Разработка открытого урока по музыкальной литературе “Мир музыки П.И.Чайковского”.

ФИО: Фоменко О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2298
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Разработка открытого урока по музыкальной литературе "Мир музыки П.И.Чайковского".
Итоговая оценка: 2 место,  79 баллов(-а)



 

Разработка открытого урока

по музыкальной литературе.

Тема:  Мир  музыки  П.И.Чайковского.

Преподаватель ГБУДО «Базарно-Карабулакская ДШИ»

Фоменко Ольга Владимировна

Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак

Цели:

     –  обобщение и расширение знаний обучающихся о творчестве русского композитора  П. И. Чайковского;

    –  развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности;

    –  развитие музыкальной памяти и слуха, музыкального вкуса. 

Задачи:

обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений Чайковского;

–     вызвать интерес учащихся к творчеству П.И. Чайковского;

–    воспитание нравственных качеств  и патриотических  чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине) на основе произведений  П.И.Чайковского.

 

 

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

 «Жизнь его – замечательна, творчество – безгранично», – так сказал о Чайковском его близкий друг, профессор консерватории Николай Дмитриевич  Кашкин. Удивительно точные слова. И мы сегодня, слушая эту невероятно красивую музыку, задаемся вопросом: почему она близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий. Почему мы с вами любим музыку Чайковского?

Подумайте и ответьте на этот вопрос.

 1 ученик: – Потому что каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему.

2 ученик: – Сердца людей завоевывает глубокая задушевность и красота его мелодий, яркий русский колорит музыки.

3 ученик: – Потому что он чутко раскрывает характеры людей, богатый мир их душевных переживаний – от светлых грез о радости до трагического отчаяния.

4 ученик: – Композитор верит в духовную красоту человека, в его высокие моральные силы; он ярко воплощает в музыке его возвышенно прекрасную мечту о счастье.

5 ученик: – Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, его сомнениях, тревогах и мучительных поисках своего места в жизни, о его любви к родине, народу, родной природе и народному искусству.

Звучит 2 часть струнного квартета №.1

Учитель: Летом 1869 года композитор гостил у своей сестры в селе Каменка. Там он услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня», которую пел крестьянин-плотник. Песня поразила композитора своей выразительностью и красотой. Песня «Сидел Ваня» стала основной темой 2 части квартета – анданте кантабиле.

Как мастерски разработал Ч. Эту мелодию! Она звучит так, словно говорит всем нам, кто её слушает: вот как хороша русская песня! Прислушайтесь к ней получше, и вы услышите в ней не только красоту мелодии, но и красоту русской природы, и красоту души русского народа.

(   продолжаем слушать 2 часть струнного квартета №.1)

 Учитель:  Расскажите о детстве композитора. 

1 ученик: П.И. родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Детские впечатления повлияли на музыкальные вкусы Чайковского. Это были народные песни, пение матери, игра  заводного  органчика-оркестрины.

2 ученик: из «Воспоминаний о Чайковском» (М.И.Чайковский) стр 13-15.

Петру Ильичу было 4 с половиной года, когда Фанни Дюрбах приступила к занятиям с Николаем и Лидией, и в первый же день Александра Андреевна должна была уступить слезным мольбам ребенка привести его в класс. С этого  времени он стал заниматься наравне со старшими, причем обижался, если из снисхождения к годам его освобождали от каких-нибудь занятий.

3 ученик: «Вечно с вихрами, по рассеянности где-нибудь испачкавшийся, рядом с элегантным и подтянутым братом он на первый взгляд оставался в тени, но стоило побыть несколько времени с этим мальчиком, чтобы поддавшись очарованию его ума, а главное сердца, отдать ему предпочтение перед другими детьми. Начиная с раннего детства эта исключительная способность  привлекать  к  себе общую симпатию, была ему присуща».

4 ученик: «Его любили все, потому что  чувствовали, как  он  любил всех».

Можете ли вы сыграть вашу  любимую  пьесу  Чайковского?

