Формирование модели компетенций наставника проектного обучения

ФИО: Марченко А.Д.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2234
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Формирование модели компетенций наставника проектного обучения
Итоговая оценка: 2 место,  65 баллов(-а)



Формирование модели компетенций наставника проектного обучения

Подготовила:

Марченко Анна Дмитриевна

Представляю вашему вниманию модель компетенций наставника проектной деятельности. Разработка данной модели направлена на выявление сложностей с последующей их проработкой в управлении проектами преподавателями нашего техникума как наставников проектной и деятельности.

Вызовы, стоящие перед современной Россией, носят комплексный, многомерный характер. Среди них особое значение имеют технологические вызовы, относящиеся к появлению новых рынков, технологий и продуктов. 

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что за последние годы одной из самых распространенных форм организации работы людей на производстве, в учреждениях и компаниях стала проектная деятельность. Для обозначения процесса проникновения в большинство сфер жизнедеятельности современного человека проектного подхода в академических кругах всё чаще используется понятие «проектификация». 

В настоящее время в нашей стране происходит возрождение хорошо известных с советских времен практик наставничества. Вместе с тем, появляются новые формы наставничества в бизнесе, в социальной сфере, в образовании. Одной из таких современных форм является наставничество в проектной деятельности. Это практика наставничества детских и молодежных проектов основывающаяся на идеях Л.С. Выготского, методологическом подходе Г.П. Щедровицкого, теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, а также на разработках Ю.В. Громыко и его окружения.  

Наставничество в детско – взрослых и молодежных проектах – это  особый  вид профессиональной деятельности, рождающийся на пересечении педагогической, проектной и профильной  сфер.

Наставник  независимо от области деятельности – это  человек, который передает свой опыт и знания другим  людям. Ключевое  значение имеет, то, что наставник  передает свой личный опыт, а не  только имеющиеся в культуре представления  об этом опыте.

Кроме  передачи опыта, на наставнике проектного  обучения лежит ответственность по сопровождению команды проекта в плане  обеспечения реализации проекта с административной, методической, экспертной, материально-технической и  проч. сторон.

Таким образом, под наставником проектного обучения мы  понимаем человека, имеющего опыт профильной профессиональной, проектной и педагогической  деятельности, передающего свой опыт участникам проекта  и сопровождающего реализацию проекта в целях развития участников  и команды проекта.

Организациям, занимающимся обучением и развитием детей и молодежи в проектном формате необходимо формировать модель компетенций наставника проектного обучения с целью дальнейшего формирования системы обучения и успешного трудоустройства выпускников. 

В целях разработки модели компетенций, принято следующее определение компетенций.

Компетенции – это проявленные в деятельности качества человека – знания, умения, навыки, свойства личности, ведущие к достижению желаемого результата.

Модель компетенций включает следующие области компетенций

  1. Контекст проекта.
  2. Нормы и требования.
  3. Этика и культура.
  4. Осознанность и рефлексивность.
  5. Работа в команде.
  6. Целеполагание.
  7. Генерация идей.
  8. Комплексное планирование.
  9. Оценивание и контроль.
  10. Развитие участников и команды проекта.

В рамках формирования модели было проведено анкетирование руководителей проектной деятельностью обучающихся. Анкетирование предусматривало выявление уровня компетентности по выделенным областям с учетом описания соответствующих показателей компетентности. 

Результаты представлены на рисунке  в виде диаграммы.

Результаты анкетирования показали что преподаватели обладают основными знаниями и навыками во всех областях компетенций, применяют соответствующие знания, умения и навыки в различных, в том числе в нетипичных, ситуациях и реализуют собственную стратегию формирования и развития данной компетенции в полной мере у всех участников проекта, в том числе у себя. Можно сделать вывод, что все преподаватели могут выступать в роли наставников, но необходимо устранить неуверенность в деятельности связанной с целеполаганием, генерацией идей, комплексным планированием  и развитием участников и команды проекта.

 

При совместной работе  над проектом с обучающимися руководитель: 

1.1 Выполняет методические рекомендации относительно анализа ситуации проекта, выделения проблемы и определения ее субъекта.

