Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Аксайского района детский сад общеразвивающего вида второй категории №15 «Буратино»
Технологическая карта образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе общеразвивающей направленности
по теме: «Путешествие в страну Денег»
Подготовила:
Розинская Олеся Александровна
воспитатель
Технологическая карта образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе общеразвивающей направленности
по теме: «Путешествие в страну Денег»
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет)
Цель: развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования основ финансовой грамотности, способствующих освоению элементарных математических представлений через игровую деятельность
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности»
Упражнять в умении решать простые арифметические задачи
Закрепить представления о тратах необходимых и желаемых
Закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.
Познакомить с понятием «бюджет»
Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»
Развивающие:
Развивать формирование математических представлений через познавательный интерес к финансовой грамотности
Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)
Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе
Воспитательные:
Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи
Воспитывать интерес и эмоционально положительное отношение к элементарным математическим представлениям экономического характера.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное и физическое развитие
Интеграция видов деятельности:
– Речевое развитие (дидактические игры, беседы, хоровые и индивидуальные ответы) – Познавательное развитие (постановка проблемы, вопросы — ответы, обьяснения, уточнение) – Социально — коммуникативное развитие (игра, коммуникация, размышление, соблюдение правил математических дидактических игр, выполнение инструкций и правил, рассуждения, проявление решительности, самостоятельного выбора материала для игр, диалог в коллективе с ровесниками и педагогом) – Физическое развитие (пальчиковая гимнастика)
Материал и оборудование:
– мультимедийный проектор, презентация
– «Деньги» – купюры и монеты /российские и иностранная валюта, 2 дерева для игр «Собери урожай» и «Финансовая математика»
– карточки для д/игры «Хочу-Надо», «ценники» и «монеты»
– 2 больших круга, разделенных на 6 секторов, 2 сектора «Сюрприз», 2 «кошелька» и «монеты» для игры «Бюджет»
– сундук с «золотыми монетами» (шоколадными и талисманами) в качестве клада
Образовательная технология: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества
Этап деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, которая приводит к появлению запланированного результата |
Организационный этап ( 2 мин.) | ||
Мотивация и пробуждение интереса детей к предстоящей деятельности | – Дети, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Поздороваемся с ними и больше отвлекаться не будем (дети здороваются). – Предлагаю встать в наш традиционный круг поприветствовать и друг друга словами и своими улыбками:
Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! – Ребята, я знаю, что все дети любят путешествия и приключения, верно? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на поиски клада! Ну что, принимаете приглашение? – Чтобы его найти, нам надо отправится в одну волшебную страну, где вы проверите свои знания и умения. Вас будут ждать задания, и выполнив их все, вы обязательно найдёте клад! Название этой волшебной страны вы узнаете, отгадав загадку: В кошелёк мы их кладём С ними в магазин идём – Здорово, мы с вами отправимся на поиски клада в страну Денег! Ну что, готовы? – Замечательно, а чтобы наше путешествие и поиски клада были успешными и удачными, скажем вместе дружно: Мы ребята просто класс, всё получится у нас! – Но как же мы попадём в волшебную страну Денег?.. – Ребята, я знаю один секрет – чтобы очутиться в нужном месте, надо произнести волшебные слова, повторяйте за мной: Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в волшебной стране Денег очутись! 1 слайд «Добро пожаловать в страну Денег!» – Вот мы и в стране Денег. Но откуда же нам с вами надо начать наше путешествие и где же искать клад? |
Дети встают в круг и приветствуют друг друга
Ответы детей Ответы детей (ДЕНЬГИ) Ответы детей Предположения детей Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства» Ответы детей |
Основная часть (20 мин) | ||
Повторение пройденного материала, устные и практические задания для его закрепления | 2 слайд «Карта страны Денег»
