Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»

ФИО: Нагорнова М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2303
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Средняя Общеобразовательная школа № 8»

Дополнительная образовательная  общеразвивающая программа технической направленности:  «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»

Срок реализации программы: 2 года

Разработчик программы:

 педагог-психолог Нагорнова М. В.

Город Пушкино 

2023 год

Содержание:

  1. Целевой раздел………………………………………………………….3
    1. Пояснительная записка…………………………………………….3
    2. Актуальность………………………………………….……………4
    3. Новизна программы………………………………………………..4
    4. Педагогическая целесообразность…………………………..……4
    5. Принципы конструирования и робототехники…………………..5
    6. Цель и задачи……………………………………………………….6
    7. Отличительные особенности программы…………………….….6
    8. Условия реализации программы………………………………….7
    9. Структура образовательного процесса…………………………………7
    10. Форма, методы и приемы обучения………………………..7
    11. Ожидаемые результаты……………………………………..9
    12. Материально-техническое обеспечение…………………..10
    13. Взаимодействие с родителями……………………………..11

 

  1. Содержательный раздел……………………………………………..11
    1. Учебный календарно-тематический план работы на 2023 -2024 учебный год и педагогический мониторинг……………………11
    2.  Учебный календарно-тематический план работы на 2024 -2025 учебный год и педагогический мониторинг……………………25
    3. Список методической литературы………………………………37

 

  1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка:

Дополнительная образовательная   программа « Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» разработана в соответствии с ФГОС ДО и рассчитана на два учебных года. 

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 года № 273 – ФЗ;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования” (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

Приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028 Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847 Москва Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная   программа «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» отнесена к программам технической направленности и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, программирования приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся.

Образовательный процесс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов в окружающем мире. 

Реализация данной программы  позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность в решении проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а также помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности, самостоятельно открыть для себя  мир конструирования.

Содержание программы включает пять интеграций образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Основой образовательной деятельности конструирование и робототехника  является игра – ведущий вид детской деятельности.

Совместная деятельность педагога и детей по конструированию и робототехнике направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

Моделирование из конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, группы.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.

 

1.2 Актуальность :

 Введения конструирования и робототехники  в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

– определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.

– является  средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;

-объединяет  исследовательскую и экспериментальную  деятельность.

 

1.3 Новизна программы:

В ходе образовательного процесса   дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию и робототехнике активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.

 

1.4 Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных практических заданий на наблюдение, сравнение, мышления, анализ  служат для развития творческих способностей детей.

 

1.5 Принципы конструирования и робототехники:

– личностно – ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);

– сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);

– систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;

– от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);

– учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;

– активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

– комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, опытно-экспериментальной;

– результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.6 Цель и задачи: 

Создание благоприятных условий для развития навыков программирования и  конструкторских способностей детей дошкольного возраста.  

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.

2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

  1. Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.

Развивающие:

1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.

  1. Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  2. Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.

Воспитательные:

1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.

  1. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

 

1.7 Отличительные особенности программы:

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является творческий  подход, предполагающий чередование творческих  и интеллектуальных способностей ребёнка. ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели, что требует от  педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель. 

1.8 Условия реализации программы:

Важную роль в реализации программы «Лего-онструирование и робототехника в ДОУ»  развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей и является:

– содержательно-насыщенной;

– развивающей;

– трансформируемой;

– полифункциональной;

– вариативной;

– доступной;

– безопасной;

– здоровьесберегающей;

– эстетически-привлекательной.

 

1.9 Структура образовательной процесса:

Учебный период Возрастная группа детей  Продолжительность интегрированного занятий   Количество занятий в неделю/месяц/год
1-ый учебный год 3-5 лет 35 минут  1/4/36
2 -ой учебный год 5-7 лет 45 минут 1/4/36

 

1.10 Формы методы  и приемы обучения: 

Формы организации деятельности направлены на решение конкретных задач и стимулируют развитие потенциального творчества и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию. Формы проведения занятий: практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные, экспериментальные. 

Наглядный прием:

 Рассматривание на занятиях готовые постройки, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный прием:

Обследование лего – деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный прием:

 Воспроизводство знаний и способов деятельности ( конструирование по образцу, по схеме, по условиям).