– Обеспечивает реализацию проекта с учетом организационного контекста, выраженного в материально-технических и административных условиях реализации проекта.

– Осуществляет анализ ситуации проекта, выделяет проблему, лежащую в основе проекта, определяет субъекта проблемы.

– Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектных замыслов с учетом уровня компетентности учащихся и ресурсной обеспеченности проекта.

1.2. Обеспечивает реализацию проекта с учетом интересов и ожиданий заинтересованных сторон, а также с учетом социального, технологического, экономического, экологического и проч. контекстов.

– Совместно с участниками проекта проводит анализ социального, технологического, экономического, экологического и проч. контекстов и их влияния на реализацию проекта.

– Вовлекает участников проекта в анализ ситуации проекта, выделение проблемы, лежащей в основе проекта, определение субъекта проблемы, а также в анализ интересов и влияния заинтересованных сторон.

– Формирует свое понимание контекста проекта, непосредственно участвуя в деятельности сообщества наставников проектного обучения, профессиональных сообществах, мероприятиях по профессиональному развитию и изучению передового опыта в профильной профессиональной, проектной и педагогической сферах на региональном, общероссийском и/или международном уровне.

1.3. Обеспечивает реализацию проекта с учетом перспектив развития рынков НТИ, основных технологических и социально-экономических трендов.

 – Совместно с участниками проекта осуществляет анализ основных технологических и социально-экономических трендов.

– Формирует у участников проекта понимание перспектив развития рынков НТИ.

– Совместно с участниками проекта определяет долгосрочные последствия взаимодействия с заинтересованными сторонами и партнерами.

2.1. Осуществляет свою деятельность с учетом формальных норм и требований, относящихся к сфере реализации проекта.

– Учитывает нормы действующего законодательства, регламентирующие работу с детьми и молодежью, организацию проектной, исследовательской и технологической деятельности.

– Применяет относящиеся к реализации проекта нормы организации, в рамках которой реализуется проект. Следует в своей работе нормам и правилам экспертизы, утверждения и запуска проектов принятым в организации, а также утвержденным правилам ресурсного обеспечения проекта.

– Выполняет требования техники безопасности и охраны труда. Выполняет рекомендации по обеспечению психолого-педагогической безопасности.

2.2. Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с формализованными представлениями о приоритетах развития, передовом опыте и стандартах деятельности.

– Обеспечивает реализацию проекта с учетом норм и требований профильных по отношению к проекту сообществ, а также требований регулирующих органов, связанных со сферой реализации проекта.

– Осуществляет мониторинг текущей ситуации проекта, связанной с вопросами правового обеспечения, безопасности, защиты здоровья и окружающей среды.

– Осуществляет совместно с участниками проекта анализ ситуации и вырабатывает меры, связанные с вопросами внутренней и внешней безопасности проекта.

  1. 3. Формирует у участников проекта культуру проектной и профильной профессиональной деятельности, безопасного труда, а также ответственного отношения к природе, обществу и человеку.

– Создает условия для присвоения участниками проекта норм проектной деятельности и профильной профессиональной культуры.

– Создает условия для формирования у участников проекта культуры безопасного труда, а также ответственного отношения к природе, обществу и человеку.

– Совместно с участниками проекта выявляет и предупреждает потенциальные проблемы, в сфере внутренней и внешней безопасности проекта.

Этика и культура

Способен осуществлять свою деятельность в соответствии с культурными ценностями и этическими нормами. Способен обеспечить реализацию проекта в соответствии с моральными принципами и ценностями различных сообществ, организаций или общества в целом, а также внутренними обычаями и договоренностями.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Учитывает в своей деятельности культурные ценности и моральные нормы профильных сообществ, организаций, общества в целом, а также внутренние по отношению к проекту моральные нормы, обычаи, договоренности.

– Учитывает в своей деятельности внешние по отношению к команде проекта неформальные нормы, культуру, ценности и правила организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, а также профильных сообществ и организаций.

– Демонстрирует поведение, направленное на сотрудничество. Открыт для общения со всеми участника проекта, последователен в своих поступках и честен с участниками проекта.

