Проект
«Модель наставничества обучающихся
«Путь к успеху»
РАЗДЕЛ I
| ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ | |||
| Регион | Владимирская область | ||
| Населенный пункт | Владимир | ||
| Полное название организации участника в соответствии с Уставом | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Лицей №14» | ||
| Юридический адрес организации | 600000, г.Владимир, ул.Герцена, д.35 | ||
| Фактический адрес организации | 600000, г.Владимир, ул.Герцена, д.35 | ||
| Телефон организации | +7 (4922) 32-34-18; (4922) 32-45-89 | ||
| Адрес электронной почты организации, e-mail | sch14@vladedu.ru | ||
| Официальный сайт организации, ссылка | https://t64104i.sch.obrazovanie33.ru/ | ||
| ИНФОРМАЦИЯ О РУКОВОДИТЕЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ | |||
| Фамилия | Кузнецова | ||
| Имя | Наталья | ||
| Отчество | Владимировна | ||
| Должность в организации | директор | ||
| Телефон | |||
| Адрес электронной почты,
|
|||
| РАЗДЕЛ II
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ |
|||
| Направление Конкурса | «Программа (модель) наставничества как ресурс индивидуализации образования». | ||
| Название образовательного проекта | Модель наставничества обучающихся
«Путь к успеху» |
||
| Краткая аннотация проекта | Проект «Путь к успеху» направлен на овладение педагогами лицея практикой наставничества и оказание реальной помощи определенной категории наставляемых (обучающихся лицея) в построении эффективных жизненных стратегий.
Реализация предлагаемого проекта позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющих проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавших в трудную жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующих и по этой причине, осваивающих учебные программы в формате ускоренного обучения. Механизмом реализации проекта выступает модель наставничества. В данном проекте наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации, а также как технология раскрытия личностного, творческого потенциала наставляемого, поддержка его индивидуальной образовательной траектории в определенный период школьной жизни. |
||
| Механизм реализации проекта | Разработанная и апробированная модель наставничества для конкретной целевой группы обучающихся: одаренные в спорте обучающиеся, имеющие «дефициты», препятствующие построению эффективных жизненных стратегий | ||
| ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | |||
| Цель – для чего реализуется проект | Цель проекта в создании условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющих проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавших в трудную жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующих и по этой причине, осваивающих учебные программы в формате ускоренного обучения. | ||
| Социальный эффект при реализации проекта | Социальный эффект в рамках предлагаемого к рассмотрению проекта ожидается нами по следующим уровням значимости.
I. На уровне образовательной системы:
II.На личностном уровне
|
||
| Задачи проекта |
|
||
|
Проект, ядром которого станет разработанная и апробированная модель наставничества, призван решить ряд противоречий:
Кроме того, тема наставничества в образовании является одной из центральной в нацпроекте «Образование», где в качестве целевого показателя определены: 70 % обучающихся образовательных организаций, которые будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к 2026 году |
||
| Целевые группы проекта | Наставники
Наставляемые Родители обучающихся (наставляемых) |
||
РАЗДЕЛ III
| КОМАНДА ПРОЕКТА | |
| РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА | |
| Фамилия | Кузнецова |
| Имя | Наталья |
| Отчество | Владимировна |
| Должность в организации | директор |
| Квалификационная категория (при наличии) | Соответствие занимаемой должности |
| Телефон | 32-34-18 |
| sch14@vladedu.ru | |
| Зона ответственности в проекте | Руководитель проекта: постановка задач проектной группе, обеспечение соответствия задач проекта ожидаемым результатам |
| УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ КОМАНДЫ | |
| Фамилия | Самсонова |
| Имя | Марина |
| Отчество | Борисовна |
| Должность в организации | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе |
| Квалификационная категория (при наличии) | Соответствие занимаемой должности |
| Телефон | 8 (915)7563094 |
| marina.samsovova.62@list.ru | |
| Зона ответственности в проекте | Реализация проекта в полном объеме, ведение документации проекта, учет и контроль показателей реализации проекта |
| Фамилия | Борисовская |
| Имя | Елена |
| Отчество | Валентиновна |
| Должность в организации | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе |
| Квалификационная категория (при наличии) | Соответствие занимаемой должности |
| Телефон | 8-910-779-22-07 |
| e_borisovskaya@mail.ru_ | |
| Зона ответственности в проекте | Мониторинг, координирование и администрирование процесса управления проекта |
| Фамилия | Кравцова |
| Имя | Антонина |
| Отчество | Сергеевна |
| Должность в организации | Заместитель директора по воспитательной работе |
| Квалификационная категория (при наличии) | Соответствие занимаемой должности |
| Телефон | 8 (919)0053670 |
| kravczova- 63@bk.ru | |
| Зона ответственности в проекте | Организация взаимодействия проектной команды с представителями внешних заинтересованных сторон |
РАЗДЕЛ IV КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
| № п/п | Этап реализации проекта | Содержание деятельности | Ответствен
ный |
сроки | результат |
| 1 | Подготовка условий для запуска модели наставничества | 1.1. Создание рабочей группы для разработки проекта: Модель наставничества «Путь к успеху» | Директор лицея | Октябрь 2022 | Списочный состав временного коллектива разработчиков проекта, распределение функций разработчиков |
| 1.2. Разработка модели наставничества | Науч. рук-ль РИП, директор лицея, рабочая группа | Ноябрь 2022 –январь 2023
Январь 2023 Февраль 2023 Март – май 2023 |
Оформление проекта | ||
| 1.3. Представление проекта на педагогическом совете лицея.
