Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области
«Средняя Общеобразовательная школа № 8»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»
Срок реализации программы: 2 года
Разработчик программы:
педагог-психолог Нагорнова М. В.
Город Пушкино
2023 год
Содержание:
- Целевой раздел………………………………………………………….3
- Пояснительная записка…………………………………………….3
- Актуальность………………………………………….……………4
- Новизна программы………………………………………………..4
- Педагогическая целесообразность…………………………..……4
- Принципы конструирования и робототехники…………………..5
- Цель и задачи……………………………………………………….6
- Отличительные особенности программы…………………….….6
- Условия реализации программы………………………………….7
- Структура образовательного процесса…………………………………7
- Форма, методы и приемы обучения………………………..7
- Ожидаемые результаты……………………………………..9
- Материально-техническое обеспечение…………………..10
- Взаимодействие с родителями……………………………..11
- Содержательный раздел……………………………………………..11
- Учебный календарно-тематический план работы на 2023 -2024 учебный год и педагогический мониторинг……………………11
- Учебный календарно-тематический план работы на 2024 -2025 учебный год и педагогический мониторинг……………………25
- Список методической литературы………………………………37
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка:
Дополнительная образовательная программа « Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» разработана в соответствии с ФГОС ДО и рассчитана на два учебных года.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 года № 273 – ФЗ;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020 года № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования” (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).
Приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028 Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847 Москва Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ» отнесена к программам технической направленности и ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, программирования приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Ее цель и задачи направлены на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, конструкторских способностей обучающихся.
Образовательный процесс программы предназначен для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников ДОУ целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов в окружающем мире.
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность в решении проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, а также помогает развитию коммуникативных навыков детей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой деятельности, самостоятельно открыть для себя мир конструирования.
Содержание программы включает пять интеграций образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Основой образовательной деятельности конструирование и робототехника является игра – ведущий вид детской деятельности.
Совместная деятельность педагога и детей по конструированию и робототехнике направлена в первую очередь на развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Моделирование из конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, группы.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это, прежде всего – средство развития творческих способностей.
1.2 Актуальность :
Введения конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среде, востребованностью развития широкого кругозора дошкольников. Актуальность конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
– определяется социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи.
– является средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формирует познавательную активность, способствуют воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
-объединяет исследовательскую и экспериментальную деятельность.
1.3 Новизна программы:
В ходе образовательного процесса дети становятся строителями, архитекторами и, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Развитие способностей к конструированию и робототехнике активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию индивидуальности личности ребёнка, умению эффективно работать вместе, в команде. В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность, что способствует выявлению и развитию задатков одарённости. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами и моделями, формируется логическое, проектное мышление.
1.4 Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Целый ряд специальных практических заданий на наблюдение, сравнение, мышления, анализ служат для развития творческих способностей детей.
1.5 Принципы конструирования и робототехники:
– личностно – ориентированный подход (обращение к опыту ребенка);
– сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
– систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
– от простого – к сложному (одна тема подается с возрастанием степени сложности);
– учёт индивидуальных возможностей детей в освоении конструктивных навыков;
– активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
– комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой, опытно-экспериментальной;
– результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
1.6 Цель и задачи:
Создание благоприятных условий для развития навыков программирования и конструкторских способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать созданию образов в процессе конструктивной деятельности.
2.Обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов.
Развивающие:
1.Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения детей.
- Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Сформировать интерес изготавливать несложные конструкции и простые механизмы по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу, инструкции, условиям, по модели.
Воспитательные:
1.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость, организационно-волевые качества личности: терпение, волю, самоконтроль.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
1.7 Отличительные особенности программы:
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является творческий подход, предполагающий чередование творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. ФГОС ДО предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. Простота построения модели в сочетании с большими конструктивными возможностями, позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель.
1.8 Условия реализации программы:
Важную роль в реализации программы «Лего-онструирование и робототехника в ДОУ» развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей и является:
– содержательно-насыщенной;
– развивающей;
– трансформируемой;
– полифункциональной;
– вариативной;
– доступной;
– безопасной;
– здоровьесберегающей;
– эстетически-привлекательной.
