На Всероссийский конкурс лучших практик наставничества
МБОУ ВМО «Майская средняя школа имени А.К.Панкратова»
Обучающий семинар для молодых педагогов
на тему
«Межпредметные связи
как средство повышения мотивации к обучению»
Автор: Рогалева Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и
литературы
2023
Аннотация
Подготовленный мною семинар посвящён проблеме повышения мотивации к обучению посредством межпредметных связей, использование которых продиктовано новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.
Цели семинара:
содержательная цель – знакомство молодых педагогов с возможностями межпредметных связей в повышении мотивации учащихся к учению;
деятельностная цель – формирование у молодых педагогов умений реализации межпредметных связей на основе интегрированного обучения.
Задачи семинара
обучающие:
1) систематизировать знания о возможностях использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей,
2) познакомить молодых педагогов с опытом применения межпредметных связей на интегрированных уроках,
3) определить влияние межпредметных связей на качество образования учащихся;
развивающие:
- развивать навыки субъект-субъектного взаимодействия,
- совершенствовать навыки командного взаимодействия, способности к сотрудничеству;
воспитательные:
- формировать личностные качества и профессиональные компетенции для осуществления педагогической деятельности,
- мотивировать молодых педагогов на непрерывное постоянное совершенствование профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты: молодые педагоги разработают сценарий урока с применением межпредметных связей.
Дидактический материал: конспекты интегрированных уроков, проведенных учителями-наставниками.
Формы и методы реализации: групповая форма работы; наглядный, словесный, иллюстративный.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; презентация «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»; ручки, чистые листы бумаги; разработки уроков учителей-наставников.
Целевая группа: молодые педагоги.
Продолжительность семинара: 90 минут.
Вид семинара: практико-ориентированный.
Материал семинара будет полезен молодым педагогам тем, что в связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия, а использование интеграции и исследовательской деятельности в преподавании позволит повысить качество знаний и развить познавательный интерес учащихся по предметам.
Технологическая карта семинара
Этап семинара, цель, задачи, время | Содержание этапа | Деятельность ведущего семинара | Деятельность участников семинара | Планируемый результат |
ЭС – 1. Организационный момент. Формирование готовности участников семинара к работе, создание настроя на совместную продуктивную деятельность в аспекте поставленных целей и задач.
до 3 мин. |
Знакомство участников семинара. Подготовка участников к совместной работе. | Приветствует участников семинара, настраивает участников на совместную работу, сообщает тему, цели и задачи семинара. | Восприятие информации. | Создание рабочей атмосферы на семинаре, установка на совместную работу по заданной теме. |
ЭС-2. Теоретический.Знакомство молодых педагогов с опытом применения межпредметных связей на интегрированных уроках.
до 15 мин. |
Систематизация знаний о возможностях использования программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей в целях повышения мотивации учащихся. | Представляет презентацию (Приложение 1) для актуализации и систематизации понятий и постановки проблемы. Знакомит с собственным опытом использования межпредметных связей и результатом их применения. | Восприятие информации, формулирование вопросов по теме семинара. | Осознание полученных сведений. |
ЭС – 3. Практический.Определение влияния межпредметных связей на качество образования учащихся.
до 30 мин. |
Работа в группах по анализу интегрированных уроков, проведенных учителями-наставниками. | Организует групповую работу молодых учителей. Формулирует вопросы для подведения итого работы каждой группы. | Анализируют сценарии проведенных уроков с применением межпредметных связей. (конспекты уроков в Приложении 2) Делают выводы по вопросам: 1) Какие методы и приемы используются учителями, чтобы заинтересовать учащихся? 2) Что бы Вы взяли на заметку из того, что понравилось в уроке? | Формулировка выводов о применении межпредметных связей на уроках для повышения мотивации учащихся. |
ЭС- 4. Самостоятельная работа. Разработка сценария урока с применением межпредметных связей.
