаголов).

Даны, к примеру, слова: хлеб, грязь, театр, звезда.

Или: душа, письмо, цветок, ступени.

Игра заключается в том, что за определенное время (15-20 минут) необходимо придумать и показать театральный этюд, объединяющий данные слова (в том же порядке!) в логически связное действие с конфликтом.

4.Техника «Розовый куст» (Виолетта Оклендер)

Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления и мысли, лучше понять себя.

Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисти.

Ведущий. Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в розовый куст.

Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то, какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые?

Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты или он стоит один?

Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода?

Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?

Затем участник открывает глаза и рисует розовый куст на фоне окружающего пейзажа.

  1. Рефлексия

 

Мини – тренинг успешности.

Цель – понять, какое место занимает в нашей жизни понятие «успех» и мешает ли нам что-то достичь успеха

Ход:

  1. Упражнение «Я хочу…»

Каждый человек – вселенная. Фраза, возможно, и затертая, но в ее правильности убеждаешься каждый раз, когда слышишь ответы на простые, казалось бы, вопросы. Чуть приоткройте свою вселенную, продолжите фразы: 

Я хотел бы…

Я чувствую себя счастливым, когда…

Я надеюсь, что когда-нибудь…

Я хотел бы достичь…

На обдумывание – 2 минуты. 

Рефлексия: какую фразу было труднее всего продолжить? Почему? Удалось ли представить картинку того, чего хочется достичь? Часто ли приходится размышлять о своих целях?

  1. Упражнение «Я – №1»!

         В течение 1 минуты участник составляет тезис своего выступления перед аудиторией на тему «Я – №1!». Расскажите, в чем заключается ваша уникальность, в чем вы являетесь первым. Только аргументированно!

  1. Упражнение «Успешный характер»

В рамках этого упражнения предстоит составить список из десяти важнейших качеств личности успешного человека. Обсуждение. 

  1. Упражнение «Портрет успешного человека»

«Встречают по одежке», – говорят в России. «Сильнейший тот, кто улыбается», – говорят в Японии. Как выглядит преуспевающий человек? Обсуждение. 

  1. Визуализация целей

Представьте себе цель, вашу цель, которая способна сделать вас абсолютно успешным. Можно даже прикрыть глаза. Какой вы видите ее? 

Обсуждение:

Образ подвижный или неподвижный (кино или фотография)?

Картинка цветная или черно-белая?

Слышите ли вы звуки?

Ощущаете ли вы запахи?

Включены ли вы в образ или наблюдаете за картинкой со стороны?

Психологи считают, что достижению целей способствует их визуализация в максимально приближенном к жизни виде. То есть это должен быть подвижный цветной образ со звуками и запахами. 

  1. «6 шагов к неизбежному успеху»

1) Хорошо определи свою цель, обрати внимание, насколько она привлекательна, и сделай ее как можно более притягательней.

2) Собери свой мозг в дорогу к цели, чтобы он работал над этим весь день. Пройти по реальному пути после этого будет гораздо проще.

3) Живо представь, что ты уже достиг своей цели: Что ты видишь? Что ты слышишь? Что ты ощущаешь? Создай картину максимально приближенную к реальности, тогда и сама цель в твоем дальнейшем представлении станет абсолютно живой.

4) Вернись назад, внимательно изучая дорогу, которую ты прошел на пути к своей цели.

5) Отметь конкретные шаги на пути к цели, включая все необходимые элементы – ресурсы, способности, действия, люди, которые тебе потребовались на каждом этапе.

6) Вернись к сегодняшней реальности с новым пониманием всего пути и конкретных шагов и, вооруженный этим знанием, отправляйся в путь!

 

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога  ДОУ

Файзуллина Екатерина Александровна.

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:

3 балла – показатель присутствует в полной мере;

2 балла – показатель присутствует не в полной мере;

1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;

0 баллов – показатель отсутствует.

Показатели Баллы
1. Профессиональные знания 1.Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним 3
2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий 2
3. Знание особенностей содержания ООП ДО 2
4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников 2
5. Знание основ преемственности между детским садом и школой 2
6. Знание частных методик развития детей 2
7. Знание содержания регионально образовательного компонента 2
8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй 3
2. Педагогические  умения Обучающая функция: Баллы
1.Учитываю поло-ролевые различия детей 3
2.Использую в практической работе развивающие программы нового поколения 2
3.  Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений                       2
4.Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы 2
5.Самостоятельно проектирую процесс обучения 1
6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира 2
7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др.)         2
8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей 2
9. Владею способами оценки детской деятельности 2
10.Владею методикой поиска информации,  умею её интерпретировать 2
Воспитывающая и развивающая функция:
1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления 2
2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми 2
3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей 2
Организационно-педагогическая функция:
1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей 2
2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей         1
Планово-прогностическая (планирующая) функция:
1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ         2
2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы 2
3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей 2
4. Умею осуществлять внутри – и межпредметные связи в педагогическом  процессе 2
5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми 2
Коммуникативная функция:
1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями 2
2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям 2
Диагностическая функция:
1. Владею методами педагогической диагностики 2
2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми 2
Исследовательская функция:
1.  Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей 2
2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты 2
3.  Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики 2
4.  Анализирую результаты своей деятельности 1
5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики 1
Аналитическая функция:
1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей 2
2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности 2
3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности 2
Корректирующая функция:
1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики 2
2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка 1
3. Умею управлять поведением и активностью детей 2
Гностическая функция:
1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования 1
2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность 1
3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки 2
4. Умею предвидеть последствия своих действий 1
5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка 1
Итого баллов 89
Уровень достаточный

97-144 балла – уровень педагогической компетентности оптимальный

49-96 балла – достаточный

48-20 балла – критический

менее 19 баллов – недопустимый.