Формирование модели компетенций наставника проектного обучения
Подготовила:
Марченко Анна Дмитриевна
Представляю вашему вниманию модель компетенций наставника проектной деятельности. Разработка данной модели направлена на выявление сложностей с последующей их проработкой в управлении проектами преподавателями нашего техникума как наставников проектной и деятельности.
Вызовы, стоящие перед современной Россией, носят комплексный, многомерный характер. Среди них особое значение имеют технологические вызовы, относящиеся к появлению новых рынков, технологий и продуктов.
В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы одной из самых распространенных форм организации работы людей на производстве, в учреждениях и компаниях стала проектная деятельность. Для обозначения процесса проникновения в большинство сфер жизнедеятельности современного человека проектного подхода в академических кругах всё чаще используется понятие «проектификация».
В настоящее время в нашей стране происходит возрождение хорошо известных с советских времен практик наставничества. Вместе с тем, появляются новые формы наставничества в бизнесе, в социальной сфере, в образовании. Одной из таких современных форм является наставничество в проектной деятельности. Это практика наставничества детских и молодежных проектов основывающаяся на идеях Л.С. Выготского, методологическом подходе Г.П. Щедровицкого, теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также на разработках Ю.В. Громыко и его окружения.
Наставничество в детско – взрослых и молодежных проектах – это особый вид профессиональной деятельности, рождающийся на пересечении педагогической, проектной и профильной сфер.
Наставник независимо от области деятельности – это человек, который передает свой опыт и знания другим людям. Ключевое значение имеет, то, что наставник передает свой личный опыт, а не только имеющиеся в культуре представления об этом опыте.
Кроме передачи опыта, на наставнике проектного обучения лежит ответственность по сопровождению команды проекта в плане обеспечения реализации проекта с административной, методической, экспертной, материально-технической и проч. сторон.
Таким образом, под наставником проектного обучения мы понимаем человека, имеющего опыт профильной профессиональной, проектной и педагогической деятельности, передающего свой опыт участникам проекта и сопровождающего реализацию проекта в целях развития участников и команды проекта.
Организациям, занимающимся обучением и развитием детей и молодежи в проектном формате необходимо формировать модель компетенций наставника проектного обучения с целью дальнейшего формирования системы обучения и успешного трудоустройства выпускников.
В целях разработки модели компетенций, принято следующее определение компетенций.
Компетенции – это проявленные в деятельности качества человека – знания, умения, навыки, свойства личности, ведущие к достижению желаемого результата.
Модель компетенций включает следующие области компетенций
- Контекст проекта.
- Нормы и требования.
- Этика и культура.
- Осознанность и рефлексивность.
- Работа в команде.
- Целеполагание.
- Генерация идей.
- Комплексное планирование.
- Оценивание и контроль.
- Развитие участников и команды проекта.
В рамках формирования модели было проведено анкетирование руководителей проектной деятельностью обучающихся. Анкетирование предусматривало выявление уровня компетентности по выделенным областям с учетом описания соответствующих показателей компетентности.
Результаты представлены на рисунке в виде диаграммы.
Результаты анкетирования показали что преподаватели обладают основными знаниями и навыками во всех областях компетенций, применяют соответствующие знания, умения и навыки в различных, в том числе в нетипичных, ситуациях и реализуют собственную стратегию формирования и развития данной компетенции в полной мере у всех участников проекта, в том числе у себя. Можно сделать вывод, что все преподаватели могут выступать в роли наставников, но необходимо устранить неуверенность в деятельности связанной с целеполаганием, генерацией идей, комплексным планированием и развитием участников и команды проекта.
При совместной работе над проектом с обучающимися руководитель:
1.1 Выполняет методические рекомендации относительно анализа ситуации проекта, выделения проблемы и определения ее субъекта.
– Обеспечивает реализацию проекта с учетом организационного контекста, выраженного в материально-технических и административных условиях реализации проекта.
– Осуществляет анализ ситуации проекта, выделяет проблему, лежащую в основе проекта, определяет субъекта проблемы.
– Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектных замыслов с учетом уровня компетентности учащихся и ресурсной обеспеченности проекта.
1.2. Обеспечивает реализацию проекта с учетом интересов и ожиданий заинтересованных сторон, а также с учетом социального, технологического, экономического, экологического и проч. контекстов.
– Совместно с участниками проекта проводит анализ социального, технологического, экономического, экологического и проч. контекстов и их влияния на реализацию проекта.
– Вовлекает участников проекта в анализ ситуации проекта, выделение проблемы, лежащей в основе проекта, определение субъекта проблемы, а также в анализ интересов и влияния заинтересованных сторон.
– Формирует свое понимание контекста проекта, непосредственно участвуя в деятельности сообщества наставников проектного обучения, профессиональных сообществах, мероприятиях по профессиональному развитию и изучению передового опыта в профильной профессиональной, проектной и педагогической сферах на региональном, общероссийском и/или международном уровне.
1.3. Обеспечивает реализацию проекта с учетом перспектив развития рынков НТИ, основных технологических и социально-экономических трендов.
– Совместно с участниками проекта осуществляет анализ основных технологических и социально-экономических трендов.
– Формирует у участников проекта понимание перспектив развития рынков НТИ.
– Совместно с участниками проекта определяет долгосрочные последствия взаимодействия с заинтересованными сторонами и партнерами.
2.1. Осуществляет свою деятельность с учетом формальных норм и требований, относящихся к сфере реализации проекта.
– Учитывает нормы действующего законодательства, регламентирующие работу с детьми и молодежью, организацию проектной, исследовательской и технологической деятельности.
– Применяет относящиеся к реализации проекта нормы организации, в рамках которой реализуется проект. Следует в своей работе нормам и правилам экспертизы, утверждения и запуска проектов принятым в организации, а также утвержденным правилам ресурсного обеспечения проекта.
– Выполняет требования техники безопасности и охраны труда. Выполняет рекомендации по обеспечению психолого-педагогической безопасности.
2.2. Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с формализованными представлениями о приоритетах развития, передовом опыте и стандартах деятельности.
– Обеспечивает реализацию проекта с учетом норм и требований профильных по отношению к проекту сообществ, а также требований регулирующих органов, связанных со сферой реализации проекта.
– Осуществляет мониторинг текущей ситуации проекта, связанной с вопросами правового обеспечения, безопасности, защиты здоровья и окружающей среды.
– Осуществляет совместно с участниками проекта анализ ситуации и вырабатывает меры, связанные с вопросами внутренней и внешней безопасности проекта.
- 3. Формирует у участников проекта культуру проектной и профильной профессиональной деятельности, безопасного труда, а также ответственного отношения к природе, обществу и человеку.
– Создает условия для присвоения участниками проекта норм проектной деятельности и профильной профессиональной культуры.
– Создает условия для формирования у участников проекта культуры безопасного труда, а также ответственного отношения к природе, обществу и человеку.
– Совместно с участниками проекта выявляет и предупреждает потенциальные проблемы, в сфере внутренней и внешней безопасности проекта.
Этика и культура
Способен осуществлять свою деятельность в соответствии с культурными ценностями и этическими нормами. Способен обеспечить реализацию проекта в соответствии с моральными принципами и ценностями различных сообществ, организаций или общества в целом, а также внутренними обычаями и договоренностями.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Учитывает в своей деятельности культурные ценности и моральные нормы профильных сообществ, организаций, общества в целом, а также внутренние по отношению к проекту моральные нормы, обычаи, договоренности.
– Учитывает в своей деятельности внешние по отношению к команде проекта неформальные нормы, культуру, ценности и правила организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, а также профильных сообществ и организаций.
– Демонстрирует поведение, направленное на сотрудничество. Открыт для общения со всеми участника проекта, последователен в своих поступках и честен с участниками проекта.
– Принимает на себя ответственность за свои решения и действия, а также ответственность за успех команды проекта перед всеми заинтересованными сторонами.
