МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
(МБОУДО «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета Протокол № 7 от 27.05.2020 г. |
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУДО «Дворец творчества» № 151-01.09 от 27.05.2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Эстетическая гимнастика»
Автор: педагог дополнительного образования
Кашутина Ксения Алексеевна
Срок реализации – 2 года
г. Выборг
2022 г.
Пояснительная записка
В последнее время все большую тревожность вызывает то, что среди детей очень развита гиподинамия. Занятия компьютером, сидячий образ жизни отрицательно сказываются на здоровье детей. Занятия физкультурой и спортом – необходимое условие для гармоничного развития личности. В наше время, когда процент здоровых детей катастрофически снижается, огромное значение отводится занятиям в коллективах, включающих физическую нагрузку.
Эстетическая гимнастика – это женский, сложно координационный вид спорта, сочетающий в себе развитие всех физический качеств, навыков, работу в команде и все это под музыку. Умение владеть своим телом, запоминать композиции под музыку, моментально ориентироваться в предложенной ситуации развивает в обучаемых память, логику мышления. Эстетическая гимнастика, занимаясь в группе, учит жить в коллективе, воспитывает чувство взаимопонимания и поддержки. В то же время, возрастает ответственность за свою подготовку и показываемый результат. Важно и то, что заниматься данным видом спорта могут девочки, начиная с дошкольного возраста. Привлекателен данный вид спорта также тем, что не требует больших материальных вложений. Все выше сказанное говорит о том, что эстетическая гимнастика, должна и готова стать массовым видом спорта.
Данная программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 года № 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности»;
- Методические рекомендации для региональных, муниципальных органов управления дополнительным образованиям и организаций дополнительного образования по обеспечению доступности услуг организациями дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, одаренными, находящимися в трудной жизненной ситуации)
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённый приказом Минтруда России от 5.03.2018 № 298н;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 года № 3);
- Правила соревнований по эстетической гимнастике, утвержденных приказом Министерства спорта России от 23 декабря 2013 г. № 1107.
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
Обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Эстетическая гимнастика» может быть реализовано при помощи дистанционных образовательных технологий в следующих случаях:
- Обеспечение доступности дополнительного образования для обучающихся, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать занятия в Учреждении (госпитализация, санаторий и т.д.);
- Обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, чрезвычайных ситуаций, при отсутствии возможности посещения занятий в Учреждении.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время применяются новые методики обучения, приобщения обучающихся к современной эстетической гимнастике, индивидуальном подходе к каждому обучающемуся.
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Эстетическая гимнастика» относится к физкультурно –спортивной направленности. Она направлена на : создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Программа расчитана на 2 года обучения.
Отличие данной дополнительной общеразвивающей программы от существующих программ по эстетической гимнастике состоит в том, что в данной программе учтен личный опыт педагогов и коллектива эстетической гимнастики в целом, имеющего неплохие результаты своей работы, а также распределение учебных часов в соответствии с нормативными документами учреждения. Степень новизны данной программы состоит и в том, что она параллельно с подготовкой к спортивным состязаниям рассчитана на подготовку к сценической деятельности: отдельные композиции с элементами танца, гимнастики; хореографические композиции с тематической направленностью.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем , что используемые в программе средства наиболее действенны для всех детей творческим подходом и свободой действий на занятиях. Предусматривается возможность внесения в данную программу изменений и дополнений с учетом специфики образовательного учреждения. Программа учитывает научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса спортсменок – гимнасток на различных этапах подготовки. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения :индивидуальность, доступность, преемственность, результативность; формах и методах обучения: занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.; методах контроля и управления образовательным процессом – анализ результатов конкурсов, соревнований и др.; средствах обучения (использование современных направлений фитнес индустрии: фит болл, амортизаторы, TRX и др.)
Эффективным для физкультурно-спортивного развития детей является такое введение нового метода физического развития (TRX- тренажер), которое вызвано требованиями творческой и спортивной практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. При разработке программы был учтен передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменок – гимнасток, результаты научных исследований по юношескому спорту, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, спортивной медицине, гигиене и психологии, фитнеса.
Отличительная особенность данной программы состоит в расширении содержания учебного материала за счет включения новых компонентов: пилатес (статическая растяжка), использование разных предметов (одновременная работа с разными предметами: скакалка, эспандеры). Также отличительными особенностями данной программы являются:
– углубленное изучение каждого отдельного вида предметной подготовки;
– вариативность обучения с учетом возраста;
– применение рефлексии;
– использование информационно-коммуникативных технологий;
– использование технологий личностно-ориентированного обучения;
– возможность реализовать себя детям разных возрастов и разных способностей.
Цель: обучение детей эстетической гимнастике в доступной для них форме. сохранение и
укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка занимающихся.
Задачи 1-й года обучения, возраст 6-12 лет.
Обучающие задачи:
- Укреплять здоровье и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.
- Формировать правильную осанку и гимнастический стиль («школы») выполнения упражнений.
- Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
- Специально- двигательная подготовка – развивать умение ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации.
- Начальная техническая подготовка по видам многоборья.
- Начальная хореографическая подготовка – осваивать простейшие элементы классического, историко-бытового и народного танцев.
- Начальная музыкально – двигательная подготовка – игры и импровизация под музыку.
- Прививать интерес и потребность к регулярным занятиям.
- Участвовать в показательных выступлениях и детских соревнованиях по разряду юный гимнаст.
- Начальная психологическая подготовка (см. приложение «Психологическая подготовка»).
- Начальная теоретическая подготовка (см. « Теоретическая подготовка»)
Развивающие:
- Развивать физические качества (ловкости, быстроты, гибкости, прыгучести, функций равновесия, выносливости).
- Развивать эстетические качества (музыкальности, танцевальности, артистизма)
- Развивать творческие способности детей
- Укреплять силы физического здоровья.
- Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать высокие волевые и морально-этические качества;
- Воспитывать личностные качества, познавательные и созидательные способности обучающихся
- Воспитывать навыки работы в команде (чувство взаимопомощи, чувство личной ответственности, нравственные качества по отношению к окружающим)
- Воспитывать желания к дальнейшему самосовершенствованию в эстетической гимнастике.
- 6. Воспитывать навыки систематического занятия спортом.
Задачи 2 года обучения (7- 13 лет):
- Те же, что и на предыдущем этапе.
