Доклад на тему:
«Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»
Парпула В.В.
ОНЛАЙН – ИГРЫ, ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРЫ
Химия считается одним из наиболее трудных предметов. И уже через некоторое время интерес учащихся снижается. Буквально после того как мы начинаем учить знаки химических элементов.
Есть несколько электронных онлайн-игр, чтобы проверить знание элементов. Первая игра еще учит ребенка ориентироваться на местоположение химических знаков по таблице.
https://onlinetestpad.com/ru/tests (тесты по разным предметам и разным темам, кроссворды , сканворды и т.д.)
Теоретический материал очень большой, практических упражнений много, а времени очень мало. Раньше в 8 классе на изучение химии отводилось 3 часа, а сейчас с 8 по 11 2 часа в неделю . Каждый урок – новая тема. Материал трудный, усваивается очень сложно, потому что много нужно заучивать наизусть.
ВИДЕОРЕСУРСЫ
Повысить качество помогают эксперименты. Настоящие . Демонстрационные опыты, практические работы, парные, групповые, индивидуальные. А также использование цифровых и электронных образовательных ресурсов, потому что это наглядно, красочно, интерактивно. Но что делать, если не хватает реактивов, или вещества могут нанести вред, или имеют неприятный запах. Здесь очень выручают видеоопыты и видеоэксперименты. Можно использовать коллекцию дисков или онлайн видеопыты . САЙТов очень много.
https://chemege.ru/video-po-obshhej-ximii/
https://himija-online.ru/videoopyty
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/
Здесь можно найти методические рекомендации к любому уроку, видефрагменты, планирование к учебникам, виртуальные лаборатории.
ПРЕЗЕНТАЦИИ
На каждом уроке уже все, наверное, учителя используют
– презентации (при объяснении новой темы, самостоятельной работы, тестов)
При создании учительской мультимиедийной необходимо придерживаться следующих принципов.
Анимация не должна быть слишком активной.
- Стихи лучше декламировать, чем помещать на слайды презентации, в тоже время небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
- Уравнения химических реакций плохо смотрятся на презентации особенно при предъявлении нового материала. Предпочтительно при объяснении воспользоваться записями на обычной доске. При повторении и обобщении запись уравнений реакций вполне логична.
- Ядовито зеленый цвет заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
- Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно из какого источника идет звук и, наверное, в этом случае предпочтительнее магнитофон.
Электронная презентация — своеобразный конспект урока, обеспечивающий преподавателю возможность строго придерживаться темы и учебного плана. Слайды позволяют детям грамотно и четко оформлять свои записи в тетради. Постепенное появление различных объектов дает возможность анализировать схемы, уравнения, фиксировать внимание на каждом отдельном символе. Учебная презентация значительно сокращает время преподавателя на подготовку к уроку. Ее можно использовать для фронтальной, парной, групповой и индивидуальной работы. Если презентация создаётся не к отдельному уроку, а по теме в целом, то обеспечивается возможность быстрого просмотра необходимых слайдов при повторении материала, актуализации знаний, необходимых школьникам для изучения нового, обеспечивается комплексность изучения темы.
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Хочу остановиться на мультфильмах. Их смотрят как младшие школьники, так и старшеклассники. Можно использовать как мотивацию к уроку, а также в конце урока после закрепления в качестве рефлексии.
Современные дети – визуалы, поэтому лучше всего воспринимают и запоминают информацию графическую, краткую, броскую.
Учитель может использовать медиатеку, которая есть в кабинете и в школе, заранее, не нарушая законодательство об авторских правах, сделать копии на электронном носителе. Если есть возможность выходить в Интернет на уроке, то мультфильмы можно смотреть в режиме on-line. Или же просмотр дается как домашнее задание, а на уроке идет обсуждение.
Важно выбирать мультфильмы, исходя из некоторых критериев.
Просмотр и анализ материалов мультфильма не должны быть целью урока, работу такого вида целесообразно проводить на одном-двух уроках в месяц.
Подборку мультфильмов я веду давно, но мой список не закончен. Вот некоторые примеры мультфильмов, применяемые к определенной теме урока:
Мультфильмы по химии
Барбоскины
11 серия «Потеряшки» тема «Химические реакции»
22 серия «Побочный эфект» тема «Опасные вещества»
91 серия «Одиночка» тема «Предмет химии. Вещества»
Фиксики
6 серия «Деталька» тема «Металлы»
8 серия «Магний» тема «Физические свойства металлов»
22 серия «Осторожно бытовая химия» тема «ПАВ. Опасные вещества»
29 серия «Термометр» тема «Металлы. Ртуть (правила ТБ с опасными веществами)»
87 серия «Экотестер» тема «Удобрения. Опасные вещества»
105 серия «Аэрозоль» тема» Дисперсные системы»
Пин-код
9 серия «Прививка от Кроша» (часть 1) тема «Топливо»
10 серия «Прививка от Кроша (часть 2)» тема Строение вещества
14 серия «ДНК» тема «Вода»
21 серия «Мыльная опера» тема «Жесткая вода»
34 серия «Таймер на 1000 лет» тема «Превращение веществ»
44 серия «Метод ёжика» тема «Смеси» «Инертные газы»
46 серия «Анти герой» тема «Строение атома»
49 серия «Яркий свет в истории» тема «Химические реакции»
51 серия «Кремень» тема «Молекулы органических веществ»
2 сезон 2 серия (54) «Лучший из миров» тема «Частицы вещества. Ионы»
2 сезон 5 серия (57) «Вальс кабанюши» тема «Частицы вещества. Ионы»
ОГЭ, ЕГЭ
При подготовке к экзаменам в 9 классе пользуюсь сайтом Решу ОГЭ.
К ЕГЭ банком заданий сайта ФИПИ.
В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, эффективное внедрение ЦОР в учебный процесс возможно при сочетании их с традиционными методами преподавания. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе повышает результативность деятельности не только обучающихся, но и учителя, помогает расширить кругозор, как педагогов, так и учеников, способствует обмену мнениями и опытом с коллегами.