Методическая интерпретация дидактического и воспитательного потенциала словесного фольклора на ранней стадии обучения фортепиано

ФИО: Портнова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2216
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Методическая интерпретация дидактического и воспитательного потенциала словесного фольклора на ранней стадии обучения фортепиано
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Методическая интерпретация дидактического и воспитательного потенциала словесного фольклора на ранней стадии обучения фортепиано

 

 Устное народное творчество (фольклор) – тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. 

  Однако в своей работе я постоянно сталкиваюсь с проблемой малосущественного и несправедливо узкого использования русского народного словесного фольклора, особенно  на ранней стадии обучения.

 Как известно, первоначальные занятия – этап стратегически наиболее важный и ответственный во всём процессе обучения, ибо в это время комплексно закладывается фундамент освоения основных игровых навыков: музыкально-ритмических, звуко-интонационных и двигательно – игровых.

Ключевыми среди них являются интонационные представления, поскольку именно развитие интонационного слуха является приоритетным в системе музыкального образования. 

Музыкальная интонация – это зафиксированная интонация слова. Мусоргский говорил: « какую речь ни услышу, у меня в голове уже работается музыкальное воплощение этой речи».  

Согласно интонационной теории Бориса Асафьева наименьшим интонационным комплексом является музыкальный интервал. Но важно не что сказать, а как! Даже чистую кварту в восходящем направлении априори считающуюся призывным кличем, можно сыграть и деликатно, и шутливо и печально…

Возьмём  к примеру чистую квинту, которую за чистоту консонанса часто называют пустой. Попробуем наделить смыслом, используя формулы, «зачем-затем» (вопрос-ответ), «открой-закрой», «возьми-верни», сыграв в восходяще-нисходящем движении. Квинта обрела смысл, но звучит схематично, безлико. А теперь приложим к ней кратенькую поговорку:«Ни дать- ни взять!» и квинта, перенимая интонацию устного выражения, становится образной, задорной, динамичной.

 Приведенная поговорка относится к так называемым малым формам фольклора, также как заклички, приговорки, в которых происходит обращение к силам природы; дразнилки, считалки, страшилки, скороговорки – самые востребованные на сегодняшний день образцы устного творчества, в которых главенствующим является ритм, к примеру, Андрей-воробей, Ваня- простота и т.д.   

 Но наиболее интересной формой словесного фольклора являются поговорки и особенно, пословицы. Раньше их практически не различали. Сейчас же пословицей принято считать более законченное выражение, очень часто состоящее из двух частей. К примеру: «семеро одного не ждут»- это поговорка, а « 7 раз отмерь, один отрежь»- это пословица.

 Пословица не спорит, не доказывает, она утверждает или отрицает, то есть обладает авторитетностью, поскольку за каждой пословицей стоит опыт многих поколений и поэтому воспитательную ценность  меткого выражения трудно заменить чем-то иным.

Краткость ( меткость) очень хорошо отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, когда дети мыслят конкретными образами, очень любопытны и чувствительны к языковым явлениям. 

Нельзя сказать, что образцы словесного фольклора совсем не применяются на уроках музыки, но в очень ограниченном количестве. Встречаются такие приговорки и заклички как: «Сорока-сорока», «Божья коровка», «Андрей-воробей» в основном с акцентом на их метро-ритмическую сторону.

Между тем уникальный дидактический потенциал половиц позволяет значительно расширить область их практического применения.

К примеру, мотивирующая пословица – «Главная сила – хотенье!» 

Ее можно использовать на уроке по теории при объяснении темы Главные ступени лада, если каждое слово представить в виде гармонической цепочки – Т-S-D.  Получаем в итоге наглядное представление об основных функциях с кульминацией на доминанте, подсказку в слове «главная», а также  воспитательный эффект.

  К сожалению, золотые россыпи поговорок и пословиц, так украшающие нашу речь, помогающие находить аргументы и компромиссы в дискуссиях, находятся за семью печатями от педагогического процесса (опять же говоря на языке пословиц). 

К счастью, лишь один жанр устного народного творчества не растерял своей популярности и востребован сегодня также как в былые времена. Это- сказка

 Она эмоциональна, в ней всегда клубок событий, переживаний, в котором к тому же ребенок оценивает свои возможности, а все события примеряет на себя. Сказка часто развивается по цепочке,  т.е. она кумулятивна либо в ней много повторов и такие сказки как Колобок, Репка, Курочка Ряба, Теремок наиболее близки и полезны детям. 

Сказка- концентрат народной мудрости и в незатейливой форме вводит ребенка в мир, где есть добро и зло, глупость и смекалка, красота и уродство и т.д.Сказка внушает оптимизм и веру в победу добра над злом и в этом её мощное воспитательное значение. У народной сказки нет автора, она демократична и стерпит любое вторжение в свой сюжет, будь то развитие либо усечение.