2 Углублённая и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
- Совершенствование специально – двигательной подготовки (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
- Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей тренировочных нагрузок.
- Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов средней и высшей групп трудности, освоение специфических (фундаментальных) групп (4-6 элементов средней группы трудности, 2-4 элемента высшей группы трудности, 3-4 фундаментальных группы и 1-2 манипуляций).
- Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
- Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
- Базовая психологическая подготовка – психологическое образование и обучение.
- Начальная теоретическая и тактическая подготовка.
- Регулярное участие в детских соревнованиях по 3,2 юношескому разряду.
- Начальная психологическая подготовка. (см. приложение «Психологическая подготовка»).
- Начальная теоретическая подготовка (см. « Теоретическая подготовка»).
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Методы обучения
1.Словесные методы:
– устное объяснение материала,
– анализ ошибок при исполнении движений,
– беседа.
- Наглядные методы обучения:
– показ, исполнение педагогом,
– показ иллюстраций, видеоматериалов,
– посещение концертов, соревнований .
- Практические методы:
– изучение новых движений;
– постоянное повторение пройденного материала.
Срок реализации 2 года
Возраст обучающихся 6-13 лет
Наполняемость группы 15 человек. Для занятий эстетической гимнастикой допускаются дети, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными по состоянию здоровья для данного вида спорта.
Режим занятий 2 занятия в неделю, 4 часа в неделю, по 2 академических часа, на 1 и 2 год обучения по 144 часа
Форма обучения – очная.
Форма организации образовательной деятельности – групповая, всем составом объединения.
Форма занятий– тренировка, на учебных занятиях присутствуют игры, дискуссии, проектная работа. Обучающиеся принимают участие в соревнованиях, концертах, конкурсах, фестивалях. В свободное от занятий время, по возможности, обучающиеся посещают театры, концерты, экскурсии. Старшие обучающиеся на углубленном этапе могут посещать семинары-практикумы по различным физкультурно-спортивным направлениям.
Обучение ведется на русском языке.
Условия реализации программы – Для успешного осуществления учебного и творческого процесса необходимо иметь хорошую материально-техническую базу. Прежде всего, это – специально оборудованный спортивный зал, который должен быть оснащен хорошим освещением, зеркалами, хорошо проветриваемый. Также зал должен быть оборудован так называемыми хореографическими станками , ковровым покрытием, высокими потолками, музыкальная аппаратура, оборудование ( гимнастические скамейки, спортивные маты, «шведская стенка»).
Для соревнований гимнасткам необходимо иметь гимнастические костюмы и получешки, музыкальный CD диск со своей музыкальной композицией ,которые должны храниться лично у гимнастки .
Для более успешного осуществления учебного и воспитательного процесса необходимо иметь в объединении видеоаппаратуру, которая позволит показывать обучающимся лучшие образцы мирового спортивного мастерства в эстетической гимнастике, а также выступления и репетиции самих обучающихся с последующими обсуждениями этих выступлений.
Планируемые результаты освоения образовательной программы.
1 год обучения (6-12лет):
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
- Формирование желания заниматься эстетической гимнастикой;
- Воспитание санитарно-гигиенических навыков.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
Регулятивные УУД:
Понимать значение работы над устранением ошибок.
Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Познавательные УУД:
Использовать разные средства информационного поиска (книга, видео материал, наглядность.)
Намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД:
Эффективно сотрудничать в группе.
Предметные результаты изучения эстетической гимнастики отражают опыт обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, а именно:
- формирование знаний о роли эстетической гимнастики для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии гимнастики на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);
- овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, ит.д.);
- овладение начальной общей физической подготовкой .
- овладение начальной специальной подготовкой: развиты физические качества: гибкость, сила, прыгучесть и координация.
- овладение специально- двигательной подготовкой – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакций на движущийся объект и антиципации.
- начальная техническая подготовка по видам многоборья.
- овладение начальной хореографической подготовкой – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
- овладение начальной музыкально – двигательной подготовкой – игры и импровизация под музыку.
- иметь опыт участия в показательных выступлениях и детских соревнованиях по разряду « юный гимнаст».
- овладение начальной психологической подготовкой.(см. приложение «Психологическая подготовка»).
- овладение начальной теоретической подготовкой (см « Теоретическая подготовка»).
- год обучения ( 7- 13 лет):
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
- формирование навыков систематических занятий эстетической гимнастикой
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах гимнастики;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Регулятивные УУД:
- Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
Познавательные УУД:
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, видео материал, наглядность.)
- Намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- Эффективно сотрудничать в группе.
Предметные результаты изучения эстетической гимнастики отражают опыт учащихся в физкультурно-спортивной деятельности, а именно:
- формирование знаний о роли эстетической гимнастики для укрепления здоровья (физического, социального и психического), о положительном влиянии гимнастики на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о хореографии и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровье формирующую и здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, ит.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости);
- укрепленное здоровье и гармоническое развитие форм и функций организма занимающихся.
- овладение правильной осанкой и гимнастического стиля («школы») выполнения упражнений.
- овладение углублённой соразмерной специальной физической подготовкой
( благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
- овладение совершенствованной специально- двигательной подготовкой (координации, реакции на движущийся объект, антиципации).
- овладение начальной функциональной подготовкой – освоение средних показателей тренировочных нагрузок.
- овладение базовой технической подготовкой : хорошо усвоенные базовые элементы средней и высшей групп трудности, специфические (фундаментальные) группы (4-6 элементов средней группы трудности, 2-4 элемента высшей группы трудности, 3-4 фундаментальных группы и 1-2 манипуляций).
- овладение базовой хореографической подготовкой – выполнение элементов всех танцевальных форм в простейших соединениях.
- умение понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо-громко, слитно-отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
- овладение базовой психологической подготовкой.
- овладение начальной теоретической и тактической подготовкой.
- иметь опыт в участии детских соревнованиях по 3,2 юношескому разряду.
- овладение начальной теоретической подготовкой (см « Теоретическая подготовка»).
Система оценки результатов освоения образовательной программы
Регулярный контроль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности – важнейшая часть учебно-тренировочного процесса. Понятие контроля включает в себя большую группу тестовых испытаний, которые помогают направить тренировочный процесс по наиболее эффективному пути.
