Конспект интегрированного урока литературного чтения во 2 классепо сказке С.А.Воронкова «Храбрый клоун».

ФИО: Кондрашева А.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2322
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Интеграция цифровых технологий в образовательные процессы», в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Наименование конкурсной работы: Конспект интегрированного урока литературного чтения во 2 классе по сказке С.А.Воронкова «Храбрый клоун».
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Урок литературного чтения во 2 классе

по сказке С.А.Воронкова «Храбрый клоун»

Цель: 

  • познакомить детей с творчеством С. Воронина; 

Задачи:

  • развивать грамотную, связную речь учащихся; 
  • формировать навык выразительного чтения; 
  • учить находить нужный отрывок в тексте; 
  • воспитывать нравственные качества;
  • способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся; 
  • Воспитывать благородство, смелость, умение постоять не только за себя, но и за своих близких;

Оборудование: учебник О.В. Кубасовой «Любимые страницы»; карточки с изображением клоуна; кисти, краски два склеенных альбомных листа.

Ход урока

1.Орг. момент: (создание эмоционального настроя)

-Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

  1. Речевая разминка. Работа со скороговоркой

У клоуна колпак с помпоном.

-Дети, что написано на доске? (скороговорка).

-А для чего мы работаем со скороговоркой? (чтобы лучше произносить слова, говорить чётко, улучшить память).

– Прочитайте чётко скороговорку и скажите, какой звук повторяется? (п,к).

-Что такое помпон, колпак? (помпон – шарообразное украшение из ниток; колпак – головной убор округлой формы).

-Прочитаем скороговорку с увеличением скорости;

-Прочитаем скороговорку, выражая голосом разные чувства:  восхищение, равнодушие, … (У клоуна колпак с помпоном!);

– А теперь прочитаем с вопросительной интонацией, выделяя голосом подчеркнутые слова:

-У клоуна колпак с помпоном?;

-У клоуна колпак с помпоном?;

клоуна колпак с помпоном?;

– Сравните, в чем разница? (Изменяется смысл вопроса.)

Вывод (может сделать учитель): Чтобы тебя понимали, нужно учиться владеть своим голосом.

3.Постановка проблемы урока.

-Ребята, как вы думаете, как связана скороговорка с темой нашего урока, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (о клоуне). 

-А теперь давайте откроем учебники на с.114, прочитайте называние произведения («Храбрый клоун»).

4.Актуализация знаний учащихся. 

Где работают клоуны? (в цирке). Какая у них работа? (интересная, весёлая…)

А какой он на арене цирка? (обаятельный, смешной, весёлый, задорный).

А может клоун быть храбрым? (ответы детей).

– Попробуйте предположить: в какой ситуации клоун мог проявить такое качество, как храбрость? (ответы детей).

-Вас заинтересовало, о чём это произведение?

-А кто же придумал это произведение? (С.А.Воронин) 

5.Постановка темы урока.

Сергей Алексеевич Воронин родился 30.6(13.7).1913-20.10.2002, городе с очень интересным названием Любим. Мама, папа и бабушка прививали ему любовь к народным сказкам. И, когда он стал писателем, он очень любил писать о людях, врачах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Сергей Алексеевич также очень любил писать сказки для маленьких читателей. 

6.Словарная работа.

-В тексте встретятся незнакомые слова, объясните их значение:

мундир- верхняя часть военной или гражданской форменной одежды,

в отчаяние- состояние крайней безнадежности, упадка духа вследствие горя, неприятности,

с досады- чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды,

истерзанный- израненный, изувеченный, растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке;

звенят литавры- ударный музыкальный инструмент в виде двух полушарий, обтянутых кожей.

7.Знакомство с  произведением. Первичное восприятие. 

Чтение текста учителем (весь текст).

-Какие мысли, впечатления возникли у вас во время чтения?

-Совпали ли ваши предположения по определению содержания текста? 

-Жанр произведения: сказка или рассказ? Докажите. 

  1. Анализ сказки. Работа над образом  главного героя.

