Проект “Модель наставничества обучающихся “Путь к успеху””

ФИО: Кузнецова Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2269
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Проект "Модель наставничества обучающихся "Путь к успеху""
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Проект

«Модель наставничества обучающихся

«Путь к успеху»

РАЗДЕЛ I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ 
Регион Владимирская область
Населенный пункт Владимир
Полное название организации участника в соответствии с Уставом Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира  “Лицей №14”
Юридический адрес организации  600000, г.Владимир, ул.Герцена, д.35
Фактический адрес организации 600000, г.Владимир, ул.Герцена, д.35
Телефон организации +7 (4922) 32-34-18; (4922) 32-45-89
Адрес электронной почты организации, e-mail sch14@vladedu.ru
Официальный сайт организации, ссылка https://t64104i.sch.obrazovanie33.ru/
ИНФОРМАЦИЯ О РУКОВОДИТЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Фамилия Кузнецова
Имя Наталья
Отчество Владимировна
Должность в организации директор
Телефон
Адрес электронной почты, 

e-mail

РАЗДЕЛ II

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

Направление Конкурса «Программа (модель) наставничества как ресурс индивидуализации образования».
Название образовательного проекта Модель наставничества обучающихся

«Путь к успеху»

Краткая аннотация проекта Проект «Путь к успеху» направлен на овладение педагогами лицея практикой наставничества и оказание реальной помощи определенной категории наставляемых (обучающихся лицея) в построении эффективных жизненных стратегий.

Реализация предлагаемого проекта позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющих проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавших в трудную жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующих и по этой причине, осваивающих учебные программы в формате ускоренного обучения.

Механизмом реализации проекта выступает модель наставничества.

 В данном проекте наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри  образовательной организации, а также  как технология  раскрытия личностного, творческого потенциала  наставляемого,  поддержка  его индивидуальной образовательной траектории в определенный период школьной жизни.

Механизм реализации проекта Разработанная  и апробированная модель наставничества для конкретной целевой группы обучающихся: одаренные в спорте обучающиеся, имеющие «дефициты», препятствующие построению эффективных жизненных стратегий
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель – для чего реализуется проект  Цель проекта  в создании условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации  учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющих проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавших в трудную  жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующих и по этой причине, осваивающих учебные программы в формате ускоренного обучения.
Социальный эффект при реализации проекта Социальный эффект в рамках предлагаемого к рассмотрению проекта ожидается нами по следующим уровням значимости.

I. На уровне образовательной системы:

  1.  Измеримое улучшение показателей лицея:
  • Образовательных достижений
  • Спортивных достижений
  • Культурных достижений
  • Социальных достижений 
  • Профессиональных достижений (овладение практикой наставничества; повышение профессиональной культуры; активность в обобщении и представлении эффективного педагогического опыта)
  1.  Высокий рейтинг лицея; 
  2. Благоприятный психологический климат; 
  3. Высокая степень удовлетворенности родителей и учеников условиями обучения и воспитания, успехами в учебе)
  4. Сформированная традиция наставничества
  5. Возможность тиражировать полученный опыт 

II.На личностном уровне

  1. Улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, 
  2. изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
  3.  нормализация уровня тревожности; 
  4. оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
  5.  повышение уровня самооценки наставляемого;
  6.  повышение уровня позитивного отношения к учебе;
  7.  владение бесконфликтной коммуникацией;
  8. активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
  9.  повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
  10.  профессиональное самоопределение;
  11. высокая мотивация к продолжению обучения и развитию спортивной карьеры;
  12. высокие достижения в спорте
Задачи проекта
  1. Определить круг наставляемых
  2. Выявить дефициты (внешние и внутренние барьеры) наставляемых
  3. Определить круг наставников
  4. Организовать обучение наставников
  5. Сформировать ролевые пары/группы
  6. Разработать и реализовать программу наставничества
  7. Определить критерии и показатели эффективности внедрения модели наставничества
  8. Провести рефлексию результатов внедрения модели
  • Актуальность проекта
Проект, ядром которого станет разработанная и апробированная модель наставничества, призван решить ряд противоречий:

  •  Между наличием реальных трудностей детей, одаренных в спорте, и отсутствием педагогической поддержки в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые они не способны преодолеть самостоятельно (трудности коммуникации, социальная дезадаптация, тревожность, низкая самооценка)
  • Между наличием внутренних образовательных дефицитов одаренных в спорте детей и отсутствием специальных условий для формирования у них способности решать тот или иной тип образовательных  проблем (отсутствие мотивации к учению, пробелы в знаниях)

Кроме того, тема наставничества в образовании является одной из центральной в нацпроекте «Образование», где в качестве целевого показателя определены: 70 % обучающихся образовательных организаций, которые будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к 2026 году

Целевые группы проекта Наставники

Наставляемые

Родители обучающихся (наставляемых)

 

РАЗДЕЛ III

КОМАНДА ПРОЕКТА
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
Фамилия Кузнецова
Имя Наталья
Отчество Владимировна
Должность в организации директор
Квалификационная категория (при наличии) Соответствие занимаемой должности
Телефон 32-34-18
E-mail sch14@vladedu.ru
Зона ответственности в проекте Руководитель проекта: постановка задач проектной группе, обеспечение соответствия задач проекта ожидаемым результатам
УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ
Фамилия Самсонова
Имя Марина 
Отчество Борисовна
Должность в организации Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
Квалификационная категория (при наличии) Соответствие занимаемой должности
Телефон 8 (915)7563094
E-mail marina.samsovova.62@list.ru
Зона ответственности в проекте Реализация проекта в полном объеме, ведение документации проекта, учет и контроль показателей реализации проекта
Фамилия Борисовская
Имя Елена
Отчество Валентиновна
Должность в организации Заместитель директора по учебно – воспитательной работе
Квалификационная категория (при наличии) Соответствие занимаемой должности
Телефон 8-910-779-22-07
E-mail e_borisovskaya@mail.ru_
Зона ответственности в проекте Мониторинг, координирование и администрирование процесса управления проекта
Фамилия Кравцова
Имя Антонина
Отчество Сергеевна
Должность в организации Заместитель директора по воспитательной работе
Квалификационная категория (при наличии) Соответствие занимаемой должности
Телефон 8 (919)0053670
E-mail kravczova- 63@bk.ru
Зона ответственности в проекте Организация взаимодействия проектной команды с представителями внешних заинтересованных сторон

 

РАЗДЕЛ IV               КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

№ п/п Этап реализации проекта Содержание деятельности Ответствен

ный

сроки результат
1 Подготовка условий для запуска модели наставничества 1.1. Создание рабочей группы для разработки проекта: Модель наставничества «Путь к успеху» Директор лицея Октябрь 2022 Списочный состав временного коллектива разработчиков проекта, распределение функций разработчиков
1.2. Разработка модели наставничества Науч. рук-ль РИП, директор лицея, рабочая группа Ноябрь 2022 –январь 2023

Январь 2023

Февраль 2023

Март – май 2023

Оформление проекта
1.3. Представление проекта на педагогическом совете лицея.

Защита проекта.

Зам. директора Решение о внедрении модели наставничества
1.4. Разработка локальных актов Директор Положение о наставничестве.

Протокол заседания Педагогического совета

Приказ об утверждении Положения о наставничестве.

Приказ об утверждении Календарного плана реализации модели наставничества обучающихся.

Приказ о назначении куратора проекта.

Приказ о внедрении модели наставничества обучающихся «Путь к успеху».

Приказ о назначении наставников проекта.

Приказ о закреплении наставнических пар/групп.

Приказ о проведении итогового мероприятия проекта.

1.5. Подбор команды наставников, в т.ч. потенциальных (внешних) наставников, социальных партнеров, волонтеров   и т.д.).  Куратор проекта, нау. рук. РИП Списки наставляемых и наставников
1.6. Обеспечение информированности и публичности реализации проекта Куратор проекта, нау. рук. РИП Оформление странички проекта в разделе «Инновационная деятельность» на сайте лицея
1.7. Подготовка наставников к реализации ролевых моделей наставничества Куратор проекта, нау. рук. РИП Программа обучения наставников

(первичное обучение и обучение в процессе деятельности)

2 Формирование базы наставляемых 2.1.Выявление конкретных проблем обучающихся лицея, которые можно решить с помощью предлагаемой модели наставничества. Куратор проекта Май – июнь 2023 Сформированная база наставляемых в соответствии с картой запросов 
3 Формирование базы наставников 3.1.Формирование пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. Куратор проекта Май-июнь

2023

Сформированные ролевые группы/пары, где профиль наставника соответствует запросам наставляемого

Приказ о закреплении наставнических пар/групп

3.2.Проведение общего сбора наставников и наставляемых в  формате сессии «MentorMatch» Куратор проекта

Науч. рук.