1.9 Структура образовательной процесса:
Учебный период | Возрастная группа детей | Продолжительность интегрированного занятий | Количество занятий в неделю/месяц/год |
1-ый учебный год | 3-5 лет | 35 минут | 1/4/36 |
2 -ой учебный год | 5-7 лет | 45 минут | 1/4/36 |
1.10 Формы методы и приемы обучения:
Формы организации деятельности направлены на решение конкретных задач и стимулируют развитие потенциального творчества и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию. Формы проведения занятий: практические, занятия ознакомления, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, комплексные, экспериментальные.
Наглядный прием:
Рассматривание на занятиях готовые постройки, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный прием:
Обследование лего – деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный прием:
Воспроизводство знаний и способов деятельности ( конструирование по образцу, по схеме, по условиям).
Практический прием:
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный прием:
Краткое описание и объяснение действий, сопровождении и демонстрация образцов, разных вариантов конструкций.
Проблемный прием:
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий.
Игровой прием:
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Поисковый прием:
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показываются способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям: детям определяют условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования и очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Конструирование с элементами программированием: детям предлагается построить траекторию движения робомыши.
- 11 Ожидаемые результаты:
- Сформировались интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и программирования конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформированы конструкторские умения и навыки различать виды
конструкций и соединений деталей, изготавливать несложные конструкции и простые механизмы, анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской и технической деятельности.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и
желание трудиться, работать в команде, выполнять задания в соответствии с
инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца,
планировать будущую работу.
- Повысился уровень образовательного процесса при подготовке детей к школе через образовательную робототехнику и лего-конструирование.
- Ребенок овладеет разными формами и видами творческо-технической деятельности, знаком с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус.
1.12 Материально-техническое обеспечение:
Многофункциональные ландшафтные столы «ИНТОШКА»:
Игровой набор 1 “Мы играем: Погружение в сказку”. Набор состоит из деревянных элементов, среди которых: герои 10 русских народных сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух», «Бычок, смоляной бочок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»); элементы для построения декораций к сказкам (избушки, деревья, печка, стол и др.); поле с изображением загородного ландшафта, полностью закрывающее игровое поле стола.
Игровой набор 2 “Мы строим: Юные строители”. Набор состоит из деревянных элементов, среди которых: детали с изображениями различных элементов городской инфраструктуры для формирования городского ландшафта; детали различной формы и цвета для строительства зданий различного назначения; поле с изображением городского ландшафта, полностью закрывающее игровое поле стола. легковые и грузовые машины, различный транспорт; фигурки различных животных; фигурки людей разного пола и возраста.
Игровой набор 3 “Мы конструируем: Юные инженеры”. Набор состоит из элементов, среди которых: опорные пластины Lego Duplo, полностью закрывающих игровое поле стола; элементы для изучения зубчатых колес, рычагов и колес с-осями, построения строительных машин; детали для построения города исследователей и естествоиспытателей; веселые человечки.
Игровой набор 4 “Мы развиваемся: Юные программисты”. Набор состоит из элементов, среди которых: 6 роботизированных мышек двух цветов; квадратные плитки для конструирования игрового поля; элементы различной формы для формирования дорожек разной траектории.
Техническая оснащенность:
– интерактивная доска;
– компьютер;
Дидактические материалы:
– схемы построек;
– модели;
– технологические таблицы;
– альбомы с фотографиями объектов архитектуры;
– альбомы с фотографиями построек;
– картотека игр;
– цветные иллюстрации, картинки;
– фотографии;
– образцы;
– игрушки.
1.13 Взаимодействие с родителями.
– Консультативная работа: «Развитие конструктивных навыков в играх с конструктором»;
– Размещение в группах папок-раскладушек с консультациями;
– Выступления на родительских собраниях;
– Открытые занятия;
– Фотоотчеты;
– Буклеты;
– Выставки детских работ.