до 30 мин. |
Демонстрация сценария урока с применением межпредметных связей по предметам (на выбор). | Организует коммуникативную деятельность участников, оказывает помощь в демонстрации сценария урока. | Предъявление результатов самостоятельной работы (Приложение 3). | Презентация, краткий конспект урока или технологическая карта. |
ЭС – 5. Подведение итогов семинара. Рефлексия.
до 12 мин. |
Анализ результатов и подведение итогов работы семинара. | Формулирует выводы о межпредметных связях как средстве повышения мотивации учащихся. | Анализируют результаты собственной деятельности:
2)Что сможете изменить в свой профессиональной деятельности с целью повышения мотивации учащихся? |
Мотивация на решение задач профессиональной деятельности. |
Приложение 2
Урок 1. Урок литературы в 8 классе
Учителя: Рогалева И.Е. (литература), Шеремет Е.А. (история).
Тема: Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
(интегрированный урок «литература + история» в 8 классе)
Цель урока:
Формирование у учащихся понятия об исторической эпохе, отражённой в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Задачи урока:
- Исследовать сведения об исторических событиях, отраженных в произведении и познакомиться с историей создания произведения.
- Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками.
- Воспитывать интерес у учащихся к истории и культуре России.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в Power Point., учебник «История государства и народов России».
Ход урока:
- Целеполагание.
Фронтальный опрос:
– Какие трудности вы испытали в процессе прочтения произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
– Над чем мы должны поработать сегодня, чтобы избежать затруднений при изучении и анализе произведения?
(Учащиеся формулируют цели урока)
- Изучение нового материала.
Исследовательская работа учащихся:
1) – Какое историческое событие легло в основу произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
– Во времена правления какой императрицы произошло восстание под предводительством
Емельяна Пугачёва?
– Как Екатерина II пришла к власти?
2)Работа с учебником «История государства и народов России» по группам:
1 группа: «Причины восстания» – стр. 248-249.
2 группа: «Личность Пугачёва» – стр. 249-250.
3 группа: «Этапы восстания, первый этап» – стр. 250-252.
4 группа: «Второй этап восстания» – стр. 252.
5 группа: «Третий этап восстания» – стр. 253.
6 группа: «Расправа с восставшими» – стр. 253-254.
Вопросы к группам:
- Перечислите причины восстания.
- Какие факторы помогли Е. Пугачёву организовать мятеж?
- Назовите даты основных событий первого этапа восстания.
- Назовите даты основных событий второго этапа восстания.
- Назовите даты основных событий третьего этапа восстания.
- В чём заключались особенности восстания под предводительством Е.И.Пугачёва?
Результаты работы групп (ответы учащихся)
Причины восстания:
– произвол помещиков, бесправие крепостных крестьян;
– тяжёлое положение работных людей;
– унизительное положение представителей нерусских народов.
Какие факторы помогли Е.Пугачёву организовать мятеж?
– Пугачёв принимал участие в Семилетней и русско-турецкой войнах,
– обладал незаурядными военными и организаторскими способностями,
– рассылал «прелестные грамоты»,
– рассчитывал стать «мужицким царём», свергнув Екатерину II и провозгласив себя Петром Фёдоровичем.
Этапы восстания и основные события:
I этап
17 сентября 1773 г. – начало восстания;
5 октября 1773 г. – начало осады Оренбурга;
22 марта 1774 г. – поражение пугачёвцев под Татищевой крепостью;
II этап
апрель-июль 1774 г. – пополнение отрядов Пугачёва до 20 тысяч;
взятие Казани пугачёвцами;
15 июля 1774 г. – разгром войска Пугачёва;
III этап
31 июля 1774 г. – манифест Пугачёва;
поход на Царицын и поражение у Чёрного Яра;
12 сентября 1774 г. – Пугачёв схвачен.
Особенности восстания:
– самое крупное народное выступление;
– впервые выдвинута идея борьбы с крепостничеством;
– совместное выступление крестьян, работных людей и национальных меньшинств.
– Музыкальным фоном к вашим ответам я выбрала песню «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ». Как вы думаете, почему? (В ней поётся о Емельяне Пугачёве, заячий тулупчик подарил П. Гринёв вожатому в «Капитанской дочке»).
