Технологическая карта образовательной деятельностипо познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленностипо теме: «Путешествие в страну Денег»

ФИО: Розинская О.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2263
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности по теме: «Путешествие в страну Денег»
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аксайского района детский сад общеразвивающего вида второй категории №15 «Буратино»

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе общеразвивающей направленности

по теме: «Путешествие в страну Денег»

                                           Подготовила:

                                                                                 Розинская Олеся Александровна

                                           воспитатель

Технологическая карта образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе общеразвивающей направленности

по теме: «Путешествие в страну Денег»

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)

 

Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования основ финансовой грамотности, способствующих освоению элементарных математических представлений через игровую деятельность

Задачи: 

Образовательные:

Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности» 

Упражнять в умении решать простые арифметические задачи 

Закрепить представления о тратах необходимых и желаемых 

Закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.

Познакомить с понятием «бюджет»

Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»

Развивающие:

Развивать формирование математических представлений через познавательный интерес к финансовой грамотности 

Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)

Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе

Воспитательные:

Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи

Воспитывать интерес и эмоционально положительное отношение к элементарным математическим представлениям экономического характера.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное и физическое развитие

Интеграция видов деятельности:

– Речевое развитие (дидактические игры, беседы, хоровые и индивидуальные ответы)                                                                                                    – Познавательное развитие (постановка проблемы, вопросы — ответы, обьяснения, уточнение)                                                                                                                                                – Социально — коммуникативное развитие (игра, коммуникация, размышление, соблюдение правил математических дидактических игр, выполнение инструкций и правил, рассуждения, проявление решительности, самостоятельного выбора материала для игр, диалог в коллективе с ровесниками и педагогом)                                                                                                – Физическое развитие (пальчиковая гимнастика)

Материал и оборудование:

– мультимедийный проектор, презентация

– «Деньги» – купюры и монеты /российские и иностранная валюта, 2 дерева для игр «Собери урожай» и «Финансовая математика»

– карточки для д/игры «Хочу-Надо», «ценники» и «монеты»

– 2 больших круга, разделенных на 6 секторов, 2 сектора «Сюрприз», 2 «кошелька» и «монеты» для игры «Бюджет»

– сундук с «золотыми монетами» (шоколадными и талисманами) в качестве клада

Образовательная технология: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества

 

Этап деятельности  Деятельность педагога Деятельность детей, которая приводит к появлению запланированного результата 
Организационный этап ( 2  мин.)
Мотивация и пробуждение интереса детей к предстоящей деятельности  – Дети, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем (дети здороваются).                                     – Предлагаю встать в наш традиционный круг поприветствовать и друг друга словами и своими улыбками:

Собрались все дети в круг,                                                                                                Я – твой друг и ты – мой друг.                                                                                          Вместе за руки возьмемся                                                                                                    И друг другу улыбнемся!

– Ребята, я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно?  Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на поиски клада! Ну что, принимаете приглашение?                                                                              – Чтобы его найти, нам надо отправится в одну волшебную страну, где вы проверите свои знания и умения. Вас будут ждать задания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! Название этой волшебной страны вы узнаете, отгадав загадку:

В кошелёк мы их кладём                                                                                                   С ними в магазин идём 

– Здорово, мы с вами отправимся на поиски клада в страну Денег! Ну что, готовы?                                                                               

– Замечательно, а чтобы наше путешествие и поиски клада были успешными и удачными, скажем вместе дружно:   

Мы ребята просто класс, всё получится у нас!       

– Но как же мы попадём в волшебную страну Денег?..         – Ребята, я знаю один секрет – чтобы очутиться в нужном месте, надо произнести волшебные слова, повторяйте за мной:             

Закрой глаза..,                                                                                                              Вокруг себя обернись..,                                                                                                        И в волшебной стране Денег очутись!                      

1 слайд «Добро пожаловать в страну Денег!»

– Вот мы и в стране Денег. Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад? 

Дети встают в круг и приветствуют друг друга

Ответы детей

                                                                      Ответы детей (ДЕНЬГИ)

Ответы детей

Предположения детей

Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»

Ответы детей

Основная часть (20 мин)
Повторение пройденного материала, устные и практические задания для его закрепления 2 слайд «Карта страны Денег»

– Смотрите, ребята, появилась карта, которая укажет нам путь к кладу… 

– Смотрим…, сначала нам нужно попасть в город «Монет и купюр»    

Закрой глаза,                                                                                                                                Вокруг себя обернись,                                                                                                        И в городе Монет и Купюр очутись!  

3 слайд «Город «Монет и купюр»»               

– Ребята, скажите, а из чего сделаны деньги? 