Защита проекта. |
Зам. директора | Решение о внедрении модели наставничества | |||
| 1.4. Разработка локальных актов | Директор | Положение о наставничестве.
Протокол заседания Педагогического совета Приказ об утверждении Положения о наставничестве. Приказ об утверждении Календарного плана реализации модели наставничества обучающихся. Приказ о назначении куратора проекта. Приказ о внедрении модели наставничества обучающихся «Путь к успеху». Приказ о назначении наставников проекта. Приказ о закреплении наставнических пар/групп. Приказ о проведении итогового мероприятия проекта. |
|||
| 1.5. Подбор команды наставников, в т.ч. потенциальных (внешних) наставников, социальных партнеров, волонтеров и т.д.). | Куратор проекта, нау. рук. РИП | Списки наставляемых и наставников | |||
| 1.6. Обеспечение информированности и публичности реализации проекта | Куратор проекта, нау. рук. РИП | Оформление странички проекта в разделе «Инновационная деятельность» на сайте лицея | |||
| 1.7. Подготовка наставников к реализации ролевых моделей наставничества | Куратор проекта, нау. рук. РИП | Программа обучения наставников
(первичное обучение и обучение в процессе деятельности) |
|||
| 2 | Формирование базы наставляемых | 2.1.Выявление конкретных проблем обучающихся лицея, которые можно решить с помощью предлагаемой модели наставничества. | Куратор проекта | Май – июнь 2023 | Сформированная база наставляемых в соответствии с картой запросов |
| 3 | Формирование базы наставников | 3.1.Формирование пары/группы подходящих друг другу наставников и наставляемых. | Куратор проекта | Май-июнь
2023 |
Сформированные ролевые группы/пары, где профиль наставника соответствует запросам наставляемого
Приказ о закреплении наставнических пар/групп |
| 3.2.Проведение общего сбора наставников и наставляемых в формате сессии «MentorMatch» | Куратор проекта
Науч. рук. наставники |
Сценарий сбора | |||
| 4 | Организация хода наставнической программы | 4.1. Проведение для каждой пары/группы -встречи-знакомства,
-пробной рабочей встречи, -встречи-планирования, -комплекса последовательных встреч, -итоговой встречи (рефлексивной сессии) |
Куратор проекта | 2023/
2024 учебный год |
Планы встреч
Рефлексия каждого наставляемого |
| 5 | Завершение программы наставничества | 5.1. Подведение итогов работы каждой пары/группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений | Куратор проекта | Май 2024 | Анкетирование наставляемых
Опрос наставников |
| 5.2.Организация открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. | Куратор проекта | Сценарий итогового мероприятия |
РАЗДЕЛ V
| БЮДЖЕТ ПРОЕКТА | ||||
| Стоимость реализации проекта | Запрашиваемая сумма,
руб. |
Собственный
вклад, руб. |
Полная стоимость
проекта, руб. |
|
| 500000 | 50000 | 550000 | ||
| Продолжительность проекта | Начало реализации проекта | Окончание реализации проекта | ||
| Сентябрь
2022 года |
Август
2024 года |
|||
| ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА | ||||
| Опишите организации (название) и их вклад в реализацию проекта |
|
|||
СМЕТА ПРОЕКТА
| Статья расходов | Запрашиваемая
сумма, руб. |
Собственный вклад и вклад партнеров,
руб. |
Всего,
руб. |
| Заработная плата
(включая налоги) |
0 | 50000 | 0 |
| Командировочные и транспортные расходы | 0 | 0 | 0 |
| Оборудование | 420000 | 0 | 420000 |
| Программное обеспечение | 50000 | 0 | 50000 |
| Оплата обучения на курсах повышения квалификации педагогов | 18900 | 0 | 18900 |
| Типографские расходы | 11100 | 0 | 11100 |
| ИТОГО | 550000 |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Основная терминология проекта
Модель наставничества «Путь к успеху» — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в МАОУ «Лицей №14» г. Владимира
Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества — способ реализации модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профориентационные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник Лицея, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Благодарный выпускник — выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д).
