Конспект урока “Спасибо за Победу!”

ФИО: Асхадуллина Л.Р.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2286
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Конспект урока "Спасибо за Победу!"
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Конспект урока «Спасибо за Победу!»

Цель: достичь образовательных и воспитательных результатов.

Определить итоги, причины и цену Победы СССР в Великой Отечественной войне. Способствовать выработке гражданско-патриотической позиции.

  1. Личностный результат:

-осознавать трагедию нашествия гитлеровских войск для советского народа, влияние Великой Отечественной войны на судьбы людей и на дальнейшее развитие нашей страны;

-ощутить чувство гордости за свою страну и свой народ;

– формировать положительную мотивацию к обучению;

– создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

  1. Метапредметный результат:

-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

-организовывать и регулировать свою деятельность;

-владение умениями работать с разными источниками информации, анализировать и обобщать факты;

-формулировать и обосновывать выводы;

-сотрудничать с соучениками.

  1. Предметный результат

-знать основные события Великой Отечественной войны, её итоги;

-понимать причины победы советского народа в Великой Отечественной войне;

-уметь извлекать нужную информацию из исторического источника, иллюстративных фотоматериалов.

Задачи:

– на основе полученных знаний охарактеризовать итоги войны;

– проанализировать цену Победы;

– выявить источники Победы;

– извлечь уроки войны;

– оценить значение Победы.

Тип урока: закрепление, подведение итогов.

Форма урока: урок-исследование.

Технологии: элементы технологии критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.

Оборудование урока

  1. Раздаточный материал: тексты исторических документов, статистические данные, рабочий лист урока

2.Компьютер, презентация к уроку, видеофрагмент «Парад Победы 24.06.1945 г»

Ход урока.

Приветствие учителя: 

 «Внимание на экран». (Фрагмент-видео «Парад Победы»)

Вопрос: 

Какова тема сегодняшнего урока. Ответы. 

(Слайд 1.Тема урока)

Дома вы работали со статьёй о Параде Победы, что вас больше всего удивило в организации парада?

Почему так долго не проводился Парад Победы?

Примерный ответ: 

Советские солдаты вернулись в разрушенные города, сожжённые дотла сёла! Эта победа действительно была со слезами на глазах…

Задание: 

Подпишите фотографии в ваших рабочих листах. Свяжите логически эти фотографии, составив предложение (Слайд 2)

  • Определите, о чём пойдёт речь на уроке?

Ответы

Закончилась Великая Отечественная война, благодаря мужеству, отваге, стойкости, ценой колоссальных жертв Советский народ одержал Великую Победу).

(Слайд 3: цели и задачи) 

Исходя из этого предложения, сформулируйте цель и задачи нашего урока.

– Действительно, сегодня речь пойдёт о том, каковы итоги войны, благодаря чему наш народ победил в Великой Отечественной войне, т.е. каковы были источники Великой Победы;

– какие уроки мы должны извлечь из самой страшной войны XX века.

Задание. 

Исходя из знаний, полученных на предыдущих уроках, попробуйте самостоятельно сформулировать и запишите в своих рабочих листах итоги Великой Отечественной войны (самостоятельная работа).

Ответы учеников.

Сравните свои ответы с ответами на доске. 

(Слайд 4) 

Отметьте количество совпадений в своих оценочных листах.

А теперь по цепочке назовите то, что не прозвучало в ваших ответах.

Значение победы переоценить невозможно! Давайте выясним, какой ценой она далась нашему народу. Как говориться в известной песне «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…» Так какова была эта цена?

Задание. 

Заполните таблицу: 1 вариант – демографические и моральные потери; 2 вариант – экономические и социальные потери.

Самостоятельная работа, взаимозаполнение, проверка таблицы, отметки в листах самооценки.

Действительно, цена победы была невероятно высока! 

Источники Победы.

Задание. 

Определите источники Победы по подсказкам и запишите их в своих рабочих листах.

Слайд 5.

Духовная мощь советского народа, вызвавшая массовый героизм на фронте и в тылу.

Задание. 

Прочитайте документ 1.