– Следующий этап нашего урока –
3)История создания «Капитанской дочки» (лекция учителя):
Тема пугачёвского бунта многие годы приковывает внимание А. С. Пушкина.
17 апреля 1833 г. Пушкин приступает к работе над историческим трудом «История Пугачёва». Осенью он предпринимает поездку на Урал по местам, где проходило восстание. Среди бумаг Пушкина сохранились записи различных устных преданий, слышанных самим писателем во время его поездки. А.С.Пушкин сумел получить материалы Секретной экспедиции Военной коллегии, ознакомление с которыми существенно помогло ему при написании «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки».
Со слов писателя И. И. Дмитриева Пушкин записал рассказ о казни Пугачева, свидетелем которой был сам И. И. Дмитриев.Интересные подробности о пугачевском восстании были
записаны Пушкиным со слов И. А. Крылова, отец которого сражался на стороне правительственных войск.
Из воспоминаний В. И. Даля: Мы поехали в Берды, бывшую столицу Пугачёва. Пора была
рабочая, казаков ни души не было дома; но мы отыскали старуху, которая знала, видела и помнила Пугача. Пушкин разговаривал с нею целое утро; ему указали, где стояла изба, обращённая в золотой дворец, где разбойник казнил несколько верных долгу своему сынов отечества; указали на гребни, где, по преданию, лежит огромный клад Пугача… Старуха спела также несколько песен, и Пушкин дал ей на прощанье червонец. Мы уехали в город, но червонец наделал большую суматоху. Старики не могли понять, на что было приезжему человеку расспрашивать с таким жаром о самозванце, с именем которого связано в том краю столько страшных воспоминаний.
Сценка «В полицейском участке» (подготовлена заранее учащимися)
СТАРУХА: Батюшка-заступник, всё расскажу как на духу. Вот он, червончик-от, саморучно им даденный.
НАЧАЛЬНИК ПОЛИЦИИ: Погоди, старуха, какой червончик? Кем даденный?
СТАРУХА: Так я ж и говорю. Приезжал вчерась, подбивал под пугачёвщину. Антихрист, как есть антихрист.
НАЧАЛЬНИК: Давай по-порядку. Кто такой? Приметы? Что говорил?
СТАРУХА: Каки-таки приветы?
НАЧАЛЬНИК: Да не приветы, а при-ме-ты. Выглядит как? Лицом какой?
СТАРУХА: Ах, лицом! Так чего ж, лицом тёмный, волос чёрный, кучерявый такой, сам невелик ростом-то. Как есть антихрист.
НАЧАЛЬНИК: Да почему антихрист – то?!
СТАРУХА: Да как же. На пальцах – от вместо ногтей когти.
НАЧАЛЬНИК: Тьфу ты, господи, глупая. А говорил о чём?
СТАРУХА: Так я и говорю, под бунт, под пугачёвщину подбивал. Каки, говорит, песни пели при нём, при Емельяшке-то, где изба стояла, где казнили? А на прощанье червонец дал. Вот этот червонец (показывает деньги полицейскому).
НАЧАЛЬНИК: Ну что ж, разберёмся. Червонец конфискуем, а ты, старая, иди покуда (забирает деньги, выпроваживает старуху).
СТАРУХА: А червонец-то вам на что?
НАЧАЛЬНИК: Поди, поди, это улика.
СТАРУХА: Улита?
НАЧАЛЬНИК: У-ли-ка. Поди вон, пока не арестовали!!
СТАРУХА: (крестясь, уходит) Господи, спаси и сохрани.
Многие материалы, привлеченные Пушкиным во время работы над «Историей Пугачева», получили творчески преломленное отражение в «Капитанской дочке». Обилие источников
позволило А.С.Пушкину дать художественно правдивое описание событий пугачевского восстания.
С 31 января 1833 г. по 19 октября 1836 г. А.С.Пушкин работал над «Капитанской дочкой».
III. Итоги урока:
– Подберите прилагательные, характеризующие историческую эпоху, отражённую в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
– Какая работа писателя предшествовала созданию художественного произведения?
– Удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?
- Домашнее задание:
-Проследить по произведению за хронологией событий, связанных с восстанием.
-Составить хронологическую таблицу, сравнить время событий в повести с этапами восстания Е. Пугачёва.
Урок 2. Интегрированный урок русского языка и физкультуры в 6 классе
Учителя: Рогалева И.Е. (русский язык), Басова Л.И. (физкультура)
Тема: «Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»
Цель урока:
Подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро».
Задачи урока:
- Формировать умение систематизировать собранный по картине материал, обучать умению составлять связный текст по картине.
- Развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитывать интерес к прекрасному, стремление к физическому и духовному самосовершенствованию.
Оборудование урока:
- Презентация к уроку; мультимедийное оборудование.
- Репродукция картины в учебнике.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель русского языка:
– Сегодня мы проведем не совсем обычный урок, к вам пришли сразу два учителя. Надеемся, что этот урок станет плодотворным и результативным. А предметом нашего обсуждения станет картина Татьяны Ниловны Яблонской «Утро», репродукция которой находится в цветных вкладышах вашего учебника. (Открываем учебник с репродукцией). (слайд 2)
Учитель физкультуры:
– А с чего начинается ваше утро, ребята?
(Ответы обучающихся).
– Очень важно начать день с зарядки, как это сделала героиня картины.
Учитель русского языка:
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Ответы обучающихся).
– Как вы думаете, с чего нам лучше начать подготовку к написанию сочинения?
- Слово учителя о художнике и истории создания картины.
Учитель русского языка:
– Татьяна Ниловна Яблонская – (слайд 3) известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. На своих полотнах художница изображала обычных людей, их труд, отдых. Особенно она любила писать детей. (слайд 4)
Для некоторых картин ей позировали собственные дочери. Картину «Утро» Татьяна Ниловна создала в 1954 году, когда ее старшей дочери Лене было 13 лет. Позднее Елена вспоминала: «В мамином «Утре» был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», других учебниках. По-моему, по картине «Утро» несколько поколений писали сочинение. Даже мои внучки тоже описывали работу своей прабабушки. В Строгановке (Московское высшее художественно-промышленное училище), куда я поступила на факультет декоративного оформления тканей, вместе со мной учился казах Арсен Бейсембинов. У Арсена дома висела репродукция «Утра» формата А-4. Меня это поразило. Оказывается, Арсену давно нравилась эта работа. В детстве он мечтал познакомиться с девочкой, изображенной на картине. В Москве его мечта стала реальностью: мы познакомились и поженились.»
Комплексный анализ текста.
– Запишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания, объясните условия выбора известных вам орфограмм.
Картина «Утро» – это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений, умение радоваться жизни. Все как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней все очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.
– Как вы думаете, что именно хотела показать своей картиной Татьяна Ниловна Яблонская? (Ответы обучающихся).
- Беседа по вопросам. Анализ картины. (слайд 5)
– Почему картина называется «Утро»?
– Как выглядит девочка, изображенная на картине? Какое впечатление произвел на вас ее внешний вид?
Учитель физкультуры:
- От чего, по вашему мнению, зависит внешний вид человека?
- Какую роль в формировании внешнего вида человека играет привычка к ежедневной зарядке?
- Перечислите те качества девочки, которые она развила благодаря утренним упражнениям.
- А вы бы хотели быть такими же стройными, подтянутыми, жизнерадостными?
Как утверждают специалисты, «утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У людей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей. Перед утренней гимнастикой стоят особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия». (В.Ф.Ланцова. Значение утренней зарядки.)
– Какие упражнения выполняет героиня картины?
– Предлагаю вам несложный комплекс для утренней зарядки. Встаньте в проходы между партами в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. (слайд 6)
Упражнение 1
Исходное положение: стоя, ноги немного расставлены, руки вдоль туловища.
- Ходьба на месте.
- Ходьба с перемещением.
Примечание: выполнять упражнение 1 мин.
