Урок литературного чтения во 2 классе
по сказке С.А.Воронкова «Храбрый клоун»
Цель:
- познакомить детей с творчеством С. Воронина;
Задачи:
- развивать грамотную, связную речь учащихся;
- формировать навык выразительного чтения;
- учить находить нужный отрывок в тексте;
- воспитывать нравственные качества;
- способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
- Воспитывать благородство, смелость, умение постоять не только за себя, но и за своих близких;
Оборудование: учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы»; карточки с изображением клоуна; кисти, краски два склеенных альбомных листа.
Ход урока
1.Орг. момент: (создание эмоционального настроя)
-Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
- Речевая разминка. Работа со скороговоркой
У клоуна колпак с помпоном.
-Дети, что написано на доске? (скороговорка).
-А для чего мы работаем со скороговоркой? (чтобы лучше произносить слова, говорить чётко, улучшить память).
– Прочитайте чётко скороговорку и скажите, какой звук повторяется? (п,к).
-Что такое помпон, колпак? (помпон – шарообразное украшение из ниток; колпак – головной убор округлой формы).
-Прочитаем скороговорку с увеличением скорости;
-Прочитаем скороговорку, выражая голосом разные чувства: восхищение, равнодушие, … (У клоуна колпак с помпоном!);
– А теперь прочитаем с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчеркнутые слова:
-У клоуна колпак с помпоном?;
-У клоуна колпак с помпоном?;
-У клоуна колпак с помпоном?;
– Сравните, в чем разница? (Изменяется смысл вопроса.)
Вывод (может сделать учитель): Чтобы тебя понимали, нужно учиться владеть своим голосом.
3.Постановка проблемы урока.
-Ребята, как вы думаете, как связана скороговорка с темой нашего урока, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о клоуне).
-А теперь давайте откроем учебники на с.114, прочитайте называние произведения («Храбрый клоун»).
4.Актуализация знаний учащихся.
–Где работают клоуны? (в цирке). Какая у них работа? (интересная, весёлая…)
–А какой он на арене цирка? (обаятельный, смешной, весёлый, задорный).
–А может клоун быть храбрым? (ответы детей).
– Попробуйте предположить: в какой ситуации клоун мог проявить такое качество, как храбрость? (ответы детей).
-Вас заинтересовало, о чём это произведение?
-А кто же придумал это произведение? (С.А.Воронин)
5.Постановка темы урока.
Сергей Алексеевич Воронин родился 30.6(13.7).1913-20.10.2002, городе с очень интересным названием Любим. Мама, папа и бабушка прививали ему любовь к народным сказкам. И, когда он стал писателем, он очень любил писать о людях, врачах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Сергей Алексеевич также очень любил писать сказки для маленьких читателей.
6.Словарная работа.
-В тексте встретятся незнакомые слова, объясните их значение:
мундир- верхняя часть военной или гражданской форменной одежды,
в отчаяние- состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности,
с досады- чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды,
истерзанный- израненный, изувеченный, растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке;
звенят литавры- ударный музыкальный инструмент в виде двух полушарий, обтянутых кожей.
7.Знакомство с произведением. Первичное восприятие.
– Чтение текста учителем (весь текст).
-Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?
-Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста?
-Жанр произведения: сказка или рассказ? Докажите.
- Анализ сказки. Работа над образом главного героя.
– Кто главный герой сказки?
– Меняются ли чувства главного героя на протяжении сказки?
-Ребята, какое чувство испытывает наш герой, когда его принесли в мастерскую? (тревогу, но у него ещё есть надежда, что его услышат и не переоденут в клоуна).
Найти в тексте доказательство
-Каким цветом можно передать чувство героя? (красным, можно добавить тёмных тонов, надежду показать проблесками белого)…(на доске белый лист бумаги) один из учеников выходит к доске и закрашивает одну полоску в красный цвет.
– Что происходит дальше?
–Что испытывает солдат, когда его переодели в костюм клоуна? (он в отчаянии, раздосадован).
-Он принимает себя в новом образе? (нет, он не принимает, он не знает, что теперь делать, кажется, что выхода нет).
-Каким цветом можно выразить его настроение? (чёрным цветом)…другой ученик выходит к доске и закрашивает вторую полоску чёрным цветом.
-Ребята, кто меняет ситуацию, кого он встретил? (куклу Светлану). Благодаря Светлане он на время забывает о своем горе. Как вы думаете случайно ли автор назвал куклу Светланой?
-В любой ситуации на смену темной полосе приходит светлая.
-Каким цветом закрасим этот момент его жизни? (светлым – голубым цветом)…ещё один ученик закрашивает третью полоску…
Давайте и мы сделаем перерыв в нашей работе.
Физминутка
-Теперь вы переключились, поняли, как клоун отвлёкся от своих переживаний.
И вдруг все в один миг меняется!!!
-Дети, какой переломный момент настал? (встреча с крысой)
-Какие чувства испытывает клоун? (буйство чувств:… )
-Какими красками изобразим его настроение? (смешанными цветами)…ученик выходит и смешивает краски на полоске бумаги…
-Ребята, автор не зря не заканчивает историю клоуна. Он даёт нам возможность порассуждать о чувствах, которые испытывает солдат.
-Каким цветом вы предлагаете закрасить эту часть истории солдата? (ответы детей)… один из детей закрашивает последнюю полоску на листе бумаги у доски.
8.Работа над пословицами.
-На доске написана пословица, прочитайте её.
Где смелость, там и победа.
-Как эта пословица подходит к теме нашего урока и как вы понимаете её смысл?
-Ребята, а кого победил наш герой? (крысу).
-А кто был внимательным слушателем, какую победу он одержал? (он победил всех тех, кто видел в нём клоуна).
-В итоге, кем он остался? (он остался солдатом, не позволил себя переделать).
9.Итог урока.
– Ребята, ещё раз посмотрите на палитру цветов, где мы попробовали показать чувства героя, а теперь давайте изобразим клоуна рисунком
-У вас на партах картинка клоуна, я предлагаю поработать в паре.
-Как менялось выражение лица клоуна, когда ему было тревожно?
Попробуйте, ребята, первого ряда это показать.
-Второй ряд, изобразите отчаяние клоуна.
-Третий ряд, изобразите чувство, которое испытывал клоун, когда мастер вернул ему прежний вид. Это чувство гордости.
-Постарайтесь договориться в паре и передать настроение клоуна.
-Дети выполняют работу в течение 5 минут.
Проверка работы (по 5 представителей от ряда).
-Посмотрите, удалось ли этому ряду передать состояние клоуна? Какой образ вам ближе, совпал с вашим представлением?
10.Рефлексия (у детей на парте маски с разной мимикой) .
-С каким настроением вы работали на уроке?
-Кому было интересно и всё понятно, о чём мы говорили на уроке (выбирают маску с улыбкой);
-Кому было что то непонятно, были затруднения (выбирают маску с прямым ротиком);
-Кому было совсем трудно работать (выбирают маску грустную маску).
11.Домашнее задание.
-Выберите задание, которое вы хотели бы выполнить дома.
-Выразительное чтение сказки (с.114-117).
-Приготовить пересказ сказки (с.114-117).
-Придумать свою сказку об игрушках.