Практический прием:

 Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный прием:

 Краткое описание и объяснение действий, сопровождении и демонстрация образцов, разных вариантов конструкций.

Проблемный прием:

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных  открытий.

Игровой прием:

 Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Поисковый прием:

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показываются способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов  действий основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Конструирование с элементами программированием: детям предлагается построить траекторию движения робомыши.

 

  1. 11 Ожидаемые результаты:
  2. Сформировались  интерес к самостоятельному изготовлению построек,  умение применять полученные знания при проектировании и программирования   конструкций,  познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
  3. Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды 

конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные  особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и 

строением.

  1. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.
  2. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и 

желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с 

инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, 

планировать будущую работу.

  1. Повысился уровень  образовательного процесса при подготовке детей  к школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование.
  2. Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической  деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике  различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным  правилам и социальным нормам.
  3. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.

 

1.12 Материально-техническое обеспечение:

Многофункциональные ландшафтные столы «ИНТОШКА»:

Игровой набор 1 “Мы играем: Погружение в сказку”. Набор состоит из деревянных элементов, среди которых: герои 10 русских народных сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Бычок, смоляной бочок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»); элементы для построения декораций к сказкам (избушки, деревья, печка, стол и др.); поле с изображением загородного ландшафта, полностью закрывающее игровое поле стола.

Игровой набор 2 “Мы строим: Юные строители”. Набор состоит из деревянных элементов, среди которых: детали с изображениями различных элементов городской инфраструктуры для формирования городского ландшафта;  детали различной формы и цвета для строительства зданий различного назначения;  поле с изображением городского ландшафта, полностью закрывающее игровое поле стола.  легковые и грузовые машины, различный транспорт;  фигурки различных животных;  фигурки людей разного пола и возраста.

Игровой набор 3 “Мы конструируем: Юные инженеры”. Набор состоит из  элементов, среди которых: опорные пластины Lego Duplo, полностью закрывающих игровое поле стола; элементы для изучения зубчатых колес, рычагов и колес с-осями, построения строительных машин; детали для построения города исследователей и естествоиспытателей; веселые человечки.

Игровой набор 4 “Мы развиваемся: Юные программисты”. Набор состоит из элементов, среди которых: 6 роботизированных мышек двух цветов; квадратные плитки для конструирования игрового поля; элементы различной формы для формирования дорожек разной траектории.

Техническая оснащенность:

– интерактивная доска;

– компьютер;

Дидактические материалы:

– схемы построек;

– модели;

– технологические таблицы;

– альбомы с фотографиями объектов архитектуры;

– альбомы с фотографиями построек;

– картотека игр;

– цветные иллюстрации, картинки;

– фотографии;

– образцы;

– игрушки.

 

1.13 Взаимодействие с родителями.

– Консультативная работа: «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором»;

– Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями;

– Выступления на родительских собраниях; 

–  Открытые занятия;

– Фотоотчеты;

– Буклеты;

– Выставки детских работ.

 

  1. Содержательный раздел:

2.1 .  Учебный календарно-тематический план работы  на 2023-2024 учебный год и педагогический мониторинг  по программе:  «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»:

Учебный календарно-тематический план работы:

Месяц  Тема  Содержание  Продолжительность (минут) Форма контроля 
Всего  Теория  Практика 
Сентябрь  Конструктор «Лего»  Теоретическая часть: просмотр лэпбука: «История создания  конструктора». Изучение деталей, схем конструкций.

Практическая часть: предложить детям изучить  схему и построить простейшую конструкцию – забор. 

35  15 20 Наблюдение 
Знакомство с магнитным конструктором. Теоретическая часть: вспомнить   с детьми геометрические фигуры. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Практическая часть: изучить схему и построить простейшую постройку домик.

35 15 20 Наблюдение 
Поиграем с робомышками! Теоретическая часть: чтение загадки, малоподвижная игра: «Делай, как скажу». Изучение карт-схем  для программирования траектории движения робомышек. 

