Программа наставничества “Учитель – учитель”

ФИО: Митяева А.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2331
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа наставничества "Учитель - учитель"
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Каменское

Елецкого муниципального района 

 Липецкой области

ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ»

Составитель:

Митяева А.И.

Елец, 2022

 

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
    1. Актуальность разработки программы наставничества
    2. Цель и задачи программы 
    3. Срок реализации программы
    4. Применяемые формы наставничества и технологии
  2. Содержание программы
    1. Основные участники программы и их функции
    2. Механизм управления программой наставничества
  3. Оценка результатов программы и ее эффективности
    1. Организация контроля и оценки
  4. План реализации мероприятий программы наставничества 

 

  • Пояснительная записка
  • Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. 

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, готовый к реализации гуманистических ценностей на практике. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального рота молодых специалистов является одной из ключевых задач кадровой политики каждой школы. 

Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его педагогической деятельности. 

Профессиональная помощь необходима не только молодым педагогам, но и вновь прибывшим учителям в образовательное учреждение. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с документацией, которую необходимо разрабатывать и вести, а также оказывать методическую помощь в работе. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибко и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. 

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации. 

В системе наставничества должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получит поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему адресную практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность. 

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу, наставника по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знания в области предметно специализации и методики преподавания.

 

  • Цель и задачи программы

Программа наставничества направлена на достижение следующей цели: 

максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации молодых и вновь прибывших специалистов.

Задачи:

  • Адаптировать специалистов для вхождения в полноценный рабочий режим школы через освоение норм, требований и традиций школы с целью закрепления их в образовательном учреждении.
  • Выявить склонности, потребности, возможности и трудности в работе наставляемых педагогов через беседы и наблюдения.
  • Спланировать систему мероприятий для передачи навыков, знаний, формирования ценностей у педагогов с целью повышения личностного и профессионального уровня наставляемых, а также качества обучения школьников.
  • Ежемесячно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого наставляемого педагога на основании анализа и качества обучения школьников через сформированный отчет журналов.

 

  • Срок реализации программы

Данная программа наставничества рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что планы ШМО, в которых назначаются наставники для молодых и новых специалистов, составляется на год, а также это оптимальный срок для определения динамики, выявления проблем и их устранения. 

 

  • Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества является «учитель – учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 5 лет) или нового сотрудника ( при смене места работы) с опытом и располагающими ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку. 

Технологии, которые применяются в данной программе, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуативное наставничество, партнерское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, тьюторское, медиация, проектная. 

 

  • Содержание программы
  • Основные участники программы и их функции

Основными участниками программы являются наставник и наставляемый.

Для реализации поставленных в программе задач все наставники выполняют две функции или относятся к двум типам наставников:

  • Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качество, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
  • Наставник – предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных специалист. 

 

  • Механизм управления программой наставничества

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков ( организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

  • Обязательность – проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
  • Индивидуальность – выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
  • Непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 5 лет.
  • Эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Требования, предъявляемые к наставнику:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности.
  • Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
  • Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
  • Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений.
  • Вводить в должность ( знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны туда и техники безопасности).
  • Проводить необходимое обучение.
  • Контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий.
  • Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления.
  • Давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения.
  • Контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
  • Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
  • Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
  • Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействии.
  • Периодически докладывать руководителю методического объединения                      (заместителю директора по УВР) о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
  • Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту:

  • Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
  • Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
  • Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
  • Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
  • Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
  • Периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

 

  • Оценка результатов программы и ее эффективности
  • Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет заместители директора, курирующие:

  • Научно-методическую работу
  • Учебный процесс в целом.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить 1 раз в месяц по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчета по форме, на заседании ШМО, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.

Итоговый контроль будет происходить на итоговом педагогическом совете и на итоговых заседаниях ШМО учителей на основании таблицы результативности программы наставничества за истекший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых.

 

  • План реализации мероприятий программы наставничества 

Ожидаемые результаты: 

  • Результатом реализации программы по наставничеству является высокий уровень включенности наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
  • Показателями оценки эффективности работы наставник является достижением наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
  • Наставляемые лица получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:

  • Повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшении психоэмоционального состояния.
  • Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации).
  • Качественный рост успеваемости и улучшение поведение в группах, с которыми работает наставляемое лицо.
  • Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
  • Рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. 

Дорожная карта внедрения модели наставничества «учитель – учитель»

Наименование мероприятия (виды деятельности по его подготовке и организации) – ожидаемый результат:

  1. Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества – изучение распоряжения Министерства просвещения РФ
  2. Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества – разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества
  3. информирование родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы наставничества – информирование педагогического коллектива образовательной организации о реализации программ наставничества. Информирование родителей о реализуемой программе наставничества на родительских собраниях. Размещение информации на сайте школы.
  4. Выбор форм и программ исходя из потребностей школы – проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве.
  5. Обучение наставников – проведение методической учебы с наставниками по работе с наставляемыми.
  6. Организация комплекса встреч наставника с наставляемым – проведение первой организационной встречи наставника и наставляемого. Ситуационные встречи наставника и наставляемого. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  7. Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками – анкетирование наставляемых и обучающихся ( проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества). Результаты качества обучения.
  8. Отчеты по итогам наставнической программы – проведение мониторинга качества реализации программы наставничества. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников образовательного процесса.
  9. Мотивация и поощрение – приказ о поощрении участников программы наставничества. Формирование благодарственных писем участникам. Размещение информации на сайте школы.