– Принимает на себя ответственность за свои решения и действия, а также ответственность за успех команды проекта перед всеми заинтересованными сторонами.

– Выступает защитником общих интересов команды во внешней среде. Выстраивает отношения с заинтересованными сторонами и партнерами, которые могут повлиять на работу команды проекта.

Уровень 2. Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с неформальной культурой, ценностями и моральными нормами организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, профильных сообществ, общества в целом.

– Способствует осознанию и принятию участниками проекта этических норм и ценностей профильного профессионального сообщества.

– Совместно с участниками проекта анализирует и учитывает этические нормы и моральные принципы организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность, профильных сообществ, общества в целом, в качестве основы для достижения целей проекта.

– Создает в команде проекта атмосферу доверия и безопасности.

Уровень 3. Создает условия для самоопределения участников проекта по отношению к культурным ценностям и этическим нормам.

– Создает условия для осознания и принятия проектной и профильной

профессиональной культуры.

– Содействует формированию внутренней неформальной культуры проекта,

совместно с участниками проекта определяет ее значение для достижения целей проекта.

– Формирует у участников проекта представления о ценностных предпочтениях и моральных нормах на различных уровнях (команды, организационного окружения проекта, профильного сообщества).

Осознанность и рефлексивность.

Способен осуществлять свою деятельность и обеспечивать реализацию проекта с опорой на осознанность как понимание собственных психических процессов,

состояний и свойств личности; а также с опорой на рефлексивность как способность к рациональному осмыслению и преобразованию своей деятельности.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Осмысливает свои ценности, потребности, деятельность, психические состояния, осознает их влияние на работу наставника проектного обучения.

– Выявляет и осмысливает собственные ценности, идеалы, цели; соотносит их с целями проекта. Определяет влияние личных предпочтений и ценностей на свою деятельность в качестве наставника проектного обучения.

– Применяет методики рефлексии деятельности и самоанализа на всех этапах жизненного цикла проекта.

– Оценивает качество своей работы. Ориентируется на постоянное улучшение собственных способностей и повышение качества работы. Конструктивно воспринимает обратную связь.

Уровень 2. Совместно с участниками проекта обеспечивает реализацию проекта с опорой на осознанность и рефлексивность.

– Совместно с участниками проекта анализирует затруднения в ходе реализации проекта, выявляет недостающие для успешной деятельности средства, находит в процессе рефлексии средства для развития деятельности, преобразует деятельность на основе рефлексии.

– Совместно с участниками проекта использует методики индивидуальной и групповой рефлексии по результатам прохождения ключевых точек проекта.

– Совместно с участниками проекта использует критику и обратную связь как возможности для личностного и профессионального роста.

Уровень 3. Формирует у участников проекта культуру осознанности и

рефлексивного отношения к деятельности.

– Создает условия для самостоятельного управления участниками проекта своим поведением, на основе понимания собственных психических процессов, состояний и свойств личности.

– Способствует выявлению участниками проекта собственных сильных сторон, талантов, слабостей и ограничений; использованию сильных сторон и

способностей в деятельности; определению путей преодоления личных слабостей и ограничений.

– Создает условия для принятия участниками проекта на себя ответственности за личное обучение и развитие.

Работа в команде

Способен создавать условия для успешной командной работы, продуктивной коммуникации, преодоления конфликтов и решения проблем; способен вовлекать,

мотивировать и поддерживать участников проекта на всех этапах жизненного цикла проекта.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Организует командную работу, используя соответствующие методики управления, инструменты и методы фасилитации и модерации.

– Использует методики вовлечения участников в проектную деятельность.

– Использует методики разрешения конфликтов для достижения позитивных изменений, укрепления доверия, уважения и смягчения негативных последствий конфликта.

– Организует проведение групповых встреч, способствует динамике

взаимодействия, совместной работы и интеграции группы.

– Предоставляет необходимую обратную связь участникам проекта на всех этапах совместной работы.

Уровень 2. Создает условия для успешной командной работы.

– Оказывает необходимую поддержку членам команды, определяя потребности участников проекта.

– Использует знание сильных и слабых сторон, а также интересов участников проекта для определения ролей в командной работе.