Практическая работа: предложить детям построить площадку и траекторию движения робомышки с помощью карт-схем. 

35 20 15 Наблюдение 
Башенка Теоретическая часть: просмотр  иллюстраций с башнями. Изучение схем, определиться какие формы деталей необходимо использовать для конструкции постройки. 

Практическая часть: конструирование башни согласно схеме. 

35 15 20 Наблюдение
Октябрь  Коллективная работа «Ферма». Теоретическая часть: беседа о домашних животных, загадывание загадок, рассматривание картины «Ферма». Изучение схемы конструкций «Загон для животных». Практическая часть: выполнение коллективной конструкции «Ферма» согласно схемам.  35 15 20 Наблюдение, выставка работ.
Котенок Теоретическая часть: чтение стихотворения Елена Благинина «Котенок». Изучение схемы конструкции «Котенка». Практическая часть: выполнение конструкции – котенка. 35 15 20 Выставка работ. 
Собачка  Теоретическая часть: чтение стихотворения «Как, у вас нету собаки?». Рассматривание иллюстраций. Изучение схемы конструкции « Собачка». Практическая часть: выполнение конструкции –  собачка. 35 15 20 Выставка работ. 
Лошадка  Теоретическая часть: чтение стихотворения  С. И.Бегалин «Жеребенок». Изучение схемы конструкции «Лошадка». «Практическая часть: выполнение конструкции  – лошадка. 35 15 20 Выставка работ. 
Ноябрь  Моделирование сказки «Курочка Ряба». Теоретическая часть: чтение сказки и просмотр иллюстраций «Курочка Ряба». Рассмотреть детали конструктора. Выстроить последовательность конструирования. 

Практическая часть: выполнение конструкцию сказки.

35 15 20 Выставка коллективной работы.
Петушок и курочка Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Изучение схем конструкций « Петушок» «Курочка». Практическая часть: выполнение конструкции петушка и курочки по схеме. 35 10 25 Наблюдение, выставка работ. 
Утка с утятами Теоретическая часть: просмотр мультфильма Х. К. Андерсена “Гадкий утёнок”.

Изучить схему конструкции «Утка». 

Практическая часть: выполнение конструкции – утка с утятами.

35 15 20 Наблюдение, выставка работ. 
Моделирование сказки «Колобок». Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Колобок». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки.  35 15 20 Выставка коллективной работы.
Декабрь  Зоопарк  Теоретическая часть: просмотр видеоматериала «Московский зоопарк». Изучение схем конструкций «Вольеры для животных». Практическая часть: выполнение конструкции вольеры для животных. 35 15 20 Выставка коллективной работы.
Лев  Теоретическая часть:  чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев». Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Беседа с рассматриванием картин с изображением льва. Практическая часть: выполнение конструкции – лев.  35 15 20 Наблюдение, выставка работ.
Крокодил  Теоретическая часть: просмотр иллюстраций, выделить отличительные особенности будущей конструкции.  Практическая часть: выполнение конструкции – крокодил.  35 15 20 Наблюдение, выставка работ. 
Жираф  Теоретическая часть: чтение загадок про диких животных. Выделить отличительные особенности будущей конструкции.

Практическая часть: Выполнение конструкции – жираф.

35 15 20 Наблюдение, выставка работ.
Январь  Слоник Теоретическая часть: просмотр мультфильма « Слоненок и письмо». Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – слон.  35 15 20 Наблюдение, выставка работ 
Носорог  Теоретическая часть: просмотр иллюстраций  изображением животного. выделить характерные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – носорог.  35 15 20 Наблюдение, выставки работ.
Моделирование сказки «Репка». Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Репка». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки.  35 15 20 Выставка коллективной работы.
Сова  Теоретическая часть: просмотр видеоролика о жизни сов. Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Изучение схемы конструкции «Сова». Практическая часть: выполнение конструкции – сова.  35 15 20 Наблюдение, выставка работ.
Февраль  Орел  Теоретическая часть: просмотр видеоматериала о птице. Выделить отличительные особенности будущей конструкции. 

Практическая часть: выполнение конструкции –  орел. 