 наставники

Сценарий сбора
4 Организация хода наставнической программы 4.1. Проведение для каждой пары/группы -встречи-знакомства, 

-пробной рабочей встречи,

-встречи-планирования, 

-комплекса последовательных встреч,

-итоговой встречи (рефлексивной сессии)

Куратор проекта 2023/

2024 учебный год

Планы встреч

Рефлексия каждого наставляемого

5 Завершение программы наставничества 5.1. Подведение итогов работы каждой пары/группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений Куратор проекта Май 2024 Анкетирование наставляемых

Опрос наставников

5.2.Организация открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Куратор проекта Сценарий  итогового мероприятия

 

РАЗДЕЛ V

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА
Стоимость реализации проекта Запрашиваемая сумма,

руб.

Собственный

вклад,

руб.

Полная стоимость 

проекта, 

руб.

500000 50000 550000
Продолжительность проекта Начало реализации проекта Окончание реализации проекта
Сентябрь 

2022 года

Август  

2024 года

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА
Опишите организации (название) и их вклад в реализацию проекта
  • ГАОУ ДПО ВО ВИРО (научное сопровождение)
  • Спортивные школы олимпийского резерва(кандидатуры наставников)
  • Выпускники-наставники

СМЕТА ПРОЕКТА

Статья расходов Запрашиваемая 

сумма, 

руб.

Собственный вклад и вклад партнеров,

руб.

Всего,

руб.

Заработная плата 

(включая налоги) 

0 50000 0
Командировочные и транспортные расходы 0 0 0
Оборудование 420000 0 420000
Программное обеспечение 50000 0 50000
Оплата обучения на  курсах повышения квалификации педагогов 18900 0 18900
Типографские расходы 11100 0 11100
ИТОГО 550000

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Основная терминология проекта

Модель наставничества «Путь к успеху» – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в МАОУ «Лицей №14» г. Владимира

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профориентационные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник Лицея, который отвечает за реализацию программы наставничества.

Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д).

Менторинг- это особый вид поддерживающих долгосрочных отношений, при которых ментор индивидуально работает со своим учеником, верит в него, предлагает ему свой опыт, знания, информацию и эмоциональную поддержку.

Тьюториал- это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Баддинг — это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка новичка. 

Фасилитация – это процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания.

Нетворкинг — это построение собственной сети контактов, которые могут быть как личные (родные, друзья, знакомые, парикмахер, стилист и т.п.), так и профессиональные (коллеги, партнеры по бизнесу, клиенты, поставщики).

Краткая аннотация проекта

Проект «Путь к успеху» направлен на овладение  педагогами лицея практикой наставничества и оказание реальной помощи  определенной категории наставляемых (обучающихся лицея) в построении эффективных жизненных стратегий.

Реализация предлагаемого проекта позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющие проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавшие в трудную жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующие и по этой причине, осваивающие учебные программы в формате ускоренного обучения.

Механизмом реализации проекта выступает модель наставничества обучающихся «Путь к успеху». В данном проекте наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации, а также как технология раскрытия личностного, творческого потенциала наставляемого, поддержка его индивидуальной образовательной траектории в определенный период школьной жизни.