– Выступает защитником общих интересов команды во внешней среде. Выстраивает отношения с заинтересованными сторонами и партнерами, которые могут повлиять на работу команды проекта.
Уровень 2. Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с неформальной культурой, ценностями и моральными нормами организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, профильных сообществ, общества в целом.
– Способствует осознанию и принятию участниками проекта этических норм и ценностей профильного профессионального сообщества.
– Совместно с участниками проекта анализирует и учитывает этические нормы и моральные принципы организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, профильных сообществ, общества в целом, в качестве основы для достижения целей проекта.
– Создает в команде проекта атмосферу доверия и безопасности.
Уровень 3. Создает условия для самоопределения участников проекта по отношению к культурным ценностям и этическим нормам.
– Создает условия для осознания и принятия проектной и профильной
профессиональной культуры.
– Содействует формированию внутренней неформальной культуры проекта,
совместно с участниками проекта определяет ее значение для достижения целей проекта.
– Формирует у участников проекта представления о ценностных предпочтениях и моральных нормах на различных уровнях (команды, организационного окружения проекта, профильного сообщества).
Осознанность и рефлексивность.
Способен осуществлять свою деятельность и обеспечивать реализацию проекта с опорой на осознанность как понимание собственных психических процессов,
состояний и свойств личности; а также с опорой на рефлексивность как способность к рациональному осмыслению и преобразованию своей деятельности.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Осмысливает свои ценности, потребности, деятельность, психические состояния, осознает их влияние на работу наставника проектного обучения.
– Выявляет и осмысливает собственные ценности, идеалы, цели; соотносит их с целями проекта. Определяет влияние личных предпочтений и ценностей на свою деятельность в качестве наставника проектного обучения.
– Применяет методики рефлексии деятельности и самоанализа на всех этапах жизненного цикла проекта.
– Оценивает качество своей работы. Ориентируется на постоянное улучшение собственных способностей и повышение качества работы. Конструктивно воспринимает обратную связь.
Уровень 2. Совместно с участниками проекта обеспечивает реализацию проекта с опорой на осознанность и рефлексивность.
– Совместно с участниками проекта анализирует затруднения в ходе реализации проекта, выявляет недостающие для успешной деятельности средства, находит в процессе рефлексии средства для развития деятельности, преобразует деятельность на основе рефлексии.
– Совместно с участниками проекта использует методики индивидуальной и групповой рефлексии по результатам прохождения ключевых точек проекта.
– Совместно с участниками проекта использует критику и обратную связь как возможности для личностного и профессионального роста.
Уровень 3. Формирует у участников проекта культуру осознанности и
рефлексивного отношения к деятельности.
– Создает условия для самостоятельного управления участниками проекта своим поведением, на основе понимания собственных психических процессов, состояний и свойств личности.
– Способствует выявлению участниками проекта собственных сильных сторон, талантов, слабостей и ограничений; использованию сильных сторон и
способностей в деятельности; определению путей преодоления личных слабостей и ограничений.
– Создает условия для принятия участниками проекта на себя ответственности за личное обучение и развитие.
Работа в команде
Способен создавать условия для успешной командной работы, продуктивной коммуникации, преодоления конфликтов и решения проблем; способен вовлекать,
мотивировать и поддерживать участников проекта на всех этапах жизненного цикла проекта.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Организует командную работу, используя соответствующие методики управления, инструменты и методы фасилитации и модерации.
– Использует методики вовлечения участников в проектную деятельность.
– Использует методики разрешения конфликтов для достижения позитивных изменений, укрепления доверия, уважения и смягчения негативных последствий конфликта.
– Организует проведение групповых встреч, способствует динамике
взаимодействия, совместной работы и интеграции группы.
– Предоставляет необходимую обратную связь участникам проекта на всех этапах совместной работы.
Уровень 2. Создает условия для успешной командной работы.
– Оказывает необходимую поддержку членам команды, определяя потребности участников проекта.
– Использует знание сильных и слабых сторон, а также интересов участников проекта для определения ролей в командной работе.