35 15 20 Наблюдение, выставка работ. 
Черепашка  Теоретическая часть: просмотр мультфильма «Львенок и черепаха». Выделить отличительные особенности будущей конструкции.

Практическая часть: выполнение конструкции – черепашка по рисунку.  

35 15 20 Наблюдение, выставка работ. 
Поход в зоопарк! Теоретическая часть: повторить способы программирования траектории движения робомышек. Практическая часть: построить траекторию движения робомышек согласно условиям.  35 15 20 Наблюдение. 
Конструирование по замыслу  Теоретическая часть: рассмотреть виды конструктора.

Практическая часть: выбрать вид конструктора и выполнить постройку.

35 15 20 Выставка работ. 
Март  Семья  Теоретическая часть: беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье. Изучить схему конструкции «Человек».

Практическая часть: выполнение конструкции семьи.

35 15 20 Выставка коллективной работы.
Цветы  Теоретическая часть: чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»,

Практическая часть: выполнение конструкции – ромашка, тюльпан. Или роза.

25 15 20 Выставка работ. 
Деревья  Предварительная работа: презентация лиственного леса и хвойного. Выделить отличительные особенности хвойного дерева от лиственного. Изучить схемы конструкций «Ели» « Дуба». 

Практическая часть: выполнение конструкции хвойного и лиственного леса. 

Игрушки  Теоретическая работа:  чтение фрагмента сказки  «Сказка про игрушечный городок» С. Прокофьевой. Просмотр рисунков на тему : «Мои любимые игрушки».

Практическая часть: выполнение конструкции моя любимая игрушка.

35 15 20 Выставка работ.
Апрель  Детская площадка  Теоретическая часть: просмотр сюжетной картины «Дети играют на детской площадке». Изучение схем конструкций «Горка», «Песочница», «Качели», «Карасули».

Практическая часть: выполнение конструкций горка, качели, карусели, песочница.  

35 15 20 Выставка коллективной работы. 
Моделирование сказки «Теремок». Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Теремок». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки.  35 15 20 Выставка коллективной работы.
Игра: «Кто чей малыш?» Теоретическая часть: показать детям презентацию «Животные и их детеныши». Изучить условия игры.

Практическая часть: программировать движение робомышек по заданным условиям.  

35 15 20 Наблюдение. 
Мебель  Теоретическая часть:  чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?» изучить схемы конструкции «Стол», «Стул», «Кровать», «Шкаф».

Практическая часть: выполнение конструкций – предметы мебели.  

35 15 20 Наблюдение.
Май  Моделирование сказки «Три медведя». Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Три медведя». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки.  35 15 20 Выставка коллективной работы.
Аквариум  Теоретическая часть: чтение стихотворений про рыб.  Просмотр картины «Аквариум». 

Практическая часть: выполнение коллективной конструкции – аквариум. 

35 15 20 Выставка коллективной работы. 
Многоэтажный дом   Теоретическая часть: Чтение художественной литературы С. Баруздин. «Строим дом» просмотр иллюстрированной картины городская улица.

Практическая часть: выполнение конструкции многоэтажного дома. 

35 15 20 Выставка работ.  
Город  Теоретическая часть: просмотр картин «Городские улицы».

Практическая часть: выполнение коллективной конструкции.

35 15 20 Выставка коллективной работы.

Педагогический мониторинг: 

Фамилия имя ребенка. Называет детали конструктора  Умеет программировать траекторию движения с помощью карт-схем Работает по схеме  Строит по рисунку  Строит подгруппами  Строить по образцу  Умеет рассказывать о постройке 

 

  1. 2 Учебный календарно-тематический план работы на 2024-2025 учебный год  и педагогический мониторинг  по программе:  «Лего-конструирование и робототехника  в ДОУ»: 

 Учебный календарно-тематический план работы:

Месяц  Тема  Содержание  Продолжительность (минут) Форма контроля 
Всего  Теория  Практика 
Сентябрь  Наш любимый детский сад! Теоретическая часть: просмотр сюжетных картин картины «Мой любимый детский сад». 

Практическая часть: выполнение конструкции согласно картине. 