Война для нашей страны была Великой Отечественной, Народной. Актом величайшего самопожертвования во имя победы над врагом стали подвиги наших фронтовиков и тыловиков.

Слайд 6.

Сплоченность советского общества в борьбе с врагом, огромные мобилизационные возможности советского общества.

Слова Сталина к гражданам начались со слов «Братья и сестры». Социальная однородность общества были основой морально-политического единства всех советских людей в годы тяжелых испытаний. Умом и сердцем они поняли, что в сплочении их сила и надежда на спасение от иноземного ига. Выдержала испытание и дружба народов СССР, базирующаяся на социальной однородности, социалистической идеологии и общих целях борьбы.

Слайд 7.

Возможности сверхцентрализованной директивной экономики. Единство фронта и тыла. Трудовой подвиг советского народа.

Народный характер Советской власти определил полное доверие народа к государственному руководству в тяжелых испытаниях войны. Высокая централизация государственного управления, организованность работы системы государственных органов и общественных организаций обеспечивали быструю мобилизацию всех сил общества на решение важнейших задач, превращение страны в единый военный лагерь, тесное единство фронта и тыла.

Для ведения гигантской военной схватки на советско-германском фронте многомиллионной армии требовалось колоссальное материальное обеспечение. Экономика страны в целом и ее важнейшая часть – производство вооружения и боевой техники – составляли материальную основу ведения войны. Победу над врагом ковал весь советский народ. Только за первое полугодие войны было эвакуировано в восточные районы оборудование свыше 2593 промышленных предприятий, миллионы рабочих и служащих. Ни одной стране, из числа участвующих в войне, не пришлось решать подобные задачи. Уже к середине 1942 г. утраченные мощности военной промышленности были не только восстановлены, но и значительно превзойдены. В итоге по размерам среднегодового выпуска полевых орудий Советский Союз превзошел фашистскую Германию более чем вдвое, по выпуску минометов – в пять раз, противотанковых орудий – 2,6 раза.

В 1942-1944 годах советская промышленность ежемесячно давала фронту более 2–х тысяч танков, промышленность же Германии только к середине 1944 г. достигла по производству танков до 1450 единиц в месяц, а потом их производство пошло на убыль

Уже в 1943-1944 годах на советских заводах было произведено: автоматического стрелкового оружия на 3,5 млн., танков на 24 тыс., самолетов на 22 тыс. больше, чем в Германии. Притом что фашистская Германия превосходила СССР по выработке электроэнергии в 1,8 раза, по выплавке стали – 2,6 раза, по добыче угля – в 4,8 раза. Советская промышленность выпустила с 1 июля 1941 г. по 1 сентября 1945 г. 134,1 тыс. самолетов, 102,8 тыс. танков и САУ, 825,2 тыс. орудий и минометов.

С честью выдержало военные испытания и сельское хозяйство. В 1941-1945 годах, несмотря на оккупацию Украины, Северного Кавказа и других районов, в стране было заготовлено 4,3 млрд. пудов хлеба, что в 3 раза превышало заготовки и закупки хлеба в дореволюционной России в годы первой мировой войны.

Германия рассчитала все, кроме одного: она не могла предвидеть, что ее вероломное нападение объединит тыл и фронт, они родят беспрецедентное мужество, героизм, отвагу, каких не видело человечество.

Слайд 8. 

Героическая борьба партизанских соединений и подполья.

С первых же дней войны русский, белорусский, украинский и другие народы поднялись на борьбу с оккупантами. Основными ее формами были: партизанское движение, подполье, саботаж экономических, политических и военных мероприятий противника.

По распоряжению И.В. Сталина при Ставке ВГК был создан центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), Штаб оказывал значительное влияние на рост партизанских сил и подполья, на повышение эффективности всенародной борьбы. Если весной 1942 г. в тылу врага действовало 500 партизанских формирований, включивших свыше 72 тысяч человек, то к середине ноября 1942 г. – уже 1770 отрядов, в которых сражалось свыше 125 тыс. партизан, а к началу 1944 г. их численность увеличилась еще вдвое и составила 250 тыс. чел.

