Воспитание духовности посредством музыки у детей старшего дошкольного возраста
Проблема воспитания духовности весьма актуальна в современном мире, мире компьютерных технологий. В связи с этим возрастает роль искусства, а особенно – музыки, несущей большой духовный потенциал. Тесная взаимосвязь сфер духовности и музыки отмечается в эпоху средневековья, когда музыкально – песенное творчество было связано с церковными духовными традициями. В наше время вновь проявляется интерес к духовной стороне.
Музыка всегда претендовал на особую роль в обществе. Как известно, в древние века музыкально – медицинские институты лечили людей от заболеваний сердечно – сосудистой системы, от нервных расстройств. Считалось, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышаются работоспособность.
Психологами Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном установлено, что если музыка вызывает эмоции у слушателя, она может победить соответствующие этим эмоциям мысли, воздействовать на сознание. Предполагаю, что музыкальная восприимчивость детей может способствовать раскрытию духовных качеств: нравственности доброты, дружелюбности в поведении.
Выдающийся физиолог В.М. Бехтерев своими экспериментальными работами доказал, что музыка действует на ребёнка. Она развивает такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивается обратная речь, с помощью которой дети выражают свое впечатление. Поэтому музыка развивает эмоциональную и духовную сферу детей особенно дошкольного возраста. В связи с этим в процессе занятий много внимания должно уделяться воспитанию детей правильно выражать свои чувства, уметь понимать эмоции другого человека и адекватно реагировать на них.
Таким образом, К. Орф указывал на широкое применение коммуникативно – двигатель находится игр, которые проходили с музыкой. Это способствовать особой атмосфере урока, в которой все дети испытывают внутренний комфорт, увлеченность. А расположение дошкольников к доброжелательному общению – вот та ступенька с которой начинается вхождение в увлекательное действо. Большое значение имеют упражнения, развивающие пластику, дающие ребёнку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражения. Для выполнения этих упражнений необходима музыка разных темпов. Особенное предпочтение необходимо отдать классической музыке. На мой взгляд, для детей детских садов будет прекрасным помощником на занятии классическая музыка из серии «Развивающая музыка для детей» – это «Музыка о природе», «Моцарт для малышей» и другие. Наиболее показательными являются эмоционально – выразительные музыкальные произведения различных жанров, написанные специально для детей: пьесы П.И. Чайковского из « Детского альбома».
Таким образом, вовлекая ребёнка в музыкально- игровую атмосферу, мы воздействуем на его духовную сторону, что составляет основу его поведения, чувствовали, эмоционального реагирования.
Известно, что успех в развитии духовности зависит в определённой мере от того как чувствует и воспринимает себя ребёнок, как строит взаимоотношение с детьми в группе. Поэтому музыкальные игры способствуют гармоничное развитию ребёнка. Музыкально – двигательные занятия незаменимы для развития навыков поведения в группе, умению общаться, действовать совместно.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что дошкольников дали значительную динамику в развитии духовной сферы: дети стали более спокойные, эмоционально уравновешенные, стали более внимательные друг к другу, доброжелательные. Кроме того, в результате наших занятий с использованием музыки у детей развивается эстетическое восприятие окружающего мира. Видно, что многие дети с удовольствием организуют игру и договариваются о чем – либо, легко идут на контакт.
Таким образом, можно утверждать, что музыка и в целом искусство способствует развитию духовных качеств человека и в частности ребенка.