- Контроль за состоянием здоровья. Медицинское обследование врачом-терапевтом, по итогам которого выдается справка
о годности к занятиям эстетической гимнастикой.
- Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального развития и состояния организма гимнастки :
- тестирование силы мышц, скоростных и скоростно-силовых качеств;
проводится педагогом во время тренировок:
- тестирование техники выполнения элементов на гибкость.
- Контроль за уровнем психической работоспособности :
- тестирование оперативного мышления, переключения, распределения и объема внимания;
- тестирование уровня развития наглядно – образной и оперативной памяти.
Данный контроль осуществляется систематически через наблюдение и анализ деятельности обучаемых.
- Анализ соревнований:
Проводится по следующему алгоритму: цель выступления – результат победителей- систематизация ошибок- причины ошибок- место совершения ошибок- внесение корректив.
Оценка результатов обучения
Основной формой оценки результативности данной программы является участие в соревнованиях различной степени сложности и уровня. По итогам соревнований обучаемым присваиваются спортивные разряды и звания.
Формы промежуточной аттестации:
-
- соревнования различного уровня (внутригрупповые, городские, районные, областные, региональные, международные)
- Сдача контрольных нормативов (см. приложение «Диагностика выполнения нормативов»).
- срезовые занятия
Диагностика реализации данной образовательной программы по итогам полугодий фиксируется в протоколах.( см. Приложение «Критерии диагностики»).
На каждый учебный год составляется перспективно – тематический план по каждой учебной группе, план учебно-воспитательной работы, который включает в себя формы воспитательной и организационной деятельности педагога:
- Собрания обучающихся
- Родительские собрания
- Мероприятия по укреплению коллектива
Диагностика прогнозируемых результатов
Ожидаемый результат | Критерии | Показатель | Методы педагогической диагностики |
---|---|---|---|
Обучения | |||
Освоение учебного материала | Овладение основными приемами и методами работы,
стремление к познанию и творчеству |
Выполнение нормативов, умение использовать различные методы в работе,
умение воспринимать, понимать, запоминать |
Наблюдение, опрос, анализ, творческое выступление, выход на результат |
Приобретение практических навыков в работе. | Способность выполнять определенные приемы работы. | Использование практических навыков в самостоятельной работе. | Наблюдение, анализ, выступления, концерты, соревнования |
Наличие навыков творческой деятельности. | Склонность к воображению, способность реализовать себя творчески | Оригинальное воплощение идей в творческой деятельности, в создании программ выступлений | Участие на концертах, конкурсах, в соревнованиях |
Наличие навыков исследовательской, проектной деятельности. | Способность придумывать, проектировать, экспериментировать. | Владение методиками анализа, исследования, проектирования | Наблюдение, анализ. |
Воспитания. | |||
Сформированность нравственных качеств. | Стремление к нравственным поступкам, способность к уживчивости в коллективе. | Ответственность к себе и уважение к деятельности других. | Беседы, наблюдение. |
Сформированность коммуникативной культуры | Общительность, доброжелательность, взаимопонимание. | Дружный коллектив, взаимовыручка, взаимопомощь. | Наблюдение,
анализ |
Способность к адекватной самооценке. | Умение самокритично относиться к себе, взвешивать свои способности. | Умение анализировать свои поступки и поступки своих товарищей. | Беседы, наблюдение, обсуждение. |
Развития. | |||
Динамика развития творческих способностей. | Самостоятельные творческие решения, способность фантазировать, развиваться. | Участие в создании танцев, творческих выступлений. | Наблюдение, анализ начальных и итоговых работ. |
Динамика развития физических способностей | Определениие гибкости. | Сдача нормативов. | Наблюдение, анализ начальных и итоговых срезов. |
Проявление творческой активности. | Стремление к творческой деятельности. | Активное участие в учебном процессе, конкурсах, соревнованиях различного уровня. | Оценивание творческих достижений, наблюдение. |
Проявление устойчивого интереса к изучаемому предмету. | Желание узнавать новое в своем направлении, быть востребованным. | Длительное пребывание в коллективе, творческие показатели. | Учет сохранности контингента, беседы, мотивы выбора изучаемого направления. |
Сформированность волевых качеств. | Стремление к самосовершенствованию. | Самоконтроль, эмоциональная уравновешенность. | Беседа, наблюдение. |
Оценка результатов итогов работы по программе
Формы контроля | Задачи | Результативность |
Контрольные задания по темам. | Усвоение программы. Организация индивидуальных занятий. | Промежуточный результат (в диагностических картах). |
Творческие конкурсы, соревнования внутри коллектива. | Стимуляция индивидуального творческого роста. | Индивидуальные результаты. |
Открытые показательные выступления гимнасток | Закрепление приобретенных навыков, демонстрация достигнутых результатов. | Итоговый результат (с подробной оценкой – характеристикой каждого участника). |
Соревнования по эстетической гимнастике различного уровня (района, области, России). | Стимуляция коллективного и индивидуального творчества. | Коллективные и индивидуальные результаты (с оценкой жюри, грамоты, дипломы). |
Контроль:
- текущий – наблюдение за выполнением приемов и методов в работе, беседы, анализ работы и поведения в коллективе.
- промежуточный – участие в соревнованиях, диагностическая контрольная работа.
Периодичность контроля – 2 раза в год, итоги диагностики заносятся в диагностические карты.
Параметры контроля:
- Познавательные навыки и способности:
- умение усваивать материал, выполнять спортивные нормативы
- практическое применение знаний и умений.
- Творческие способности:
- самостоятельность в выборе
- индивидуальность в работе,
- способность к восприятию неоднозначного контекста (находки, новые идеи).
- Эмоционально-волевые свойства.
- настойчивость в достижении цели (доводить начатое дело до конца),
- уважение к другим,
- независимость в мышлении (своя точка зрения).
Итоги реализации данной программы прослеживаются:
- в показательных выступлениях, концертах, соревнованиях внутри коллектива (промежуточный результат),
- через соревнования по эстетической гимнастике областного и районного уровней (коллективные и индивидуальные итоговые результаты).
В течение учебного года педагог проводит проверочные работы, с целью выявления качества знаний обучаемых, выявляя степень усвоения ими образовательной программы.