5 ученик:  Моя  любимая пьеса – «Сладкая греза» из «Детского альбома».

Сборник из 24 пьес (1878 г.) посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Пьесы «Детского альбома» помогают  юным  слушателям и исполнителям прожить с  воображаемым  героем, ребенком  из дворянской  семьи 19 века, целый день – с утра до вечера.

? Что же нового внес Ч. в музыку и чем его произведения отличаются от произведений  других русских композиторов? 

1 ученик: В каждом из видов музыкального творчества Ч. был подлинным новатором. Продолжив традиции Даргомыжского в области лирико-психологической музыкальной драмы, он впервые в русской музыке многогранно раскрыл возможности этого жанра.

2 ученик: Ч. создал новый тип симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой (№4) и симфонией- трагедией (№6).

3 ученик: Развил жанр одночастной программной увертюры  и симфонической поэмы.

4 ученик: Он основоположник  русского  классического  балета.

5 ученик: Внес новый  яркий  вклад в область  фортепианного и скрипичного концерта, обогатил  сферу лирического романса и фортепианной миниатюры.

 Учитель: Главную роль в произведениях для фортепиано Ч. отводил мелодии. Поэтому для его фортепианного  стиля  характерны певучесть, кантиленность мелодики, насыщенность фактуры подголосками, «допеваниями», диалогичность изложения мысли.

С другой  стороны Ч. вносил в фортепианную фактуру элементы оркестрового звучания: многозвучные аккорды, мощные октавные удвоения. – Звучит «Осенняя песня» 

? Как называется эта пьеса?

1 ученик: Эта пьеса из цикла «Времена года».

2 ученик: Этот цикл из 12 пьес написан Ч. в течение 1876 года.  Выпускался в виде музыкального приложения к ежемесячному петербургскому журналу «Нувеллист». Картины природы в его пьесах тесно переплетаются с чувствами, мыслями и настроениями человека.

3 ученик: Одна из лучших элегий Ч., для которой он нашел удивительную мелодию. Ее ниспадающие меланхолические мотивы пронизывают всю фактуру, многократно распетую в подголосках.

4 ученик: Эти никнущие музыкальные интонации напоминают падающие капли дождя, опадающие листья, устилающие ковром землю, склоняющиеся под порывами ветра ветви деревьев, угасающие, слабые лучи солнца.

 Учитель: Глубочайшая любовь к музыке Ч. естественно вызывает и громадный интерес к его личности, к его человеческим качествам. Каким человеком был П.И.Чайковский?  Что вы узнали из книг?

1 ученик: «Петр Ильич был  чрезвычайно добр» –  писал Герман Августович  Ларош – музыкальный критик, профессор Московской и Петербургской консерваторий, друг Чайковского. «В нем была и та доброта, которая всем кидается в глаза, и та, о которой никто не догадывается. Он был добр на все манеры и по всем направлениям… При  живости темперамента, отнюдь не лишенного способности к вспышкам досады или гнева, он был как-то предрасположен ко всем добрым движениям, любил искать и умел отыскивать хорошее и в сочинении музыканта и в душе человека».

(Послесловие стр.531 А.Алтаев – литературное имя Маргариты Ямщиковой «Чайковский»)

2 ученик: В воспоминаниях о Чайковском – а их написано много десятков – отразилась его бесконечная отзывчивость на человеческое горе, его сердечная и бережная забота о друзьях, учениках и даже посторонних людях, случайных знакомых. «Он и к другим,-  писал о П.И. Кашкин, – относился с величайшей осторожностью и деликатностью, по себе зная, как легко можно больно затронуть Человека».

3 ученик: Вдохновенный труженик – таким предстает Ч. во всех мемуарах. «Вдохновения нельзя ожидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд», – говорил Ч.  И не только говорил, но и сам всегда трудился  для  любимого  искусства, для своего народа.

