Духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации в МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца.

ФИО: Черных Н.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2338
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «9 Мая – День Победы», посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Наименование конкурсной работы: Духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации в МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца.
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Духовно-нравственное воспитание: традиции и инновации 

в МОБУ СОШ № 9 им. М.И. Кершенгольца.

                               

                                         Черных Н.П., директор школы

                      Заздравных Д.Н., зам. директора по качеству образования

 

Условия, созданные школой, для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Стратегическим направлением модернизации отечественного образования является инновационная деятельность. Однако, полное погружение человека в мир инноваций с отказом от традиций не способствует преодолению кризисных явлений, которые проявляются в снижении воспитательной функции современного образования и его качества. Полагаем, что традициям должно быть уделено особое внимание в обществе и в образовании, поскольку именно традиции гармонизируют пространство русского мира в современной России.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России» сформулирован национальный воспитательный идеал – государственный заказ школе. Одной из главных его составляющих является «укорененность (личности) в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». 

Девятая школа взаимодействует с семьями обучающихся, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культурой и спортом, средствами массовой информации для обеспечения условий духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.  

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. 

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. 

Наша школа вкладывает базовые ценности в основу уклада школьной жизни, определяет в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Этнокультурное образование в девятой школе, являющейся Ассоциированной школой ЮНЕСКО, основывается на единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих Якутию, и направлено на защиту и развитие культуры и традиций коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия). 

Обучение в школе проводится на русском и якутском языках. Кроме этого, особое внимание уделяется и другим языкам: английскому, французскому, китайскому. Эти уроки являются хорошей основой для базового уровня владения языками, каждый из них несет в себе код культуры определенного народа. А это значит, что выпускники школы – это уже состоявшиеся личности, приспособленные к жизни в поликультурной среде, что немаловажно в условиях современности.

Ежегодно наши ученики принимают активное участие в городских, республиканских олимпиадах по якутскому языку и КНРС(Я), в городских конкурсах «Два языка – два родника», «Я – якутянин», «Якутия – край родной», в школьном фестивале «Дружба народов», в научно-практических конференциях, в фольклорных фестивалях. Школьники занимают призовые места, расширяют свой кругозор, знакомятся с детьми, делятся опытом, с интересом смотрят выступления других детей и учатся многому у них.

В апреле 2020г. Девятая школа награждена Дипломом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны-2020» в номинации «Лучшая школа с этнокультурным компонентом». 

Патриотическое воспитание в школе сложилась много лет тому назад. В 2007 г. в кабинете истории был открыт музей истории школы. А поисковая работа началась намного раньше – в 1999 г. Именно в тот год школе было присвоено имя участника войны, заслуженного учителя школы ЯАССР и РСФСР, отличника народного просвещения РСФСР Моисея Израилевича Кершенгольца. Собран большой объем материала, позволяющий воссоздать почти вековую историю школы. И, конечно, большое внимание здесь уделено периоду Великой Отечественной войны. В общей сложности учащимися собран материал о 12 ветеранах-педагогах, в том числе об учителях — блокадниках Ленинграда, а также о некоторых выпускниках школы, которые ушли на фронт защищать Родину.  

В 9 школе открыты именные кабинеты ветеранов Великой Отечественной войны: участника исторического Парада Победы 1945 г., учителя физики и физвоспитания Константина Евгеньевича Корякина и заслуженного учителя ЯАССР, учителя истории Емельяна Степановича Таркина. Учащиеся школы свято чтут память учителей-ветеранов Моисея Израилевича Кершенгольца, Константина Евгеньевича Корякина, Емельяна Степановича Таркина, Милия Кондратьевича Малеванчука — тех, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины. 

В школе проводятся акции проекта «Помнить – чтобы жить»: «Наследники Победы», «Улица Победы», «Стена Памяти», «Снятие блокады Ленинграда». Проходят мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощным фактором формирования патриотизма у наших школьников является проведение традиционной Музыкально-литературной гостиной «Поклонимся Великим тем годам», Смотра песни и строя, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческие музеи, конкурсы «Отец и сын», «Курс молодого бойца». Ведется диалог с ребятами о патриотизме, о годах войны, о долге перед Родиной. 

В октябре 2019г. в школе состоялось Торжественное открытие военно-исторического клуба «РККА» (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). На церемонии открытия присутствовали представители ДОСААФ России Республики Саха (Якутия), Якутского окружного казачьего общества «Якутский казачий полк», Военного комиссариата России Республики Саха (Якутия). 

Юнармейцы школы принимают участие в шествии «Бессмертного полка». Для ребят данная акция является самым ярким и незабываемым событием в жизни. 

В августе 2020г. ученики нашей школы с учителем истории участвовали в поисковой экспедиции «Вахта Памяти» в Ельнинском районе Смоленской области. В районе деревни Гурьево были подняты останки 266 воинов, погибших на нашей гвардейской земле в суровом 1941 году. В том числе установлено 16 имён. 

Семья и школа на определенном этапе составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения человека в большой мир. 

Школа включает семью в свое образовательное пространство, для чего организуются мероприятия, основной целью которых является улучшение детско-родительских отношений. 

Детско-родительские мероприятия способствуют сплочению классных и родительских коллективов, адекватизации стиля воспитания детей родителями, воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. 

В течение ряда лет школой проводилась общешкольная благотворительная акция «Купи ромашку – помоги больным детям», посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Ребята дома вместе с родителями своими руками делали ромашки из бумаги, картона, дерева, пластилина, теста, глины. Вязали ромашки крючком, вышивали цветы на полотнах и продавали на улицах города, в торговых центрах. Вырученные деньги шли на лечение детей больных туберкулезом.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Взаимодействие школы и семьи должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся является залогом полноценного развития ребенка. 

В 2017г. школа награждена Дипломом Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. 

В школе ведётся большая и планомерная работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которая поднялась на качественно новый виток вследствие сотрудничества с православным педагогом Владой Владимировной Воскресенской, педагогом-психологом по образованию, «Отличником просвещения РСФСР», «Серафимовским учителем», награжденной орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

Программы по духовно-нравственному воспитанию Влады Воскресенской хорошо известны в России. Влада Владимировна простым и понятным языком, приводя жизненные примеры и используя яркие образы, объясняет, как стать счастливым человеком. 

Никаких интерактивных досок, фильмов, психологических игр… Простой разговор – беседа, в которой она показывает ребятам, их родителям, учителям, что свое счастье надо строить, как и дом, на крепком фундаменте, а закладывать в него надо хорошие, не гнилые кирпичи – чистоту, здоровье, верность… А гнилье – вредные привычки, матерную ругань – откинуть подальше. Иначе дом – Счастье – не устоит. Педагог подводит людей самих к ответам на вопросы – «Кто такой мужчина на земле?» и «Кто такая на земле женщина?» – и показывает им, что, не ответив для себя на эти вопросы уже сейчас, невозможно стать счастливыми в будущем, потому что не научишься «соответствовать своему чину». Для этого нужна постоянная работа над собой – «ревизию себе надо делать». Она доносит до человеческих душ мысль, что «Ребенок – как копилка. Что в нее в детстве положишь, то потом к старости своей и возьмешь». Даже совсем маленький, грудной младенец все чувствует и запоминает. Плохим или хорошим он пропитывается как губка… 

Конечно, все это – прописные истины. Но Влада Владимировна информирует не в виде нотаций или запретов, а как повод к самостоятельному размышлению при очень верно смоделированной мотивации – ради своего счастья. 

Мы считаем, что Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.