«Социально-значимые акции в воспитании нравственного сознания детей дошкольного возраста»
«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов, на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их предшественники 25—30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей начиная с дошкольного детства. Одной из эффективных форм, направленных на достижение цели развития социальной позиции является проведение акций.
Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности дошкольника, а также на его социальную адаптацию. В ходе социальных и благотворительных акций идет воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей и взрослых. Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.
Цель: Формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
Задачи:
- Развитие нравственных и личностных качеств дошкольников.
- Воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
- Воспитание желания сохранять и приумножить богатство своей страны.
- Создание условий для творческой самореализации ребенка.
- Приобретение социального опыта взаимодействия с окружающим миром.
- Привлечение и объединение всех участников образовательного процесса (воспитателей, детей и родителей).
- Воспитание чувства взаимопомощи и милосердия у детей.
- Привлечение внимания общественности к социальным проблемам.
Социально-значимые акции.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Социальная акция — это привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься. Это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.
Каждая акция состоит из трех основных этапов:
- Подготовительный (организационный) этап. На этом этапе педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
- Основной этап (практический) – реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
- Аналитический этап (итоговый)- подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.
Принципы социально-значимых акций:
- Системность, последовательность – обязательная черта акций.
- Согласованность. Акции должны проводиться на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность (администрация). Причем сделать это можно вместе с детьми, предоставив им определенные полномочия. Дети сами могут рассказать об идее акции, передать план акций в администрацию.
- Мероприятие оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы детского сада.
- Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получения лучшего места в рейтинге.
- Безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло или шприцы детьми.
В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?
- Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
- С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания, который позволяет развивать у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
- Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а ее подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности, задач социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
- Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что принципиально важно для позитивной социализации детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Социальные акции бывают различной направленности:
- исследовательские – проведение опроса разных групп населения;
- благотворительные – сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе;
- патриотические – воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему;
– помощь другим людям («Подари открытку», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);
– экология («Мы в ответе за тех кого приручили», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Не рубите елочку», «Крышечки доброты», «Сдай макулатуру-спаси дерево»);
– окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);
– значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).
Использование социально-значимых акций в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников – это одно из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста. Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Социально-значимая акция – это хороший способ помочь ребенку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Благодаря тому, что в акциях участвуют представители различных возрастных и социальных групп, происходит восстановление психологических связей между поколениями, воспитание толерантности и эмпатии.
Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям. Такие акции дают первые ростки милосердия и сострадания у маленького человека.
Закончить хочется словами Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»