Упражнение 2
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
- Приподняться на носочки, одновременно поднимая руки через стороны вверх и прогибая спину.
- Принять исходное положение.
Примечание: повторить упражнение 5—6 раз.
Упражнение 3
Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, ладони согнутых в локтях рук — перед грудью.
- Рывки локтями в стороны и назад — 2 раза.
- Вытянуть руки в стороны и сделать 2 рывка назад прямыми руками.
- Обхватить себя за плечи, при этом левая кисть ложится на правое плечо, а правая — на левое.
- Принять исходное положение.
Примечание: повторить упражнение 5—8 раз.
Упражнение 4
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- Резко поднять вверх одну руку и посмотреть на нее. Принять исходное положение. Резко поднять вверх другую руку и посмотреть на нее. Повторить все 8—10 раз.
- Выполнить то же самое с закрытыми глазами 5—6 раз.
- Наклонить голову вперед, потом запрокинуть назад 5—8 раз.
- Вращение головой влево и вправо в умеренном темпе по 5—6 раз.
Примечание: движения головой выполняйте без рывков и в умеренном темпе.
Упражнение 5
Исходное положение: стоя, ноги вместе, кисти рук на плечах.
- Вращение локтями вперед.
- Вращение локтями назад.
Примечание: выполнять упражнение 20—30 с.
Упражнение 6
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
- На вдохе поднять руки вверх и отставить правую ногу назад на носок.
- На выдохе принять исходное положение.
- Выполнить все с левой ноги.
Примечание: повторить упражнение 6—8 раз.
Упражнение 7
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
- На выдохе присесть и вытянуть руки вперед.
- На вдохе вернуться в исходное положение.
Примечание: повторить упражнение 8—12 раз в умеренном темпе.
Упражнение 8
Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе.
Прыгать на месте. Дыхание произвольное.
Примечание: сделать 30—40 прыжков.
Упражнение 9
Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Ходьба на месте с замедлением темпа.
Примечание: выполнять упражнение 1 мин.
– Молодцы, вы замечательно справились, надеюсь, этот комплекс помог вам «зарядиться» энергией для дальнейшей работы на уроке. И, пожалуйста, помните: утренняя гимнастика – это незаменимое средство для укрепления человеческого здоровья. И картина художницы Яблонской – яркое тому подтверждение.
Учитель русского языка:
Мы продолжим урок, заполняя данную таблицу (слайд 7). Она поможет вам систематизировать материалы, необходимые для написания сочинения.
План сбора материалов | Материалы к сочинению |
Девочка (внешний вид, поза) | |
Комната (общий вид) | |
Стены | |
Пол | |
Окно | |
Дверь | |
Стол | |
Кровать | |
Стул | |
Колорит картины | |
Настроение, создаваемое картиной |
Итак, мы с вами собрали необходимые для вашего сочинения слова и выражения. Они помогут вам точно, ярко и последовательно описать картину. Но чтобы избежать речевых ошибок, заключающихся в неоправданном повторе одних и тех же слов, я вам предлагаю подобрать синонимические ряды к словам, которые также могут пригодиться в вашей работе. Слова – художник, аккуратная, стоит.
Учитель физкультуры:
Задание это не только на вашу эрудицию, но и на скорость и ловкость. От каждой колонки выберите по 5 человек, которые будут участвовать в эстафете. Остальные участники выступят в роли болельщиков, поэтому могут подсказывать своей команде. Каждый участник команды подбегает к доске, записывает свой синоним и возвращается к команде, передавая эстафету следующему участнику. Итак, приготовились, начали.
В ходе эстафеты на доске заполняется следующая таблица (слайд 8):
художник | аккуратная | стоит |
автор картины | опрятная | находится |
мастер | чистая | расположен |
живописец | чистоплотная | помещается |
она | красивая | разместился |
Т.Н.Яблонская | замечательная | установлен |
- Составление плана сочинения по картине (слайд 9).
Учитель русского языка:
– Вспомните, из каких частей состоит текст – описание?
– О чем вы расскажете во вступлении и основной части вашего сочинения?