- Содержательный раздел:
2.1 . Учебный календарно-тематический план работы на 2023-2024 учебный год и педагогический мониторинг по программе: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»:
Учебный календарно-тематический план работы:
Месяц | Тема | Содержание | Продолжительность (минут) | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Сентябрь | Конструктор «Лего» | Теоретическая часть: просмотр лэпбука: «История создания конструктора». Изучение деталей, схем конструкций.
Практическая часть: предложить детям изучить схему и построить простейшую конструкцию – забор. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение |
Знакомство с магнитным конструктором. | Теоретическая часть: вспомнить с детьми геометрические фигуры. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Практическая часть: изучить схему и построить простейшую постройку домик. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение | |
Поиграем с робомышками! | Теоретическая часть: чтение загадки, малоподвижная игра: «Делай, как скажу». Изучение карт-схем для программирования траектории движения робомышек.
Практическая работа: предложить детям построить площадку и траекторию движения робомышки с помощью карт-схем. |
35 | 20 | 15 | Наблюдение | |
Башенка | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций с башнями. Изучение схем, определиться какие формы деталей необходимо использовать для конструкции постройки.
Практическая часть: конструирование башни согласно схеме. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение | |
Октябрь | Коллективная работа «Ферма». | Теоретическая часть: беседа о домашних животных, загадывание загадок, рассматривание картины «Ферма». Изучение схемы конструкций «Загон для животных». Практическая часть: выполнение коллективной конструкции «Ферма» согласно схемам. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. |
Котенок | Теоретическая часть: чтение стихотворения Елена Благинина «Котенок». Изучение схемы конструкции «Котенка». Практическая часть: выполнение конструкции – котенка. | 35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Собачка | Теоретическая часть: чтение стихотворения «Как, у вас нету собаки?». Рассматривание иллюстраций. Изучение схемы конструкции « Собачка». Практическая часть: выполнение конструкции – собачка. | 35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Лошадка | Теоретическая часть: чтение стихотворения С. И.Бегалин «Жеребенок». Изучение схемы конструкции «Лошадка». «Практическая часть: выполнение конструкции – лошадка. | 35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Ноябрь | Моделирование сказки «Курочка Ряба». | Теоретическая часть: чтение сказки и просмотр иллюстраций «Курочка Ряба». Рассмотреть детали конструктора. Выстроить последовательность конструирования.
Практическая часть: выполнение конструкцию сказки. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Петушок и курочка | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Изучение схем конструкций « Петушок» «Курочка». Практическая часть: выполнение конструкции петушка и курочки по схеме. | 35 | 10 | 25 | Наблюдение, выставка работ. | |
Утка с утятами | Теоретическая часть: просмотр мультфильма Х. К. Андерсена “Гадкий утёнок”.
Изучить схему конструкции «Утка». Практическая часть: выполнение конструкции – утка с утятами. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Моделирование сказки «Колобок». | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Колобок». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки. | 35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. | |
Декабрь | Зоопарк | Теоретическая часть: просмотр видеоматериала «Московский зоопарк». Изучение схем конструкций «Вольеры для животных». Практическая часть: выполнение конструкции вольеры для животных. | 35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Лев | Теоретическая часть: чтение рассказа Ю.Яковлева «Хромой лев». Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Беседа с рассматриванием картин с изображением льва. Практическая часть: выполнение конструкции – лев. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Крокодил | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций, выделить отличительные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – крокодил. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Жираф | Теоретическая часть: чтение загадок про диких животных. Выделить отличительные особенности будущей конструкции.
Практическая часть: Выполнение конструкции – жираф. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Январь | Слоник | Теоретическая часть: просмотр мультфильма « Слоненок и письмо». Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – слон. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ |
Носорог | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций изображением животного. выделить характерные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – носорог. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставки работ. | |
Моделирование сказки «Репка». | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Репка». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки. | 35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. | |
Сова | Теоретическая часть: просмотр видеоролика о жизни сов. Выделить отличительные особенности будущей конструкции. Изучение схемы конструкции «Сова». Практическая часть: выполнение конструкции – сова. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Февраль | Орел | Теоретическая часть: просмотр видеоматериала о птице. Выделить отличительные особенности будущей конструкции.