– Как называются металлические деньги? А бумажные? 

4 слайд «Валюта»               

– Ребята, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран.                                                               

– У каждого государства свои деньги. Мы знаем, что деньги разных стран называются…

  А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? 

5 слайд «Рубли» (без аудио)

– Верно, и вот вам задание:                                                                                             Перед вами необычные Денежные деревья, которые растут только в волшебной стране Денег, на них вместо плодов – деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги, а иностранная валюта пусть ещё «дозревает». Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с «купюрного», и разложить их нужно в порядке возрастания от самой маленькой до самой большой.

+ аудио

– Со сбором «урожая» справились, хорошо разбираетесь в наших российских деньгах, а теперь вас ждёт еще одно задание:                                                              – Вам нужно правильно составить равенство, девочкам – из купюр, а мальчикам – из монет. 

+ аудио

– Вы отлично справились с заданиями и нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту… 

6 слайд «Карта страны Денег»

– Теперь нам нужно попасть в следующий город, который называется «Желания и потребности», скажем волшебные слова:

Закрой глаза..,                                                                                                                     Вокруг себя обернись..,                                                                                                        И в городе «Желания и потребности» очутись!

7 слайд «Город «Желания и потребности»»

– Ребята, предлагаю вам закончить стихотворение:

Чтоб продукты потреблять, 

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо всё это… 

– Да действительно, за деньги можно купить определенный товар, который требуется, чтобы удовлетворить свои потребности. А как вы думаете, можно хотеть всё сразу? 

– Есть важные потребности для жизни, без которых нам не обойтись – это «потребности-Надо», а есть вещи, которые конечно хочется, но покупать их каждый день необязательно или к которым надо стремиться –  это «потребности – Хочу», наши желания. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего.                                                                                                                    

– А вы разбираетесь, что является «потребностью – Надо», а что «потребностью – Хочу»? 

– Сейчас проверим…
– Мы с вами разделимся на пары. Договоритесь между собой, кто будет выбирать то, что необходимо в первую очередь, а кто, то, чего хочется, но не очень важное, без чего можно и обойтись (каждой паре раздаётся набор картинок) 

– Отлично! В потребностях «надо и хочу» вы разбираетесь. Правильно определили самые важные потребности и к чему надо стремиться, но прожить без этого можно. Но, кроме этого, покупая, необходимо иметь нужное количество денег для покупки.  

– На картинках указана цена. Каждой паре я даю по 10 монет, и предлагаю вам их потратить на покупки, подумайте, что вы можете на них купить?

– А как вы думаете, всё ли можно купить за деньги?                                                                                                                      – Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.

Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, стол, велосипед

– Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи – невозможно не купить, не продать. 

8 слайд «Карта страны Денег»

– Следующий город на карте «Семейный Бюджет» 

Закрой глаза..,                                                                                                                     Вокруг себя обернись..,                                                                                                        И в городе «Семейный Бюджет» очутись!

Рассматривают карту

Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»

Ответы детей

Ответы детей

Рассматривают изображение валюты

Ответы детей (ВАЛЮТА)

Ответы детей (РОССИЯ)

Ответы детей (РУБЛИ)

Игра «Собери урожай»                  (работа в подгруппах)                                            Дети выбирают из валюты российские рубли и монеты; раскладывают деньги в порядке возрастания    

Игра «Финансовая математика» (работа в подгруппах)   

Дети составляют равенства, заполняя пустые места на листе после знака «=» подходящими монетами и купюрами   

Дети смотрят на карту       

Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»

        

Ответы детей (КУПИТЬ)

       

Ответы детей

Ответы детей

Игра «Хочу-Надо» (работа в парах) Дети договариваются и выбирают предметные картинки, соответствующие заданию, объясняя свой выбор   

Игра «Покупки без сдачи»            (работа в парах)                                                     Дети договариваются и выбирают товары по цене в сумме равной 10 монетам       

                                                                Ответы детей   

Игра «Данетка»                                      Дети выполняют действия в соответствии с ответом           

Дети смотрят на карту

Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»                                                                                                                             

Представление нового материала, устные и практические задания для его освоения  9 слайд «Город «Семейный бюджет»»»

– Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать?                                       

– Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет.                                                                                                          

– Семейный бюджет – это «кошелёк» или «копилка» всей семьи. 

– А откуда в семьях берутся деньги?                                                         

– У родителей откуда берутся деньги?                                                                                                                                                                                            

– У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги?                                                                                                               

– А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? 

– Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом.                                                                                                      – Все деньги, которые получает семья, называются…                                                                                                  

– Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги тратятся, расходуются, верно?

– На что тратят деньги в семье? 

– Когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи.  