Учебный план
1 год обучения
№ | Вид подготовки | месяцы | Всего
часов |
||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
2 | Офп | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 33 |
3 | Сфп | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 41 |
4 | Акробатическая подготовка | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 40 |
5 | Хореографическая подготовка | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 38 |
6 | Техническая подготовка | 3 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 | 34 |
7 | Тактич. и психолог. подготовка | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 8 | ||||
8 | Участие в соревнованиях контрольное тестирование | по календарному плану | |||||||||
Всего часов | 16 | 20 | 16 | 18 | 14 | 16 | 16 | 18 | 10 | 144 |
2 год обучения
№ | Вид подготовки | месяцы | Всего
часов |
||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 |
2 | Офп | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 41 |
3 | Сфп | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 42 |
4 | Акробатическая подготовка | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 41 |
5 | Хореографическая подготовка | 6 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 |
6 | Техническая подготовка | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 21 |
7 | Тактич. и психолог. подготовка | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
8 | Участие в соревнованиях контрольное тестирование | по календарному плану | |||||||||
Всего часов | 16 | 20 | 16 | 18 | 14 | 16 | 16 | 18 | 10 | 144 |
Примечание:
- Дополнительно предусмотреть репетиционные часы для подготовки к соревнованиям, мероприятиям для населения города, района, области и другим мероприятиям, направленным на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
- Возможны корректировки в расписании в связи с выездами на соревнования
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
пп/п п |
Разделы, темы | Количество часов
всего |
В том числе | Форма контроля, промежуточной аттестации | |
Теория | Практика | ||||
11 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Техника элементов эстетической гимнастики. | 1 | 1 | – | Входящая диагностика, наблюдение |
2
2 |
Комплекс упражнений эстетической гимнастики. Серия движений. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение |
3 | Волна. Обратная волна. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
4 | Взмахи | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
5
5 |
Расслабление. Сжатие | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
6 | Тестирование по технике ЭГ | 2 | – | 2 | Тестирование |
7 | Вводное занятие. Техника безопасности. История танца (народного, историкобытового, современного). | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
8 | Музыкальный ритм, такт, темп, размер. Воспроизведение музыки посредством движений. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
9 | Экзерсис. Позиции рук и ног | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
10 | Полуприседание (Demi-plie) и большое приседание (Grand plie) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
11 | Техника подъема на полупальцы(Releve) | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, беседа |
112 | Техника выполнения вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
13 | Техника выполнения круга от коленного сустава (En L ‘air) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
14 | Техника выполнения поворотов(Fuette) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
15 | Хореографический этюд | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
16 | Вводное занятие. Профилактика спортивного травматизма. | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
17 | Правила соревнований. | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
18 | Компоненты технической, артистической и исполнительской ценности. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
19 | Составление соревновательной композиции. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
20 | Отработка соревновательной композиции по частям. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
21 | Отработка и совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
22 | Итоговое занятие Открытый урок \ соревнование\ выступление | 2 | – | 2 | Тестирование |
ИТОГО: (общее количество часов за год) | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы на 1 год обучения
Вводное занятие:
Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях эстетической гимнастики (далее-ЭГ). Основные термины ЭГ. Техника основных элементов ЭГ.
Тема 1:
Теория: Серия движений в ЭГ
Практика: Комплекс разминки в ЭГ.
Тема 2:
Теория: Техника выполнения волны и обратной волны.
Практика: Выполнение волны вперед на двух и с одной ноги, обратной волны, боковая волна, серии движений, включающие волны.
Тема 3:
Теория: Техника выполнения взмаха.
Практика: Выполнение пружинного, кругового, бокового взмахов. Этюд.
Тема 4:
Теория: Техника выполнения сжатия, расслабления.
Практика: Игровые упражнения на расслабление и сжатие: «Тающее мороженое», «Суперзаморозка», «Ежик», «Цветы распускаются» и др.
Тема 5:
Теория: серия движений на самостоятельно выбранную тему
Вводное занятие: История танца (народного, историко-бытового, современного). Техника безопасности на занятии хореографией.
Тема 6:
Теория: Музыкальный размер. Темп, такт, ритм.
Практика: Музыкально-ритмические движения. Упражнения с хлопками. Миниатюры: Экспрессия и нега, работа и отдых, плавно-жестко, быстромедленно.
Тема 7:
Теория: Понятие позиций рук и ног. Балетная подготовка.
Практика: позиции рук и ног. Выставление ноги вперед, в сторону, назад из 3 позиции у опоры.
Тема 8:
Теория: Техника выполнения полуприседаний и приседаний в хореографии.
Практика: Выполнение полуприседания (Demi-plie) и большого приседания(Grand- plie)у опоры.
Тема 9:
Теория: Техника выполнения подъема на полупальцы.
Практика: Выполнение подъема на полупальцы(Releve).
Тема 10:
Теория: Техника выполнения вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu)
Практика: Выполнение вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu) у опоры из 1,3,5 позиций.
Тема 11:
Теория: Техника выполнения круга от коленного сустава (En L ‘air)
Практика: Выполнение круга от коленного сустава (En L ‘air) правой, левой ногой.
Тема12:
Теория: Техника выполнения поворотов (Fuette)
Практика: Выполнение поворотов (Fuette) на середине, с продвижением.
Тема 13:
Теория: составление хореографического этюда
Практика: Составление и представление хореографического этюда на выбранный музыкальный фрагмент из 4-5 изученных элементов.
Вводное занятие: Профилактика спортивного травматизма. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах.
Тема 14:
Теория: Правила соревнований по ЭГ. Психологическая готовность к соревнованиям.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки.
Тема15:
Теория: Компоненты технической, артистической и исполнительской ценности.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Выполнение компонентов технической ценности, выбор сложности элементов.
Тема 16:
Теория: Правила составления композиции. Выбор музыкального произведения. Требования к музыкальному сопровождению.
Практика: Выбор музыкального отрывка для комбинации. Коллективная работа по составлению композиции.
Тема 17:
Теория: Правила отработки соревновательной композиции.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Отработка соревновательной композиции по частям, без и в сопровождении музыки.
Тема 18: Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Отработка соревновательной композиции в целом, без и в сопровождении музыки.