Практическая часть: выполнение конструкции – орел. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. |
Черепашка | Теоретическая часть: просмотр мультфильма «Львенок и черепаха». Выделить отличительные особенности будущей конструкции.
Практическая часть: выполнение конструкции – черепашка по рисунку. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение, выставка работ. | |
Поход в зоопарк! | Теоретическая часть: повторить способы программирования траектории движения робомышек. Практическая часть: построить траекторию движения робомышек согласно условиям. | 35 | 15 | 20 | Наблюдение. | |
Конструирование по замыслу | Теоретическая часть: рассмотреть виды конструктора.
Практическая часть: выбрать вид конструктора и выполнить постройку. |
35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Март | Семья | Теоретическая часть: беседы о семье, просмотр фото, знакомство с пословицами и поговорками о семье. Изучить схему конструкции «Человек».
Практическая часть: выполнение конструкции семьи. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Цветы | Теоретическая часть: чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»,
Практическая часть: выполнение конструкции – ромашка, тюльпан. Или роза. |
25 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Деревья | Предварительная работа: презентация лиственного леса и хвойного. Выделить отличительные особенности хвойного дерева от лиственного. Изучить схемы конструкций «Ели» « Дуба».
Практическая часть: выполнение конструкции хвойного и лиственного леса. |
|||||
Игрушки | Теоретическая работа: чтение фрагмента сказки «Сказка про игрушечный городок» С. Прокофьевой. Просмотр рисунков на тему : «Мои любимые игрушки».
Практическая часть: выполнение конструкции моя любимая игрушка. |
35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Апрель | Детская площадка | Теоретическая часть: просмотр сюжетной картины «Дети играют на детской площадке». Изучение схем конструкций «Горка», «Песочница», «Качели», «Карасули».
Практическая часть: выполнение конструкций горка, качели, карусели, песочница. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Моделирование сказки «Теремок». | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Теремок». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки. | 35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. | |
Игра: «Кто чей малыш?» | Теоретическая часть: показать детям презентацию «Животные и их детеныши». Изучить условия игры.
Практическая часть: программировать движение робомышек по заданным условиям. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение. | |
Мебель | Теоретическая часть: чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?» изучить схемы конструкции «Стол», «Стул», «Кровать», «Шкаф».
Практическая часть: выполнение конструкций – предметы мебели. |
35 | 15 | 20 | Наблюдение. | |
Май | Моделирование сказки «Три медведя». | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Три медведя». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки. | 35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Аквариум | Теоретическая часть: чтение стихотворений про рыб. Просмотр картины «Аквариум».
Практическая часть: выполнение коллективной конструкции – аквариум. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. | |
Многоэтажный дом | Теоретическая часть: Чтение художественной литературы С. Баруздин. «Строим дом» просмотр иллюстрированной картины городская улица.
Практическая часть: выполнение конструкции многоэтажного дома. |
35 | 15 | 20 | Выставка работ. | |
Город | Теоретическая часть: просмотр картин «Городские улицы».
Практическая часть: выполнение коллективной конструкции. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективной работы. |
Педагогический мониторинг:
Фамилия имя ребенка. | Называет детали конструктора | Умеет программировать траекторию движения с помощью карт-схем | Работает по схеме | Строит по рисунку | Строит подгруппами | Строить по образцу | Умеет рассказывать о постройке |
- 2 Учебный календарно-тематический план работы на 2024-2025 учебный год и педагогический мониторинг по программе: «Лего-конструирование и робототехника в ДОУ»:
Учебный календарно-тематический план работы:
Месяц | Тема | Содержание | Продолжительность (минут) | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Сентябрь | Наш любимый детский сад! | Теоретическая часть: просмотр сюжетных картин картины «Мой любимый детский сад».