– Смотрите, ребята, появилась карта, которая укажет нам путь к кладу… – Смотрим…, сначала нам нужно попасть в город «Монет и купюр» Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в городе Монет и Купюр очутись! 3 слайд «Город «Монет и купюр»» – Ребята, скажите, а из чего сделаны деньги? – Как называются металлические деньги? А бумажные? 4 слайд «Валюта» – Ребята, посмотрите сколько разных денег здесь. Это деньги разных стран. – У каждого государства свои деньги. Мы знаем, что деньги разных стран называются… – А в какой стране мы живём? Как называются деньги нашей страны? 5 слайд «Рубли» (без аудио) – Верно, и вот вам задание: Перед вами необычные Денежные деревья, которые растут только в волшебной стране Денег, на них вместо плодов – деньги. Нам с вами надо собрать «урожай», но собирать можно только наши российские деньги, а иностранная валюта пусть ещё «дозревает». Девочки соберут урожай с «монетного» дерева, а мальчики с «купюрного», и разложить их нужно в порядке возрастания от самой маленькой до самой большой. + аудио – Со сбором «урожая» справились, хорошо разбираетесь в наших российских деньгах, а теперь вас ждёт еще одно задание: – Вам нужно правильно составить равенство, девочкам – из купюр, а мальчикам – из монет. + аудио – Вы отлично справились с заданиями и нам пора отправляться дальше. Посмотрим на карту… 6 слайд «Карта страны Денег» – Теперь нам нужно попасть в следующий город, который называется «Желания и потребности», скажем волшебные слова: Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в городе «Желания и потребности» очутись! 7 слайд «Город «Желания и потребности»» – Ребята, предлагаю вам закончить стихотворение: Чтоб продукты потреблять, В платьях ярких щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Надо всё это… – Да действительно, за деньги можно купить определенный товар, который требуется, чтобы удовлетворить свои потребности. А как вы думаете, можно хотеть всё сразу? – Есть важные потребности для жизни, без которых нам не обойтись – это «потребности-Надо», а есть вещи, которые конечно хочется, но покупать их каждый день необязательно или к которым надо стремиться – это «потребности – Хочу», наши желания. Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. – А вы разбираетесь, что является «потребностью – Надо», а что «потребностью – Хочу»? – Сейчас проверим… – Отлично! В потребностях «надо и хочу» вы разбираетесь. Правильно определили самые важные потребности и к чему надо стремиться, но прожить без этого можно. Но, кроме этого, покупая, необходимо иметь нужное количество денег для покупки. – На картинках указана цена. Каждой паре я даю по 10 монет, и предлагаю вам их потратить на покупки, подумайте, что вы можете на них купить? – А как вы думаете, всё ли можно купить за деньги? – Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя. Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, стол, велосипед. – Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи – невозможно не купить, не продать. 8 слайд «Карта страны Денег» – Следующий город на карте «Семейный Бюджет» Закрой глаза.., Вокруг себя обернись.., И в городе «Семейный Бюджет» очутись! |
Рассматривают карту
Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства» Ответы детей Ответы детей Рассматривают изображение валюты Ответы детей (ВАЛЮТА) Ответы детей (РОССИЯ) Ответы детей (РУБЛИ) Игра «Собери урожай» (работа в подгруппах) Дети выбирают из валюты российские рубли и монеты; раскладывают деньги в порядке возрастания Игра «Финансовая математика» (работа в подгруппах) Дети составляют равенства, заполняя пустые места на листе после знака «=» подходящими монетами и купюрами Дети смотрят на карту Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства»
Ответы детей (КУПИТЬ)
Ответы детей Ответы детей Игра «Хочу-Надо» (работа в парах) Дети договариваются и выбирают предметные картинки, соответствующие заданию, объясняя свой выбор Игра «Покупки без сдачи» (работа в парах) Дети договариваются и выбирают товары по цене в сумме равной 10 монетам Ответы детей Игра «Данетка» Дети выполняют действия в соответствии с ответом Дети смотрят на карту Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства» |
Представление нового материала, устные и практические задания для его освоения | 9 слайд «Город «Семейный бюджет»»»
– Скажите ребята, кто-нибудь из вас слышал слово «бюджет»? Как вы думаете, что оно может обозначать? – Ребята, слово «бюджет» произошло от старинного слова «бюджетте», что означает кошелёк, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разный. Может быть бюджет всей страны – государственный, это все деньги государства или даже бюджет вашей семьи и тогда он будет называться Семейный бюджет. – Семейный бюджет – это «кошелёк» или «копилка» всей семьи. – А откуда в семьях берутся деньги? – У родителей откуда берутся деньги? – У кого есть дедушки и бабушки, которые уже не работают? Где они берут деньги? – А у кого старший брат или сестра учатся в институте? Они откуда берут деньги? – Правильно. За работу, ваши родители получают заработную плату, бабушки и дедушки получают пенсию, старшие братья и сестры стипендию и всё это называется Доходом. А еще деньги можно выиграть, найти клад, или просто найти на улице и это тоже называется Доходом. – Все деньги, которые получает семья, называются… – Ребята, но ведь деньги не только зарабатываются в общий семейный «кошелёк», но ещё из него деньги тратятся, расходуются, верно? – На что тратят деньги в семье? – Когда мы покупаем что-то в магазинах, оплачиваем коммунальные услуги – свет, газ, воду, тепло, платим за детский сад, за бензин, за лекарства, за развлечения – это всё называется Расходы