Менторинг- это особый вид поддерживающих долгосрочных отношений, при которых ментор индивидуально работает со своим учеником, верит в него, предлагает ему свой опыт, знания, информацию и эмоциональную поддержку.
Тьюториал- это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Баддинг — это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка новичка.
Фасилитация – это процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания.
Нетворкинг — это построение собственной сети контактов, которые могут быть как личные (родные, друзья, знакомые, парикмахер, стилист и т.п.), так и профессиональные (коллеги, партнеры по бизнесу, клиенты, поставщики).
Краткая аннотация проекта
Проект «Путь к успеху» направлен на овладение педагогами лицея практикой наставничества и оказание реальной помощи определенной категории наставляемых (обучающихся лицея) в построении эффективных жизненных стратегий.
Реализация предлагаемого проекта позволит создать условия для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся, демонстрирующих высокие достижения в спорте и имеющие проблемы в освоении основной образовательной программы, и/или попавшие в трудную жизненную ситуацию, и/или часто отсутствующие и по этой причине, осваивающие учебные программы в формате ускоренного обучения.
Механизмом реализации проекта выступает модель наставничества обучающихся «Путь к успеху». В данном проекте наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образовательной организации, а также как технология раскрытия личностного, творческого потенциала наставляемого, поддержка его индивидуальной образовательной траектории в определенный период школьной жизни.
Обоснование необходимости проекта
Проект, ядром которого станет разработанная и апробированная модель наставничестваобучающихся, призван решить ряд противоречий:
- Между наличием реальных трудностей детей, одаренных в спорте, и отсутствием педагогической поддержки в преодолении тех или иных внешних барьеров, которые они не способны преодолеть самостоятельно (трудности коммуникации, социальная дезадаптация, тревожность, низкая самооценка)
- Между наличием внутренних образовательных дефицитов одаренных в спорте детей и отсутствием специальных условий для формирования у них способности решать тот или иной тип образовательных проблем (отсутствие мотивации к учению, пробелы в знаниях)
Кроме того, тема наставничества в образовании является одной из центральной в нацпроекте «Образование», где в качестве целевого показателя определены: 70 % обучающихся образовательных организаций, которые будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к 2026 году
Цели и задачи проекта
Цель проекта: разработать и внедрить модель наставничества для конкретной целевой группы обучающихся: одаренные в спорте обучающиеся, имеющие «дефициты», препятствующие построению эффективных жизненных стратегий
Задачи проекта:
- Определить круг наставляемых
- Выявить дефициты (внешние и внутренние барьеры) наставляемых
- Определить круг наставников
- Сформировать ролевые пары
- Организовать обучение наставников
- Разработать и реализовать программу наставничества
- Определить критерии и показатели эффективности внедрения модели наставничества. Провести рефлексию результатов внедрения модели
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Основой проекта является разработанная модель наставничества обучающихся (Приложение 1, рис.1-3), в которой определены ценностно-смысловая доминанта, концептуальная основа, включающие сформулированный социальный заказ государства и общества, ожидания участников проекта, методологию и принципы построения практики наставничества.
В модели определены механизмы ее реализации. Ими стали:
- нормативно-правовое оформление программ наставничества разных целевых групп в лицее;
- планирование реализации программы и управление;
- организация системы наставничества с учетом выбранных форм и методов работы;
- обеспечение ресурсами (материально-техническая база, кадровое обеспечение);
- психолого-педагогическое сопровождение субъектов наставничества.
Структурно модель включает в себя описание компонентов наставничества: содержательный, технологический, диагностический, а также описание форматов взаимодействия:
Традиционное наставничество(учитель- ученик, ученик- ученик)
Тьюториал — педагогическая деятельность наставника классного руководителя по индивидуализации образования наставляемого
Менторинг- поддерживающие долгосрочные отношения, при которых ментор(наставник- тренер, благодарный выпускник, классный руководитель) индивидуально работает со своим учеником, верит в него, предлагает ему свой опыт, знания, информацию и эмоциональную поддержку.
Баддинг- это разновидность наставничества, своеобразная дружеская поддержка наставляемого наставниками (классный руководитель, тренер, ученик- наставник, успешный выпускник).