Практическая часть: выполнение конструкции согласно картине. |
45 | 15 | 30 | Наблюдение, выставка коллективной работы. |
Наземный транспорт. | Теоретическая часть: чтение загадок по теме «Наземный транспорт». Просмотр картин с наземным транспортом. Обсудить с детьми значимость наземного транспорта. Изучить схемы конструкции «Наземный транспорт». Просмотр иллюстрации наземного транспорта. Практическая часть: выполнение конструкции по теме наземного транспорта. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Воздушный транспорт. | Теоретическая часть: мультимедийная презентация «История возникновения воздушного транспорта». Обсудить с детьми значимость воздушного транспорта. Изучить схемы конструкций «Воздушного транспорта».
Практическая часть: выполнение конструкции по теме воздушный транспорт. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Железная дорога | Теоретическая часть: просмотр картины «Железная дорога». Прочитать стихотворение «Машинист». Изучить картину «Железная дорога». Изучить схему конструкции «Железная дорога».
Практическая часть: выполнение коллективной конструкции железная дорога. |
44 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Октябрь | Водный транспорт | Теоретическая часть: просмотр презентации с чтением стихотворений «Морской порт». Отгадывание загадок на тему «Водный транспорт». Изучить картину «Морской порт».
Практическая часть: выполнение конструкции по теме водный транспорт. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. |
Правила ПДД. Пешеходные переходы. | Теоретическая часть: чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор». С. Михалков «Если свет зажегся красный». Практическая часть: выполнение конструкции дороги с пешеходными переходами и светофором. | 45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Правила ПДД для мышек! | Теоретическая часть: чтение стихотворения В. Семерин «Запрещается и разрешается». Практическая часть: построить траекторию движения робомышек по условиям. | 45 | 15 | 30 | Наблюдение. | |
Моделирование сказки «Волк и семеро козлят». | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение сказки «Волк и семеро козлят». Изучения схемы моделирования сказки. Практическая часть: выполнение конструкции сказки. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Ноябрь | Машина скорой помощи | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтений сказки «Айболит».
Практическая часть: выполнение конструкции машина скорой помощи. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. |
Пожарная машина | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций и чтение отрывка С. Маршак «Кошкин дом». Просмотр презентации «Осторожно пожар!».
Практическая часть: выполнение конструкции пожарная машина. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Полицейская машина | Практическая часть: просмотр мультфильма «Дядя Степа».
Практическая часть: конструирование полицейской машины. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Моделирование сказки «Маша и медведь». | Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций сказки «Маша и медведь».
Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективных работ. | |
Декабрь | Зима | Теоретическая часть: чтение стихотворения И. Сурикова «Зима». Просмотр иллюстраций «Снегопад». Теоретическая часть: выполнение конструкции снежинки. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. |
Парад снеговиков. | Теоретическая часть: просмотр мультфильма» Снеговик-почтовик». Выделить особенности будущей конструкции.
Практическая часть: выполнение конструкции снеговика. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Дед мороз и снегурочка | Теоретическая часть: просмотр иллюстраций «Новый год!». Чтение стихотворений про Новой год.
Практическая часть: выполнение конструкции Деда Мороза и Снегурочки. |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Новогодний маскарад! | Теоретическая часть: просмотр мультфильма :Новый год!».
Практическая часть: Выполнение коллективной конструкции «Новогодний маскарад». |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Январь | Роботы | Теоретическая часть: просмотр презентации «Кто такие роботы?» Практическая часть: выполнение конструкции робота по схеме. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. |
Фантастическое животное | Теоретическая часть работы: показ картин М. Врубеля «Пан», «Царевна-Лебедь», В. Васнецова «Сирин и Алконост». Практическая часть выполнение конструкции фантастического животного. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Игра «Собери бусы» | Теоретическая часть: просмотр презентации «Геометрический фигуры».
Практическая часть: запрограммировать траекторию робомыши по заданным условиям. |
45 | 15 | 30 | Наблюдение. | |
Моделирование сказки «Кот, петух и лиса» | Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций по сказке «Кот, лиса и петух».
Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. |
45 | 15 | 20 | Выставка коллективных работ. | |
Февраль | Танк, военная машина | Теоретическая часть: беседа и чтение стихотворений о военной технике.
Практическая часть: выполнение конструкции танка. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. |
Военный самолет | Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций «Военный воздушный транспорт», загадывание загадок.
Практическая часть: выполнение конструкции военный самолет. |
45 | 12 | 30 | Выставка работ. | |
Военный вертолет | Теоретическая часть: просмотр видеоролика «Военный воздушный транспорт».
Практическая часть: выполнение конструкции военный вертолет. |
45 | 12 | 30 | Выставка работ. | |
Конструирование по замыслу. | Теоретическая часть: выбрать самостоятельно вид конструктора для будущей конструкции. Обсудить будущие конструкции.
Практическая часть: выполнить задуманную конструкцию. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Март | Моделирование сказки «Заюшкина избушка» | Теоретическая часть: просмотр сюжетных картин по сказкам.
Практическая часть: выполнение конструкций сказок согласно сюжету. |
35 | 15 | 20 | Выставка коллективных работ. |
8 марта | Теоретическая часть: чтение стихотворений про маму. Просмотр иллюстраций «8 марта».
Практическая часть: выполнение конструкций подарок для мамы. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Игра КВН «Словарь
Лего» |
Теоретическая часть: вспомнить с детьми виды конструкторов, способы и последовательность крепления деталей.
Практическая часть: собрать конструкции согласно условиям заданиям в игре. |
45 | 15 | 30 | Выставки работ. | |
Моделирование сказки «Бычок смоляной бочок» | Теоретическая часть: чтение и просмотр иллюстраций сказки «Бычок смоляной бочок».
Практическая часть: выполнение конструкции сказки согласно сюжету. |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Апрель | Космос | Теоретическая часть: рассказать детям о планетах, рассмотреть картины солнечной системы. Изучить схему конструкции «Шар».
Практическая часть: выполнение конструкции шара ( планеты). |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. |
Космонавт | Теоретическая часть: просмотр видеоролика про Ю. А. Гагарина. Выделить характерные черты космонавта.
Практическая часть: выполнение конструкции космонавта. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Ракета | Теоретическая часть: рассмотреть строение ракеты. Выделить характерные особенности будущей конструкции.
Практическая часть: выполнение конструкции – ракета. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Космический корабль | Теоретическая часть: рассмотреть модели космических моделей. Выделить характерные особенности будущей конструкции. Практическая часть: выполнение конструкции – космического корабля. | 45 | 15 | 30 | Выставка работ. | |
Май | Музей «Космонавтики» | Теоретическая часть: вспомнить правила программирования траектории движения робомышек.
Практическая часть: построить траекторию движения робомышек согласно условиям. |
45 | 15 | 30 | Наблюдение. |
Город Санкт-Петербург | Теоретическая часть: просмотреть видеоматериалы про историю и достопримечательности города Санкт- Петербург. Обсудить с детьми особенности будущей конструкции.
Практическая часть работы: построить конструкцию реки Невы и разводных мостов. |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Город Москва – столица России | Теоретическая часть: рассматривание иллюстраций с видами и достопримечательностями Москвы. Обсудить особенности будущей конструкции.
Практическая часть: выполнение конструкции Красной площади. |
45 | 15 | 30 | Выставка коллективной работы. | |
Открытое занятие «Турнир по конструированию и робототехнике» | Теоретическая часть: демонстрация теоретических знаний о конструировании и робототехнике.
Практическая часть: выполнение различных конструкций. Демонстрация практических умений. |
45 | 15 | 30 | Выставка работ. Вручение грамот. |
Педагогический мониторинг:
Фамилия имя ребенка. | Строит конструкции по картине | Умеет программировать траекторию движения согласно условиям | Строить по инструкции педагога | Воплощает свой замысел в конструкции | Строит подгруппами, группой |
Список методической литературы:
- Комарова Л.Е. «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.; Линка Пресс, 2001г.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
- Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.