Что и происходит на страницах учебно-методического пособия «Неиссякаемый источник», который как часть проекта был представлен мною на  VI Балакиревском проекте. 

В начале 2017 книжка вышла в печать небольшим тиражом при поддержке Астраханского городского управления культуры,  областного УМЦ народной культуры и депутата Астраханской Думы  Виктора Михеева.

Рецензент – профессор Астраханской государственной консерватории Леонтьева Л.Б. 

Данное пособие предназначено для обучения детей дошкольного возраста игре на фортепиано и основано на активном использовании фольклорного материала в виде поговорок, пословиц и других устных выражений , вписанных в канву сюжетов сказок в виде упражнений. 

Всего упражнений- 46, большинство из них имеет фольклорную основу.

В сборнике используется сюжет пяти сказок:  МАША И МЕДВЕДЬ, ТЕРЕМОК,У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ, РЕПКА, ГУСИ-ЛЕБЕДИ.

 Первые две сказки составляют донотный период и три последующие- нотный соответственно.

Почему именно эти сказки? Маша и медведь – позволяет начинать с кластерных упражнений передающих тяжелую походку медведя, опираясь кулачками в инструмент. Теремок – содержит пять персонажей, равное числу пальцев на руке, очень удобна для пальчиковых упражнений. 

У страха глаза велики – 4 персонажа по числу длительностей, 

Репка – 7 персонажей по числу нот в звукоряде.

Первая сказка – МАША И МЕДВЕДЬ  начинается с  кластерного упражнения «День и ночь», где мерный ритм передает характер нерадостного времяпровождения героев, первое знакомство с клавишами. Белые клавиши –день, черные-ночь. 

Всего в сказке 9 упражнений. Ребенок начинает знакомиться в игровой форме с особенностями и возможностями инструмента.                                       

    К примеру, в упражнении «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» нужно беззвучно взять черную тройняшку (медведь присаживается)  прислушаться и услышать голос Машеньки. Её реплика звучит как бы из короба. Так ребенок знакомится с акустическими возможностями рояля. 

Упражнение – «По секрету- всему свету «- первое самостоятельное общение малыша с клавишами. Здесь каждая клавиша связана с каким-либо персонажем. 

Далее – сказка ТЕРЕМОК. К сказке даны пальчиковые упражнения, а также упражнения, основанные на закличках и приговорках, связанных с персонажами: Мышкой, Лягушкой и т.д. Упражнение «У страха глаза велики можно вписать в контекст любой сказки, где героям страшно. Оно предназначено для продоления чувства страха. Сначала осторожное переступание по соседним клавишам (образ страха) и свободный бросок – преодоление его.

«Сказка-ложь, да в ней намек» говорил Пушкин, отдавая должное её дидактической составляющей. Сказка, будучи концентратом народной мудрости, таит в себе много загадок и подсказок причем неожиданных. 

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

Эта сказка- находка для объяснения темы о соотношении длительностей. В ней 4 персонажа по числу основных длительностей. а в ритмической характеристике героев заложено деление на доли.

Для объяснения новой темы применяется принцип семантики. 

 У мышки – самые маленькие ведра и соответственно ей отведено  самое узкое клавишное пространство (секунда) и самая короткая длительность. Курочке – вдвое шире (кварта) и дольше. внучке – октава,  бабушке – две октавы.

Упражнение «Коромысло» В связи с этим увеличивается и амплитуда пианистических движений.

 Работа над этим непростым упражнением состоит из нескольких этапов.Поскольку чувстворитма у детей формируется по принципу суммирования ( начиная от коротких), знакомимся с партией мышки, затем курочки и в сопоставлении..                                                                                                Данный комплексный подход, опирающийся на3 вида восприятия: слуховой, визуальный и осязательный эффективнее традиционного деления на сегменты яблока, круга и т.д.,

Самая большая по объему сказка – Репка.  В ней 7 персонажей, включая Репку – совпадение с числом нот. Акцент здесь приходится на освоение базовых игровых навыков, основных музыкальных понятий теоретического плана, работа над постановкой руки. Очень кстати встретились  известная формула  Шопена и поговорки. 

Там хорошо, где нас нет-  в основе упражнения поступательное движение по звукам целотонной гаммы, которое создаёт несколько сказочный или отрешенный характер.    

Целью упражнений в сказке «Гуси-лебеди» является достижение звуковой ровности и артикуляционной четкости при игре трехзвучных арпеджио. Применяются считалки, страшилки, заклички, в которых смещается акцент для отработки звуковедения и аппликатуры. В заключении- переменный размер стиха, закрепляющей  полученные навыки. 

.