Тема 19: Выступление на открытом уроке/соревновании с композицией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№
пп/п п |
Разделы, темы | Количество часов
всего |
В том числе | Форма контроля, промежуточной аттестации | |
Теория | Практика | ||||
11 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Техника элементов эстетической гимнастики. | 1 | 1 | – | Входящая диагностика, наблюдение |
2
2 |
Комплекс упражнений эстетической гимнастики. Серия движений. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение |
3 | Волна. Обратная волна. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
4 | Взмахи | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
5
5 |
Расслабление. Сжатие | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
6 | Тестирование по технике ЭГ | 2 | – | 2 | Тестирование |
7 | Вводное занятие. Техника безопасности. История танца (народного, историкобытового, современного). | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
8 | Музыкальный ритм, такт, темп, размер. Воспроизведение музыки посредством движений. | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
9 | Экзерсис. Позиции рук и ног | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
10 | Полуприседание (Demi-plie) и большое приседание (Grand plie) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
11 | Техника подъема на полупальцы(Releve) | 6 | 1 | 5 | Наблюдение, беседа |
112 | Техника выполнения вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
13 | Техника выполнения круга от коленного сустава (En L ‘air) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
14 | Техника выполнения поворотов(Fuette) | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
15 | Хореографический этюд | 8 | 1 | 7 | Наблюдение, беседа |
16 | Вводное занятие. Профилактика спортивного травматизма. | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
17 | Правила соревнований. | 1 | 1 | – | Наблюдение, беседа |
18 | Компоненты технической, артистической и исполнительской ценности. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
19 | Составление соревновательной композиции. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
20 | Отработка соревновательной композиции по частям. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
21 | Отработка и совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 10 | 1 | 9 | Наблюдение, беседа |
22 | Итоговое занятие Открытый урок \ соревнование\ выступление | 2 | – | 2 | Тестирование |
ИТОГО: (общее количество часов за год) | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы на 2 год обучения
Вводное занятие:
Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях эстетической гимнастики (далее-ЭГ). Основные термины ЭГ. Техника основных элементов ЭГ.
Тема 1:
Теория: Серия движений в ЭГ
Практика: Комплекс разминки в ЭГ.
Тема 2:
Теория: Техника выполнения волны и обратной волны.
Практика: Выполнение волны вперед на двух и с одной ноги, обратной волны, боковая волна, серии движений, включающие волны.
Тема 3:
Теория: Техника выполнения взмаха.
Практика: Выполнение пружинного, кругового, бокового взмахов. Этюд.
Тема 4:
Теория: Техника выполнения сжатия, расслабления.
Практика: Игровые упражнения на расслабление и сжатие: «Тающее мороженое», «Суперзаморозка», «Ежик», «Цветы распускаются» и др.
Тема 5:
Теория: серия движений на самостоятельно выбранную тему
Вводное занятие: История танца (народного, историко-бытового, современного). Техника безопасности на занятии хореографией.
Тема 6:
Теория: Музыкальный размер. Темп, такт, ритм.
Практика: Музыкально-ритмические движения. Упражнения с хлопками. Миниатюры: Экспрессия и нега, работа и отдых, плавно-жестко, быстромедленно.
Тема 7:
Теория: Понятие позиций рук и ног. Балетная подготовка.
Практика: позиции рук и ног. Выставление ноги вперед, в сторону, назад из 3 позиции у опоры.
Тема 8:
Теория: Техника выполнения полуприседаний и приседаний в хореографии. Практика: Выполнение полуприседания (Demi-plie) и большого приседания(Grand- plie)у опоры.
Тема 9:
Теория: Техника выполнения подъема на полупальцы.
Практика: Выполнение подъема на полупальцы(Releve).
Тема 10:
Теория: Техника выполнения вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu)
Практика: Выполнение вытягивания, броска ногой(Battement Gete, Battement Fondu) у опоры из 1,3,5 позиций.
Тема 11:
Теория: Техника выполнения круга от коленного сустава (En L ‘air)
Практика: Выполнение круга от коленного сустава (En L ‘air) правой, левой ногой.
Тема12:
Теория: Техника выполнения поворотов (Fuette)
Практика: Выполнение поворотов (Fuette) на середине, с продвижением.
Тема 13:
Теория: составление хореографического этюда
Практика: Составление и представление хореографического этюда на выбранный музыкальный фрагмент из 4-5 изученных элементов.
Вводное занятие: Профилактика спортивного травматизма. Первая помощь при ушибах, вывихах, переломах.
Тема 14:
Теория: Правила соревнований по ЭГ. Психологическая готовность к соревнованиям.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки.
Тема15:
Теория: Компоненты технической, артистической и исполнительской ценности.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Выполнение компонентов технической ценности, выбор сложности элементов.
Тема 16:
Теория: Правила составления композиции. Выбор музыкального произведения. Требования к музыкальному сопровождению.
Практика: Выбор музыкального отрывка для комбинации. Коллективная работа по составлению композиции.
Тема 17:
Теория: Правила отработки соревновательной композиции.
Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Отработка соревновательной композиции по частям, без и в сопровождении музыки.
Тема 18: Практика: Комплекс предсоревновательной разминки. Отработка соревновательной композиции в целом, без и в сопровождении музыки.
Тема 19: Выступление на открытом уроке/соревновании с композицией.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(1-2 год обучения)
№ | Раздел, тема | Форма занятий | методы | Средства обучения и воспитания | Формы подведения итогов по разделу |
---|---|---|---|---|---|
1 | Техника и тактика эстетической гимнастики:
Теоретическая подготовка Техническая подготовка Тактическая подготовка |
теоретическая подготовка
практическое занятие участие в соревнованиях |
беседа с показом наглядных материалов,
лекция, работа с родителями (их просвещение и заинтересованность), изучение правил соревнований; практическое занятие в зале: открытые занятия, показательные выступления, самостоятельная работа, самостоятельная постановка разминки, индивидуальная и групповая работа с обучаемыми. |
Правила по эстетической гимнастике.