семьи. – Все деньги, которые тратит семья, называются… – В каждой семье есть Доходы и Расходы, и все вместе это и есть семейный бюджет. – Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и разбираетесь что такое доходы и расходы семьи И для вас задание: Я буду говорить предложения, а вы должны закончить их словами: Доход или Расход. – Мама с папой получили зарплату…. (доход) – Мама заплатила за детский сад…. (расход) – Бабушка купила конфеты…. (расход) – Дедушка получил пенсию (доход) – Вы купили билеты в кино…. (расход) – Мама выиграла в лотерею … (доход) – Вам купили новую игрушку… (расход) – Вам подарили деньги на день рождение… (доход) – Старший брат получил стипендию… (доход) – Вы потеряли кошелек… (расход) – Дедушка заболел, нужны лекарства… (расход) – Папе купили запаску на машину… (расход) – Необходимо правильно распоряжаться бюджетом и заранее его планировать, чтобы заработанных денег хватало на всё. – Ребята, хотелось бы вам попробовать самим распланировать бюджет семьи? Попробуем? – Сначала, разомнем наши пальчики: Один, два, три, четыре, пять (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Будем денежки считать (большими пальцами поглаживаем по остальным) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы) – Отлично, ну что готовы? – Ребята, давайте разделимся на две команды – «2 семьи». – Представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Родители получили зарплату – 10 монет, бабушка с дедушкой получили пенсию – 5 монет, старший брат получил стипендию – 2 монеты. Каждой «семье» – команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов Определите, пожалуйста, как и на что вы расходуете деньги. Сектор «Квартплата». В секторе изображено: лампочка горящая, кран с водой и батарея, 4 свободных кружка для оплаты Сектор «Питание». В секторе: продукты питания – 5 свободных кружков для оплаты. Сектор «Одежда». В секторе «одежда и обувь» – 4 свободных кружочка для оплаты. Сектор «Развлечения». В секторе: «аквапарк» – 2 свободных кружочка для оплаты, «зоопарк» – 2 свободных кружочка для оплаты, 1 свободный кружочек для оплаты в секторе «кинотеатр». Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда.) После выполнения задания, прослушивания ответов и объяснений, детям предлагается выбрать Сектор «Сюрприз»: 1.Сектор, на котором изображен сломавшийся холодильник и 2 свободных кружочка для оплаты. 2.Сектор, где показано, что мама заработала премию 3 монеты. – Отлично, вы теперь знаете, что такое бюджет и научились правильно распределять свои доходы и расходы. 11 слайд «Карта страны Денег» – Нам пора отправляться дальше. Смотрим на карту… Что у нас следующее? Пещера Сокровищ! Закрой глаза, Вокруг себя обернись, И в Пещере «Сокровищ» очутись! |
Ответы детей, предположения
Дети слушают новую информацию педагога Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети знакомятся с понятием «Доходы» Ответы детей (ДОХОДЫ СЕМЬИ) Ответы детей Дети знакомятся с понятием «Расходы» Ответы детей (РАСХОДЫ СЕМЬИ) Игра «Доход или Расход» Ответы детей Ответы детей
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать» Дети выполняют пальчиковую гимнастику Игра «Бюджет» (работа в подгруппах) Дети делятся на «2 семьи» – команды. Дети получают «доход», совещаются и решают как и на что распределить свой «бюджет», прикрепляя полученные монеты в обозначенные сектора «бюджетного круга», объясняя свой выбор Капитаны команд – «папы семей» выбирают карточки с заданием «Сюрприз» В соответствии с тем, что изображено в секторе «Сюрприз», дети перераспределяют семейный бюджет. Дети смотрят на карту Дети выполняют действия по тексту под «Звуки волшебства» |
Заключительный этап ( 3 мин) | ||
Подведение итогов
Рефлексия |
12 слайд «Пещера Сокровищ»
– Вот мы с вами и в Пещере Сокровищ, где же здесь клад? – Сундук закрыт и не открывается, а для того, чтобы он открылся, нам и понадобятся эти 2 золотые монетки – Сядем вокруг большой монетки, говорить может только тот, у кого в руках маленькая монетка… – Задание такое: нужно всем продолжить фразу: «Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…» – Ребята, мне тоже очень понравилось наше путешествие и запомнилось, как вы отлично справлялись со всеми заданиями. Всё у вас получилось, вы молодцы! – Ребята, попробуем теперь открыть сундук? Скажем дружно: Мы ребята просто класс, получилось всё у нас! |
Дети смотрят вокруг и находят закрытый сундук с надписью «Клад», 2 «золотые» монеты (Ресурсный круг) Дети садятся вокруг большой «золотой» монеты в круг. Передавая друг другу маленькую «золотую монету» рассказывают по очереди о своих впечатлениях и эмоциях, продолжая фразу: «Сегодня в стране Денег мне понравилось и запомнилось…»
Дети открывают сундук, в котором «золотые» шоколадные монетки и монеты – талисманы на удачу в финансах |
Организация перехода к другому виду деятельности | – Ребята, а вы знаете, когда люди находят настоящий клад, они должны поделится частью клада с государством. А мы с вами, давайте поделимся с нашими гостями
13 слайд «До новых встреч в стране Денег!» |
Дети «делятся кладом»: вручают гостям монетки – талисманы на удачу в финансах |