– Какие части составляют текст-рассуждение?
Учитель физкультуры:
– Какие выводы вы сделаете в заключительной части вашей работы?
- Домашнее задание (слайд 10).
Учитель русского языка:
– Я предлагаю вам написать сочинение по картине Т.Н.Яблонской, используя наши рабочие материалы. У вас получится сочинение-описание картины.
Учитель физкультуры:
– А если сегодняшний урок натолкнул вас на размышления о вашем здоровье, о значении утренней гимнастики в жизни человека, в вашей собственной жизни, то вы можете создать «Листок здоровья», в котором изложите ваши мысли по этому поводу.
– Удачной вам работы!
Урок 3. Интегрированный урок литературы и английского языка в 6 классе
Учителя: Рогалева И.Е. (литература), Полина С.В. (английский язык)
Тема урока: Изучение повести М.Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»»
Цели урока:
– совершенствование умения говорить по теме в монологической и диалогической речи, совершенствование умения аудирования;
– развитие умения работать с книгой, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, развивать умение выражать законченную мысль;
– воспитывать умение работать в группах, воспитание нравственных качеств человека.
Оборудование: медиапроектор, тексты повести, костюмы.(Слайд №1)
Ход урока:
- Организационный момент. Объявление темы, целей и задач урока.
- 2. Слово учителя. Здравствуйте!
– Hello! Glad to see you! Sit down, please. As you know, we have read an interesting and funny book “The Adventures of Tom Sawyer”. It was written by Mark Twain. Our lesson is devoted to Mark Twain, a famous American writer. But today we have an unusual lesson. We have Literature and English together. Are you ready for the lesson?
– Мы попробуем окунуться в мир Америки 50-х гг. XIX века, почувствовать себя маленькими американцами и даже героями известной книги. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока. Также вы можете получить сразу 2 оценки: по литературе и по английскому языку.
– А с каким настроением вы пришли на урок? Надеемся, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
– Итак, с чего мы обычно начинаем разговор о книге? (с биографии писателя) – слайд № 2.
- Биография М. Твена.
– Давайте представим, что к нам в гости пожаловал сам М. Твен. Какие вопросы вы задали бы знаменитому писателю?
(Из ребят по желанию выбирается М. Твен, ему на голову надевается цилиндр. Он общается с ребятами на английском языке).
– Meet Mark Twain.
– Nice to meet you! How are you?
– What is you real name and surname?
– Are you from America?
– What is your nationality?
– How old are you?
– What is your profession?
– What professions have you got?
– Have you got a family?
– How many children have you got?
– Have you got any friends?
– Have you got a pet? (car,…)
– What is your hobby? (fishing)
– What is your favorite day? (month, book, sport)
– What is your address?
– What is your telephone number?
– What is your best book?
– When did you begin to write stories?
– What are the names of your famous books?
– Have you got a house?
– How many rooms have you got?
– Would you like a cup of tea? Etc.
– Thank you.
- Работа над темой урока.
4.1. Аудировние текста.
– А теперь обратимся к описанию героев на английском языке. А вы догадайтесь, кто это?
- He is a boy with ideas. He goes to school, but he hates it. He likes to play, he knows many interesting games.
He has many friends. His best friends are Huck and Joe.
He has no mother and father, but he has got an aunt.
He likes fishing, playing games, Becky and sugar.
He does not like school, his teacher and model boys.
What is name? (Tom Sawyer).
- She is neither very small nor very tall. Her hair is grey. She wears a dark dress. She takes care about her house and her family.
Her hobby is cooking. She does nor go to school. I think she loves Tom very much and Tom loves her.
She is Tom’s aunt.
What is her name? (Aunt Polly).
- She has a father and a mother. She lives in a dig house.
She goes to school day. She can read and write.
She is little. She has a round face. Her eyes are large and blue. Her hair is long. She wears a nice dress.
She is a beautiful girl.
Who is she? What is her name? (Becky Teacher)
(Yes, you are right. That’s all. Thank you. The main characters of the book are…)
– А теперь вновь обратимся к тексту художественного произведения.