спортивные карточки, заполняемые тренером; инвентарь и оборудование для проведения тренировочных занятий , магнитофон, СД диски, компьютер. |
Зачеты, тестирование, опросы, собеседование, открытые занятия, участие в соревнованиях различного уровня, наблюдение. |
2 | Общая физическая подготовка
– ОФП общеукрепляющие упражнения – хореография – подвижные и развивающие игры |
практическое занятие | ОФП, спортивные игры, хореографическая подготовка. | Спортивные снаряды, работа у хореографического станка, партерные занятия, занятия на середине зала. | Тест на физическую подготовленность по нормативам |
3 | Специальная физическая подготовка:
– Изучение элементов на гибкость, прыжки, равновесия и повороты. – Музыкальная грамотность – Судейская практика |
теоретическая подготовка
практическое занятие участие в соревнованиях и концертах |
практическое занятие, соревнования различного уровня, открытые занятия, концертная деятельность. | Используются магнитофон, СД диски, видеоматериал, музыкальные сборники | Тестирование, опросы, собеседование, практические занятия, участие в соревнованиях, конкурсах и концертах различного уровня |
Заключение
Данная учебная программа предназначена для успешной организации учебно-тренировочного процесса отделения эстетической гимнастики. Программа включает планирование и методические рекомендации по систематизации учебно-тренировочного процесса. В программе предложены методики, разработанные специалистами эстетической гимнастики и смежных видов спорта.
Эстетическая гимнастика представлена как вид спорта и учебная дисциплина, а так же как один из важнейших компонентов целостного развития личности. Материал учебной программы предусматривает овладение системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для самосовершенствования и профессионального развития. Средства программы способствуют формированию здорового образа жизни и достижению наивысших спортивных результатов.
В результате занятий спортсменки приобретают знания, умения и навыки, необходимые для практического использования в спортивной жизни. Эстетическая гимнастика – один из немногих видов спорта, в котором удачно сочетаются музыка, спорт и искусство. Женское очарование, особая пластика, грациозность и мягкость движений нашли свое отражение в упражнениях эстетической гимнастики.
К характерным особенностям методики преподавания эстетической гимнастики относится требование точного технического выполнения упражнений занимающимися. В противном случае не удастся достичь желаемого их воздействия на организм, целенаправленно повысить функциональные возможности органов и систем, воспитать нужные двигательные навыки, добиться изящества и выразительности движений, красивой осанки и стройной фигуры, то есть решить основные задачи эстетической гимнастики.
Для развития творческой активности юных гимнасток полезны показательные выступления.
Составление композиция для показательных выступлений – это своеобразная творческая работа. Автор композиции должен быть хорошо знаком с группой, знать возраст гимнасток и степень их подготовленности, занимающиеся на занятиях твердо должны усвоить отдельные упражнения, из которых составляется комбинация.
При выборе музыкального произведения для командного упражнения нужно учитывать особенности выполнения основных элементов.
Всестороннее гармоническое развитие организма, сохранение здоровья, работоспособности, обаяния и достижение высоких спортивных результатов — такова основная задача занятий эстетической гимнастикой.
Список используемой литературы.
- Аркаев, Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки в художественной гимнастике. / Л. Я. Аркаев [и др.]. М.: Госкомспорт СССР, 1989.
- Вербова, З.Д. Искусство произвольных упражнений. / З.Д. Вербова. — Москва ФиС, 1967.
- Крючек, Е.С. Нетрадиционные виды гимнастики в массовой физкультурно-оздоровительной работе. / Е. С. Крючек, Л. Т. Кудашов, А. А. Сомкин. — Л: СПБГАФК им. Лесгафта, 1987.
- Карпенко, Л.А. Методика тренировки занимающихся художественной гимнастикой. / Л. А. Карпенко. — Л.: ГДОИФК, 1989.
- Конорова, Е.В. Методическое пособие по ритмике. / Е. В. Конорова. — М.: Музыка, 1972, 1973;
- Лесникова, Г.Н. Комплексная учебная программа по дисциплине «физическая культура». / Г. Н. Лесникова. — Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2006.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — Москва : ФиС, 1991.
- Морозова, Л.П. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике. / Л. П. Морозова, П. В. Ночевнова. — Москва : Учебно-методическое пособие, 2006.
- Международные правила соревнований по эстетической гимнастике. — Москва: ВФЭГ 2006.
- Плешкань, А.В. Планирование тренировочных нагрузок юных гимнасток высокой квалификации в соревновательном периоде / А. В. Плешкань, В. М. Бастиан. — Краснодар : ГИФК, 1988;
- Плеханова, М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложно координационных видах спорта (художественной, спортивной, эстетической, аэробической гимнастике) (теоретические и методические аспекты) / М. Э. Плеханов. — М.: Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, 2006.
- Плеханова, М. Э. . Оценка исполнительского мастерства спортсменок по соматическим, факторным и биохимическим показателям в эстетической гимнастике / М. Э. Плеханова, П. В. Ночевнова. — Шуя : Материалы международной практической конференции, 2005.
- Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта / В. Н. Платонов. — Киев.: Олимпийская литература. 1999.
14.Плешкань, А.В. Организация и методика проведения централизованной подготовки гимнасток в групповых упражнениях. Учебное пособие / А. В. Плешкань, М. А. Говорова. — М.: 1999.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
- Алексеева, В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — Москва : [2-е изд., перераб. и доп.], 2001.
- Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : 2-е изд., испр. и доп., 2007.
- Слуцкий, В. Н. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека / В. Н. Слуцкий. — Москва : Просвещение, 2002.
- Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. — Москва : Педагогика, 1990.
Список рекомендуемой литературы для родителей
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 18 лет). / И. Ю. Кулагина. — Москва : УРАО, 2008.
- Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — Москва : Знание, 2006.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — Москва: [2-е изд.] Журн. “Искусство в шк.”, 2007.
- Претте, М. К. Творчество и выражение. В 2ч.— / М. К. Претте, А. В. Копальдо. — Москва: Советский художник, 2005.
- Дубровина, И. В. 5. Хрестоматия по возрастной психологии / И. В. Дубровина. — Москва: Академия, 2008.
Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования при реализации Программы:
- Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] (http://www.minsport.gov.ru/).
- Официальный интернет-сайт Всероссийской федерации эстетической гимнастики [Электронный ресурс] (http://www. http://www.vfeg.ru/).
- Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» [Электронный ресурс] (http://lib.sportedu.ru/).
Приложение 1
Календарный учебный график
Режим организации занятий по дополнительным общеразвивающим программам определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» №41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).
Начало занятий:
– для обучающихся 1 года обучения – 05 сентября 2022года
– для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 01 сентября 2022 года
Окончание учебного года:
– для обучающихся 1 года обучения – 25.05.2023 года
– для обучающихся 2-го и последующих лет обучения – 25.05.2023года
Каникулы – с 01 по 08 января 2023 года, с 01 июня по 31 августа 2023 года, для объединений, работающих на базах общеобразовательных организаций – по календарному плану общеобразовательных организаций.