4 ученик: Ч. до глубины души был русским человеком. «Трудно найти человека, который так же любил бы Россию и все русское, как люблю я» – говорил он. «Русская природа мне бесконечно более по душе, чем хваленые красоты  Европы».  «Я нахожусь в каком-то блаженном состоянии духа, бродя один днем по лесу, под вечер по незримой степи, а ночью, сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тишине». (стр. 49 «Музыка в школе».

– Любимые цветы Чайковского – ландыши. Он написал о них стихотворение: (стр.390 А.Алтаев) или «Чайковский в Клину» -29)

Я жду весны. И вот волшебница явилась,

Свой  саван  сбросил  лес  и  нам готовит тень,

И реки потекли, и роща  огласилась,

И наконец  настал  давно желанный день!

 

Скорее в лес!…Бегу знакомою тропою.

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?..

Вот он!

Склонясь к земле, я трепетной  рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны».

П.Чайковский.

5 ученик: Именно силой своей  любви к родной земле он сделал то, что его музыка корнями уходящая в русское народное творчество, опирающаяся, на традиции Глинки, раздвинула рамки своей национальности, своей эпохи и завоевала  весь  мир. Оставаясь  русской, она  стала  мировой.

Звучит финал симфонии №1(или №2, или №4) 

 Учитель: Симфонический стиль Ч. сложился на основе синтеза классических и романтических элементов. От  романтиков  в нем  интенсивность переживаний  и  яркая образность. От классиков – бетховенская строгая дисциплина мысли, верность  принципам разработки тематического материала, ясные  и законченные  по форме  сочинения.

     Ч. впитал в себя все, что звучало вокруг него: русскую народную песню, городской романс, хоровую музыку и все, что ему было близко в музыке других народов. Но эта музыкальная атмосфера, окружавшая Чайковского, была для него лишь опорой, на которой  он создал свой, ярко индивидуальный  мелодический стиль.

Звучит  сцена из  письма  из оперы  «Евгений Онегин».

1 ученик: Чайковский отказывается от внешних эффектов и направляет свой талант на раскрытие духовного мира героев, что было для оперного искусства того времени  явлением  во многом  новым.

? Сколько опер написал Ч.? Назовите их.  (Блиц  опрос) 

Учитель: Много лет  назад  Петр Ильич сказал такие слова: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась,  чтобы с каждым днем увеличивалось число людей, любящих её,  находящих в  ней  утешение и подпору».

? Сбылась  ли  мечта  композитора?

3 ученик: Да. Статистические исследования показали, что П.И.Чайковский – самый исполняемый  в  мире  композитор.

?Что же особенно ценно в музыке Чайковского, что вы считаете в ней главным?

4 ученик: Мелодии, мелодизм. Вот  за что мы  любим  и ценим  музыку  Чайковского.

5 ученик: Не только в вокальной, но и в любом жанре инструментальной музыки, в симфонии и в концерте, в опере и балете МЕЛОДИКА была для него  главным средством выражения чувств и мыслей человека, характера, его образа. 

6 Ученик:  Даже нисходящая гамма у Чайковского звучит как гимн добру, радости, свету, счастью, любви.

Звучит фрагмент «Па-дe-дe» из балета “Щелкунчик»

 Учитель: Нестареющая музыка Ч. заставляет нас думать о нем как о нашем живом современнике.

«Моя  вера в  справедливый  суд  будущего  непоколебима». Эти  слова Чайковского говорят нам, жителям  третьего  тысячелетия,  о том, что великий  музыкант  надеялся  на  диалог с  грядущими  поколениями. Этот диалог спустя 100  с лишним  лет после смерти  композитора  продолжается. И  наш  долг перед  памятью  великого  русского  композитора, завещавшего потомкам  в  звуках всю душу, постоянно обращаться к его музыке как неиссякаемому  источнику  ИСТИНЫ,  ДОБРА  и  КРАСОТЫ!

Хочется закончить урок 1 Фортепианным концертом, музыка  которого воспевает красоту, богатство и силу человека, красоту, богатство и силу самой   жизни.