Всего за время войны партизаны произвели более 20 тыс. крушений вражеских эшелонов, подорвали 58 бронепоездов, вывели из строя более 10 тыс. паровозов и 110 тыс. вагонов, взорвали 12 тыс. мостов на железных и шоссейных дорогах, уничтожили более 50 тыс. автомобилей.

Слайд 9. 

Возросшее советское военное искусство полководцев, командиров и политработников, окрепшая сила Красной армии.

Задание. 

Сопоставить название операции и территорию, которая была освобождена в ходе этой операции.

Превосходство советского военного искусства выразилось в том, что ни одна из ключевых целей наступательных кампаний гитлеровских вооруженных сил, несмотря на тяжелые поражения советских войск в ходе обороны, не были достигнуты. И самое главное – в сражениях Великой Отечественной войны была достигнута интеллектуальная победа над врагом.

В годы войны в Советских Вооруженных Силах выдвинулась плеяда талантливых военачальников, полководцев и флотоводцев: А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, Н.Н. Воронов, Л.А Говоров, А.И. Еременко, И.С. Конев, Н.Г. Кузнецов, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский, И.Д. Черняховский, В.И. Чуйков, Б.М. Шапошников и многие другие.

Наиболее выдающейся, получившей мировое признание как великий полководец ХХ века – Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, осуществляющий с лета 1942 г. функции руководства военными действиями как заместитель Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина – Г.К. Жуков.

Слайд 10. 

Авторитет И.В. Сталина и организаторская деятельность коммунистической партии, которую поддерживал народ.

Задание.

 Документ: высказывание У. Черчилля о Сталине.

Надо и отметить роль Главнокомандующего в Победе И.В. Сталина. Во время войны было проведено   более   1300   (51   стратегических   общевойсковых,   более   250 фронтовых операций и около 1000 армейских операций), все они были доложены Сталину, изучены им, внесены коррективы и подписаны. За время войны Сталин 157 раз принял у себя командующих всеми фронтами, 1413 раз принял разного рода руководящих работников Вооруженных Сил СССР, военно-промышленного комплекса. Все стратегические операции разрабатывались не только по его указанию, но и при активном его участии, а их реализация контролировалась им лично.

Как пишут военные историки Соловьев Б. и Суходаев В. в своей книге «Полководец Сталин» «… Многие подробности развития военных операций знал только он, только ему были известны военные резервы и места их сосредоточения, новые виды боевой техники. В решении всех стратегических вопросов последнее слово принадлежало И.В. Сталину».

Слайд 10. 

Помощь союзников по антигитлеровской коалиции.

22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз. Уже утром 22 июня 1941 г премьер-министр У. Черчилль заявил по радио, что Англия окажет СССР любую экономическую и техническую помощь. 24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о желании США предоставить Советскому Союзу помощь.

Еще в январе 1942 г. советское руководство во главе с И.В. Сталиным впервые высказали предложение о создании второго фронта на севере Франции.

Ранним утром 6 июня 1944 г. западные союзники начали операцию «Оверлорд» – высадку своих войск в северной Франции.

Слайд 11. 

А теперь назовите все источники победы советского народа в Великой Отечественной войне, начав следующими словами… (на слайде)

Подведение итога урока.

27 миллионов погибших, из всех 18-летних погиб каждый 3-ий. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.

Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной войне была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену.

Согласны ли вы с этим утверждением?

– Война показала, что вся её тяжесть ложится на плечи народа.

– Он вынес все тяготы и лишения, трагедии и утраты, горе и страдания

– Войну легче начать, чем закончить. И не всегда победа приходит к тому, кто её развязал.

– Войну нельзя полностью спланировать – всё это и ещё ряд интересных рассуждений вы найдёте в статье журнала «Родина». Какие ещё уроки нам преподносит война. Это будет вашим д\з.

Домашнее задание. 

1.Прочитать статью «УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ». Составить план-конспект статьи.

  1. http://www.pobediteli.ru/ , изучить данный ресурс 9.Рефлексия

– Полезен ли был вам сегодняшний урок?

– Какие знания вам могут пригодиться в будущем?

– Где можно использовать эти знания?