Обоснование необходимости проекта

Проект, ядром которого станет разработанная и апробированная модель наставничестваобучающихся, призван решить ряд противоречий:

  •  Между наличием реальных трудностей детей, одаренных в спорте, и отсутствием педагогической поддержки в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые они не способны преодолеть самостоятельно (трудности коммуникации, социальная дезадаптация, тревожность, низкая самооценка)
  • Между наличием внутренних образовательных дефицитов одаренных в спорте детей и отсутствием специальных условий для формирования у них способности решать тот или иной тип образовательных  проблем (отсутствие мотивации к учению, пробелы в знаниях)

Кроме того, тема наставничества в образовании является одной из центральной в нацпроекте «Образование», где в качестве целевого показателя определены: 70 % обучающихся образовательных организаций, которые будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к 2026 году

Цели и задачи проекта

Цель проекта: разработать и внедрить модель наставничества для конкретной целевой группы обучающихся: одаренные в спорте обучающиеся, имеющие «дефициты», препятствующие построению эффективных жизненных стратегий 

Задачи проекта:

  • Определить круг наставляемых
  • Выявить дефициты (внешние и внутренние барьеры) наставляемых
  • Определить круг наставников
  • Сформировать ролевые пары
  • Организовать обучение наставников
  • Разработать и реализовать программу наставничества
  • Определить критерии и показатели эффективности внедрения модели наставничества. Провести рефлексию результатов внедрения модели

Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Основой проекта является разработанная модель наставничества обучающихся (Приложение 1, рис.1-3), в которой определены ценностно-смысловая доминанта, концептуальная основа, включающие сформулированный социальный заказ государства и общества, ожидания участников проекта, методологию и принципы построения практики наставничества. 

В модели определены механизмы ее реализации. Ими стали:

  • нормативно-правовое оформление программ наставничества разных целевых групп в лицее; 
  • планирование реализации программы и управление; 
  • организация системы наставничества с учетом выбранных форм и методов работы;
  • обеспечение ресурсами (материально-техническая база, кадровое обеспечение); 
  • психолого-педагогическое сопровождение субъектов наставничества. 

Структурно модель включает в себя описание компонентов наставничества: содержательный, технологический, диагностический, а также описание форматов взаимодействия:

Традиционное наставничество(учитель- ученик, ученик- ученик)

Тьюториал – педагогическая деятельность наставника классного руководителя по индивидуализации образования наставляемого

Менторинг- поддерживающие долгосрочные отношения, при которых ментор(наставник- тренер, благодарный выпускник, классный руководитель) индивидуально работает со своим учеником, верит в него, предлагает ему свой опыт, знания, информацию и эмоциональную поддержку.

Баддинг- это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка наставляемого наставниками (классный руководитель, тренер, ученик- наставник, успешный выпускник).

Взаимное наставничество (ученик- наставник и ученик- наставляемый)

Групповое наставничество –  группа наставников работает с одним наставляемым по достижения поставленных целей

Флэш-наставничество- наставничество через одноразовые встречи или обсуждения в ограниченном временном интервале

Виртуальное наставничествоподдержка наставляемого, находящегося в удаленном доступе в режиме онлайн, с использованием интернет технологий

Медиация- практика разрешения проблемных конфликтных ситуаций с участием наставляемого

Опосредованное – проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты минимальны

Открытое- двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого

Прямое- непосредственный контакт, общение не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке

Индивидуальное- концентрация усилий на сопровождение одного наставляемого

Групповое- сопровождение одним наставником и или группой наставляемых, обладающих общим или сходным дефицитом

Скрытое- наставник воздействует на наставляемого незаметно

Методами наставнической деятельности являются:

  • Методы организации деятельности сопровождаемого, выступающей фактором его развития и накоплением личностного опыта деятельности
  • Рефлексия -организация обсуждения, в процессе которого осуществляется оценка и осмысление наставляемым опыта деятельности
  • Конструирование специальных ситуаций (учебных, коммуникативных, проблемных, конфликтных и т.п.), расширяющих опыт конструктивного их решения
  • Моделирование внешних условий среды, оптимальных для нивелирования дефицитов наставляемого
  • Включенное наблюдение, анкетирование, социометрия, беседа
  • Нетворкинг
  • Фасилитация
  • Информирование (инструктаж)
  • Консультирование

Овладение наставниками методами, указанными выше, составляет содержание обучения наставников в рамках методической работы лицея.

