Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Метафорическая деловая игра «Мне б в наставники пойти»
Автор:
Плотникова Татьяна Александровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Районная станция юных техников» Грачевского муниципального округа Ставропольского края
с. Старомарьевка, 2022 г.
- ВВЕДЕНИЕ
Проблема и актуальность разработки.
В 2020 году перед многими педагогическими коллективами встал вопрос практического внедрения в свою практику методологии наставничества.
На первом же этапе возникает проблема: Как мотивировать участников образовательных отношений принять участие в программе наставничества! Нестандартным способом поиска её решения станет метафорическая деловая игра – форма работы, чаще используемая на бизнес-тренингах.
Понятие метафорическая деловая игра было введено в научный оборот Жанной Завьяловой. В отличие от традиционной деловой игры, данная технология предполагает поиск решения возникшей проблемы в соответствии с сюжетом, основанным на метафоре. В качестве метафоры применяются сказки, легенды и даже известные анекдоты.
В данной разработке приведен пример использования адаптированного варианта этой формы на этапе формирования базы потенциальных участников программы наставничества учреждения в форме «ученик-ученик».
Цель: создание условий для принятия обучающимися идеологии наставничества, выявление кандидатов в наставники и потенциальных наставляемых.
Задачи:
– распространение информации о целях и задачах программы наставничества, ее принципах и планируемых результатах;
– мотивирование, рассказ о тех возможностях, которые открывает потенциальному наставнику участие в программе (повышение социального статуса, личностный рост, развитие собственных гибких навыков;
– отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;
– развитие навыков командной работы;
– формирование активной жизненной позиции.
Ожидаемый результат:
– положительная динамика степени включенности, мотивированности и осознанности обучающихся в образовательные процессы организации;
– формирование базы потенциальных наставников и наставляемых.
Необходимое для проведения оборудование:
-
- ноутбук, проектор и экран;
- столы и стулья для размещения команд;
- набор авторучек, ватманы и бумага для записей.
- бейджи с названиями команд.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «МНЕ Б В НАСТАВНИКИ ПОЙТИ»
Раздел 1.Описание подготовительной работы и игрового сюжета
Первоначально выделим в проблеме субъектов действия. В нашем случае первый субъект – это потенциальный наставник, фигура, имеющая опыт и необходимые качества. Второй субъект – это потенциальный наставляемый, который имеет потребность повысить уровень своей компетентность в каком-либо вопросе.
На следующем этапе концентрируем внимание на отношениях между субъектами, изучаем их мотивацию, интересы, желания эмпирическим путём.
Далее подбираем по аналогии пример из сказки. В нашем случае подойдет сказка «Вовка в тридевятом царстве» в следующем эпизоде:
«..И попал он в другую сказку – к Василисам Премудрым. Пожалели они его и решили научить своим премудростям.
– Опять учиться? – испугался Вовка. – Не хочу!..»
Отношения Василис и Вовки напоминают отношения наставника и наставляемого, которые не мотивированы, не осознают целей и выгод своей совместной деятельности. В ходе игры мы ответим на вопрос: «Как мотивировать на участие в программе наставничества?»
Раздел 2. Ход игры
Начинается игра в просторном зале, где происходит формирование команд. Команды знакомятся с сюжетом игры.
Ведущий 1: Ребята вы на предыдущей встрече узнали о программе наставничества, которая стартует в нашем учреждении, познакомились с её целью, с результатами, которые может достигнуть каждый из её участников. Думаю, многие из вас еще сомневаются: «А зачем мне участвовать, для чего?». Давайте вместе попытаемся найти ответы на этот вопрос. Вы очень удивитесь, но начать я предлагаю с одной всем известной мульт-сказки – «Вовка в тридевятом царстве».
Демонстрируется фрагмент мультфильма:
«..И попал он в другую сказку – к Василисам Премудрым. Пожалели они его и решили научить своим премудростям.
– Опять учиться? – испугался Вовка. – Не хочу!..»
Ведущий 2: – Налицо проблема. С одной стороны есть Василисы, которые много умеют и готовы поделиться знаниями. С другой – Вовка, мальчик который не хочет признавать, что, чтобы что-то сделать, нужно знать как, научиться.
Предлагаю вам определиться, кому из наших героев вы сопереживаете больше, чья позиция вам ближе? Выбирайте бейдж с надписью «Вовка», или «Василиса» и занимайте места в своей команде единомышленников.
Формируем из участников группы две команды. Первая команда – это Вовки, а вторая – Василисы (символизирующие наставляемого и наставника с их системой мотивации).
Ведущий 1:
Итак, теперь вы «Вовки» и «Василисы». Вы должны выполнять предстоящие задания с позиции своих героев, думая как они.
Перед вами ватманы, ручки и конверты с вопросами. В течение следующих 10 минут каждая команда должна совместно найти ответ на поставленный перед ней вопрос. Итак, время пошло!
Вопрос для команды «Вовки»: «Что такое должны предпринять Василисы, чтобы Вовка действительно захотел научиться новому именно у них?» – по сказке мы знаем, что в итоге Вовка осознал ценность полученных навыков, но, сколько испытаний ему прежде пришлось пройти.
Вопрос для команды «Василисы»: «При каких условиях вы, Василисы, действительно захотите учить Вовку, делиться с ним своим мастерством?».
Работа в командах.
Далее команды отправляются в свободное плавание в поисках ответов на вопросы. В течение 2 минут они должны придумать как можно больше способов, позволяющих справиться с задачей, пусть они будут самыми фантастическими и комичными.
В течение следующих 10 минут команды готовятся презентовать свои идеи, изобразив их на ватмане.
Ведущий 1: Итак, время истекло. Кто первым готов представить свои аргументы?
Команды презентуют свои идеи. Ведущий анализирует их, ищет совпадения и «переводит» с языка метафоры на язык реальный. В итоге вся группа видит параллели между сказкой и жизнью и получает реальное понимание о том, как мотивировать на участие в программе наставничества, какие возможности открываются для участников.
Подведение итогов:
Ведущий 2: «Итак, Василисы, как умудренные опытом мастера, обещают научить Вовку, как самому построить все что захочет, и Вовка хочет построить избу для старухи – здесь они совпадают во мнениях. Прекрасно! Программа наставничества в нашей образовательной организации тоже ставит цель, чтобы по её итогам качество ваших знаний и навыков выросло, мастерство наставников, их социальный статус возрос. Наставляемый также получает максимальную личную выгоду от участия в программе наставничества.»
Рефлексия:
Ведущий 1.: Ребята, надеюсь, что сегодняшняя встреча была для вас интересной и полезной. Оцените нашу сегодняшнюю совместную работу, наклеив на доску цветные стикеры:
Полезно и интересно– красный;
Полезно, но не интересно – желтый;
Было интересно, но желания идти дальше не возникло – зеленый;
Мне не было ни интересно, ни полезно – серый.
Ведущий 2.: Спасибо за ваше мнение! До новых встреч!
Список источников:
- Метафорическая деловая игра. Под ред. Ж. Завьяловой. — СПб.: Речь, 2004.—134 с.