– Создает условия для понимания участниками проекта личной и коллективной ответственности, своей роли в проекте, а также того, что они взаимодействуют как единое целое.

– Вдохновляет участников проекта на командную работу, внесение полезного вклада в общий результат.

– Совместно с участниками проекта устанавливает нормы и правила группового поведения.

Уровень 3. Формирует культуру командной работы, продуктивной коммуникации, преодоления конфликтов и решения проблем.

– Создает среду для коллективного принятия решений. Вовлекает всех участников проекта в процесс принятия решений.

– Создает среду для эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов между участниками проекта в позитивной и открытой манере.

– Разрабатывает и реализует собственную стратегию вовлечения и мотивации команды на всех этапах жизненного цикла проекта.

Целеполагание

Способен обеспечить целеполагание проекта в соответствии с контекстом проекта, ожиданиями и потребностями заинтересованных сторон, возможностями их достижения и критериями оценки.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Выполняет необходимые базовые действия по целеполаганию проекта.

– Устанавливает генеральную цель проекта. Осуществляет декомпозицию генеральной цели и постановку дерева целей проекта. Расставляет цели по приоритетам.

– Обеспечивает соответствие целей требованиям конкретности, измеримости, достижимости, реалистичности, определенности во времени.

– Определяет требования к результатам проекта и критерии оценки их достижения.

Уровень 2. Обеспечивает соответствие целей проекта контексту проекта, ожиданиям и потребностям заинтересованных сторон.

– Совместно с участниками проекта осуществляет постановку целей проекта.

Обеспечивает распределение целей и задач между участниками проекта.

– Обеспечивает оценку достижения (и при необходимости пересмотр) целей участниками проекта на всём жизненном цикле проекта.

– Вовлекает участников проекта в целеполагание. Способствует постановке индивидуальных и групповых целей участниками проекта.

Уровень 3. Создает условия для самоопределения участников по отношению к целям проекта.

– Создает условия для самостоятельного распределения ролей в команде по достижению целей и решению задач. Обеспечивает разграничение ответственности между участниками проекта за достижение целей.

– Способствует целеполаганию участников проекта в области саморазвития.

– Создает условия для согласования индивидуальных и групповых целей участниками проекта.

Генерация идей

Способен вырабатывать и развивать новые идеи, а также создавать условия для успешной генерации идей командой проекта на различных этапах жизненного цикла проекта.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Выполняет методические рекомендации по генерации идей.

– Организует мероприятия по генерации идей по имеющимся методикам на различных этапах жизненного цикла проекта.

– Использует методики по генерации идей индивидуально и совместно с участниками проекта. Выступает в роли модератора сессии по генерации идей участниками проекта.

– Самостоятельно оценивает реализуемость выдвигаемых идей.

Уровень 2. Развивает, адаптирует и применяет методики по генерации идей в соответствии со спецификой проекта.

– Развивает методики по генерации идей и практики их реализации.

– Обеспечивает обратную связь и поддерживает конструктивную критику новых идей.

– Обеспечивает всестороннюю оценку актуальности и реализуемости идей в целях и условиях проекта. Привлекает экспертов для оценки идей.

Уровень 3. Формирует среду для успешной генерации идей командой проекта на различных этапах жизненного цикла проекта.

– Вдохновляет участников проекта на создание и развитие идей.

– Создает творческую атмосферу восприятия новых идей.

– Поощряет развитие творческого потенциала участников проекта.

Комплексное планирование

Способен осуществлять самостоятельно и совместно с участниками проекта комплексное планирование реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций; способен обеспечить единство технического, проектного и психолого-педагогического содержания проекта; способен планировать проект на всём жизненном цикле с учетом достижения результатов проекта в их взаимосвязи.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Применяет методики технического, управленческого и психолого-педагогического планирования.

– Осуществляет сбор информации для планирования проекта; выполняет планирование процессов и работ, необходимых для достижения целей проекта.

– Определяет критические точки проекта, учитывает при планировании технические, управленческие и педагогические риски.

