Школьное объединение “Азбука молодого учителя” как форма реверсивного наставничества в образовании

ФИО: Рогалева И.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2340
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Школьное объединение "Азбука молодого учителя" как форма реверсивного наставничества в образовании
Итоговая оценка: 2 место,  69 баллов(-а)



Рогалева Ирина Евгеньевна, 

учитель высшей 

квалификационной 

категории

 

Школьное объединение “Азбука молодого учителя” 

как форма реверсивного наставничества в образовании

 

«В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога», – сказал Президент России Владимир Путин на встрече с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года России». 27 июня 2022 года глава государства подписал соответствующий указ. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.

Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. В связи с этим разработан целый ряд мероприятий, призванных решить поставленную задачу. Майская средняя школа имени А.К.Панкратова, в которой я работаю учителем русского языка и литературы, принимает активное участие в реализации реверсивного наставничества в образовании.

В нашей школе большой педагогический коллектив. Здесь трудятся педагоги с большим стажем, а также немало молодых коллег, которые только начинают осваивать азы профессии. На протяжении нескольких лет в школе проходят методические недели, во время которых стажисты и молодые учителя проводят открытые уроки, анализируют их, обмениваются своими наработками, делятся друг с другом педагогическими находками. Чтобы методическая работа имела системный характер  и приводила к положительным результатам, администрацией школы, в лице директора Сергея Николаевича Попова и  завуча Натальи Николаевны Рябковой, принято решение создать школьное объединение «Азбука молодого учителя». Начиная с прошлого учебного года, я руковожу этим объединением и помогаю молодым специалистам в их профессиональном росте, так как освоила программу Вологодского института развития образования «Профессиональная адаптация молодого педагога» в качестве наставника.

Работа объединения строится на принципах добровольности и взаимоуважения. Мы планируем проведение открытых уроков: во второй учебной четверти их проводят учителя – наставники, в  третьей – молодые специалисты. Каждый такой урок помогает увидеть плюсы и минусы в работе, мы можем оценить систему преподавания того или иного учителя, проанализировать его деятельность с точки зрения требований времени и государственных стандартов. Атмосфера на уроке помогает понять, насколько системной является деятельность учителя и учеников. Приемы и методы работы педагога составляют бесценную методическую копилку: опыт дополняется применением современных технологий. Такой взаимообмен приводит к высоким результатам.

Кроме открытых уроков, в рамках объединения проходят семинары с участием всех учителей, желающих поделиться опытом работы. В прошлом учебном году мы провели обучающий семинар «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению». На семинаре я рассказала о своем опыте использования межпредметных связей между уроками русского языка, литературы, истории, математики, английского языка и даже физкультуры. Материал семинара оказался полезен молодым педагогам тем, что в  связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия, а использование интеграции  и исследовательской деятельности в преподавании способствует повышению качества знаний и развитию познавательного интереса учащихся по предметам. 

Осенний семинар текущего учебного года мы посвятили использованию современных образовательных технологий в обучении. Своим опытом работы поделились с коллегами как учителя со стажем, так и молодые специалисты.  Светлана Владимировна Спиридонова рассказала о применении сингапурских технологий в начальной школе, Кристина Михайловна Богданова подготовила выступление на тему: «Технология уровневой дифференциации в начальной школе», Анна Николаевна Данилова представила опыт работы по теме: «Интерактивные технологии на уроках английского языка», Иван Сергеевич Киселёв познакомил присутствующих с применением технологии уровневой дифференциации на уроках географии, я поделилась опытом организации проектной деятельности на уроках литературы.
Участники семинара отметили высокую результативность применения данных технологий и приняли решение продолжить работу по освоению современных образовательных технологий, а  следующую встречу в объединении провести в форме мастер-классов.

Первые результаты нашей совместной работы уже есть: весной 2022 года я стала победителем сначала муниципального, а затем областного тура проекта «Педагогический триумф – 2022» в номинации «Учитель-наставник» (стаж моей педагогической деятельности составляет 30 лет). В ноябре 2022 года Ольга Вячеславовна Коробулина (стаж работы 2, 5 года) стала участником Межрегионального фестиваля лучших образовательных практик «Творчество молодых современной школе». В январе 2023 года учителя Майской средней школы вошли в тройку лидеров муниципального конкурса лучших учителей в разных номинациях: Виктория Юрьевна Мунина (стаж работы 1 год) – победитель III степени муниципального этапа IX Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»; Анна Николаевна Данилова (стаж работы 7 лет) – победитель II степени муниципального этапа конкурса «Учитель года России»; Светлана Владимировна Спиридонова (стаж работы 25 лет ) – победитель III степени муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Молодые специалисты отмечают, что работа в объединении помогает им чувствовать себя уверенно, они не боятся трудностей, так как всегда могут обратиться за помощью и поддержкой к старшим коллегам. В свою очередь, педагоги со стажем перенимают опыт молодежи в освоении современных технологий, требующих дополнительных навыков, в том числе и технических. Отрадно, что наше сотрудничество распространяется не только на профессиональную сферу, но и на внешкольную деятельность. Благодаря сплоченности коллектива наша школа стала победителем муниципального этапа туристического слета педагогических работников осенью 2022 года и представляла Вологодский район вместе со сборной командой на областном слете.

Плодотворное сотрудничество всегда ведет к новым планам и решению новых задач. В следующем учебном году хотелось бы подключить к работе объединения «Азбука молодого учителя» учащихся старших классов, которые готовы связать свое будущее с педагогикой. С этой целью я разрабатываю специальную программу дополнительного образования для учащихся 8 -11 классов.

Не могу не согласиться с утверждением хорватского профессора Эральдо Банноваца: «Успешный наставник гордится своими подопечными, зная, что он отдал им часть своего успеха». Мне радостно, что со мной вместе работают успешные, любящие свое дело, готовые к постоянному росту и совершенствованию учителя. Надеюсь, что опыт реверсивного наставничества в Майской средней школе будет полезен коллегам, так как это неотъемлемая часть процесса образования.