Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания
Проблема духовно-нравственного воспитания была предметом постоянного внимания в отечественной педагогике и нашла отражение в фундаментальных работах Ш.А. Амонашвили, А.М. Архангельского, Н.М. Болдыревой, Н.К. Крупской, Б.Т.Лихачева, А.С. Макаренко В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Главенство духовного в становлении личности подчеркивалось как в светской, так и религиозной философско-педагогической мысли: «духовным воспитанием венчается и усовершенствуется весь человек, ибо оно не творит, не дает, но возделывает уже данное Богом».
В религиозной и философской литературе XIX в. всесторонне и глубоко было охарактеризовано содержание духовного воспитания человека, описаны духовные добродетели, выявлена иерархия духовных ценностей, описаны условия духовного становления личности.
В неразрывном единстве с этой проблемой шло исследование вопроса о нравственном развитии человека. Нравственная проблематика занимала центральное место в разных гуманитарных науках, что объяснялось спецификой русского национального менталитета [18].
Намерения ученых философов, пытавшихся осознать духовные основы русского народа совпали с потребностью педагогов в осмыслении вопросов нравственного развития. Ученые-педагоги второй половины XIX в., признавая в качестве методологической основы для науки о воспитании и образовании человека христианское учение, пытались выявить онтологические закономерности духовно-нравственного становления личности.
Главенствующую роль в исследовании и обосновании теории духовно-нравственного развития человека сыграл К.Д.Ушинский – основоположник отечественной научной педагогики. Достоинством его педагогической системы, по мнению А.В.Роговой, стало соединение в учении о воспитании человека данных разных наук, в том числе и философии [18].
Он придерживался взгляда, что человек является носителем трех ипостасей: духовной, природной и социокультурной. Соответственно этому триединству личности должно вестись ее изучение в педагогике. Следует отметить, что приоритетное место в указанном триединстве К.Д.Ушинский отводил божественному в человеке. Настаивая на учете природных возможностей, он в то же время обращал внимание на духовную специфику природы человека, как вида. Он, подчеркивая значение религии в осмыслении педагогических явлений, писал о том, что современная педагогика выросла на христианской почве и для русского народа «нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели…[22]».
Близкую позицию в понимании духовной сущности нравственности отстаивал Л.Н.Толстой, он также считал, что законы нравственности выводятся из религии. Писатель-педагог был убежден в том, именно религиозная нравственность вдохновляет человека на поступки, определяет его умение различать добро и зло. В этой связи он заявлял: «… религия есть единственное законное и разумное основание воспитания» [20].
Именно с религиозных позиций исследуется в отечественной педагогике второй половины XIX в. проблема нравственного развития, которое в этой связи понимается как духовно-нравственное.
В известной степени обобщающим трудом в данной области можно назвать книгу Е.Н.Трубецкого «Смысл жизни» (1918), где он, используя крест как символ жизни человека, описывает движение человека по горизонтальной линии жизни как бессмысленное топтание на месте, движение в одной плоскости, вечное кружение, когда нет движения вперед, нет восхождения из ступени в ступень. Такое бессмысленное существование оскорбляет достоинство человека, ибо ему не противостоит вертикальная линия жизни, оправдывающая жизнь человека как духовного существа, которому задано стремление вперед и вверх: «Душа жаждет подъема, стремится к горному полету…» [21].
В современном мире духовно-нравственное воспитание носит светский характер. Данное понятие нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах, концепциях).
В последние годы в теории и практике воспитания, прежде всего учащихся общеобразовательной школы, все более широко используется это понятие.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности [8].
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России, согласно концепции (Стандарты второго поколения), представляет собой педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности является Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
- патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей [6].
В современной науке существует мнение, что понятие «духовно-нравственное воспитание» недостаточно четко определяется в соотношении с нравственным воспитанием и другими традиционно выделяемыми направлениями воспитания в школе. Многие ученые и педагоги вообще не принимают это понятие или считают его излишним, дублирующим понятие нравственного воспитания или подменяющим его религиозным воспитанием. [3].
Представляется более обоснованным, по мнению И.А.Галицкой, связывать духовно-нравственное воспитание школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»: приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности, набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может периодически изменяться.
Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа. Усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа.
Существует и другая трактовка духовно-нравственного воспитания, согласно которой оно не дифференцируется по мировоззренческому признаку, понимается как воспитание духовности, нравственности в некоем общем положительном смысле, без четкого указания на определенное мировоззрение и систему морали. Сейчас такая трактовка более распространена в образовательных материалах, документах, научной литературе.
И.А.Галицкая и И.В.Метлик раскрывают этот тезис, для чего обращаются к содержанию и практике нерелигиозного духовно-нравственного воспитания в школе.
Зачастую данное понятие проводится с названием просто нравственного воспитания или, используя все возможные сочетания русского слова «нравственность», с его аналогами на греческом и латинском языках: нравственно-эстетическое, морально-этическое, морально-нравственное воспитание (явно тавтологическое выражение). Нравственность в философском понимании – характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления. В этом же отношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. Что касается этики, то имеется ее понимание как совокупности нравственных принципов, норм в разных сферах жизни общества, деятельности (этика ученого, предпринимательская этика и т.п.), где этика выступает синонимом морали, нравственности. Но, прежде всего этика – это раздел в философии, относящийся к учениям о нравственности, морали и собственно учение о нравственности или морали определенного мировоззренческого типа (религиозного или нерелигиозного): буддийская, христианская, коммунистическая и т.д. этика [3].
Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственное воспитание», проанализируем понятия: «духовность» и «нравственность». Представим в виде таблицы (см.табл.1).
Таблица 1
Анализ смыслового наполнения понятия «духовность»
Автор | Определение понятия | Составляющие компоненты |
Р.Л. Лившиц | Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, в которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека [14]. |
|
С.Л.Франк | Духовность – надындивидуальная реальность, в которой пребывает каждый (православный) христианин [23]. |
|
А.И. Подберёзкин | Духовность – преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских этических, эстетических идеалов» [17]. |
|
А.Я. Канапацкий | Духовность характеризуется стремлением стать нравственным абсолютом и невозможностью достижения этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно [11]. |
|
В.А. Черкасов | Духовность – потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной): потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, потребность в самореализации, способность к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)» [27]. |
|
И.В. Силуянова | Духовность – способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность» [19]. |
|
Н.Г. Дмитриева | Духовность личности – система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [7]. |
|
Таким образом, рассматривая «духовность», мы видим, что существует множество подходов к данному понятию.
Н.П. Шитякова приходит к выводу, что современные учёные рассматривают духовность в рамках четырёх направлений.
Первое направление – поиск духовности не столько в самом человеке и особенностях его личности, сколько в продуктах жизнедеятельности и определение ее как результате приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре.
Второе направление – изучение ситуативных и личностных фактов, способствующих возникновению у человека духовных состояний.
Представители третьего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, как обращение к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Духовность определяется, как способность личности создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.
Четвертое направление имеет религиозный характер и содержит изначальное понимание духовности. Понятие «дух» в рамках данного направления идентично понятию «Бог». Бог – это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В нем нет зла, греха. Духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто Ему уподобился. Первое условие принятия Бога – осознанное видение себя: кто я? Каков я на самом деле? Бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), поскольку у такого человека нет внутренних стимулов к самопознанию, к самосовершенствованию. Основные характеристики православной духовности – смирение (осознание своего недостоинства перед Высшим Началом бытия) и любовь (как высшая способность человека) [24].
Таким образом, рассматривая вышеназванные направления в исследованиях содержания понятия «духовность», можно сделать вывод о сложности и многоплановости этого явления в нашей жизни. В науке не сложилось общего определения понятия «духовность».
Основываясь на анализе данного понятия, мы определяем «духовность» как устремленность человека к высшим ценностям и способность создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями.
Термин «нравственность» берет начало от слова нравы. Нравы – это те же эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках [2].
Существуют разные трактовки понятия нравственности. Еще в Древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1].
Проанализируем понятие «нравственность» (см. таблицу 2).
Таблица 2
Анализ смыслового наполнения понятия «нравственность»
Автор | Определение понятия | Составляющие компоненты |
Ожегов С.И. | Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [15].
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [16]. |
|
Григорович Л.А. | Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [4]. | личностная характеристика |
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю | Нравственность – 1. особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
2.система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь [12]. |
|
Рассматривая понятие нравственность, мы можем судить о том, что в педагогике существует огромное количество определений данного понятия.
Однако следует отметить, что большинство ученых нравственность отождествляют с моралью. В словаре по философии «Мораль» (латинское «mores» – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [9].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[5].
В большом энциклопедическом словаре мораль это «нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически приходящие нормы, принципы, идеалы» [2].
Следует заметить, что современные учёные разводят понятия «мораль» и «нравственность». В.В. Знаков отмечает, что «для многих исследователей, очевидно, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им)» [10].
Итак, понятие «нравственность» трактуется как осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, реализуемых в поступках.
Исходя из анализа понятий «духовность» и «нравственность», мы выяснили, что они взаимосвязаны, может быть, поэтому так сложно развести эти понятия. Данную точку зрения разделяют многие современные ученые и педагоги (И.А.Галицкая, А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, И.В.Метлик, Т.И. Петракова, Т.Г.Русакова, В.А. Тишков, Н.П. Шитякова и др.).
Т.И. Петракова считает, что между понятиями «духовность» и «нравственность» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: «Нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности… Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность – это сфера «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом». Классическая формула «дух творит себе формы», является выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью [10].
Н.П. Шитякова подчеркивает «духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность является одной из ступеней восхождения человека к духовности» [24].
А.Я Данилюк в своем исследовании говорит, что нравственность как интегральная личностная характеристика подразумевает наличие объема индивидуальных ценностно-смысловых установок и личностных свойств, составляющих внутренний психологический ресурс устойчивости человека против любых проявлений зла и разрушения собственной природы. Своеобразным камертоном нравственности для человека является совесть.
А духовное начало, по его мнению, присутствует внутри каждого из нас, будучи некой универсальной способностью, задатком, талантом, которые надлежит развивать в течение всей жизни [6].
Контент–анализ смыслового наполнения понятий «духовность» и «нравственность» позволяет сделать вывод о том, что духовность в философско-педагогической литературе рассматривается как устремленность человека к высшим ценностям и способность создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. Нравственность – это осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, реализуемых в поступках.
Духовность более широкое понятие, базовое и определяющее по отношению к понятию нравственность. Духовность ориентируется на идеал, рассматривается как высшая подструктура человека, а нравственность складывается в системе реальных норм социума и связана с определенными действиями человека.
Таким образом, духовность и нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. А это значит, что духовно-нравственное воспитание является главной задачей в процессе становления человека как личности.