– Все деньги, которые тратит семья, называются…                                                                                                                     

– В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет. 

– Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы семьи         

И для вас задание:

Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход.

– Мама с папой получили зарплату…. (доход)

– Мама заплатила за детский сад…. (расход)

– Бабушка купила конфеты…. (расход)

– Дедушка получил пенсию (доход)

– Вы купили билеты в кино…. (расход)

– Мама выиграла в лотерею … (доход)

– Вам купили новую игрушку… (расход)

– Вам подарили деньги на день рождение… (доход)

– Старший брат получил стипендию… (доход)

– Вы потеряли кошелек… (расход)

– Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход)

– Папе купили запаску на машину… (расход)                                            

– Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё.                              

– Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи? Попробуем?                                                                                                                 

– Сначала, разомнем наши пальчики:

Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (большими пальцами поглаживаем по остальным)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы)

– Отлично, ну что готовы?

– Ребята, давайте разделимся на две команды – «2 семьи».                            

– Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом.                        Родители получили зарплату – 10 монет, бабушка с дедушкой получили пенсию – 5 монет, старший брат получил стипендию – 2 монеты.        Каждой «семье» – команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов

Определите, пожалуйста, как и на что вы расходуете деньги.

Сектор «Квартплата». В секторе изображено: лампочка горящая, кран с водой и батарея,                4 свободных кружка для оплаты

Сектор «Питание». В секторе: продукты питания – 5 свободных кружков для оплаты. 

Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» – 4 свободных кружочка для оплаты. 

Сектор «Развлечения». В секторе: «аквапарк» – 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» – 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр».                    

Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда.) 

После выполнения задания, прослушивания ответов и объяснений, детям предлагается выбрать

Сектор «Сюрприз»

1.Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты.

2.Сектор, где показано, что мама заработала премию 3 монеты.

– Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и научились правильно распределять свои доходы и расходы. 

11 слайд «Карта страны Денег»

– Нам пора отправляться дальше. Смотрим на карту… Что у нас следующее? Пещера Сокровищ!    

Закрой глаза,                                                                                                              Вокруг себя обернись,                                                                                                        И в Пещере «Сокровищ» очутись!

Ответы детей, предположения

Дети слушают новую информацию педагога 

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети знакомятся с понятием «Доходы»

Ответы детей (ДОХОДЫ СЕМЬИ)

                                                                     Ответы детей                                                                        

Дети знакомятся с понятием «Расходы»

                                                                   Ответы детей (РАСХОДЫ СЕМЬИ)

Игра «Доход или Расход»

Ответы детей

Ответы детей

                                                    

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»

Дети выполняют пальчиковую гимнастику

Игра «Бюджет»                            (работа в подгруппах)

Дети делятся на «2 семьи» – команды. 

Дети получают «доход», совещаются и решают как и на что распределить свой «бюджет», прикрепляя полученные монеты в обозначенные сектора «бюджетного круга», объясняя свой выбор

Капитаны команд – «папы семей» выбирают карточки с заданием «Сюрприз»       

В соответствии с тем, что изображено в секторе «Сюрприз», дети перераспределяют семейный бюджет.

Дети смотрят на карту

Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»

Заключительный этап ( 3 мин)
Подведение итогов

Рефлексия

12 слайд «Пещера Сокровищ»

– Вот мы с вами и в Пещере Сокровищ, где же здесь клад?                                                                                                                                                                                                                                 – Сундук закрыт и не открывается, а для того, чтобы он открылся, нам и понадобятся эти 2 золотые монетки                                                                                                                                  – Сядем вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках маленькая монетка…                                                                                                            – Задание такое: нужно всем продолжить фразу:

«Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…» 

– Ребята, мне тоже очень понравилось наше путешествие и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями. Всё у вас получилось, вы молодцы!                                                                                                    – Ребята, попробуем теперь открыть сундук?

Скажем дружно: 

Мы ребята просто класс, получилось всё у нас!

Дети смотрят вокруг и находят закрытый сундук с надписью «Клад», 2 «золотые» монеты                                                                                                                                                                                                                             (Ресурсный круг)                                                                                                                        Дети садятся вокруг большой «золотой» монеты в круг.         Передавая друг другу маленькую «золотую монету» рассказывают по очереди о своих впечатлениях и эмоциях, продолжая фразу:     «Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…» 

                                                                  Дети открывают сундук, в котором «золотые» шоколадные монетки и монеты – талисманы на удачу в финансах

Организация перехода к другому виду деятельности – Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами, давайте поделимся с нашими гостями 

13 слайд «До новых встреч в стране Денег!»

Дети «делятся кладом»: вручают гостям монетки – талисманы на удачу в финансах