45 15 30 Наблюдение, выставка коллективной работы.
Наземный транспорт.  Теоретическая часть: чтение загадок по теме «Наземный транспорт». Просмотр картин с наземным транспортом. Обсудить с детьми значимость наземного транспорта. Изучить схемы конструкции «Наземный транспорт».  Просмотр иллюстрации наземного транспорта. Практическая часть: выполнение конструкции по теме наземного транспорта.  45 15 30 Выставка работ.
Воздушный транспорт.  Теоретическая часть: мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта». Обсудить с детьми значимость воздушного транспорта. Изучить схемы конструкций «Воздушного транспорта».

Практическая часть: выполнение конструкции по теме воздушный транспорт. 

45 15 30 Выставка работ.
Железная дорога  Теоретическая часть: просмотр картины «Железная дорога». Прочитать стихотворение «Машинист». Изучить картину «Железная дорога». Изучить схему конструкции «Железная дорога». 

Практическая часть: выполнение коллективной конструкции железная дорога.

44 15 30 Выставка коллективной работы. 
Октябрь  Водный транспорт  Теоретическая часть: просмотр презентации с чтением стихотворений «Морской порт». Отгадывание загадок на тему «Водный транспорт». Изучить картину «Морской порт». 

Практическая часть: выполнение конструкции по теме водный транспорт.

45 15 30 Выставка работ.  
Правила ПДД. Пешеходные переходы.  Теоретическая часть: чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор». С. Михалков «Если свет зажегся красный». Практическая часть: выполнение конструкции дороги с пешеходными переходами и светофором.  45 15 30 Выставка коллективной работы. 
Правила ПДД для мышек!  Теоретическая часть: чтение стихотворения В. Семерин «Запрещается и разрешается». Практическая часть: построить траекторию движения робомышек по условиям.  45 15 30 Наблюдение. 
Моделирование сказки «Волк и семеро козлят». Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Волк и семеро козлят». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки.  45 15 30 Выставка работ. 
Ноябрь  Машина скорой помощи  Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтений сказки «Айболит». 

Практическая часть: выполнение конструкции машина скорой помощи. 

45 15 30 Выставка работ.
Пожарная машина  Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и  чтение отрывка С. Маршак «Кошкин дом». Просмотр презентации «Осторожно пожар!».

Практическая часть: выполнение конструкции пожарная машина. 

45 15 30 Выставка работ. 
Полицейская машина Практическая часть: просмотр мультфильма «Дядя Степа». 

Практическая часть: конструирование полицейской машины. 

45 15 30 Выставка работ.
Моделирование сказки  «Маша и медведь». Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций сказки «Маша и медведь». 

Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. 

45 15 30 Выставка коллективных работ.
Декабрь  Зима   Теоретическая часть: чтение стихотворения И. Сурикова «Зима». Просмотр иллюстраций «Снегопад». Теоретическая часть: выполнение конструкции снежинки. 45 15 30 Выставка работ.
Парад снеговиков.  Теоретическая часть: просмотр мультфильма» Снеговик-почтовик». Выделить особенности будущей конструкции. 

Практическая часть: выполнение конструкции снеговика.

45 15 30 Выставка работ. 
Дед мороз и снегурочка  Теоретическая часть: просмотр иллюстраций «Новый год!». Чтение стихотворений про Новой год. 

Практическая часть: выполнение конструкции Деда Мороза и Снегурочки.

45 15 30 Выставка коллективной работы. 
Новогодний маскарад! Теоретическая часть: просмотр мультфильма :Новый год!».

Практическая часть:

Выполнение коллективной конструкции «Новогодний маскарад».

45 15 30 Выставка коллективной работы.
Январь  Роботы Теоретическая часть: просмотр презентации  «Кто такие роботы?» Практическая часть: выполнение конструкции робота по схеме.  45 15 30 Выставка работ.
Фантастическое животное  Теоретическая часть работы: показ картин М. Врубеля «Пан», «Царевна-Лебедь», В. Васнецова «Сирин и Алконост». Практическая часть выполнение конструкции фантастического животного. 45 15 30 Выставка работ.
Игра «Собери бусы» Теоретическая часть: просмотр презентации «Геометрический фигуры».

Практическая часть: запрограммировать траекторию робомыши по заданным условиям.

