Программа наставничества над молодым специалистом

ФИО: Нуртдинова А.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2262
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа наставничества над молодым специалистом
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Урмиязы МР Аскинский район РБ

                               

Программа  наставничества

над молодым специалистом

на 2022-2023 учебный год

                                                                                    

                                                                                      

Разработала Нуртдинова А.Р.,

                                                                                       Заместитель директора по УВР

                                                                                       МБОУ СОШ с.Урмиязы

с.Урмиязы, 2022

 

                             Общие сведения о педагоге-наставнике

Педагог-наставник: Нуртдинова Айсылу Рафаиловна

Специальность:  учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР

Место работы:  МБОУ СОШ с.Урмиязы

Педагогический стаж: 11 лет

Квалификационная категория: высшая

 

                           Общие сведения о молодом специалисте

Молодой специалист: Ахтямова Зульфира Ривалевна

Специальность:  учитель географии

Место работы:  МБОУ СОШ с.Урмиязы

Стаж работы:  без стажа

Квалификационная категория: без категории

 

                                           Пояснительная записка.

В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

 

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

 

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

 

Цель: оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

 

Задачи: 

  1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
  2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
  3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
  4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

 

Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации.

 

Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предметам. 

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по  самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

  1. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.

 

Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом  рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

 

Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

 

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.

 

2.Предупредительный контроль (проводится в  течение первого года работы).

 

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

 

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

 

   Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.

 

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.

 

2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.

 

3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.

 

4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.

 

5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).

 

6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

 

7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

 

8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

 

9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.

 

10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 

Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.

 

2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

 

3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

 

  1. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

 

5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

 

6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем школьного методического объединения.

 

                             План работы по организации наставничества.

План наставничества за I четверть

 

Планируемые мероприятия Срок исполнения Результат
Сентябрь- октябрь
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. 07.09.2022 Проведён инструктаж
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. 02.09.2022 Проведён инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы.    Организация работы в ГИС  «Электронное образование» 02.09.2022-09.09.2022 Практическое занятие.
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. 13.09.2022 Выбрана тема: 
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя» 17.10.2022 Выявлены затруднения в работе.
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.  07.10.22- 20.10.22 Обмен опытом.
7.Проектирование содержания родительского собрания. 14.10.2022 Практическое занятие.
8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти. 21.10.2022 Практическое занятие.

 

План наставничества за II четверть

 

Планируемые мероприятия Срок исполнения Результат
Ноябрь-декабрь
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. 07.11.2022 Беседа с молодым специалистом.
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. 16.11.2022  23.11.2022 Практическое занятие. Анализ урока. 
3. «Современный урок: структура и конструирование». 02.12.2022 Консультация – практикум.
4. Воспитательная деятельность. методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. В течение четверти Практическое занятие.
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. 12.12.2022-19.12.2022 Практикум. Анализ урока.
6.Организация работы в ГИС  «Электронное образование» В течении четверти Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок.
7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» 20.12.2022 Консультация-практикум.
8.Тренинг «Учусь строить отношения» 26.12. 2022 Тренинг. Анализ педагогических ситуаций.

 

                                     План наставничества за III четверть

 

Планируемые мероприятия Срок исполнения Результат
Январь-март
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. 23.01.2023 Собеседование
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) 06.02.2023 Самоанализ одного из своих уроков.
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. 13.02.2023 Собеседование. Консультация.
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. 17.02.2023

27.02. 2023

Выявление затруднений. Консультация.
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. 06.03.2023 Практическое занятие
6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся 13.03.2023 Практическое занятие
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся 15.03.2023 Собеседование
8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций» 21.03.2023 Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций.
9.Методика проведения внеклассного мероприятия. 22.03.2023 Консультация-практикум.

 

                                   План наставничества за IV четверть

 

Планируемые мероприятия Срок исполнения Результат
Апрель-май
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.  07.04.2023 Собеседование, консультация.
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» 15.04.2023 Анкетирование. Выявление затруднений.
3. Выступление по теме самообразования на ШМО 14.05.2023 Анализ своей работы по теме самообразования
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. Апрель – май 2023 Практическое занятие.
5.Изучение  КИМ к промежуточной аттестации Май 2023. Изучение КИМ.
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» 19.05.2021 Анкетирование, оценивание.
7.Правила заполнения «Личного дела учащегося» 23.05.2023 Консультация-практикум.
5. Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» 24.05.2023 Рейтинговая оценка

 

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.

 

1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

 

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы  учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

 

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.