Нерабочие праздничные дни: 4 ноября, 31 декабря, 23 февраля, 8 марта, 1,2,9 и 10 мая.
2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю
36 недель
№ | Дата | Содержание | Часы |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | 8.09 | Задачи, тенденции и перспективы развития эстетической гимнастики. Строение и функции организма человека. Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате (кости, суставы, мышцы), строение, функции внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, пищеварения и нервной системы. Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем человека. Правила поведения на занятиях и правила по технике безопасности при выполнении упражнений | 2 |
2 | 10.09 | Значение и роль ЗОЖ в жизни человека и спортсмена. Способы соблюдения ЗОЖ. Профилактика травматизма | 2 |
3 | 15.09 | Правила разминки. Комплекс упражнений по общей физической подготовке. | 2 |
4 | 17.09 | Правила разминки. Комплекс упражнений по специальной физической подготовке. | 2 |
5 | 22.09 | Строевая подготовка. Техника выполнения строевой подготовки. | 2 |
6 | 24.09 | Правила по технике безопасности при выполнении упражнений по ОФП, СФП | 2 |
7 | 29.09 | Упражнения на развитие силы мышц ног | 2 |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | 1.10 | Упражнения на развитие пассивной гибкости | 2 |
2 | 6.10 | Упражнения на развитие активной гибкости | 2 |
3 | 8.10 | Упражнения на развитие выносливости | 2 |
4 | 13.10 | Упражнения на развитие силы мышц рук и спины | 2 |
5 | 15.10 | Упражнения на развитие силы мышц ног | 2 |
6 | 20.10 | Упражнения на развитие пассивной гибкости | 2 |
7 | 22.10 | Упражнения на развитие выносливости | 2 |
8 | 27.10 | Упражнения на развитие активной гибкости. | 2 |
9 | 29.10 | Правила составления комбинаций из изученных элементов | 2 |
НОЯБРЬ | |||
1 | 3.11 | Акробатические элементы. Переворот вперед | 2 |
2 | 5.11 | Акробатические элементы. Переворот назад | 2 |
3 | 10.11 | Акробатические элементы. Переворот назад | 2 |
4 | 12.11 | Акробатические элементы. Колесо на локтях. | 2 |
5 | 17.11 | Равновесная подготовка. Равновесия «пассе» и «арабеск» у опоры | 2 |
6 | 19.11 | Равновесная подготовка. Равновесие «арабеск» на середине | 2 |
7 | 24.11 | Равновесие «арабеск» на середине | 2 |
8 | 26.11 | Упражнения на развитие выносливости | 2 |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | 1.12 | Прыжковая подготовка. Простые прыжки. | 2 |
2 | 3.12 | Прыжковая подготовка.
Галопы |
2 |
3 | 8.12 | Прыжковая подготовка. Прыжок «касаясь» толчком двух ног | 2 |
4 | 10.12 | Прыжковая подготовка. Прыжок «касаясь» толчком одной ноги | 2 |
5 | 15.12 | Прыжковая подготовка. Прыжок «касаясь» толчком одной ноги | 2 |
6 | 17.12 | Прыжковая подготовка. Прыжок «казачок» | 2 |
7 | 22.12 | Прыжковая подготовка. Прыжок «казачок» | 2 |
8 | 24.12 | Техника выполнения элементов эстетической гимнастики. Комплекс упражнений эстетической гимнастики. | 2 |
9 | 29.12 | Зачет | 2 |
ЯНВАРЬ | |||
1 | 12.01 | Волны. Волна вперед на двух ногах. | 2 |
2 | 14.01 | Волны. Волна вперед с одной ноги | 2 |
3 | 19.01 | Волны. Боковая волна | 2 |
4 | 21.01 | Волны. Боковая волна | 2 |
5 | 26.01 | Волны. Обратная волна на двух ногах. | 2 |
6 | 28.01 | Волны. Обратная волна на двух нога. | 2 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | 2.02 | Взмахи. Круговой взмах | 2 |
2 | 4.02 | Взмахи. Круговой взмах | 2 |
3 | 9.02 | Взмахи. Боковой взмах | 2 |
4 | 11.02 | Взмахи. Боковой взмах | 2 |
5 | 16.02 | Расслабление | 2 |
6 | 18.02 | Сжатие | 2 |
7 | 25.02 | Сжатие | 2 |
Понятие «экзерсис». Позиции ног и рук.; | |||
МАРТ | |||
1 | 2.03 | Техника выполнения
вытягивания ноги в трех направлениях (Battement) |
2 |
2 | 4.03 | Техника выполнения маленького броска ноги по I, III и V позициям в трех направлениях (Battement-Gete) | 2 |
3 | 9.03 | Техника выполнения вытягивания ноги, соединенное с полуприседанием по I, III и V позициям (Battement Fondu) | 2 |
4 | 11.03 | Техника выполнения полукруга ногой по полу вперед и назад, по четвертям и по полукругу(Rond) | 2 |
5 | 16.03 | Техника выполнения круга от коленного сустава (En L ‘air | 2 |
6 | 18.03 | Техника выполнения кругов на высокой амплитуде (Adagio) | 2 |
7 | 23.03 | Техника выполнения поворотов (Fuette) | 2 |
8 | 25.03 | Техника выполнения маленьких прыжков (Sote) | 2 |
9 | 30.03 | Равновесная подготовка. Равновесие «арабеск» на середине | 2 |
АПРЕЛЬ | |||
1 | 1.04 | Составление соревновательной композиции | 2 |
2 | 6.04 | Составление соревновательной композиции | 2 |
3 | 8.04 | Составление соревновательной композиции | 2 |
4 | 13.04 | Составление соревновательной композиции | 2 |
5 | 15.04 | Составление соревновательной композиции | 2 |
6 | 20.04 | Отработка соревновательной композиции по частям. | 2 |
7 | 22.04 | Отработка соревновательной композиции по частям | 2 |
8 | 27.03 | Отработка соревновательной композиции по частям. | 2 |
9 | 29.04 | Отработка целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
МАЙ | |||
1 | 4.05 | Совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
2 | 6.05 | Совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
3 | 11.05 | Совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
4 | 13.05 | Совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
5 | 18.05 | Совершенствование целостного выполнения соревновательной композиции. | 2 |
6 | 20.05 | Зачет | 2 |
7 | 25.05 | Правила при выполнении акробатических упражнений. |
Всего занятий: 72
Всего часов: 144
Приложение № 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида спорта, с другой – психологические особенности спортсменки. В психологической подготовке можно выделить:
- базовую;
- психологическую подготовку к тренировкам;
- психологическую подготовку к соревнованиям.
