Методическая разработка учебного занятия “Солдатский кисет – подарок ветерану”

ФИО: Лобова С.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2208
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Методическая разработка учебного занятия "Солдатский кисет - подарок ветерану"
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

Методическая разработка учебного занятия 

«Солдатский кисет – подарок ветерану»

для обучающихся  8-9 лет

Автор: 

Лобова Светлана Васильевна, 

педагог дополнительного образования

пгт. Междуреченский, 2023г.

 

                      

Цель: Приготовить подарок для ветерана – солдатский кисет, украшенный ковровой вышивкой.
Задачи:

  • образовательные

– формировать интерес к истории России, личностно-эмоциональное отношение обучающихся к теме ВОВ;  

– закрепить умения по декорированию изделий ковровой вышивкой;

–  формировать навыки самостоятельности, самоконтроля и самооценки в работе. 

  • развивающие:

–  развить мелкую моторику;

–  научить находить наиболее интересное решение выполнения творческой работы;

  • воспитательные: 

– привить уважение к подвигу русского солдата, чувство гордости за свою Родину; 

– воспитывать эстетический вкус, аккуратность, чувство заинтересованности в конечном результате.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности; 

Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение

работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку; 

Предметные: понимание и определение понятия «Солдатский кисет», «ковровая вышивка», «декорирование», «шаблон», «эскиз», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности

Оборудование: комплект шаблонов, презентация, компьютер, подрамники.
Материалы и инструменты: ткань «двунитка», пряжа акриловая, ковровые

иголки, приспособления  для заправки нити, карандаш, кнопки, ножницы, клей ПВА.  

Зрительный ряд: мультимедийная презентация, иллюстрация картины худождника Юрия Непринцева «Отдых после боя», образец кисета, слова для запоминания.

Музыкальный ряд: русская народная песня «Кисет» в исполнении детского ансамбля «Туесок» (г. Пенза).

Тип занятия: комбинированный

Этапы занятия:

Организационный этап (организация начала занятия, создание  психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания).

Подготовительный этап (сообщение темы занятия; повторение навыков выполнения ковровой  вышивки, подготовка рабочего места).

Основной этап (теоретическая часть занятия – ознакомление с материалом (кисет, его назначение и значение для солдат во времена ВОВ), практическая часть – выполнение декора на кисете в ковровой технике, изготовление кисета).

Итоговый этап (анализ и оценка успеха достижения цели занятия).

Устный опрос: что нового узнали на занятии, какие умения и навыки закрепили.

Рефлексивный этап (мобилизация детей на самооценку, содержание и полезность работы). Обучающиеся демонстрируют изготовленные работы и оценивают их по следующим критериям: аккуратность, плотность, ровность по высоте петли, творческий подход, самостоятельность.

Методы и формы обучения:

  • словесный – беседа, устный опрос;
  • наглядный – мультимедиа, показ образца;
  • практический – вышивка декора на лицевой стороне подарочного кисета.

 

Ход занятия

1.Организационный этап.

Приветственные слова, эмоциональны настрой на занятие. 

2.Подготовительный этап. 

1 слайд. 

– У нас сегодня необычное занятие. Оно посвящено дорогой для нашего народа дате – 9 Мая. Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы) 

2 слайд. 

– Почему праздник называется День Победы? (В этот день в 1945 году закончилась война)
– Верно! В этом году мы празднуем 78 лет  со дня Великой Победы. Отмечая этот праздник, мы низко склоняем головы перед светлой памятью героев ВОВ.  

– Как празднуется День Победы у нас в стране? Что в этот день делают все люди, мы с вами? (всей семьей несем цветы к памятнику). 

3,4 слайд. 

-Действительно, в этот день, который очень дорог нам всем, к памятникам погибшим воинам несут цветы, поздравляют оставшихся в живых ветеранов, тружеников тыла, всех тех, кто внес свой вклад в долгожданную Победу, поют для них песни, читают стихи. И в нашем поселке 9 мая проходят торжественные мероприятия с возложением цветов у обелиска воинам ВОВ.  

  1. Основной этап.

Теоретическая часть. 

– Как мы можем выразить свою признательность, благодарность людям, которые подарили нам мир и свободу? (подарить цветы, подарки).

– Какие подарки мы умеем и  можем сделать своими руками? (открытку, значок, брелок, сувенир, панно и многое другое). 

5 слайд. Сегодня я хочу обратить ваше внимание на небольшой скромный мешочек, который есть на нашей выставке, это – солдатский кисет. 

– Что такое кисет? Возможно вы слышали это слово на уроках в школе? 

Кисе́т — небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком. Изначально, в древние времена,  его использовали для хранения денег, драгоценностей. 

6 слайд. В настоящее время такие мешочки можно использовать для хранения мобильных телефонов, плееров и других небольших предметов. 

7слайд. Во многих музеях мира хранятся уникальные кисеты, сохранившиеся с ВОВ, которые имеют свою историю и свое значение.