– Планирует привлечение и использование необходимых для реализации проекта ресурсов (расходных материалов, оборудования, помещений и т.п.).

– Планирует продуктовые и образовательные результаты проекта.

– Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектных замыслов с учетом уровня компетентности учащихся и ресурсной обеспеченности проекта.

Уровень 2. Адаптирует и развивает методики планирования. Обеспечивает

комплексное планирование реализации проекта.

– Обеспечивает взаимосвязь технического, управленческого и  психолого-педагогического планов реализации проекта.

– Привлекает участников проекта к сбору информации, планированию ресурсов, взаимодействию с заинтересованными сторонами, оценке рисков.

– Реализует методику сценирования при работе над проектом.

– Разрабатывает план коммуникации с заинтересованными сторонами проекта, планирует привлечение внешней экспертизы необходимой для достижения целей проекта.

– Планирует жизненный цикл своей работы с командой проекта.

Уровень 3. Обеспечивает формирование у участников проекта культуры планирования в проектной деятельности.

– Совместно с участниками проекта форматы деятельности, исходя из логики проекта, интересов и приоритетов участников проекта.

– Планирует собственный профессиональный рост и способы презентации результатов своей практики наставничества профессиональному сообществу.

– Проектирует развитие участников в долгосрочной перспективе через их участие в различных форматах деятельности.

Оценивание и контроль

Способен обеспечить комплексное оценивание реализации проекта с технической, проектной и психолого-педагогической позиций.

Уровень 1. Применяет методы оценки реализации проекта, технической оценки и контроля, а также психолого-педагогического оценивания.

– Организует и проводит мероприятия по технической оценке в соответствии с техническими требованиями.

– Организует и проводит мероприятия по оценке сроков реализации проекта, эффективности используемых ресурсов, запланированных результатов проекта.

– Осуществляет психолого-педагогическое оценивание образовательного результата и личностного роста участников проекта.

Уровень 2. Адаптирует и развивает методы оценки реализации проекта, технической оценки и контроля, а также психолого-педагогического оценивания.

– Адаптирует и применяет методы оценивания и контроля в различных проектных ситуациях.

– Организует публичную защиту результатов проекта.

– Привлекает к оценке проекта внешних экспертов.

Уровень 3. Формирует благоприятную для развития участников проекта среду, связанную с комплексной оценкой и контролем.

– Привлекает к комплексному оцениванию и контролю участников проекта.

– Создает условия для формирующего оценивания с позиции самооценки, взаимооценки, а также экспертной оценки.

– Обеспечивает комплексное оценивание и контроль реализации проекта в фокусе развития участников проекта.

Развитие участников и команды проекта

Способен обеспечить достижение целей развития участников проекта и команды в целом, способен создать условия для освоения норм профессиональной и проектной деятельности.

Ключевые показатели компетентности

Уровень 1. Последовательно выполняет методические рекомендации в области развития участников и команды проекта.

– Обеспечивает освоение участниками проекта конкретных знаний, умений и навыков в рамках достижения продуктового результата.

– Открыт для общения только в рамках проекта. По завершении проекта не организует системную коммуникацию с участниками проекта.

Уровень 2. Развивает методики в области развития человека, адаптирует их в интересах участников проекта и в специфических условиях реализации проекта.

– Выстраивает траекторию прохождения участников через проект и серию обучающих, развивающих и конкурсных событий, способствующих освоению норм проектной и профильной деятельности.

– Обеспечивает комплексное развитие способностей участников в рамках жизненного цикла проекта.

– Способствует созданию развивающей среды и сообщества с разным уровнем опыта и интересами в профильной области деятельности.

Уровень 3. Реализует свою деятельность в соответствии с ориентацией на развитие участников и команды проекта в качестве стратегической цели.

– Формирует и реализует стратегию развития каждого участника и команды проекта в целом в долгосрочной перспективе.

– По завершении проекта организует системную коммуникацию с участниками проекта. Выстраивает взаимодействие с участниками за пределами проектного цикла, сопровождая их до вхождения в профессиональную деятельность.

– Способствует формированию индивидуальных траекторий развития участников проекта. Относится к результатам развития участников и команды проекта как к приоритетным.