45 15 30 Наблюдение. 
Моделирование сказки «Кот, петух и лиса»  Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций по сказке «Кот, лиса и петух».

Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. 

45 15 20 Выставка коллективных работ.
Февраль  Танк,  военная машина Теоретическая часть: беседа и чтение стихотворений   о военной технике. 

Практическая часть: выполнение конструкции танка.

45 15 30 Выставка работ.
Военный самолет Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций «Военный воздушный транспорт», загадывание загадок.

Практическая часть: выполнение конструкции военный самолет. 

45 12 30 Выставка работ. 
Военный вертолет Теоретическая часть: просмотр видеоролика «Военный воздушный транспорт».

Практическая часть: выполнение конструкции военный вертолет. 

45 12 30 Выставка работ.
Конструирование по замыслу. Теоретическая часть: выбрать самостоятельно вид конструктора для будущей конструкции. Обсудить будущие конструкции. 

Практическая часть: выполнить задуманную конструкцию.

45 15 30 Выставка работ.
Март  Моделирование сказки «Заюшкина избушка»  Теоретическая часть: просмотр сюжетных картин по сказкам. 

Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. 

35 15 20 Выставка коллективных работ.
8 марта  Теоретическая часть: чтение стихотворений про маму. Просмотр иллюстраций «8  марта».

Практическая часть: выполнение конструкций подарок  для мамы.  

45 15 30 Выставка работ. 
Игра КВН «Словарь 

Лего»

Теоретическая часть: вспомнить с детьми виды конструкторов, способы и последовательность крепления деталей. 

Практическая часть: собрать конструкции согласно условиям заданиям в игре. 

45 15 30 Выставки работ.
Моделирование сказки «Бычок смоляной бочок»  Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций сказки «Бычок смоляной бочок». 

Практическая часть: выполнение конструкции сказки согласно сюжету. 

45 15 30 Выставка коллективной  работы.
Апрель  Космос  Теоретическая часть: рассказать детям о планетах, рассмотреть картины  солнечной системы. Изучить схему конструкции «Шар».

Практическая часть: выполнение конструкции шара ( планеты).

45 15 30 Выставка коллективной работы. 
Космонавт  Теоретическая часть: просмотр видеоролика про Ю. А. Гагарина. Выделить характерные черты космонавта. 

Практическая часть: выполнение конструкции космонавта.

45 15 30 Выставка работ.
Ракета Теоретическая часть: рассмотреть строение ракеты. Выделить характерные особенности будущей конструкции.

Практическая часть: выполнение конструкции – ракета.

45 15 30 Выставка работ.
Космический корабль  Теоретическая часть: рассмотреть модели космических моделей. Выделить характерные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – космического корабля. 45 15 30 Выставка работ.
Май  Музей «Космонавтики»  Теоретическая часть: вспомнить правила программирования траектории движения робомышек. 

Практическая часть: построить траекторию движения робомышек согласно условиям.

45 15 30 Наблюдение. 
Город Санкт-Петербург  Теоретическая часть: просмотреть видеоматериалы про историю и достопримечательности города Санкт- Петербург. Обсудить с детьми особенности будущей конструкции.

Практическая часть работы: построить конструкцию реки Невы и разводных мостов.

45 15 30 Выставка коллективной работы. 
Город Москва – столица России  Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций с видами и достопримечательностями Москвы. Обсудить особенности будущей конструкции. 

Практическая часть: выполнение конструкции Красной площади. 

45 15 30 Выставка коллективной работы.
Открытое занятие «Турнир по конструированию и робототехнике» Теоретическая часть: демонстрация теоретических знаний о конструировании и робототехнике. 

Практическая часть: выполнение различных конструкций. Демонстрация практических умений. 

45 15 30 Выставка работ. Вручение грамот.

Педагогический мониторинг: 

Фамилия имя ребенка. Строит конструкции по картине Умеет программировать траекторию движения согласно условиям  Строить по инструкции педагога Воплощает свой замысел в конструкции  Строит подгруппами, группой

 

Список методической литературы: 

  1. Комарова Л.Е. «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.; Линка Пресс, 2001г.
  2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
  3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.
  4. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.