8 слайд. Военное время было очень тяжелым. Несмотря на это, своим родным на фронт женщины собирали посылочки: вязали теплые носки, рукавицы… и шили-вышивали кисеты как знак любви и заботы о тех, кто воюет на передовой, защищает страну и всех людей от фашистов. Наполнителем этого мешочка не всегда была махорка, его наполняли сухими яблоками, ягодами, кедровыми орехами

     9 слайд. Для солдат кисет был ниточкой, связующей с прошлой мирной жизнью. В редкие минуты отдыха между боями, солдат доставал кисет, сворачивал самокрутку, закуривал и вспоминал о доме, жене, детях, родных, которые ждут его с войны. 

Кисет был самый дорогой подарок, его хранили, берегли, носили у самого сердца. Недаром кисет воспевали в поэмах, песнях, изображали на картинах. 

Сегодня мы с вами знаем, что курить очень вредно для здоровья, а во время войны солдаты об этом не думали, для них главным было – победить врага. 

10 слайд.  На картине художника Ю.Непринцева «Отдых после боя»  вы видите солдат. Обратите внимание на то, как изображен кисет, который держит солдат. Вся картина написана в темных, тонах, а кисет как символ мирной жизни  – яркий, веселый, дающий надежду на мирную жизнь.

Постановка цели занятия

Я предлагаю вам, в преддверии Дня Победы, сшить подарочные кисеты для ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Кисет будет выглядеть вот так (демонстрируется образец). Его можно сшить из любой ткани, но мы возьмем ткань «двунитка», на которой легко вышивать ковровой иглой.  Начать изготовление кисета нужно с его украшения – декорирования одной его стороны (детали), а на следующем занятии его сшить.  

Итак, цель нашего первого занятия – декорировать подарочный кисет ковровой вышивкой. На следующих двух занятиях мы будем сшивать детали кисета.

–Каким символичным изображением, узором, можно украсить кисет? (звезда, слова, георгиевская ленточка и др.).

– Георгиевская лента – символом чего является? (символом Победы);

– Звезда – это знак защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну;

– У меня есть различные шаблоны с символами, можете подойти и выбрать что понравиться, либо нарисовать свой.

– Чем отличается шаблон от эскиза? (шаблон накладывается на ткань и обводится по контуру, эскиз – подкладывается под ткани и переводиться на просвет).

Практическая часть

– Дети подходят к столу, выбирают шаблоны, необходимые материалы, инструменты. Рассаживаются по своим местам.

– Повторяют технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

– Располагают шаблон на ткани, натянутой  и закрепленной кнопками на деревянной раме,  обводят простым карандашом, выполняют вышивку ковровой иглой выбранного рисунка.

– В процессе практической работы:

– повторяют правила выполнения ковровой вышивки,

– осуществляется контроль, самоконтроль;

– прослушивают русскую народную песню «Кисет» в исполнении детского ансамбля «Туесок» (г. Пенза).

 

Заключительная часть

– Как можно закрепить петельки от распускания? (с помощью клея ПВА, разведенного водой). Дети при помощи кисточки наносят клеевой раствор на вышитую часть, оставляют для высыхания. 

– По каким критериям оцениваем свою работу? (нет пропусков, ровная, мягкая на ощупь или твердая).

– Оцените свою работу. 

– Сегодня вы справились с работой, выполнили украшение лицевой части кисета. На следующем занятии будем кроить детали и шить кисет.. 

– Скажите пожалуйста – символом чего был кисет для солдат на войне? (символом мирной жизни, дома, семьи.

– Чем отличается шаблон от эскиза?

– Что означает слово «декор», декорировать? (украшение, украшать)

  1. Итоговый этап.

Педагог вызывает двух девочек, первыми закончили вышивку. Предлагает подготовиться к чтению четверостишия. .  

– Безусловно, главный наш долг – успеть еще раз  сказать теплые слова  благодарности  старшему поколению, отдавшему все силы  во имя Победы. 

Девочки читают по строчкам четверостишие.

Спасибо Вам за это небо,
За белизну родных берёз,
За мирный дом и за Россию,
Где нам родиться довелось.

  1. Рефлексия.

-Понравилось ли вам занятие? Нарисуйте смайлик с соответствующими эмоциями, поднимите смайлики над головой.

 -В завершение занятия, попрошу всех встать, вытянуть обе руки вперед. Мысленно положите на левую ладошку те знания, с которыми вы пришли, а на правую ладонь, те знания, которые получили сегодня. Затем ладони соедините, ваши знания преумножились!  Поаплодируйте себе за успешно выполненное задание!  

– Мы сегодня говорили о том, что подарки дарить приятно, так вот я вам тоже приготовила небольшие подарочки. Вы молодцы! Спасибо за хорошую работу на занятии. 

 

 

Приложение 

 

Стихотворение для чтения детям. 

 

Спасибо Вам за это небо,


За белизну родных берёз,


За мирный дом и за Россию,


Где нам родиться довелось.

 

Слова для запоминания.

 

КИСЕТ 

– СИМВОЛ МИРНОЙ ЖИЗНИ

 

ШАБЛОН

 

ЭСКИЗ

 

ДЕКОР

 

ДЕКОРИРОВАТЬ