Взаимное наставничество (ученик- наставник и ученик- наставляемый)
Групповое наставничество — группа наставников работает с одним наставляемым по достижения поставленных целей
Флэш-наставничество- наставничество через одноразовые встречи или обсуждения в ограниченном временном интервале
Виртуальное наставничество— поддержка наставляемого, находящегося в удаленном доступе в режиме онлайн, с использованием интернет технологий
Медиация- практика разрешения проблемных конфликтных ситуаций с участием наставляемого
Опосредованное — проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты минимальны
Открытое- двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого
Прямое- непосредственный контакт, общение не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке
Индивидуальное- концентрация усилий на сопровождение одного наставляемого
Групповое- сопровождение одним наставником и или группой наставляемых, обладающих общим или сходным дефицитом
Скрытое- наставник воздействует на наставляемого незаметно
Методами наставнической деятельности являются:
- Методы организации деятельности сопровождаемого, выступающей фактором его развития и накоплением личностного опыта деятельности
- Рефлексия -организация обсуждения, в процессе которого осуществляется оценка и осмысление наставляемым опыта деятельности
- Конструирование специальных ситуаций (учебных, коммуникативных, проблемных, конфликтных и т.п.), расширяющих опыт конструктивного их решения
- Моделирование внешних условий среды, оптимальных для нивелирования дефицитов наставляемого
- Включенное наблюдение, анкетирование, социометрия, беседа
- Нетворкинг
- Фасилитация
- Информирование (инструктаж)
- Консультирование
Овладение наставниками методами, указанными выше, составляет содержание обучения наставников в рамках методической работы лицея.
Ожидаемые результаты и механизмы их оценки
| Планируемые результаты внедрения модели наставничества «Путь к успеху» | показатели | Способы фиксации результатов /Методика оценки |
| На уровне педагогической системы лицея | 1.Измеримое улучшение показателей лицея: | |
|
Мониторинг качества обучения в течение учебного года, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ | |
|
Дипломы, грамоты, благодарственные письма | |
|
Дипломы, грамоты, благодарственные письма | |
( высокий рейтинг лицея; благоприятный психологический климат; высокая степень удовлетворенности родителей и учеников условиями обучения и воспитания, успехами в учебе) |
Анкетирование участников образовательных отношений.
Публикации в СМИ, официальных документах |
|
|
Публикации педагогов
Представление педагогического опыта в режиме конференций В региональной базе данных Проведение мастер-классов и обучающих семинаров, Участие в профессиональных конкурсах |
|
| 2. Сформирована традиция наставничества | Наличие действующей модели наставничества | |
| На уровне личности наставляемого |
|
Анализ результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ
Анкетирование Дипломы, грамоты, звания Анализ результатов поступления в сузы и вузы Анкета «Жизненные планы» Дипломы, грамоты, звания |
Перспективы развития проекта
Наставничество – это перспективная образовательная и социальная технология, а значит, ее можно переложить на различные категории обучающихся: дети с ОВЗ, дети группы риска, одаренные дети, дети –инофоны, дети, испытывающие проблемы в обучении и общении, дети асоциального поведения и др.
Апробировав практику наставничества для детей, одаренных в спорте, но имеющих различные «дефициты», и достигнув запланированных результатов в проекте, мы сможем сделать наставничество хорошей традицией Лицея и помочь детям, нуждающимся в конкретной поддержке разных специалистов в короткие сроки.
Используемая литература
- Кондратьева И.А. Наставничество в образовательных организациях и бизнес компаниях.-Личность: ресурсы и потенциал.- http://science.potentiales.ru/pdf/3/issue5.pdf
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. — [Электронный ресурс] — http://base.garant.ru/194365(дата обращения 30.0.8.2016).
- Корпоративное наставничество: опыт БФ «Хранители детства»// Режим доступа: http://gospress.ru/2017/10/24/korporativnoe-nastavnichestvo-fonda-hraniteli-detstva/
- Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников: закономерности, принципы и механизмы их реализации на практике // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2013. — № 5(80). — С. 35 — 40.
- Масалимова А.Р. Содержание и технологии корпоративной подготовки наставников: педагогическая составляющая: Учебно- методическое пособие. — Казань: «Изд- во КФУ», 2015. — 123 с.
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016. -153 с.
- Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. — С. 26-30.
- План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N2950-р)».
- Родз Дж., Лян Б. и Спенсер Р. (2009). Во-первых — не навреди: Этические принципы взаимоотношений наставничества молодежи. Профессиональная Психология: Исследование и Практика, 40, 452-458.
- Секрет Н.И. Наставничество: тенденция к возрождению [Текст] // Совет директоров Сибири. — 2011. — № 12 (75).
- Синягина Н.Ю., Вульфов Б.З., Селезнева Е.В. Интересы и потребности
современных детей и подростков. — СПБ.: КАРО, 2007. — 138 с.
- Синягина Н.Ю., Косарецкий С.Г., Косарецкая С.В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения. — СПб.: КАРО, 2006. — 448 с.
- Синягина Н.Ю., Райфшнайдер Т.Ю. Современные аспекты воспитания и социализации личности. Методическое пособие. — М.: Арманов-центр, 2011. — 128 с.
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N996-р. — [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