1 год обучения:
Базовая психологическая подготовка:
- развитие внимания, представлений, ощущений, памяти, воображения;
- развитие координации, музыкальности, эмоциональности.
- формирование специальных знаний о психике человека.
2 год обучения:
Базовая психологическая подготовка:
- развитие внимания, представлений, ощущений, памяти, воображения;
- развитие координации, музыкальности, эмоциональности.
- формирование нравственных и волевых качеств;
- формирование специальных знаний о психике человека.
Подготовка к тренировкам:
- убеждение гимнастки в ее возможностях;
- одобрение ее попыток достичь успеха;
- поощрение достижений;
- личный пример.
Приложение № 3
Критерии диагностики по общей физической подготовке:
п/п | Контрольные упражнения | Оценка |
1 | Поперечный шпагат руки в стороны, удержание положения 5 счетов «5»- сед, ноги точно в стороны, пятки подняты с пола; «4»- с небольшим поворотом бедер внутрь; «3»- расстояние от поперечной линии до паха 10 см. | |
2 | Продольные шпагаты с правой и левой ноги со скамейки, руки в стороны, удержание положения 5 счетов «5»- сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза; «4»- расстояние от пола до бедра 1-5 см; «3»- расстояние от пола до бедра 6-10 см. | |
3 | «Складочка» – Фиксация наклона в седе ноги вместе 5 счетов «5»- плотная складка, ноги выпрямлены; «4» – в наклоне кисти находятся за линией стоп, ноги выпрямлены; «3» – в наклоне кисти находятся на линии стоп, ноги выпрямлены. | |
4 | «Рыбка» – Фиксация прогиба назад из положения лежа на животе ноги согнуты, 5 счетов «5»- касание ногами подбородка, живот прижат к полу, ноги вместе; «4»- касание ногами носа; «3»- касание ногами лба. | |
5 | «Мост» из положения стоя с захватом ног «5»- «мост» с захватом за голени; «4»- кисти рук в упоре у пяток; «3»- расстояние от кистей рук до пяток 2-6 см. | |
6 | Сила брюшного пресса – Сед углом, руки в стороны 20 сек. «5» – угол между ногами и туловищем 90 градусов, туловище прямое, руки точно в стороны; «4» – сутулая спина, руки приподняты; «3» – угол между ногами и туловищем более 90 градусов, сутулая спина, руки приподняты. | |
7 | Сила спины – из положения лежа на животе, подъем туловища назад к полу, руки прямые (10 раз) «5»- руки касаются пола, хороший прогиб, выполнено 10 раз; «4»- руки не доходят до касания пола 45 градусов. «3»- туловище поднимается на 90 градусов, руки в потолок. | |
8 | Равновесие в стойке на одной ноге, другую согнуть вперед (стопа прижата к колену опорной ноги), руки в стороны «5»- сохранение равновесия 6 сек; «4»- сохранение равновесия 4 сек; «3»- сохранение равновесия 2 сек. Выполнить с обеих ног. Носок прижат к ноге | |
9 | 10 прыжков на двух ногах через скакалку с вращением её вперед «5» – туловище и ноги выпрямлены, плечи опущены, носки оттянуты; «4» – в прыжке носки не оттянуты, плечи приподняты; «3» – в прыжке ноги полусогнуты, носки не оттянуты, сутулая спина. |
Приложение № 4
Диагностическая карта
Объединение Эстетическая гимнастика
Педагог: Кашутина К.А.
№ | Ф.И. | Поперечный
Шпагат |
Шпагат
Пр. н. |
Шпагат
Лев. н. |
«Складка» | «Рыбка» | «Мост» | Сила
брюшного пресса |
Сила мышц спины | Равновесие
(пр./лев.н) |
Итог |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. |
Нормативы СФП для гимнасток 1-2 года обучения:
- Поперечный шпагат руки в стороны, удержание положения, 5 счетов: «5»- сед, ноги точно в стороны; «4»- с небольшим поворотом бедер внутрь;
«3»- расстояние от поперечной линии до паха 10см
- Продольные шпагаты с правой и левой ноги, руки в стороны, удержание положения, 5 счетов: «5»- сед с касанием пола правым и левым бедром без поворота таза; «4»- расстояние от пола до бедра 1-5 см; «3»- расстояние от пола до бедра 6-10 см
- «Складка»- фиксация наклона вперед в седе ноги вместе, 5 счетов: «5»- плотная складка, ноги выпрямлены; «4»- в наклоне кисти находятся за линией стоп, ноги выпрямлены; «3»- в наклоне кисти находятся на линии стоп, ноги выпрямлены
- «Рыбка»- фиксация прогиба назад из положения лежа на животе ноги согнуты, 5 счетов: «5»- касание ногами подбородка, живот прижат к полу; «4»- касание ногами носа; «3»- касание ногами лба
- «Мост» из положения лежа: «5»- кисти рук в упоре у пяток; «4»- расстояние от кистей до пяток 2-6 см; «3»- расстояние от кистей рук до пяток 10-20см
- Сила брюшного пресса- из положения лежа, руки за головой, поднимание туловища в сед (10 раз): «5»- 10 раз подъем туловища в сед; «4»- выполнено меньшее количество раз, руки уходят из-за головы, «3»- осуществляется толчок руками от пола
- Сила спины- «лодочка»- из положения лежа, удержание прямых рук и ног над полом: «5»- руки и ноги прямые, подняты над полом выше 25 градусов; «4»- руки и ноги прямые, подняты над полом ниже 25 градусов; «3»- руки или ноги согнуты, низко подняты над полом
- Равновесие в стойке на одной ноге, другую согнуть вперед ( стопа прижата к колену опорной ноги), руки в стороны: «5»- сохранение равновесия 6 сек.; «4»- сохранение равновесия 4 сек.; «3»- сохранение равновесия 2 сек. Выполнить с обеих ног. Носок прижат к ноге.