4.2. Конкурс «Маска, я тебя знаю!»
(узнать героя по его характеристике)
– Он написала клятву кровью.
– У него кровавая рука.
– Он обменял клеща на зуб.
– Его ненавидели все городские мальчишки.
(Гекльберри Финн).
2.
– За его вину был наказан другой.
– Он любил слушать ночной бред.
– Получил комья земли за умение отличить черное от белого.
– Не склонен к шалостям и проказам.
(Сид)
– Любит воскресную школу.
– Заработала 2 Библии.
– Делает грязнулю бледнолицым.
– Меняет тупой нож на 5 стихов.
(Мери)
– Молодцы! Вы угадали, кто скрывается под маской. Но насколько вы внимательны к слову писателя?
4.3. Блиц-опрос:
- Что Том ненавидел от всей души? (Воскресную школу).
- Лучшее средство сводить бородавки? (дохлая кошка)
- Что извлекла тетя Полли из-под кровати? (кошку).
- Какую пословицу сказала тетя Полли? (старую собаку не выучишь новым фокусам).
- Какой ниткой был зашит воротник Тома в начале и потом? (белой – черной).
- Смог бы Том просидеть спокойно на уроке целых 40 минут, как мы с вами?
– Нет! Значит, объявляем физкультминутку.
4.4. Физкультминутка
“Step! Step!
Clap! Clap!”
- Составление кластеров (работа в группах).
Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести
5.1. А теперь конкурс « Кто это сказал? »
Определите персонажей произведения ( Слайды)
5.2. Инсценировка отрывка повести. «Беки и Том на уроке» по гл.
– Как вы назовете взаимоотношения Тома и Бекки? (романтичные, влюбленность Тома не что иное, как плоды прочитанных им книг о прекрасных дамах и рыцарях).
– Дайте оценку поведения Тома в эпизоде «Бекки и Том на уроке».
– Итак, мы создали с вами вместе очень привлекательный образ Тома. Но, как сказал Ларош Фуко, «люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи».
– А какие поступки Тома не заслуживают одобрения? (побег из дома, обман тети (гл. 18)).
– Почему Том почувствовал себя негодяем? (его замучила совесть).
Совесть – самый строгий судья для человека. «Незваная гостья, которую нельзя прогнать», – говорит о ней Том.
5.3. Кроссворд.
- А теперь подведем итоги.
– Хорошая книга – это книга, которая чему-то научит.
– Чему научила вас книга о Томе Сойере?
– Какие пословицы, поговорки вспоминаются после прочтения книги М. Твена?
(Выбрать из предложенных на экране пословиц на английском языке подходящие, объяснить их смысл).
Слайд № 6:
– Where there’s a will, there’s a way.
– While there is life, there is hope.
– All is well, that ends well.
– You know a man by his friends.
– Какое чувство вы испытали, когда закончили читать книгу? Почему? Какое появилось желание? (было жаль расставаться с Томом, захотелось прочитать другие книги и т.п.).
Как вы помните книге в 2016 году исполнится 108 лет. Чтобы память об этой книге сохранилась дольше, мы с вами сделаем экспресс-газету (т.е. быструю газету). Начало уже положено – это ваши кластеры на главных героев повести. Чтобы подвести итог урока, мы дадим характеристики персонажам на английском языке, а рядышком перевод прилагательных на русский язык.
7.Оценивание.
8.Домашнее задание.
Приложение 3
Учитель: Фокина Т.З. (русский язык и литература) – молодой педагог.
Фрагмент урока: подготовка к написанию сочинения по картине.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, русский язык, литература.
Ход урока
– Сегодня на первом уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию по картине Петра Петровича Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изображено на картине художника.
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется …
(сирень)
– Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
– Обратимся к истории. Ребята, у древних греков есть такая легенда. Молодой Пан – бог лесов и лугов – повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу – нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался её красотой, забыв обо всем на свете. Пан решил заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Он побежал следом, желая успокоить ее, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с такими нежными лиловыми и белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью.