– Создает условия для понимания участниками проекта личной и коллективной ответственности, своей роли в проекте, а также того, что они взаимодействуют как единое целое.
– Вдохновляет участников проекта на командную работу, внесение полезного вклада в общий результат.
– Совместно с участниками проекта устанавливает нормы и правила группового поведения.
Уровень 3. Формирует культуру командной работы, продуктивной коммуникации, преодоления конфликтов и решения проблем.
– Создает среду для коллективного принятия решений. Вовлекает всех участников проекта в процесс принятия решений.
– Создает среду для эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов между участниками проекта в позитивной и открытой манере.
– Разрабатывает и реализует собственную стратегию вовлечения и мотивации команды на всех этапах жизненного цикла проекта.
Целеполагание
Способен обеспечить целеполагание проекта в соответствии с контекстом проекта, ожиданиями и потребностями заинтересованных сторон, возможностями их достижения и критериями оценки.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Выполняет необходимые базовые действия по целеполаганию проекта.
– Устанавливает генеральную цель проекта. Осуществляет декомпозицию генеральной цели и постановку дерева целей проекта. Расставляет цели по приоритетам.
– Обеспечивает соответствие целей требованиям конкретности, измеримости, достижимости, реалистичности, определенности во времени.
– Определяет требования к результатам проекта и критерии оценки их достижения.
Уровень 2. Обеспечивает соответствие целей проекта контексту проекта, ожиданиям и потребностям заинтересованных сторон.
– Совместно с участниками проекта осуществляет постановку целей проекта.
Обеспечивает распределение целей и задач между участниками проекта.
– Обеспечивает оценку достижения (и при необходимости пересмотр) целей участниками проекта на всём жизненном цикле проекта.
– Вовлекает участников проекта в целеполагание. Способствует постановке индивидуальных и групповых целей участниками проекта.
Уровень 3. Создает условия для самоопределения участников по отношению к целям проекта.
– Создает условия для самостоятельного распределения ролей в команде по достижению целей и решению задач. Обеспечивает разграничение ответственности между участниками проекта за достижение целей.
– Способствует целеполаганию участников проекта в области саморазвития.
– Создает условия для согласования индивидуальных и групповых целей участниками проекта.
Генерация идей
Способен вырабатывать и развивать новые идеи, а также создавать условия для успешной генерации идей командой проекта на различных этапах жизненного цикла проекта.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Выполняет методические рекомендации по генерации идей.
– Организует мероприятия по генерации идей по имеющимся методикам на различных этапах жизненного цикла проекта.
– Использует методики по генерации идей индивидуально и совместно с участниками проекта. Выступает в роли модератора сессии по генерации идей участниками проекта.
– Самостоятельно оценивает реализуемость выдвигаемых идей.
Уровень 2. Развивает, адаптирует и применяет методики по генерации идей в соответствии со спецификой проекта.
– Развивает методики по генерации идей и практики их реализации.
– Обеспечивает обратную связь и поддерживает конструктивную критику новых идей.
– Обеспечивает всестороннюю оценку актуальности и реализуемости идей в целях и условиях проекта. Привлекает экспертов для оценки идей.
Уровень 3. Формирует среду для успешной генерации идей командой проекта на различных этапах жизненного цикла проекта.
– Вдохновляет участников проекта на создание и развитие идей.
– Создает творческую атмосферу восприятия новых идей.
– Поощряет развитие творческого потенциала участников проекта.
Комплексное планирование
Способен осуществлять самостоятельно и совместно с участниками проекта комплексное планирование реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций; способен обеспечить единство технического, проектного и психолого-педагогического содержания проекта; способен планировать проект на всём жизненном цикле с учетом достижения результатов проекта в их взаимосвязи.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Применяет методики технического, управленческого и психолого-педагогического планирования.
– Осуществляет сбор информации для планирования проекта; выполняет планирование процессов и работ, необходимых для достижения целей проекта.
– Определяет критические точки проекта, учитывает при планировании технические, управленческие и педагогические риски.
– Планирует привлечение и использование необходимых для реализации проекта ресурсов (расходных материалов, оборудования, помещений и т.п.).