– Кто главный герой сказки?

– Меняются ли чувства главного героя на протяжении сказки?

-Ребята, какое чувство испытывает наш герой, когда его принесли в мастерскую? (тревогу, но у него ещё есть надежда, что его услышат и не переоденут в клоуна).

Найти в тексте доказательство

-Каким цветом можно передать чувство героя? (красным, можно добавить тёмных тонов, надежду показать  проблесками белого)…(на доске белый лист бумаги) один из учеников выходит к доске и закрашивает одну полоску в красный цвет.

– Что происходит дальше? 

Что испытывает солдат, когда его переодели в костюм клоуна? (он в отчаянии, раздосадован).

-Он принимает себя в новом образе? (нет, он не принимает, он не знает, что теперь делать, кажется, что выхода нет).

-Каким цветом можно выразить его настроение? (чёрным цветом)…другой ученик выходит к доске и закрашивает вторую полоску  чёрным цветом.

-Ребята, кто меняет ситуацию, кого он встретил? (куклу Светлану). Благодаря Светлане он на время забывает о своем горе.  Как вы думаете случайно ли автор назвал куклу Светланой?

-В любой ситуации на смену темной полосе приходит светлая.

-Каким цветом закрасим этот момент его жизни? (светлым – голубым цветом)…ещё один ученик закрашивает третью полоску…

Давайте и мы сделаем перерыв в нашей работе. 

Физминутка

-Теперь вы переключились, поняли, как клоун отвлёкся от своих переживаний.

И вдруг все в один миг меняется!!!

-Дети, какой переломный момент настал? (встреча с крысой)

-Какие чувства испытывает клоун? (буйство чувств:… )

-Какими красками изобразим его настроение? (смешанными цветами)…ученик выходит и смешивает краски на полоске бумаги…

-Ребята, автор не зря не заканчивает историю клоуна. Он даёт нам возможность порассуждать о чувствах, которые испытывает солдат.

-Каким цветом вы предлагаете закрасить эту часть истории солдата? (ответы детей)… один из детей закрашивает последнюю полоску на листе бумаги у доски.

8.Работа над пословицами.

-На доске написана пословица, прочитайте её. 

Где смелость, там и победа.

-Как эта пословица подходит к теме нашего урока и как вы понимаете её смысл?

-Ребята, а кого победил наш герой? (крысу).

-А кто был внимательным слушателем, какую победу он одержал? (он победил всех тех, кто видел в нём клоуна).

-В итоге, кем он остался? (он остался солдатом, не позволил себя переделать).

9.Итог урока.

– Ребята, ещё раз посмотрите на палитру цветов, где мы попробовали показать чувства героя, а теперь давайте изобразим  клоуна рисунком

-У вас на партах картинка клоуна, я предлагаю поработать в паре.

-Как менялось выражение лица клоуна, когда ему было тревожно?

Попробуйте, ребята, первого ряда это показать.

-Второй ряд, изобразите отчаяние клоуна.

-Третий ряд, изобразите чувство, которое испытывал клоун, когда мастер вернул ему прежний вид. Это чувство гордости.

-Постарайтесь договориться в паре и передать настроение клоуна. 

-Дети выполняют работу в течение 5 минут.

Проверка работы (по 5 представителей от ряда).

-Посмотрите, удалось ли этому ряду передать состояние клоуна? Какой образ вам ближе, совпал с вашим представлением? 

10.Рефлексия (у детей на парте маски с разной мимикой) .

-С каким настроением вы работали на уроке? 

-Кому было интересно и всё понятно, о чём мы говорили на уроке (выбирают маску с улыбкой);

-Кому было что то непонятно, были затруднения (выбирают маску с прямым ротиком);

-Кому было совсем трудно работать (выбирают маску грустную маску).

11.Домашнее задание.

-Выберите задание, которое вы хотели бы выполнить дома.

-Выразительное чтение сказки (с.114-117).

-Приготовить пересказ сказки (с.114-117).

-Придумать свою сказку об игрушках.