– Сейчас вы услышали легенду о сирени, теперь я расскажу вам немного о самом художнике.
П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов. «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский», – говорил Всеволод Вячеславович Ива΄нов. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например, «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». У вас на слайде представлена картина «Сирень в корзине».
-Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина. (Натюрморт)
– Кто скажет, что означает слово натюрморт?
(Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.)
– Ваше первое впечатление от картины? Какое время года вам сразу же вспоминается? (Пахло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).
– Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада.)
– Хорошо, а теперь давайте будем фиксировать наши наблюдения и создавать план. Первым пунктом у нас будет «Общее описание букета». Мы с вами заметили, что художнику очень мастерски удалось изобразить букет с сиренью. Но как мы ещё можем назвать художника? Подберите синонимы. (автор, живописец) Зафиксируйте их в свою тетрадь.
– Хорошо, а теперь скажите, пожалуйста, что мы видим на картине? (кустсирени в корзинке на столе)
– Какую сирень изобразил художник? (свежую, молодую сирень)
– Как вы думаете, когда срезали букет? (недавно, только что, т.к. нет поникших листиков и цветов, букет пышный)
– Отлично. Запишите эти данные в свои тетради. Теперь мы переходим ко второму пункту плана – «Цвета и оттенки букета».
– Давайте вспомним, какие средства выразительности вы уже знаете? Дайте им определения. (метафора – троп, слово или выражение, употреблённое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета, по какому-либо общему признаку; эпитет – образное определение, выражающееся преимущественно именем прилагательным; олицетворение – троп, приписывающий свойства одушевлённых предметов неодушевлённым; сравнение – фигура речи, уподобление одного предмета другому по какому-либо общему признаку)
– Хорошо, а теперь давайте анализировать картину. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
Какие краски преобладают в букете? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, голубоватая, сиреневая, фиолетовая, бледно-розовая)
– Какой цвет на заднем фоне? (задний фон светло-зелёный, чуть светлее самих листиков, есть жёлтые мазки, наверно, это майское солнышко. Стол тёмного цвета, на нём по-домашнему уютно выделяется корзинка и сами цветы)
– Во что помещён букет? (в плетёную корзинку из ивовых прутьев)
– Какими средствами выразительности мы можем описать картину? (олицетворение: букет цветёт, радуется, живёт; эпитеты: сирень свежая, чудная)
– Переходим к третьему пункту плана – «Гроздья сирени». Рассмотрите их.
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях?Чётко ли прорисованы цветы? (нельзя, они очень маленькие и их много, тем самым они придают объем веточкам)
– Какие гроздья изображенной сирени? (крупные, пушистые, как виноградные, нарядные)
– Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину цветков сирени? (Крупные, тяжёлые, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)
– Четвертый пункт – «Листья сирени». Какие они? (некрупные, их еле видно, они закрывают друг друга)
– Их много или мало? (листьев не много и не мало, но меньше чем самих цветов, они придают «живой» вид букету, т.к. если их убрать, то будет смотреться неестественно)
– Каких они оттенков? (в большинстве своём они светло-зелёные, внизу темнее, туда падает тень)
– Пятый пункт нашего плана «Запах сирени/букета». Представьте аромат сирени.
– Какой запах у сирени? (ароматный, резкий)
– Какими эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая, чарующая, таинственная, загадочная, упоительная).
– Почему запах сильный? (привлекает внимание насекомых, пчёл)
– Шестой пункт плана – «Моё отношение к картине»
– Напишите, нравится ли вам эта картина? Какие чувства она вызывает? (радость, восхищение, спокойствие) Что хочется делать, глядя на картину?
– Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине.
– Постарайтесь обобщить, всё сказанное нами и сформулировать вывод.
Вывод: Невозможно оторвать взгляд от этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами. Такое прекрасное произведения живописи мог создать только внимательный, любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.
– Вы большие молодцы и хорошо поработали! Теперь опираясь на созданный нами план, напишите черновик сочинения. На следующем уроке перепишите сочинение на отдельный листочек.