– Планирует продуктовые и образовательные результаты проекта.
– Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектных замыслов с учетом уровня компетентности учащихся и ресурсной обеспеченности проекта.
Уровень 2. Адаптирует и развивает методики планирования. Обеспечивает
комплексное планирование реализации проекта.
– Обеспечивает взаимосвязь технического, управленческого и психолого-педагогического планов реализации проекта.
– Привлекает участников проекта к сбору информации, планированию ресурсов, взаимодействию с заинтересованными сторонами, оценке рисков.
– Реализует методику сценирования при работе над проектом.
– Разрабатывает план коммуникации с заинтересованными сторонами проекта, планирует привлечение внешней экспертизы необходимой для достижения целей проекта.
– Планирует жизненный цикл своей работы с командой проекта.
Уровень 3. Обеспечивает формирование у участников проекта культуры планирования в проектной деятельности.
– Совместно с участниками проекта форматы деятельности, исходя из логики проекта, интересов и приоритетов участников проекта.
– Планирует собственный профессиональный рост и способы презентации результатов своей практики наставничества профессиональному сообществу.
– Проектирует развитие участников в долгосрочной перспективе через их участие в различных форматах деятельности.
Оценивание и контроль
Способен обеспечить комплексное оценивание реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций.
Уровень 1. Применяет методы оценки реализации проекта, технической оценки и контроля, а также психолого-педагогического оценивания.
– Организует и проводит мероприятия по технической оценке в соответствии с техническими требованиями.
– Организует и проводит мероприятия по оценке сроков реализации проекта, эффективности используемых ресурсов, запланированных результатов проекта.
– Осуществляет психолого-педагогическое оценивание образовательного результата и личностного роста участников проекта.
Уровень 2. Адаптирует и развивает методы оценки реализации проекта, технической оценки и контроля, а также психолого-педагогического оценивания.
– Адаптирует и применяет методы оценивания и контроля в различных проектных ситуациях.
– Организует публичную защиту результатов проекта.
– Привлекает к оценке проекта внешних экспертов.
Уровень 3. Формирует благоприятную для развития участников проекта среду, связанную с комплексной оценкой и контролем.
– Привлекает к комплексному оцениванию и контролю участников проекта.
– Создает условия для формирующего оценивания с позиции самооценки, взаимооценки, а также экспертной оценки.
– Обеспечивает комплексное оценивание и контроль реализации проекта в фокусе развития участников проекта.
Развитие участников и команды проекта
Способен обеспечить достижение целей развития участников проекта и команды в целом, способен создать условия для освоения норм профессиональной и проектной деятельности.
Ключевые показатели компетентности
Уровень 1. Последовательно выполняет методические рекомендации в области развития участников и команды проекта.
– Обеспечивает освоение участниками проекта конкретных знаний, умений и навыков в рамках достижения продуктового результата.
– Открыт для общения только в рамках проекта. По завершении проекта не организует системную коммуникацию с участниками проекта.
Уровень 2. Развивает методики в области развития человека, адаптирует их в интересах участников проекта и в специфических условиях реализации проекта.
– Выстраивает траекторию прохождения участников через проект и серию обучающих, развивающих и конкурсных событий, способствующих освоению норм проектной и профильной деятельности.
– Обеспечивает комплексное развитие способностей участников в рамках жизненного цикла проекта.
– Способствует созданию развивающей среды и сообщества с разным уровнем опыта и интересами в профильной области деятельности.
Уровень 3. Реализует свою деятельность в соответствии с ориентацией на развитие участников и команды проекта в качестве стратегической цели.
– Формирует и реализует стратегию развития каждого участника и команды проекта в целом в долгосрочной перспективе.
– По завершении проекта организует системную коммуникацию с участниками проекта. Выстраивает взаимодействие с участниками за пределами проектного цикла, сопровождая их до вхождения в профессиональную деятельность.
– Способствует формированию индивидуальных траекторий развития участников проекта. Относится к результатам развития участников и команды проекта как к приоритетным.