Ожидаемые результаты и механизмы их оценки

Планируемые результаты внедрения модели наставничества «Путь к успеху» показатели Способы фиксации результатов /Методика оценки
На уровне педагогической системы лицея 1.Измеримое улучшение показателей лицея:
  • Образовательных достижений
Мониторинг качества обучения в течение учебного года, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
  • Спортивных достижений
Дипломы, грамоты, благодарственные письма
  • Культурных достижений
Дипломы, грамоты, благодарственные письма
  • Социальных достижений 

( высокий рейтинг лицея; благоприятный психологический климат; высокая степень удовлетворенности родителей и учеников условиями обучения и воспитания, успехами в учебе)

Анкетирование участников образовательных отношений.

Публикации в СМИ, официальных документах

  • Профессиональных достижений ( овладение практикой наставничества; повышение профессиональной культуры; активность в обобщении и представлении эффективного педагогического опыта)
Публикации педагогов

Представление педагогического опыта в режиме конференций

В региональной базе данных

Проведение мастер-классов и обучающих семинаров,

Участие в профессиональных конкурсах

2. Сформирована традиция наставничества Наличие действующей модели наставничества
На уровне личности наставляемого
  • улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, 
  • изменение ценностных ориентаций участников в сторону социально-значимых;
  • нормализация уровня тревожности; 
  • оптимизация процессов общения, снижение уровня агрессивности;
  • повышение уровня самооценки наставляемого;
  • повышение уровня позитивного отношения к учебе;
  • Владение бесконфликтной коммуникацией
  • активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;
  • повышение уровня осведомленности о различных профессиях, выбор направления профессиональной деятельности;
  • Профессиональное самоопределение
  • Высокая мотивация к продолжению обучения и развитию спортивной карьеры
  • Высокие достижения в спорте
Анализ результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

Анкетирование

Дипломы, грамоты, звания

Анализ результатов поступления в сузы и вузы

Анкета «Жизненные планы»

Дипломы, грамоты, звания

Перспективы развития проекта

Наставничество – это перспективная образовательная и социальная технология, а значит, ее можно переложить на различные категории обучающихся: дети с ОВЗ, дети группы риска, одаренные дети, дети –инофоны, дети, испытывающие проблемы в обучении и общении, дети асоциального поведения и др.

Апробировав практику наставничества для детей, одаренных в спорте, но имеющих различные «дефициты», и достигнув запланированных результатов в проекте, мы сможем сделать наставничество хорошей традицией Лицея и помочь детям, нуждающимся в конкретной поддержке разных специалистов в короткие сроки.

Используемая литература

  1. Кондратьева И.А. Наставничество в образовательных организациях и бизнес компаниях.-Личность: ресурсы и потенциал.- http://science.potentiales.ru/pdf/3/issue5.pdf
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. – [Электронный ресурс] – http://base.garant.ru/194365(дата обращения 30.0.8.2016).
  3.  Корпоративное наставничество: опыт БФ «Хранители детства»// Режим доступа: http://gospress.ru/2017/10/24/korporativnoe-nastavnichestvo-fonda-hraniteli-detstva/
  4. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: закономерности, принципы и механизмы их реализации на практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 5(80). – С. 35 – 40.
  5. Масалимова А.Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая: Учебно- методическое пособие. – Казань: «Изд- во КФУ», 2015. – 123 с.
  6. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. -153 с.
  7. Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. – 2012. – № 1. – С. 26-30.
  8. План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N2950-р)».
  9. Родз Дж., Лян Б. и Спенсер Р. (2009). Во-первых – не навреди: Этические принципы взаимоотношений наставничества молодежи. Профессиональная Психология: Исследование и Практика, 40, 452-458.
  10. Секрет Н.И. Наставничество: тенденция к возрождению [Текст] // Совет директоров Сибири. – 2011. – № 12 (75).
  11. Синягина Н.Ю., Вульфов Б.З., Селезнева Е.В. Интересы и потребности

современных детей и подростков. – СПБ.: КАРО, 2007. – 138 с.

  1. Синягина Н.Ю., Косарецкий С.Г., Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. – СПб.: КАРО, 2006. – 448 с.
  2. Синягина Н.Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Современные аспекты воспитания и социализации личности. Методическое пособие. – М.: Арманов-центр, 2011. – 128 с.
  3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N996-р. – [Электронный ресурс] – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/